Психологическая готовность к материнству у женщин различных возрастных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:40, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить психологическую готовность к материнству российских женщин.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
изучить сложившиеся в психологической литературе подходы к изучению готовности к материнству;
исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей; изучить готовность к материнству среди женщин, не имеющих детей;
провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической готовности
к материнству. 6
§1.1. Определение понятия «Психологическая готовность к материнству» и характеристика её составляющих. 6
§1.2. Психофизиологическая готовность женщин различных возрастных групп к материнству. 21
Глава 2. Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству женщин различных возрастов. 29
§2.1. Методы исследования. 29
§2.2 Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству у женщин различных возрастных групп………………………37
Заключение 74
Литература 76

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)

2.2  Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству у женщин различных возрастных групп.

В качестве испытуемых выступили женщины различных возрастных групп.

    Первую  группу составили 40 женщин в возрасте от 16 до 26 лет, не имеющие детей. Из них 40% испытуемых находятся в официальном или неофициальном браке. 37% испытуемых работают, 30%  учатся в техникуме, 25% - в ВУЗе, 8% - в школе.

    Вторую  группу составили 20 женщин в возрасте от 16 до 26 лет, имеющие детей. Из них 90% испытуемых данной группы находятся в официальном или неофициальном браке. Все женщины имеют одного ребёнка. Возраст детей составляет от одного месяца до трёх лет, при этом 75% женщин находятся в  отпуске по уходу за ребёнком, 15% работают, 10% учатся (на очном отделении в ВУЗе). 

    Нами были получены следующие результаты по каждой возрастной группе.

    1 группа. Испытуемые  – респонденты в возрасте от 16 до 18 лет.

    Все респонденты данной возрастной группы хотят иметь детей. Но в то же время 90% опрошенных отметили, рождение ребёнка  не входит в их планы на ближайшие  пять лет. Среди первостепенных задач  респонденты указывают получение  образования и профессии. Что касается предполагаемого количества детей, то 60 % опрошенных хотят иметь двух детей, 40% - одного ребёнка. При этом 80% респондентов  считают для себя возможным родить трёх детей лишь при благоприятных материально-бытовых условиях. При этом 40% опрошенных, потенциально готовых к рождению третьего ребёнка, указывают на то, что окружающие относятся безразлично к женщинам, имеющим трёх детей. 20% из них полагают, что такие женщины вызывают у окружающих удивление и недоумение. Эти данные позволяют заключить, что материально-бытовые условия и отношение общества к многодетным матерям являются значимыми факторами, обуславливающими психологическую готовность к материнству.

                     90% опрошенных ответили, что рождение  малыша является для них счастливым событием. При этом в задании, где требовалось продолжить фразу «Ребёнок – это…» лишь для 40% респондентов ребёнок – это радость и счастье. В основном ответы респондентов этой группы носят формальный характер, типа «дети – это будущее», «ребёнок – это человек, не достигший совершеннолетия». Особого внимания заслуживают ответы 10% респондентов, которые определяют детей как: «супер », «ребёнок – это классно». Данные ответы могут свидетельствовать о низкой ценности детей для этих испытуемых, об отношении к ребёнку, как вещи или явлению. Это подтверждается и тем, что лишь 20% респондентов поставили ребёнка по ценности, значимости на второе место. Для остальных респондентов (80%) рождение малыша не столь значимо. В среднем у женщин от 16 до 18 лет ребёнок занимает 6-7 позиции. Полученные данные убеждают, что респонденты данной возрастной группы не осознают высокой степени ценности детей.

    Хотя  с другой стороны, все опрошенные ответили, что сочувствуют женщинам, которые не могут иметь детей. 80% респондентов указали, что им трудно понять женщин, оставляющих своих детей. Кроме того, столько же испытуемых утверждают, что не представляют свою жизнь без детей. На основании полученных результатов можно сделать вывод, что женщины данной возрастной группы осознают вообще значимость ребёнка в жизни женщины, но в настоящее время для них ребёнок высокой ценности не представляет. На сегодняшний день для респондентов в возрасте 16 -18 лет наибольшее значение имеют учёба, самореализация в профессионально-трудовой деятельности, наличие верных друзей.

      В чём же женщины видят ценность  ребёнка? 30% опрошенных в том, что ребёнок укрепляет семью, 30% -опора в старости, 10% респондентов ребёнок нужен только для того, чтобы дать ему то, что не смогла получить сама женщина. Для 20% опрошенных ребёнок – это продолжатель рода. А 10% респондентов считают, что женщине просто положено иметь детей. Таким образом, ребёнок женщинами не рассматривается как самостоятельная ценность, не отождествляется с радостью и счастьем.

    Аналогичная тенденция прослеживается в представлениях респондентов о смысле материнства. Для 20% опрошенных быть матерью, это, значит, взять на себя ответственность. При этом они не указывают, за что они готовы взять ответственность и перед кем. Ещё для 20% респондентов материнство – это проявление любви к ребёнку. Остальные (60%) не смогли объяснить, что для них значит быть матерью.

    Таким образом, анализ полученных данных показывает, что уровень ценностно-смысловой готовности к материнству очень низкий у женщин данной возрастной группы. Результаты по данному блоку приведены в таблице 1.

Таблица 1

    Показатели  ценностно - смысловой готовности к материнству женщин 16-18 лет

Количество  респондентов, желающих иметь детей Количество  детей Ценность
«вообще» в ближайшие

5 лет

желаемое возможное ребёнка материнства
100% 10% 1,6 1,4 6-7 место представление о материнстве не сформировано
 

    Аналогичный уровень прослеживается и в отношении потребностно -  эмоциональной готовности респондентов к материнству.

    Анализируя  их отношение к беременности и  к родам  было обнаружено, что  при виде беременных женщин у 60% респондентов не возникает никаких эмоций.10%  не хотят рожать детей, глядя на беременную женщину. И лишь 30% респондентов сами скорее хотят иметь ребёнка. Данные ответы показывают, что у большинства опрошенных отсутствует эмоционально-положительное отношение к беременности, как началу материнства.

    30% респондентов указывают, что боятся родов. Без страха к ним относятся лишь 10% опрошенных. Остальные (60%) не смогли ответить на этот вопрос, что говорит об отсутствии у них знаний о процессе родов.

    Насколько оказался сформированным положительный  образ ребёнка? 80%  респондентов отметили, что дети вызывают у них умиление и радость. Однако это не обнаружено при выполнении задания, где требовалось продолжить фразу «ребёнок – это…». Слова «радость», «счастье» встречались лишь в 10% ответов. То есть образ ребёнка размыт, формален с одной стороны, а с другой – эйфоричен.

    Кроме того, у респондентов не прослеживается радостно-счастливое отношение к  роли матери, а также желание заботиться о ребёнке. Так 20% респондентов считают, что с рождением ребёнка они не смогут достичь  того, о чём мечтали. Ещё 30% указали, что рождение ребёнка ограничит их в желаниях, появиться много забот и трудностей. 20% уверены, что рождение малыша ничего не изменит в их жизни. Лишь 20% респондентов считают, что рождение ребёнка принесёт им счастье. Остальные (10%) не смогли дать ответы на данные вопросы. Это ещё раз убеждает, что рождение ребёнка для женщин 16-18 лет не связано с устойчивой радостью, положительное отношение к роли матери отсутствует.

    Кроме того, у респондентов не выявлено «большого  желания» заботиться о ребёнке. Например, 70% опрошенных считают, что на занятия и игры с детьми женщина каждый день должна отводить 1-2 часа. При этом половина респондентов отводят на просмотр телевизора и общение с друзьями 2-3 часа. 30%  респондентов не смогли указать какое количество времени женщина ежедневно должна уделять детям, выполняя задание, в котором требовалось составить свой распорядок дня.

    Было  интересно выяснить, насколько долго  женщина намерена быть постоянно  с малышом, заботиться о нём. Половина опрошенных уверены, что отдавать ребёнка в детский сад надо в 1,5 года, 40% - в 2 года, 10% - в 3 года. То есть большинство (90%) респондентов выразили желание заботиться о малыше не более 1,5-2 лет.

    Таблица 2

    Показатели  потребностно - мотивационной готовности к материнству

      женщин 16-18 лет

Положительно-эмоциональный  образ Положительно-эмоциональный  настрой Необходимость материнского ухода  за ребёнком
ребёнка материнства На беременность на роды
10% 20% 20% 20% до 1,6 года
 

    Полученные  результаты (табл.2) указывают на низкий уровень потребностно - мотивационной готовности к материнству, включающей потребностно - эмоциональный и ценностно - смысловой компоненты.

    Проанализируем  ответы на вопросы, позволяющие охарактеризовать когнитивно - операционный блок готовности к материнству, содержание которого составляют знания о психофизиологических особенностях в период беременности, знания об особенностях воспитания и развития детей, представления о взаимодействии с ребёнком и уходом за ним.

    40% респондентов не смогли назвать функции матери. 30% опрошенных среди функций матери выдели воспитание ребёнка, уход за ним, «обеспечение всем необходимым». 10% указали, что «главное – дать ребёнку свою ласку, тепло, любовь ». Только 20% респондентов осознают, что в функции матери входит и воспитание, и уход за ребёнком, и любовь к нему. Таким образом, результаты демонстрируют низкий уровень знаний респондентов о функциях матери. Они не осознают роль матери  в полной мере.

    Анализируя  ответы респондентов на вопросы о  воспитании ребёнка и уходе за ним, отметим следующее. Лишь 40% респондентов знают, что в течение первого года ребёнка необходимо кормить грудью. Всего 30% опрошенных считают, что если в первый год жизни ребёнка чаще брать на руки, это будет способствовать его лучшему развитию. 40% респондентов на эти вопросы ответить не смогли. Полученные результаты свидетельствуют о неосведомлённости женщин данной возрастной группы об особенностях развития детей.

    Каков же уровень знаний респондентов о  воспитании детей? Всего 40% опрошенных считают необходимым начинать воспитание ребёнка с момента зачатия. 50% ответили, что воспитание надо начинать с момента рождения малыша. При этом 40% респондентов указали, что при воспитании возможно применение физических наказаний. 10% считают, что такая мера допустима и необходима.

    Низкий  уровень знаний о воспитании подтверждается и тем, что 70% респондентов отводят  игре небольшую роль и считают, что  с ребёнком необходимо играть лишь изредка. При этом большинство (80%) респондентов не знают какие игрушки покупать детям.

    Очень малы знания опрошенных о факторах, отрицательно влияющих на ребёнка в  период внутриутробного развития. У 60% респондентов знания об этом практически  отсутствуют. Одной из причин низкого  уровня знаний респондентов является то, что 90% из них не читают соответствующую литературу и пока не видят в этом необходимости. Но при этом 60% опрошенных считают, что женщина должна начать знакомиться с информацией о развитии и воспитании ребёнка ещё до беременности. Остальные 40% считают, что начинать читать литературу по данной теме необходимо во время беременности. 
 

Таблица 3

Показатели  когнитивно - операционной готовности к материнству женщин 16-18 лет

  Знание женщинами
функций матери особенностей внутриутробного развития особенностей  развития ребёнка особенностей  процесса воспитания
20% 30% 20% 20%
 

Таким образом, на основании полученных данных (табл.3) можно сделать вывод о  низком уровне когнитивно - операционнной готовности к материнству респондентов данной возрастной группы. Возможно, причиной недостаточных знаний является то, что женщины 16-18 лет не планируют в ближайшие 5 лет рождение ребёнка, а, следовательно, не стремятся получить знания о его развитии и воспитании.

    Проанализируем  ответы респондентов на вопросы, составляющие блок социально - личностной готовности к материнству. Он включает развитие половой идентификации женщины, установки на стратегию воспитания ребёнка, осознание женщиной ответственности за его развитие, готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием детей.

    Всего 30% респондентов считают, что женщиной быть лучше, чем мужчиной.  При  этом женский пол выбрали для  себя всего 40% опрошенных. Остальные (60%) не ответили на данные вопросы. То есть для респондентов данной группы характерен низкий уровень развития половой идентификации. В частности, они не осознают, что женщины, в отличие от мужчин, могут осознать счастье быть матерью.

Информация о работе Психологическая готовность к материнству у женщин различных возрастных групп