Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:40, дипломная работа
Цель исследования: изучить психологическую готовность к материнству российских женщин.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
изучить сложившиеся в психологической литературе подходы к изучению готовности к материнству;
исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей; изучить готовность к материнству среди женщин, не имеющих детей;
провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической готовности
к материнству. 6
§1.1. Определение понятия «Психологическая готовность к материнству» и характеристика её составляющих. 6
§1.2. Психофизиологическая готовность женщин различных возрастных групп к материнству. 21
Глава 2. Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству женщин различных возрастов. 29
§2.1. Методы исследования. 29
§2.2 Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству у женщин различных возрастных групп………………………37
Заключение 74
Литература 76
Особое внимание следует обратить на то, что респонденты не видят ответственности за развитие и воспитание малыша. Лишь 30% опрошенных ответили, что рождение ребёнка является ответственным шагом. При этом 90% респондентов не могут взять эту ответственность полностью на себя и полагаются на близких и родных. Остальные (10%) считают, что смогут воспитать ребёнка самостоятельно, хотя его рождение не считают ответственным шагом. Кроме того, они указали, что помощь бабушек и дедушек является необходимостью. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые данной возрастной группы не осознают ответственность, которая появляется у женщины, решившей родить малыша.
Отметим,
что 30% респондентов не знают какие
трудности возникают с
Анализируя установки респондентов на стратегию воспитания, отметим следующее. 50% опрошенных не всё устраивает в методах воспитания своих родителей. Но при этом 80% из них ответили, что своих будущих детей они будут воспитывать также. Такие результаты указывают на неадекватность установок респондентов относительно воспитания ребёнка. Подтверждением является и то, что лишь 10% респондентов считают, что при воспитании ребёнка решающую роль играют родители. Хотя с другой стороны, 90% опрошенных осознают, что в том, что ребёнок не слушается, виноваты родители. Такие противоречивые данные свидетельствуют о том, что женщины данной возрастной группы имеют недостаточные представления о том, как воспитывать ребёнка и что в нём воспитывать. Соответствующие данные приведены в табл.4.
Таблица 4
Показатели социально - личностной готовности к материнству женщин 16-18 лет
Количество респондентов со сформированным уровнем половой идентификации | Количество респондентов, готовых к принятию ответственности | Количество респондентов, готовых к преодолению трудностей |
20% | 30% | 20% |
В целом у респондентов данной группы обнаружился низкий уровень психологической готовности к материнству. Это позволяет сделать вывод о том, что женщины в возрасте 16-18 лет не могут быть хорошими матерями.
Затем нами были проанализированы результаты рисуночного теста «Мой малыш», которые были сопоставлены с данными, полученными при анкетировании.
Рисуночный тест позволил определить степень переживания и восприятия женщинами ребёнка и отношение к нему, как составляющих готовности к материнству.
Согласно методике требовалось нарисовать ребёнка как его себе представляют испытуемые
20%
испытуемых изобразили не
Кроме
того, для испытуемых данной возрастной
группы характерен низкий уровень эмоционально-
Рисунки подтверждают и то, что ребёнок для женщин данной возрастной группы не имеет большого значения. 40% рисунков маленького размера, столько же рисунков изображены сбоку, а не в центре листа. В 20% работ изображения чисто схематические.
Следует отметить и то, что большинство (70%) работ указывают на нежелание женщин взаимодействовать с малышом, так как на рисунке не прорисованы руки детей.
Интересным является рисунок, на котором изображён конверт для младенца, в котором якобы ребёнок невидимо находится. Эта работа показывает, что респондент не представляет будущего ребёнка и не желает с ним контактировать.
Таким образом, работы испытуемых подтверждают выводы, сделанные при анализе анкет. Для женщины в возрасте от16 до 18 лет характерен низкий уровень эмоционально-положительного и ценностного отношения к ребёнку.
2 группа. Испытуемые - респонденты в возрасте от 19 до 20 лет.
Иметь детей хотят 90% респондентов данной группы. 10% не задумывались над этим вопросом. Родить ребёнка в ближайшие 5 лет планируют 30% опрошенных. Параллельно они намерены закончить учёбу, найти работу и устроить личную жизнь. Для остальных 70% респондентов первостепенным является получение профессии и работы, а не рождение ребёнка.
60% женщин данной группы хотят иметь двух детей, 20% - одного ребёнка, 10% - трёх детей. При этом 60% респондентов не исключают для себя возможность рождения третьего ребёнка. При этом в качества главного условия они называют наличие хорошего здоровья и хорошие материально-бытовые условия. При этом 50% опрошенных, потенциально готовых к рождению ребёнка считают, что окружающие относятся безразлично к женщинам, имеющим трёх детей. 20% уверены, что таких женщин считают безответственными. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что для большинства респондентов материально-бытовые условия, здоровье и отношение общества к многодетным матерям являются значимыми факторами, обуславливающими психологическую готовность к материнству.
Лишь для 60% опрошенных рождение ребёнка является счастливым событием, но не как самостоятельная ценность, а как необходимая часть жизни, как продолжатель рода, как «часть семьи». Нами получены ответы, в которых женщины данной возрастной группы указывали, что «дети – это радость бабушек». Можно предположить, что этим респондентам ребёнок не нужен, его рожают для кого-то, но только не для себя. 20% опрошенных не смогли закончить фразу «ребёнок – это…». Полученные результаты свидетельствуют о низкой ценности детей для женщин данной возрастной группы. Ребёнок занимает лишь пятое-шестое место. Хотя 70% опрошенных указывают на то, что им трудно понять женщин, которые оставляют своих детей, но только 60% респондентов не представляют свою жизнь без ребёнка. Полученные нами данные позволяют заключить, что респонденты данной группы не осознают высокой ценности ребёнка.
30%
опрошенных он нужен для
В чём видят смысл материнства женщины данной группы? Лишь 20% респондентов материнстве видят счастье. Столько же опрошенных считают, что «быть матерью очень ответственно», при этом не указывают что это за ответственность. 60% респондентов не смогли ответить, что для них значит быть матерью. То есть можно утверждать, что женщины в возрасте 19-20 лет смысл материнства ещё не осознают смысл материнства ещё не осознают.
Таблица 5
Показатели ценностно - смысловой готовности к материнству женщин 19-20 лет
Количество респондентов, желающих иметь детей | Количество детей | Ценность | |||
«вообще» | в ближайшие 5 лет | желаемое | возможное | ребёнка | материнства |
90% | 30% | 1,6 | 1,5 | 5-6 место | представление о материнстве не сформировано |
Таким образом, анализ полученных нами данных (табл.5) показывает, что уровень ценностно - смысловой готовности к материнству женщины данной возрастной группы низкий. Результаты по данному блоку представлены в таблице 5.
Проанализируем степень потребностно - эмоциональной готовности респондентов.
Относительно их настроя на беременность и роды отметим следующее. Положительно относятся к беременности лишь 40% опрошенных. У 40% испытуемых беременные женщины не вызывают никаких чувств, у 20% респондентов возникают негативные чувства.
60%
респондентов боятся родов.
Анализируя ответы, позволяющие определить уровень сформированности положительного образа ребёнка, отметим, что, несмотря на то, что 80% респондентов указали, что маленькие дети вызывают у них умиление и радость, в задании, где требовалось продолжить фразы «когда я вижу маленьких детей …», «ребёнок – это..,» лишь у 20% респондентов дети ассоциируются с радостью и счастьем. То есть у большинства (80%) респондентов маленькие дети не вызывают положительные эмоции.
При
этом у испытуемых отсутствует радостно-
Кроме того, респонденты не проявляют желания заботиться о детях. 60% опрошенных считают, что заниматься с ребёнком необходимо один-два часа ежедневно. При этом половина из них больше времени (2-3 часа) уделяют просмотру телевизора и общению с друзьями. 40% респондентов не смогли составить распорядок своего дня.
Отметим, что 90% респондентов хотят постоянно находиться с малышом не более полутора-двух лет. Возможно это связано с опасением женщин, что они не смогут сами дать полное развитие ребёнку.
Таблица 6
Показатели потребностно - мотивационной готовности к материнству
женщин 19-20 лет
Положительно-эмоциональный образ | Положительно-эмоциональный настрой | Необходимость материнского ухода за ребёнком | ||
Ребёнка | материнства | На беременность | на роды | |
20% | 20% | 40% | 10% | до 1,8 года |
Полученные результаты (табл.6) указывают на низкий уровень потребностно - эмоциональной готовности к материнству.
Проанализируем уровень знаний респондентов об особенностях процесса беременности, о воспитании и развитии ребёнка, о функциях матери.
70% опрошенных не имеют представления об особенностях внутриутробного развития ребёнка. Лишь 30% респондентов правильно ответили на данные вопросы.
Относительно знаний женщин о воспитании и развитии ребёнка отметим, что всего 40% респондентов считают обязательным в течение года кормить ребёнка грудью. Столько же опрошенных знают, что в первый год жизни малыш должен чаще контактировать с матерью. 30% испытуемых ответили, что воспитание необходимо начинать с момента зачатия. При этом 30% женщин считают необходимыми физические наказания, 40% указали, что к таким мерам следует прибегать лишь в крайних случаях. Это указывает на неосведомлённость респондентов о развитии и воспитании ребёнка. Об этом свидетельствует и то, что женщины данной возрастной группы не придают значения игре. Половина из них считают, что с ребёнком надо играть лишь изредка. Столько же респондентов знают, какие игрушки надо покупать детям.
Информация о работе Психологическая готовность к материнству у женщин различных возрастных групп