Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:40, дипломная работа
Цель исследования: изучить психологическую готовность к материнству российских женщин.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
изучить сложившиеся в психологической литературе подходы к изучению готовности к материнству;
исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей; изучить готовность к материнству среди женщин, не имеющих детей;
провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической готовности
к материнству. 6
§1.1. Определение понятия «Психологическая готовность к материнству» и характеристика её составляющих. 6
§1.2. Психофизиологическая готовность женщин различных возрастных групп к материнству. 21
Глава 2. Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству женщин различных возрастов. 29
§2.1. Методы исследования. 29
§2.2 Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству у женщин различных возрастных групп………………………37
Заключение 74
Литература 76
Знание женщинами | |||
функций матери | особенностей внутриутробного развития | особенностей развития ребёнка | особенностей процесса воспитания |
60% | 60% | 50% | 40% |
Полученные нами данные (табл.11) указывают, что для женщин данной возрастной группы характерен средний уровень когнитивно - операционной готовности.
Проанализируем ответы респондентов на вопросы, составляющие блок социально - личностной готовности к материнству.
Относительно уровня сформированности половой идентификации следует отметить, что лишь 40% респондентов выбрали для себя женский пол. Столько же из них считают, что женщиной быть лучше. Остальные респондентов не смогли ответить на данные вопросы.
Анализируя уровень ответственности, как компонент данного блока, были получены следующие результаты. 60% опрошенных указали, что рождение ребёнка является ответственным шагом, указав, что решающую роль при воспитании и развитии детей играют родители. Кроме того, 40% респондентов, не исключающие помощь бабушек, считают, что всё-таки главное значение при воспитании играют родители. То есть не менее половины респондентов осознают ответственность, которая возникает при рождении ребёнка.
Отметим, что 60% респондентов осознают и трудности, связанные с детьми. При этом 90% положительно настроены на их преодоление. 30% среди трудностей указывают только «бессонные ночи», «отсутствие личной жизни», «материальные проблемы». То есть всё внимание этих опрошенных направлено на себя, а не на ребёнка. 20% респондентов не осознают, какие трудности возникают с рождением ребёнка, а, следовательно, не готовы к их преодолению. Таким образом, можно сказать, положительно настроены на преодоление трудностей не более половины респондентов.
У
60% испытуемых не сформированы установки
на стратегию воспитания, так как,
не смотря на то, что им не нравятся
методы воспитания своих родителей,
своих будущих детей они
Таблица 12
Показатели социально - личностной готовности к материнству женщин 21-23 лет
Количество респондентов со сформированным уровнем половой идентификации | Количество респондентов, готовых к принятию ответственности | Количество респондентов, готовых к преодолению трудностей |
40% | 60% | 50% |
Полученные данные (табл.12) свидетельствуют о среднем уровне социально-личностной готовности.
В целом обнаружилось, что для респондентов данной группы характерен более высокий уровень психологической готовности к материнству, чем у женщин 16-20 лет. Но такой уровень недостаточен для того, чтобы женщины в полной мере справились с ролью матери.
результаты рисуночного теста «Мой малыш»: Рисуночный тест позволил определить степень переживания и восприятия женщинами ребёнка и отношение к нему, как составляющих готовности к материнству.
Все респонденты справились с заданием. Хотя в правильном возрасте ребёнок на 70% рисунков. 30% испытуемых изобразили детей 4-5 лет, в 10% работ возраст ребёнка определить не удалось.
Что же показывают рисунки об отношении респондентов к маленьким детям? У 30% испытуемых эмоционально-положительное отношение к детям сформировано не полной мере, так как 60% из них изобразили только голову ребёнка. На остальных рисунках (10%) малыш изображён грустным, не прорисованы детали.
70%
работ вызывают приятное общее
впечатление, у малыша
Рисунки подтверждают и то, что ребёнок для испытуемых по значимости стоит лишь на пятом месте. Не смотря на то, что в половине работ рисунки крупных размеров и расположены в центре, лишь 40% респондентов изобразили полностью фигуру малыша, прорисовав все части тела и детали одежды.
Таким образом, результаты рисуночного теста соответствуют данным, полученным в ходе анкетирования. Для женщин в возрасте 21-23 лет характерен более высокий уровень эмоционально-положительного отношения к ребёнку, чем для испытуемых 16-20 лет, хотя по степени значимости дети высокой ценности для них не представляют.
4 группа. Испытуемые - респонденты в возрасте от 24 до 26 лет.
Все респонденты данной возрастной группы хотят иметь детей. Причём, 90% опрошенных планируют родить ребёнка в ближайшие 5 лет.
60% респондентов хотят иметь двух детей, 30% - трёх и более детей, 10% - одного ребёнка. При этом 90% опрошенных не исключают возможность родить трёх детей. В качестве главных условий для этого респонденты указали наличие хорошего здоровья и благоприятные материальные условия. При этом 70% респондентов, потенциально готовых к рождению третьего ребёнка, считают, что окружающие относятся более тепло и уважительно к многодетным матерям.
Кроме того, в задании, где требовалось продолжить фразу «дети – это…» в 70% ответов фигурируют слова «радость», «смысл», «любовь» («ребёнок – это радость, смысл всей жизни любой женщины», «дети – это богатство женщины»). Следует отметить, что 40% респондентов считают, что с ребёнком они познают все радости материнства. То есть, для большинства респондентов (70%) данной возрастной группы ребёнок имеет большое значение. В среднем для женщин в возрасте 24-26 лет ребёнок стоит на третьем месте.
Каково же отношение респондентов к материнству? 80% из них считают, что материнство – это одновременно и ответственность и радость («быть матерью это, значит, осознавать всю ответственность за ребёнка и в то же время чувствовать себя счастливой женщиной», «материнство – это море обязанностей и океан счастья», «…это счастье, которое женщина ни на что не променяет»). Остальные опрошенные (20%) в материнстве в большей
степени видят ответственность, хотя понимают, что это и счастье.
Таблица 13
Показатели
ценностно - эмоциональной
готовности к материнству
женщин 24-26 лет
Количество респондентов, желающих иметь детей | Количество детей | Ценность | |||
«вообще» | в ближайшие
5 лет |
желаемое | возможное | ребёнка | материнства |
100% | 90% | 2,2 | 2,3 | 3 место | для 70% респондентов характерна высокая степень материнства |
Таким образом, анализ полученных результатов (табл.13) указывает на достаточно высокий уровень ценностно - смысловой готовности к материнству.
Проанализируем уровень потребностно - эмоциональной готовности.
Изучая
отношение испытуемых к беременности
и родам отметим следующее. При
виде беременных женщин у 90% респондентов
возникают положительные
В
какой же степени у опрошенных
сформирован положительный
Кроме того, для женщин 24-26 лет характерно радостно-счастливое отношение к роли матери. Респонденты осознают, что с появлением малыша обязательно возникнут заботы и трудности, но при этом опрошенные уверены, что «быть матерью это, значит, быть счастливой». Испытуемые понимают, что дети ограничат их желания, но при этом респонденты отмечают, что без детей они не будут по настоящему счастливы.
Отметим, что в среднем женщины данной возрастной группы готовы постоянно быть рядом с малышом, пока ему не исполнится 2,5 года, ежедневно уделяя занятиям с ребёнком не менее 4-5 часов. Последние данные были получены при анализе задания, в котором требовалось составить свой распорядок дня. Большинство респондентов (80%) с этим заданием справились, 20% не смогли уложиться в рамки 24 часов. Отметим, что женщины данной возрастной группы больше времени отводят ребёнку и семье.
Таблица 14
Положительно-эмоциональный образ | Положительно-эмоциональный настрой | Необходимость материнского ухода за ребёнком | ||
ребёнка | материнства | На беременность | на роды | |
80% | 70% | 80% | 50% | до 2,5 года |
Показатели потребностно-
В целом полученные результаты позволяют определить, что уровень потребностно - эмоциональной готовности у женщин данной возрастной группы как выше, чем у респондентов в возрасте 16-18 лет.
Проанализируем ответы респондентов на вопросы когнитивно - операционного блока. 70% опрошенных достаточно хорошо знают особенности внутриутробного развития. Уровень знаний 20% испытуемых можно определить как средний. Остальные женщины (10%) плохо знают особенности беременности.
Относительно представлений респондентов о процессе воспитания, отметим, что 70% знают, что воспитание необходимо начинать с момента зачатия. Остальные (30%) уверены, что начинать воспитывать малыша необходимо с момента его рождения. Лишь 70% испытуемых считают недопустимыми физические наказания, остальные (30%) ответили, что в крайних случаях можно использовать такие «методы воспитания». Недостаточный уровень знаний респондентов о процессе воспитания подтверждается и тем, что лишь половина опрошенных понимают важность игры для малыша. Другая половина респондентов уверены, что с ребёнком надо играть лишь изредка, иногда быть инициатором игр.
Полученные нами результаты (табл.15) позволяют сделать вывод, что, не смотря на достаточно высокий уровень знаний респондентов об особенностях внутриутробного развития, в целом для данной возрастной группы уровень когнитивно - операционной готовности к материнству не является высоким, так как у испытуемых недостаточно знаний о процессе воспитания ребёнка. Хотя 80% опрошенных считают воспитание одной из основных функций матери. То есть женщины данной группы понимают необходимость воспитания, но не знают особенностей этого процесса.
Отметим, что 80% респондентов в полной мере осознают обязанности матери по отношению к детям, указывая, что «мать должна обеспечить развитие ребёнка, в том числе нравственное и духовное», «…должна любить малыша и правильно воспитывать», «… заботиться о нём и проявлять ласку».
Таблица 15
Показатели когнитивно - операционной готовности к материнству женщин 24-26 лет
Знание женщинами | |||
функций матери | особенностей внутриутробного развития | особенностей развития ребёнка | особенностей процесса воспитания |
90% | 80% | 70% | 60% |
Информация о работе Психологическая готовность к материнству у женщин различных возрастных групп