Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:40, дипломная работа
Цель исследования: изучить психологическую готовность к материнству российских женщин.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
изучить сложившиеся в психологической литературе подходы к изучению готовности к материнству;
исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей; изучить готовность к материнству среди женщин, не имеющих детей;
провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической готовности
к материнству. 6
§1.1. Определение понятия «Психологическая готовность к материнству» и характеристика её составляющих. 6
§1.2. Психофизиологическая готовность женщин различных возрастных групп к материнству. 21
Глава 2. Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству женщин различных возрастов. 29
§2.1. Методы исследования. 29
§2.2 Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству у женщин различных возрастных групп………………………37
Заключение 74
Литература 76
Относительно ценности детей для респондентов отметим следующее. Во-первых, ни в одной работе не указано, что рождение ребёнка было долгожданным событием. Кроме того, в 40% работ отмечено, что новость о беременности была неожиданной («…Ванька был громом среди ясного неба!...»), то есть рождение ребёнка было неосознанным. Во-вторых, авторы не указывают какие надежды они связывают со своим малышом, зачем он нужен. В 20% работ указано, что «без них (детей), наверное, было бы скучно жить», то есть женщина ещё не уверена, что дети приносят радость. Кроме того, малыш расценивается не как радость, а как какое-то веселье, развевающее скуку. Анализ работ показывает, что для женщин 16-18 лет ребёнок высокой ценности не имеет.
80%
авторов отмечают помощь
В целом обнаружилось, что женщины в возрасте 16-18 лет с обязанностями не справляются, не испытывают радости материнства.
2 группа. Испытуемые в возрасте 19-20 лет.
Средний объём сочинений составил 28 строк. То есть респонденты данной группы проявили большую заинтересованность, чем испытуемые первой группы.
В
80% сочинений респонденты
Кроме того, испытуемые не осознают в полной мере ценность ребёнка. Лишь из 20% работ можно понять, что с рождением малыша женщины стали более счастливы («…быть мамой – это очень интересно и радостно…», «…Полина – это смысл нашей семьи…»). В сочинениях респонденты не указывают, какие надежды связывают с детьми.
Что касается трудностей, то среди них женщины указывают бессонные ночи, стирку, кормление малыша. В 60% работ прослеживаются проблемы, связанные с воспитанием («…стараемся не баловать, но как можно не любить своего ребёнка?!...», «…такой маленький, а ставит нам условия…»).
Одной из проблем, характерных для женщин данной возрастной группы является совмещение учёбы и ухода за ребёнком. Это отмечают 20% респондентов. При этом 40% испытуемых отметили, что после рождения ребёнка учёбу им пришлось бросить, что указывает не запланированное появление малыша.
Таким образом, женщины данной возрастной группы не в полной мере осознают смысл детей и материнства в целом. С материнскими функциями они справляются не в полной мере.
3 группа. Испытуемые в возрасте от 21 до 23 лет.
Средний объём сочинений 34,5 строки. В ходе анализа работ были получены следующие результаты.
Лишь в 60% работ прослеживается радостно-счастливое отношение к роли матери и ребёнку в частности. В остальных сочинениях любовь к ребёнку является как-бы констатацией факта. Не смотря на то, что в сочинениях указано, что женщина любит ребёнка, общее впечатление, стиль изложения не позволяют сделать вывод, что малыш является объектом любви и приносит женщине радость. Основная идея этих работ в том, что «…быть матерью – это очень ответственно…», «…я должна многое сделать для своего ребёнка…», «…я люблю Кристину, ведь она моя дочь…». Получается, что женщины вынуждены заботиться о ребёнке, радости в этих заботах они не видят.
Анализ работ позволяет судить о том, что не менее 40% респондентов планировали рождение ребёнка («…решили, что ребёнка я буду рожать только после того, как закончу институт…»).
Относительно уровня знаний женщин отметим следующее. 40% респондентов осознают недостаток знаний и опыта, но при этом они также указывают, что стараются читать соответствующую литературу, смотреть телепередачи. В общем, работы позволяют судить о среднем уровне знаний испытуемых, так как есть проблемы, связанные с воспитанием детей («…не могу уговорить поспать…», «...муж считает, что начинать воспитывать надо уже сейчас…», «…не могу отказать моей красавице…»).
Следует отметить, что для респондентов данной возрастной группы характерно то, что в воспитании детей участвуют и мужья («…с папиной помощью разбираемся в машинах…», «…по вечерам муж любит повозиться с Даней…»). Это говорит о том, что родители в возрасте 21-23 лет более осознанно относятся к рождению ребёнка, хотят быть рядом с ним.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что женщины в возрасте 21-23 лет осознают ответственность за воспитание и развитие детей, знают функции матери. Но для этих респондентов характерен не высокий уровень радостно-счастливого отношения к ребёнку и материнства в целом.
4 группа. Испытуемые в возрасте от24 до26 лет.
Средний объём сочинений составил 41 строку, что говорит об эмоциональной включённости респондентов.
При
прочтении сочинений
При этом в детях женщины видят радость, осознают ценность материнства. Указывают, что «…забот конечно не мало…», но «…без детей жить невозможно….». Респонденты не акцентируют внимание на проблемах. Для них характерен эмоционально-положительный настрой на преодоление трудностей.
Отметим, что трудности у испытуемых данной группы связаны в основном с воспитанием детей («…иногда не знаю, как поступить…», «…воспитание – трудное дело…»). Необходимую информацию женщины получают из журналов, телепередач, от подруг, у которых есть дети.40% респондентов указали, что пользуются советами родителей. 60% отмечают помощь мужа при воспитании ребёнка. Отметим, что только респонденты 24-26 лет указали, что литературу о воспитании детей надо читать и по мере подрастания ребёнка.
Что касается ценности ребёнка, то можно сказать, что дети имеют важное значение в жизни респондентов данной возрастной группы. С ними женщины связывают свои надежды.
Проанализировав сочинения респондентов данной возрастной группы, можно сказать, что не менее 60% испытуемых планировали рождение ребёнка («…мы с мужем серьёзно готовились стать родителями…», «…была уверена, что готова стать мамой…»). То есть рождение малыша для этих женщин было осознанным. Респонденты понимали, какую они берут на себя ответственность.
Таким
образом, не смотря на недостаток знаний
о воспитании детей, можно сказать,
что женщины в возрасте от 24 до
26 лет лучше остальных
Результаты анализа сочинений подтвердили данные полученные в ходе анкетирования: у женщин в возрасте 24-26 лет уровень психологической готовности к материнству выше, чем у респондентов 16-23 лет.
Статистический анализ полученных результатов (методом углового преобразования Фишера - j*), показал, что достоверные различия по выраженности когнитивно – операционной, потребностно – мотивационной и социально – личностной готовности к материнству присутствуют между группами (1 и 3) (1 и 4) и (2 и 3) и (2 и 4) j*= 1,72 (r < 0,05) и j*= 1,68 (r < 0,05) соответственно при анализе результатов, полученных в ходе обработки анкетных данных; между группами (1 и 3) и (1 и 4) и (2 и 3) и (2 и 4) j*= 2,88 (r < 0,01); j*= 1,64 (r < 0,05) и j*= 2,01 (r < 0,01) и j*= 3,73 (r < 0,01) соответственно в результате анализа данных, полученных по методике рисунок; между группами (1 и 3) и (1 и 4) j*= 2,27 (r < 0,05) и j*= 2,52 (r < 0,01) соответственно полученных данных при обработке результатов методики «Сочинение».
Таким образом, сравнительный анализ позволил сделать следующие выводы:
1. Обнаружена тенденция: чем старше женщина, тем более высокие показатели по всем параметрам, составляющим психологическую готовности к материнству, а именно : когнитивно – операционной, потребностно – мотивационной и социально – личностной сферам готовности;
2. С увеличением возраста становится выше степень осознания респондентами ответственности, которую берёт на себя женщина, решившая родить ребёнка;
3. Женщины в возрасте 16-20 лет среди проблем, которые появляются с рождением малыша, указывают в основном финансовые трудности и отсутствие свободного времени. Женщины более старшего возраста считают важными проблемы, которые состоят в недостатке знаний о процессе воспитания и развитии детей.
Заключение
Проведенный анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сформировать вывод о том, что успешность выполнения материнских функций и качество материнской позиции зависит от психологической готовности женщины к материнству, а собственно готовность к материнству формируется на протяжении всей жизни. Необходимо отметить, что психологическая готовность к материнству включает в себя три блока: потребностно-мотивационный блок; когнетивно-операционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству. Женщины каждой возрастной группы обнаруживают определённые характеристики, влияющие на уровень её готовности к материнству. Безусловно женщина для того чтобы быть готовой к материнству должна достичь определенных психофизиологических и социальных параметров, которые позволяют в большей степени раскрыть себя как мать.
Измерив уровень психологической готовности у респондентов различных возрастов (от 16 до 26 лет) с помощью разработанного методического инструментария, исследовав реальное отношение матери к ребёнку и проведя сравнительный анализ степени психологической готовности к материнству женщин различных возрастных групп, мы можем говорить о том, что психологически более готовы к материнству женщины в возрасте от 24 до 26 лет, наименее – женщины в возрасте от 16 до 18 лет.
Респонденты 24-26 лет имеют самые высокие показатели по всем базовым компонентам, составляющим психологическую готовность к материнству: социально-личностная, когнитивно-операционная, мотивационно-потребнностная готовности. Для этих женщин, в отличие от респондентов 16-23 лет, ребёнок и материнство в целом имеют наибольшее значение среди жизненных ценностей. Они в полной мере осознают ответственность, которую берёт на себя женщина, решившаяся на рождение малыша. Кроме того, женщина 24-26 лет в основном определяется в профессиональном плане. Также происходит осознание того, что цели относительно учёбы, работы достигнуты и поэтому необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих, а именно, к созданию семьи и рождению ребёнка.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи выполнены.
Дальнейшие исследования по данной теме могут быть направлены:
Информация о работе Психологическая готовность к материнству у женщин различных возрастных групп