Психологическая готовность к материнству у женщин различных возрастных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:40, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить психологическую готовность к материнству российских женщин.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
изучить сложившиеся в психологической литературе подходы к изучению готовности к материнству;
исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей; изучить готовность к материнству среди женщин, не имеющих детей;
провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической готовности
к материнству. 6
§1.1. Определение понятия «Психологическая готовность к материнству» и характеристика её составляющих. 6
§1.2. Психофизиологическая готовность женщин различных возрастных групп к материнству. 21
Глава 2. Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству женщин различных возрастов. 29
§2.1. Методы исследования. 29
§2.2 Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству у женщин различных возрастных групп………………………37
Заключение 74
Литература 76

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)

    На  самых ранних этапах развития особенности ребёнка достаточно жёстко определены функциями матери и их нарушение ведёт к изменениям в общем психическом развитии ребёнка по типу дефицитарности или искажения. Полное лишение ребёнка материнских функций, которые обеспечивают появление всех основных структур (развитие ребёнка как человеческого существа, появление и развитие потребности в общении, построение рабочей модели мира, поведения привязанности) ведёт к тяжёлому госпитализму. Даже частичное нарушение отражается на развитии ребёнка. Это обуславливает необходимость знания будущей матерью своих функций [42, с. 83].

    Материнство сопряжено с процессом воспитания, передачей общественно ценных образцов поведения подрастающему поколению. Но треть семей сталкиваются с  серьёзными и 48% - с частичными трудностями в воспитании детей. Одной из причин, которые называют родители, является недостаток педагогического опыта и знаний. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностях ребёнка, его развитии, зачастую осуществляют воспитание вслепую. Поэтому каждая будущая мама должна уделить серьёзное внимание вопросу воспитания ребёнка, должна знать  основы  процесса воспитания [25, с.19].

    Чем более поведение матери ориентировано  на личность ребёнка, на сопереживание ему, на желание создать максимально благоприятные условия, чем больше открыто и эмоционально она может выразить свою любовь, тем более благоприятные условия она обеспечит ребёнку в первые месяцы и годы его жизни [33].

    Блок  социально - личностной готовности к материнству включает развитие половой идентификации женщины, установки на стратегию воспитания ребёнка, представление о важных для развития ребёнка личностных качеств матери, позитивное восприятие своей родительской роли, осознание ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию, готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием ребёнка.

    Женщина, как будущая мать, принимает на себя новую социальную роль, роль матери. Новая роль изменяет социальный статус, требуют выполнения новых обязанностей. Происходит установка по отношению к себе, происходит глубинная идентификация с «настоящими» женщинами. Ей присваивается «титул» матери. Появляется поло-ролевая идентификация «мы – матери».

    Но  с каждым годом растёт число лиц женского пола, не желающих быть женщиной. Объясняют они это тем, что мужчина освобождён от необходимости рожать детей, содержать семью. У него больше прав и меньше ответственности – вот что ценят подобные женщины в своём представлении о мужчинах. Такие женщины считают, что рождение, воспитание и уход за детьми  дискриминирует их [34].

    Одной из составляющих данного блока являются установки на стратегию воспитания ребёнка. Большое значение имеет  то, как женщина планирует ухаживать  за ребёнком (следовать ли строгому режиму, предлагать ли соску, брать ли на руки или стремиться  приучать к самостоятельности», т.е. ориентироваться на потребности младенца  или на собственные представления о необходимом ему); каких принципов  собирается придерживаться при воспитании малыша; какие цели ставит при воспитании ребёнка. Воспитание детей в наше время – серьёзная проблема. Этому учат в книгах и с экранов телевизоров, предлагают различные теории воспитания, включая Руссо, Корчака и доктора Спока. Будущая мать, владея информацией из этого «океана», должна выбрать свою стратегию воспитания ребёнка [18, с.28].

    Дети  – отражение и продолжение  родителей. Отражение – потому то вбирают в себя то, что взрослые им дают. Продолжение, потому что они  изменяют, развивают, используют в своей жизни полученное от родителей. Если мать  ощущает себя как нечто неизменное, не подлежащее совершенствованию, если родители не представляют, что такое работа над собой, не имеют внутреннего опыта такой работы, - это отражается на их отношении к ребёнку. Если мать рассматривает свои собственные изменения под углом приобретения новых знаний, «внешних» умений, она будет замечать это и в ребёнке. Если родители свои изменения рассматривают ещё с точки зрения развития внутренних качеств, воспитания в себе, например, большей терпимости, большей последовательности и целенаправленности, большей доброжелательности и т.д., то отношение к развитию ребёнка будет более полным. Чем лучше мать умеет воспитывать себя, тем лучше она понимает что значит - воспитывать ребёнка [43, с. 94].

    Хоментаусказ  Г.Т. , рассуждая о личностных качествах матери, приводит слова великого Конфуция: «Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинцию, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы, начни с городов. Если ты хочешь изменить город, начни  с улиц. Если ты хочешь изменить улицу, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя». Это высказывание говорит о том, что развитие ребёнка определяют личностные качества матери; дети и осознанно и неосознанно перенимают у взрослых их поведение, привычки, манеры, черты характера, причём, как положительные, так и отрицательные. Личностные качества матери имеют огромное значение при воспитании ребёнка, так как обязательно отразятся в нём. Поэтому  каждая будущая мама должна задуматься над тем, какого человека она хочет воспитать из своего малыша и  прежде чем начать воспитывать ребёнка, воспитать себя [46, с.201].

    Неотъемлемой  частью психологической готовности к материнству является осознание ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию. Д.В. Виникот считает, что ответственность – это результат чувства любви. Ответственность основывается на любви, развивается из этого чувства и появляется благодаря материнской любви. Материнская любовь неразрывно связана  с чувством ответственности за судьбу своих детей. Мать в силу своей любви к ним несёт ответственность за детей в первую очередь перед собой. Однако осознавать ответственность можно лишь при более или менее ясном представлении о поставленных целях, при ясном понимании мотивов, при определённом и обязательном осознании смысла своей  деятельности, своих намерений и усилий. Женщина полностью несёт ответственность за своё желание стать матерью. Она решает проблему серьёзного и ответственного выбора, определяющего всю её дальнейшую жизнь [21, с.140].

    Ответственность за ребёнка – элемент осознанного  материнства. Осознанное материнство  – это, прежде всего отказ от стихийного наступления материнства. Осознание материнства, помимо желания иметь детей, заключается ещё в осмыслении, в положительном отношении к тем новым обязанностям, к той новой жизни, в которую вступает женщина, когда она решает стать матерью. Большое значение имеют те мотивы, которыми женщина руководствовалась при решении вопроса о рождении ребёнка, какие действительные побуждения приводят её к желанию стать матерью. О действительно ответственном отношении к материнству можно говорить тогда, когда будущая мать полностью осознаёт его смысл с общественной и личной точки зрения, когда она понимает реальные проблемы, связанные с материнством, сознательно берёт на себя их решение, правильно готовит себя к их реализации [21, с.188].

    Правильная  подготовка себя к выполнению родительской роли включает позитивное видение материнства – это не взгляд на материнство сквозь «розовые очки», а это новые возможности для мобилизации своего потенциала.

    Е.В.Матвеева полагает, что перечисленные выше составляющие могут отражать уровень  готовности женщины к материнству и служить основанием для прогноза качества материнской позиции и последующего материнского поведения [26].

    Таким образом, готовность к материнству это сплетение  многих факторов, влияющих на будущее  отношение к ребенку, к социальному  статусу, собственно к себе, как к матери. Готовность к материнству это не перманентное действие, а долгий процесс подготовки к материнству, начинающийся с раннего детства (игры в дочки-матери и пр.) и не заканчивающийся при появлении ребенка на свет. Немаловажным аспектом готовности к материнству является наличие мотивации, потребности в самом материнстве (потребностно-мотивационный блок), что складывается из многих факторов, напрямую влияющих и определяющих готовность к материнству. Позитивное отношение к беременности и появлению на свет малыша, осознание ценности ребенка и материнства, выделение их среди других менее важных ценностей оказывает как психологически (создание благоприятного фона), так и физически благоприятную почву в процессе подготовки к материнству. Неотъемлемой частью подготовки к материнству является процесс познания, изучение будущих функций, особенностей (когнетивно-операционный блок). Собственно осознание себя как матери, понимание социальных задач воспитания детей (социально-личностный блок), осознание ответственности, готовность преодолевать трудности делают женщину готовой к материнству.

1.2. Психофизиологическая готовность женщин различных возрастных групп к материнству.

    Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей  и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет.

    В словаре русского языка С.И.Ожегова  «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми» [30, с.68].

    В сексологическом словаре  материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.

      Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины [36, с. 14].

    Представители феминистского подхода объявляют  материнство существенной, хотя и  необязательной, частью жизни женщины.

    Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся  на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу.

      Брутман В.И. определяет материнство  как одну из социальных женских  ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности [15].

    «Материнство, - утверждает Г.В. Бурменская, - в действительности всего лишь исполнение женщиной заученной с детства роли».

    Матвеева  Е.В. определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта [27, с. 24].

    Матвеева  Е.В. определяет его как особый тип  деятельности женщины, опираясь на положение Давыдова В.В. о типологии деятельности. В.В.Давыдов выделял типы деятельности, которые сложились и возникли в процессе онтогенеза. Последние обозначены как воспроизводящие. Матвеева Е.В. считает, что к этому типу деятельности и относится материнство [27, с. 29-30].

    Минюрова  С.А. отмечает, что все психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать рассматривается  в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, как объект – носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины-матери. Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания  женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка [29].

    Таким образом, нет единого, однозначного понятия «материнство». Для целостного видения материнства необходимо обозначить функции, присущие матери.

    Функции матери достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребёнка, обеспечении  его эмоционального благополучия, в развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств ребёнка и его деятельности.

    Филиппова Г.Г. выделяет две взаимосвязанные группы материнских функций: видотипичную  и конкретно - культурную.

    К видотипичным функциям матери относятся  следующие.

  1. Обеспечение стимульной среды для пре- и постнатального развития когнитивных и эмоциональных процессов.
  2. Обеспечение условий (в форме разделения деятельности с ребёнком) для развития видотипичной структуры деятельности.
  3. Обеспечение условий для возникновения прижизненно формирующихся видотипичных потребностей: потребности в эмоциональном взаимодействии с взрослым,  в получении положительных эмоций от взрослого, включения взрослого в чувственно-практическую деятельность, потребность в оценке взрослым своей активности и её результатов, познавательная потребность и др., а также формирование привязанности.
  4. Обеспечение условий для освоения видотипичных средств отражения в форме формирования потребности в общении, как системообразущих для сферы общения.
  5. Обеспечение условий для развития мотивационных механизмов [41, с. 7].

    Конкретно-культурные функции охарактеризовать сложнее. Все указанные выше видотипичные функции мать осуществляет согласно имеющейся в её культуре модели материнства, в которую входит не только операционный состав и технология ухода воспитания, но и модель переживаний матери, её отношения к ребёнку и своим функциям, а также способы эмоционального взаимодействия с ребёнком. К этой группе материнских функций Филиппова относит следующие:

Информация о работе Психологическая готовность к материнству у женщин различных возрастных групп