Психологическая готовность к материнству у женщин различных возрастных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:40, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить психологическую готовность к материнству российских женщин.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
изучить сложившиеся в психологической литературе подходы к изучению готовности к материнству;
исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей; изучить готовность к материнству среди женщин, не имеющих детей;
провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической готовности
к материнству. 6
§1.1. Определение понятия «Психологическая готовность к материнству» и характеристика её составляющих. 6
§1.2. Психофизиологическая готовность женщин различных возрастных групп к материнству. 21
Глава 2. Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству женщин различных возрастов. 29
§2.1. Методы исследования. 29
§2.2 Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству у женщин различных возрастных групп………………………37
Заключение 74
Литература 76

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)
  1. Обеспечение матерью предметной среды и условий чувственно-практической, игровой деятельности и общения, которые способствуют образованию культурных особенностей  когнитивной сферы и моторики.
  2. Обеспечение условий для формирования культурной модели привязанности.
  3. Обеспечение условий для  формирования культурных особенностей социально-комфортной среды.
  4. Организация условий (предметной, игровой среды, общения) для формирования культурных особенностей стиля мотивации достижения.
  5. Обеспечение условий для формирования  у ребёнка основных культурных моделей: ценностно-смысловых ориентаций, семьи, материнства и детства и др.[42, с. 83-84].

    Однако далеко не все эти функции осознаются матерью. Даже науке многие из них стали известны только в последние десятилетия, и, нет оснований считать, что их познание уже закончено. Однако мать успешно выполняет эти функции много тысячелетий. Культурой они также хорошо освоены  и представлены в своде правил, норм, в обрядах, поверьях, обычаях. Некоторые из материнских функций, такие, как удовлетворение органических потребностей ребёнка, формирование у него некоторых личностных качеств,  в достаточной мере осознаются матерью и обществом. Другие существуют в общественном сознании и сознании матери в преобразованной форме, представления об их значении для ребёнка в разной степени приближаются к биологическим и социокультурным задачам его развития.

    Взгляд  Филипповой Г.Г. относительно материнских функций не является единственно правильным и окончательно определённым. Различные направления  в психологии имеют свой предмет исследования и в зависимости от этого оценивает и интерпретирует функции матери.

    На  уровень психологической готовности к материнству влияют различные факторы, в том числе степень психофизиологической зрелости. Большое значение играет возраст женщины, так как для женщин различных возрастных групп характерны физиологические и психологические особенности, влияющие на готовность к материнству.

    Учёные  утверждают, что возраст от 16 до 18 лет не является благоприятным для  рождения ребёнка ни в физиологическом, ни в психологическом плане.

    Так, Э.Фенвик – автор «Настольной  книги для родителей» утверждает, что женщина моложе 18 лет рискует родить мёртвого или недоношенного ребёнка [44, с. 52].

    Современной наукой установлено, что, несмотря на акселерацию  – ускорение темпа индивидуального  развития, - физическая, интеллектуальная и социальная зрелость, необходимая  для рождения и воспитания ребёнка, в 16 – 18 лет не наступает. Первого ребёнка женщина должна родить в возрасте 19 – 28 лет [34].

    Х. Папушек  исследуя психоэмоциональные и личностные особенности у девушек в возрасте от 16 до 18 лет, ожидающих рождение ребёнка, делает вывод о том, что для беременных этого возраста характерны неадекватная самооценка, внутренняя конфликтность, инфантилизм. При сравнении полученных результатов с данными становления материнской сферы у женщин оптимального детородного возраста, автор отмечает искажённое формирование материнской сферы девушек, не достигших 19 лет, которые ожидают рождение ребёнка [32, с.66].

    « У девушек 18 лет ещё не завершено  развитие организма» - пишет Анна де Кервасдуэ. В частности автор отмечает, что незрелость костей таза является причиной преждевременных родов, врождённых уродств. Большое значение в этом возрасте имеют проблемы морально-социального порядка. Это и проблемы в семье  (например, реакция родителей), и проблемы с учёбой, которую молодой маме придётся прервать или вовсе бросить. Как следствие, уменьшаются шансы найти работу и занять достойное положение в обществе. Это и проблемы личного характера. Девочка чувствует всеобщее осуждение, у неё понижается самооценка, она отдаляется от окружающих, усиливается чувство одиночества, ненужности. Возникают и проблемы в отношении с ребёнком. Автор утверждает, что девочки 16 – 18 лет ощущают внутреннюю растерянность, а пережитые трудности могут стать причиной жестокого отношения к ребёнку [3, с.21].

    Таким образом, девушка в возрасте 16 – 18 лет не готова стать матерью. Такая ранняя беременность не желательна не только ввиду медицинского риска для матери и ребёнка, но и  из-за морально-социального  климата, отнюдь не благоприятного для дальнейшего развития молодой мамы и её малыша.

    У женщин в возрасте 19 -21 года организм вполне сформирован для рождения ребёнка, но для этого возраста характерно то, что большинство девушек заняты учёбой, что является главным мотивом  ограничения рождаемости в этом возрасте (Бойко В.В.). Первостепенное значение имеет образование, овладение специальностью, чтобы в дальнейшем иметь достойную работу [9, с. 22].

    Долбик-Воробей  Т.А. в ходе проведённых исследований выявила, что для студенческой молодёжи характерна семейная дезорганизация, что ведёт к ослаблению чувства семейного долга, семейных традиций. В связи  с этим   важной проблемой становится рождаемость в молодых семьях. Студенческие семьи, имеющие детей, сталкиваются с самыми большими трудностями, например, - совмещение учёбы с решением проблем устройства быта семьи и воспитания детей.  Подтверждением этому являются письма читательниц журнала «Счастливые родители» [22, с. 80-81].

    Таким образом, период с 19 до 21 года также  не достаточно благоприятен для рождения ребёнка в том плане, что для  женщины на данном этапе главной целью является получение образования, а не рождение малыша.

    В возрасте от 21 года до23 лет  обучение в основном заканчивается, женщина  задумывается о своём будущем. А  именно о замужестве, семье, ребёнке, а также работе. Последнее имеет немаловажное значение. Работа должна быть интересной, с достойной зарплатой. Кроме того, женщины считают, что необходимо какое-то время, чтобы обосноваться на новом рабочем месте, достичь определённого постоянства в профессиональной деятельности. Всё это необходимо для того, чтобы «построить основу» (бытовая обустроенность, хорошая зарплата, материальное благополучие) для планируемой семейной жизни и, в частности, для рождения ребёнка.

    Х. Папушек  указывает, что молодые супруги, которым от 20 до 22 лет находятся в самом расцвете физической формы. Сейчас им всё по силам, у них достаточно энергии, чтобы вырастить здорового ребёнка, беременность и роды проходят без особых осложнений. Но большинство пар в этом возрасте ещё не решили свои материальные и жилищные проблемы. Кроме того, желание сделать карьеру, реализовать свои возможности может помешать выполнить свои и родительские  и супружеские обязанности.

    Женщина 24-26 лет в основном определяется в профессиональном плане. Также  происходит осознание того, что цели относительно учёбы, работы достигнуты и поэтому необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих, а именно,  к созданию семьи и рождению ребёнка. Х. Папушек считает, что самый лучший возраст у женщин для рождения первенца 24-27 лет [32].

    Учёные-медики также считают этот возраст наиболее благоприятным для рождения ребёнка. У женщин, старше 29, лет выше частота  рождения детей  с недостаточной  массой тела и недоношенных. Смертность на первой неделе у таких  детей  в 20 раз выше, выше и вероятность врождённых пороков развития. Связано  это с тем, что возможности половой системы женщины после 29 лет снижаются.

    Кроме того, граница в 26 лет объясняется  тем, что, начиная с 25 лет, проявляется  следующая закономерность: чем старше женщина, тем чаще она отказывается от рождения ребёнка (Бойко В.В.). Поэтому возраст, в пределах 24-26, лет наиболее благоприятный для становления женщины матерью [10, с. 72].

    Таким образом, женщины каждой возрастной группы обнаруживают определённые характеристики, влияющие на уровень её готовности к материнству.

    Проведённый нами анализ существующих подходов и  положений, касающихся материнства, позволил  заключить следующее:

    • единого определения материнства в настоящее время не существует;
    • нет строгого определения понятия «психологическая готовность к материнству»;
    • существуют различные взгляды относительно составляющих компонентов психологической готовности к материнству.

    Помимо  эмоционально - психологических факторов, женщина для того чтобы быть готовой к материнству должна достичь определенных психофизиологических и социальных параметров, которые позволяют в большей степени раскрыть себя как мать. В последующем достижение определенных параметров позволит положительно оценить себя как мать, получить одобрение от общества, тем самым избежать множество психологических и социальных конфликтов. Эти факторы положительно сыграют в супружеской  и семейной жизнях. 

    Выводы  по первой главе:

    1) успешность выполнения материнских  функций  и качество материнской  позиции зависит от психологической готовности женщины к материнству.

     2) готовность  к материнству формируется  на протяжении всей жизни

     3) психологическую готовность к  материнству включает в себя  три блока : потребностно-мотивационный  блок; когнетивно-операционный блок  и блок социально-личностной готовности к материнству.

     4) женщины каждой возрастной группы  обнаруживают определённые характеристики, влияющие на уровень её готовности  к материнству.

     5) женщина для того чтобы быть  готовой к материнству должна  достичь определенных психофизиологических и социальных параметров, которые позволяют в большей степени раскрыть себя как мать.

 

    

    Глава 2. Исследование степени психологической готовности к материнству женщин различных возрастов.

    2.1. Методы исследования.

    В качестве основного исследовательского метода была  применена специально разработанная анкета (см. приложение), которая позволила выявить степень ценности ребёнка для женщины, тип материнского отношения к ребёнку, уровень знаний женщин о воспитании, развитии детей.

    Анкета  содержала три блока вопросов. Анализ психологической готовности проводился по критериям, которыми являются компоненты, составляющие психологическую готовность к материнству: потребностно-мотивационный блок, включающий потребностно - эмоциональный  и ценностно – смысловой компоненты; когнитивно - операционный блок и блок социально - личностной готовности к материнству.

    Вопросы первого блока позволяли измерить уровень эмоциональной потребности  в детях и ценность детей и  материнства в целом для женщины. Анализ проводился по результатам ответов на вопросы: «Хотели бы Вы иметь детей?», «Сколько Вы хотите детей?», «Что для Вас значит ребёнок?», «Какие эмоции у Вас вызывают маленькие дети?», «Как бы Вы определили, что значит быть матерью?» и т.п.

    Ценность  ребёнка для женщины анализировалась по следующим критериям:

  1. высокая ценность определялась при наличии самостоятельной ценности ребёнка для женщины;
  2. сниженная ценность ребёнка обусловлена следующими особенностями (например: обеспечение семейного и социального положения; своего будущего; восприятие ребёнка, как средства удержания полового партнёра, как средства самореализации; удовлетворение потребности в объекте эмоционального воздействия).

    При анализе материнского отношения  к ребёнку нами использовались следующие критерии:

  Эмоционально-тёплое отношение (отношение к ребёнку, как к субъекту, с ориентацией  на себя и одновременно на состояние  ребёнка).

  Эмоционально-холодное отношение (негативное отношение к маленьким детям).

  Отстранённое  отношение (безразличие по отношению  к ребёнку).

  Второй  блок вопросов направлен на выявление  уровня знаний женщины об особенностях внутриутробного развития, развития и воспитания детей. Выяснялось, насколько хорошо респонденты знают функции матери по отношению к ребёнку. Испытуемым предлагалось указать, что, на их взгляд может плохо повлиять на ребёнка в период его внутриутробного развития; должна ли женщина сама кормить ребёнка грудью; что бы они включили в  обязанности матери по отношению к ребёнку т.п.

  Третий  блок включал вопросы на определение  уровня социально-личностной готовности к материнству. Вопросы этого  блока позволяли выявить степень  удовлетворённости испытуемых своим  полом; сформированность установок на стратегию воспитания; осознание ими ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию; готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием ребёнка.

Информация о работе Психологическая готовность к материнству у женщин различных возрастных групп