Профилактика девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа

Описание

Цель исследования заключается в выявлении основных особенно¬стей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Содержание

Введение.
Глава I. Теоретико-методологические основы девиантного поведения подростков.
1.1. Определение основных понятий, сущность, виды и формы девиации…………………………………………………………….……………11
1.2. Методологические подходы и методы диагностики девиантного поведения в подростковом возрасте……………………………………………18
Глава II. Профилактика девиантного поведения подростков на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних»……………………………………………………………30
2.1. Особенности социальной работы с подростками с девиантным поведением в учреждениях социальной реабилитации…………………………30
2.2. Формы и методы профилактической работы с подростками с девиантным поведением……………………………………………….…………..38
Заключение ………………………………………………………………….57

Работа состоит из  1 файл

Девиантное поведение подростков.doc

— 274.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Девиантное поведение можно условно разделить на следующие типы: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей, важнейшими сторонами процесса социализации  выступают, прежде всего, усвоение индивидом социального опыта, являющегося по сути дела одной из главных характеристик того, как социальная среда  воздействует на человека; второстепенным же является момент воздействия человека на среду с помощью своей деятельности.

              Активность позиции личности в данном случае требует подробного изучения, которое должно включать целенаправленное, комплексное исследование закономерностей и противоречий становления и развития личности, что создаст научную основу для осуществления мер по ликвидации социальных проблем, воспитанию молодежи и управлению этим процессом.

Вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками нарушений поведения. Знание  индивидуальных особенностей личности несовершеннолетних, объединенных в «криминогенный комплекс», дает возможность вовремя определять основные направления, формировать мероприятия по психокоррекции и профилактики девиаций в их среде.

Реабилитационная работа строится, исходя из личности ребенка, находящегося в центре, и направлена на создание условий, способствующих вовлечению детей и подростков в нормальный жизненный процесс, выводу ребенка из тяжелой жизненной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего. Социально-реабилитационный центр призван решать наиболее важные задачи по устранению последствий семейной дезадаптации еще на начальном этапе до перехода в крайние формы. Необходимо использовать комплексный подход к процессу социализации ребенка к нормальным условиям жизни.

Таким образом, несовершеннолетние, находящиеся в специализированных учреждениях, имеют печальный опыт проживания в семье, отражающийся на их личности, физическом и умственном развитии.

Для них характерен неполноценный эмоциональный опыт, недоразвитость эмоциональной отзывчивости. У них ослаблено чувство стыда, они равнодушно относятся к переживаниям других людей, проявляют несдержанность. В их поведении часто проявляется грубость, перепады настроения, иногда переходящие в агрессию. 37,1% беспризорных детей имеют завышенный уровень притязаний, переоценивают свои реальные возможности. Такие подростки неадекватно реагируют на замечания, всегда считают себя невинно пострадавшими.[54]

Испытывая постоянную неуверенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию физической силы. У 22,5% детей, имеющих опыт беспризорной жизни, снижена самооценка, они неуверенны в себе, подавлены, замкнуты.[55] Сфера общения у этих детей характеризуется постоянной напряженностью. Обращает на себя внимание агрессивность детей в отношении со взрослыми. С одной стороны, они сами немало пострадали от действий взрослых, с другой стороны, у детей складывается потребительское отношение к родителям.

Практика работы учреждений социальной реабилитации в Российской Федерации показывает, что  в настоящее время сложилась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения среди несовершеннолетних. Однако перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, нехватка средств на материально-техническое обеспечение реабилитационных учреждений снижают эффективность предпринимаемых действий.

 

 

2

 



[1] См., например: Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. - М., 2003; Тард Г. Законы подражания. - СПб., 1992; Тард Г. Молодые преступники. - СПб., 1899; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994; Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1995; Дюркгейм Э. Самоубийство. - СПб : Изд-во «Союз», 1998; Мертон Р. Социальная структура и аномия. - // Социология преступности. - М., 1966; Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.23; Парсонс Т. О структуре соци­ального действия. - М.: Академический Проект, 2000; Goffman. E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. Endlewood Cliffs / E. Goffman. - N.J. : Prentice-Hall, 1963; Freud S. Arguments for an Instinct of Agression and Destruction // Abstracts of the Standart Edition of S. Freud, National Institute of Mental Health, Rorkville, Mariland, 1971

[2] Девиантное поведение: методология и методика исследования. - М., 2004; Комлев Ю.Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной сре­ды. - Казань, 2005; Позднякова М.Е. Социальные и психологические предпосылки наркотизации // Россия: трансформирующееся общество. - М., 2001; Коробкина З.В., Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи.-М., 2002; Шереги Ф.Э. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркоти­зация, проституция. - М., 2001; Шипунова Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. - СПб., 2003.

[3]Собкин В.С. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образо­вания. Том Х. Выпуск 17. - М. , 2000; Собкин В.С. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. - М., 1998; Сукало А. А. Педагогика профилактики соци­альных отклонений в сфере подростково-молодежного досуга : автореф. дисс... д-ра пед. наук. - СПб, 1996; Bauman K.E. On the importance for the adolescent drug use: commonly neglected considerations / K.E. Bauman, S.T. Ennet. - Addictions, 1996; Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989; Преступность в России начала ХХ1 века и реагирование на нее / под ред. проф. А.И. Долговой. - М., 2004.

[4] Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления // Соци­альное развитие предприятия и работа с кадрами. - М.,1989; Марков М. Техноло­гия и эффективность социального управления. - М., 1983; Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М., 1996; Патрушев В.И. Многоуровневая мо­дель технологизации социального пространства // Информатизация и технологиза-ция социального пространства. - М., Нижний Новгород, 1994; Холостова Е.И. Со­циальная работа. - М., 2005.

[5] Психология : словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1990. – C.125.

[6] Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилин­ский, В.С. Афанасьев. - СПб. : ИСИ РАН, 1993. - С. 26.

 

[7] Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилин­ский, В.С. Афанасьев. - СПб. : ИСИ РАН, 1993. – С. 58.

[8] Климова, Т.Е. Педагогическая диагностика : Учебное пособие / Т.Е. Климова. - Магнитогорск : Лаборатория проблем непрерывного образования, 2000. - С. 14

 

[9] Платонов, К.К. Структуры и развитие личности/ К.К. Платонов. - М.: АН СССР, Ин-т психологии, 1986. – С. 111.

 

[10] Платонов, К.К. Структуры и развитие личности/ К.К. Платонов. - М.: АН СССР, Ин-т психологии, 1986. – С. 112.

[11] Там же.

[12] Платонов, К.К. Структуры и развитие личности/ К.К. Платонов. - М. : АН СССР, Ин-т психологии, 1986. – C.153.

[13] Там же.

[14] Платонов, К.К. Структуры и развитие личности/ К.К. Платонов. - М. : АН СССР, Ин-т психологии, 1986. -  С.154.

 

[15] Платонов, К.К. Структуры и развитие личности/ К.К. Платонов. - М. : АН СССР, Ин-т психологии, 1986. – С.155.

[16] Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под. ред. С.А. Беличевой. – Тюмень, 2005. – С.118.

[17] Там  же

[18] Липунова О.В. Психология, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения: Практической пособие. Комсомольск – на - Амуре: Изд-во Комсомольского – на – Амуре гос. пед. ун-та, 2002 –  С. 41.

[19] Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. Издание 4-е. М.: Издательство Магистр, 1999. – С. 74.

[20] Скрипник Т.В. «Психологические средства антиципирующей коррекции отклоняющегося поведения личности». – автореф. канд. дисс. Омск. Изд. ОГПУ. 2000. – С. 37.

[21] Бадмаева Н.Ц. Общая психодиагностика: Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. – С.132.

[22] Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Издателький центр «Академия», 1996. – С.186.

[23] Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 10-11.

[24] Гуревич К. М. Современная психодиагностика: пути развития // Вопросы психологии. – М., 1992. – С. 59.

[25] Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1995. – С. 144.

[26] Фромм А. Азбука для родителей. -  М., 1994. – С. 987.

[27] Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994. – С. 256.

[28] Словарь- справочник// Под общ. ред. Зинченко Н.А. – М., 1998. – С. 9. 

[29] Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. – С. 58.

[30]              Блохина С.И., Козлова В.П., Старишнова А.Л. К вопросу об организации детских реабилитационных центров в России Российский журнал социальной работы. 1996. № 1. С.53.

[31]              Ротовская И.Б., Четвергова Л.П. Методика индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра// Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000. № 1. С.22.

[32]              Ляпина В.Г. Центр нужный всем //Работник социальной службы. 2001. № 1. С. 72.

[33]              Марасанов В.Д. Социально-психологический тренинг. М ., 2000. С. 12.

[34]              Барсукова Т.В. Применение игровой терапии в процессе реабилитации беспризорных детей.// Беспризорник. 2003. № 3.С. 48.

[35]              Блынская Л. Социальная реабилитация детей и подростков в трудовой деятельности// Социальная педагогика. 2003. № 1. С. 82.

 

[36]              Ярославцева Н.В. Система мер по оптимальному жизнеустройству детей// Работник социальной службы. 2003. № 2. С. 26.

[37]              Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска и их семей// Социальная педагогика. 2003. № 1. С. 70.

 

[38]              Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации: Закон РФ от 10.12.1995 года №195-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50.

[39]              Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 года № 896// Собрание законодательства РФ.29.10.2000. № 896.

[40]              Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних // Беспризорник. 2008. № 2. С. 1

[41]              Там же. С.16.

[42]              Манукян Э.А. Территориальные центры социальной помощи семье и детям: опыт, тенденции, перспективы// Российский журнал социальной работы. 1996. № 2/4. С. 40.

 

[43]              Харичкин Е.А. Социальные приюты и пути решения проблемы социального сиротства// Работник социально службы. 2001. № 2. С. 55.

 

[44]              Камаева Г.И. Воспитательный дои как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. №. 1. С. 75.

 

[45]              Хижаева Т.М. Роль социально-трудовой реабилитации в социализации личности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации// Отечественный журнал социальной работы. 2003. № 3. С. 57.

[46]              Дергач А.В. Проблемы обучения воспитанников центра// Работник социальной службы. 2001. № 2. С. 18.

[47] Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Под ред. Олифрененко Л.Я., Шульга Т.И. М., -2002, - С. 85.

[48]              Отчет ГУСО "Окинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" за 2010 год.

[49]              Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 79.

[50]              Осипова О. Несовершеннолетний - объект деятельности социально-реабилитационного центра// Третья молодежная практическая конференция Респ. Бурятия. У-Удэ, 1999. С. 63.

[51]              Там же. С.64.

[52] Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях. М.,1996. С.50.

[53]Назукина Л.И. Комплексная реабилитация детей и подростков социального риска// Работник социальной службы. 2002. № 3. С.40.

 

[54]              Осипова О. Несовершеннолетний - объект деятельности социально-реабилитационного центра// Третья молодежная практическая конференция Респ. Бурятия. У-Удэ, 1999. С. 63.

[55]              Там же. С.64.


Информация о работе Профилактика девиантного поведения подростков