Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 18:04, курсовая работа
Цель исследования: выявление особенностей преодоления профессионального стресса. Объект исследования: стратегии и модели преодоления стресса.
Предмет исследования: особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.
Гипотеза исследования: синдром наличия стресса и эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога.
Задачи исследования:
Провести теоретико-методологический анализ по проблеме исследования.
Определить основные стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса.
Изучить особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.
Разработать рекомендации по психологической профилактике развития стресса и формирования синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических профессий.
Введение…………………………………………..….……………………….…..3
Глава 1. Профессиональный стресс и основные механизмы преодолевающего поведения……….…………………………….……………….………5
1.1.Природа профессионального стресса………………………………………..6
1.2.Стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса...8
1.3.Стратегии и модели преодоления стресса………………………...……….14
1.4.Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса…...…17
Глава 2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога………..….26
2.1.Эмоциональное выгорание как стресс…………………………….…….…28
2.2.Требования профессии к личности педагога……………….……….….….37
2.3.Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания……………………………………………………………………………...…46
2.4 Профилактика стресса……………………………………………………….49
Заключение……………………………..………….……………………………53
Литература…………………..………...…………………………………….......55
Содержание
Введение…………………………………………..….……
Глава
1. Профессиональный
стресс и основные механизмы
преодолевающего поведения……….…………………………….……………
1.1.Природа
профессионального стресса……………
1.2.Стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса...8
1.3.Стратегии и модели преодоления стресса………………………...……….14
1.4.Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса…...…17
Глава 2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога………..….26
2.1.Эмоциональное выгорание как стресс…………………………….…….…28
2.2.Требования профессии к личности педагога……………….……….….….37
2.3.Возможные
меры профилактики синдрома эмоционального
выгорания………………………………………………………
2.4 Профилактика
стресса……………………………………………………….
Заключение……………………………..………….……
Литература…………………..………...……………
Введение
Актуальность темы исследования. В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости в профессиональной деятельности человека. Современная профессиональная и социальная активность субъекта труда становится в условиях глобализации все более насыщенной и сложной. Трудовая деятельность многих профессий часто проходит в условиях, требующих усиленного расхода внутренних резервов человека. Длительные значительные перегрузки без достаточных условий полного восстановления сил, оказывают наиболее неблагоприятное воздействие на человека, иногда полностью дезорганизуя его деятельность. При продолжительном и комбинированном влиянии комплекса таких факторов с большой долей вероятности можно ожидать появления ряда выраженных функциональных сдвигов и психологических изменений, ухудшения работоспособности, снижения качества работы, т.е. феномена, получившего в психологической литературе название профессионального стресса.
Изучение особенностей механизмов и стратегий преодоления стресса является основой для разработки психотехнологий профилактики и преодоления негативных последствий стресса, а также развития стрессоустойчивости человека на рабочем месте.
Цель исследования: выявление особенностей преодоления профессионального стресса. Объект исследования: стратегии и модели преодоления стресса.
Предмет исследования: особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.
Гипотеза
исследования: синдром наличия стресса
и эмоционального выгорания развивается
в процессе длительной профессиональной
деятельности педагога.
Задачи исследования:
Решение вышеобозначенных задач определило выбор методов проводимого исследования: теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение; проксиметрические, изучение передового психологического опыта.
Практическая значимость: Исследование полезно организационным психологам, занимающимся проблемами синдрома эмоционального выгорания, профилактики стресса и развития стрессустойчивости у педагогических работников. Представленные в работе рекомендации могут послужить основой для разработки программы психологического сопровождения профессиональной деятельности педагогов. Структура работы: Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Первая глава состоит из трех параграфов, посвященных изучаемой проблеме; вторая глава состоит из трех параграфов и представляет собой описание психологических особенностей развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога. В заключении сформулированы основные выводы по работе. Список использованной литературы включает 27 источников.
Выделяют различные виды стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности:
Эти понятия
используют в зависимости от того,
какие именно факторы выходят на
передний план при анализе стрессового
состояния. [7,
с. 33] Однако
в психологической литературе по проблеме
стресса данные термины нередко используются
как синонимы. Наиболее часто встречается
понятие именно профессионального
стресса.
Проблема воздействия на человека критических ситуаций издавна привлекала к себе внимание. За последние 30-40 лет особо возрос интерес к феномену стресса, к деятельности и адаптации в стрессовых условиях.
Стресс (от англ, stress — «туго натянуть» — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. [12, с. 67] Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс из-за того, что у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства, когда ситуация выходит из-под контроля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее решения, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.
Стресс
— обычное и часто
Физиологические признаки стресса — язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления — раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.
Практика показывает, что стресс в организации – не просто сумма индивидуальных стрессов, это явление более сложного порядка. Организация – открытая система, социальный организм, на жизнь и развитие которого оказывает влияние множество внешних и внутренних факторов. Согласно психофизиологическому подходу, профессиональный стресс представляет собой многомерный феномен, детерминированный внутриорганизационными факторами трёх уровней: индивидуальные характеристики персонала, групповое взаимодействие, организационная среда; и внешними (макросредовыми) стресс-факторами, зависящими от качества и успешности взаимодействия организации с микро - и макро - средой.
При работе с данным видом стресса необходимо исходить из того, что профессиональный стресс – это:
1. Объективное явление. Все дело в том, какой он – позитивный (эустресс) или деструктивный (дистресс).
2. Комплексный процесс, включающий социально-психологические (на уровне организации и ее подразделений), индивидуально-психологические и физиологические (на уровне индивида) проявления.
3. Управляемый процесс, доступный для планирования и коррекции.
Общим признаком и причиной профессионального стресса выступает наличие внутреннего конфликта между требованиями со стороны организации, привлекательностью работы в ней, ожиданиями и реальными возможностями работника.
Чем
выше привлекательность работы в
данной конкретной организации, больше
уверенность в карьерном продвижении,
чем больше удовлетворённость профессиональной
самореализацией, тем меньше вероятность
переживания работниками дистресса. Нельзя
также забывать об оптимальном уровне
рабочей напряжённости (стресса), который
стимулирует работников к профессиональному
развитию и личностному росту, а также
способствует их лояльности по отношению
к своей организации.
Стрессоры
(стресс-факторы)-
внешние и внутренние факторы, в результате
действия которых человек оказывается
в стрессовом состоянии. Стресс может
быть вызван факторами, связанными с работой,
деятельностью организации или индивидуально
- личностными характеристиками самого
работника .
Организационные факторы.
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.
1. Структура: а) специализация и разделение труда, б) централизация управления, в) соотношение структуры и функции организации, г) формализация задания, д) участие в управлении (в принятии решения), е) кадровая политика, карьерный рост;
2. Процессы: а) цели деятельности (реальность, ясность, противоречивость и т. д.), б) обратная связь о результатах деятельности, в) профессиональная подготовка (переподготовка);
3. Управление: а) политика договорных отношений, б) оценка деятельности, в) оплата труда, г) режим работы, д) охрана труда и техника безопасности, в) забота о здоровье, ж) организация рабочего места. Также в качестве организационных стрессоров могут выступать: неизвестность о планах и перспективах развития учреждения, отстранённость работников от активного участия в принятии решений. Если работники не имеют возможности повлиять на важное событие, касающееся их работы, то они испытывают чувство беспомощности и потери контроля над ситуацией. Это ведёт к развитию неудовлетворённости самореализацией и качеством жизни и - как следствие - к снижению уверенности и профессиональной самоэффективности.
Рабочие характеристики.
4. Содержание работы: а) объем работы (величина рабочей нагрузки), б) сложность задания, в)наличие проблемных ситуаций, г) ответственность, д) информационная загрузка, е) временные ограничения, ж) способы выполнения действий, з) проявления творчества, поиска, риска;
5. Средства работы: а) безопасность труда, б) надежность техники и оборудования, в) организация рабочего места.
6. Физико-химические и технические условия труда: а) микроклимат на рабочем месте, б) шум, вибрация, освещенность, в) факторы опасности и вредности, г) конструкция рабочего места, д) интерьер (дизайн) помещения;
7. Социальные условия: а) психологический климат, б) совместимость, сплоченность, в) межличностные отношения (конфликты), г) ролевой статус, д) конкуренция, е) личное доверие, ж) общественное признание, одобрение, з) социальная ответственность.
Личностные факторы.
При взаимодействии субъекта деятельности со стрессогенными ситуациями на работе подверженность стрессу зависит от личностных факторов: