Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление особенностей преодоления профессионального стресса. Объект исследования: стратегии и модели преодоления стресса.

Предмет исследования: особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.

Гипотеза исследования: синдром наличия стресса и эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога.



Задачи исследования:

Провести теоретико-методологический анализ по проблеме исследования.
Определить основные стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса.
Изучить особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.
Разработать рекомендации по психологической профилактике развития стресса и формирования синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических профессий.

Содержание

Введение…………………………………………..….……………………….…..3

Глава 1. Профессиональный стресс и основные механизмы преодолевающего поведения……….…………………………….……………….………5

1.1.Природа профессионального стресса………………………………………..6

1.2.Стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса...8

1.3.Стратегии и модели преодоления стресса………………………...……….14

1.4.Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса…...…17

Глава 2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога………..….26

2.1.Эмоциональное выгорание как стресс…………………………….…….…28

2.2.Требования профессии к личности педагога……………….……….….….37

2.3.Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания……………………………………………………………………………...…46

2.4 Профилактика стресса……………………………………………………….49

Заключение……………………………..………….……………………………53

Литература…………………..………...…………………………………….......55

Работа состоит из  1 файл

Курсовая!!! стресс.doc

— 299.50 Кб (Скачать документ)

     Многие  авторы отмечают, что высокий уровень  психологической саморегуляции повышает стрессоустойчивость и снижает риск эмоционального выгорания. Повышать уровень саморегуляции может каждый человек, и особенно это важно для тех, кто не обладает природными задатками стрессоустойчивости и в результате жизненных стрессов утратил душевное равновесие.

     Развивая  навыки психологической  саморегуляции  человек приобретает способность  быстро справляться с возникающим  при стрессе напряжением, что  позволяет ему сохранить эмоционально – энергетический ресурс, необходимый для преодоления стресса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога.

 

      В настоящее время существует единая точка зрения  на сущность  психического  выгорания  и  его  структуру.  Согласно  современным данным,  под  «психическим  выгоранием»  понимается  состояние физического,

      эмоционального  и  умственного   истощения,   проявляющееся   в   профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя  три  основные  составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию  (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.  Под  эмоциональным  истощением   понимается   чувство   эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к  труду  и  объектам своего   труда.   В   социальной   сфере    деперсонализация    предполагает бесчувственное, негуманное отношение к  клиентам,  приходящим  для  лечения, консультации, получения  образования  и  т.д.  Контакты  с ними  становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут  поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом  раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Редукция профессиональных достижений – это возникновение у  работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание  неуспеха в ней.       Исследования последних лет  позволили  существенно  расширить  сферу распространения  этой  структуры,  включив   профессии,   не   связанные   с социальной   сферой,   что   привело   к   некоторой   модификации   понятия «выгорания»  и его структуры.  Психическое выгорание   понимается   как профессиональный кризис,  связанный  с  работой  в  целом,  а  не  только  с межличностными взаимоотношениями в процессе ее.  Такое  понимание  несколько видоизменило и его основные  компоненты:  эмоциональное  истощение,  цинизм, профессиональная эффективность.  С  этих  позиций  понятие  деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только  к людям, но и к труду и его предмету в целом. [1, с. 13] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1.  Эмоциональное выгорание  как стресс.

      Вернемся, еще раз, к описанию синдрома эмоционального выгорания. Доктор  К. Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря  творческого  потенциала, не реакция на  скуку,  а «эмоциональное  истощение,  возникающее  на  фоне стресса,  вызванного  межличностным   общением».   Согласно    Гансу   Селье (1936г.),  основоположнику  учения  о  стрессе,  это  неспецифическая  (т.е. всеобщего действия) защитная реакция организма в ответ на  психотравмирующие факторы  разного  свойства.  Он  определил  следующие  стадии  стресса   как процесса:

1) непосредственная  реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально  эффективная адаптация (стадия  резистентности);

3) нарушение  адаптационного процесса  (стадия  истощения). [19, с. 106]

      Р.М. Грановская отмечает, что развивается  стресс  обычно  таким  образом: стрессор – накопления – реакция. В промежутке  между  стрессором  и  ответом организма  развертываются  определенные  процессы,  опосредованные   прежним опытом ответов на стрессовые ситуации. Стресс, включает  и  физиологические, и психологические компоненты. С его помощью организм как бы мобилизует  себя целиком  на  приспособление   к   новой   ситуации,   приводя   в   действие неспецифические  защитные  механизмы,   обеспечивающие   сопротивление   или адаптацию.

              Основные черты психического  стресса:

  1)  стресс  – состояние   организма,   его   возникновение   предполагает

     взаимодействие между организмом  и средой;

  2) стресс  – более напряженное состояние,  чем  обычное  мотивационное,  оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления  стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная  реакция недостаточна. [7, с. 36]

      По  словам К. Маслач, выгорание можно приравнять  к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей  стадии  общего  синдрома  адаптации  –

стадии  истощения,  однако,  момент,  когда  стресс   переходит,   ясно   не

определен. Эмоциональное выгорание – динамический процесс и  возникает  поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса,  налицо  все  три  фазы стресса:

             1) нервное (тревожное) напряжение  –  его  создают  хроническая

психоэмоциональная  атмосфера,  дестабилизирующая   обстановка,   повышенная ответственность, трудность контингента;

            2) резистенция,  то  есть  сопротивление,  -  человек пытается

более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

            3) истощение  –  оскудение  психических  ресурсов,  снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания. Так у индивидуума, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе,  например, путем расслабления или организации перерыва в работе. На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Профессионал  может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после  выходных. Орел В.Е. отмечает, что перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели. Признаки и симптомы третьей стадии выгорания  являются  хроническими. Могут развиваться  физические  и психологические  проблемы  типа  язв   и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не  приносят  результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения. Профессионал может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии  и  жизни как таковой.        Очень подробно освещает  симптомы всех  трех  фаз  Бойко  В.В.  в  своей статье «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других», рассмотрим  их. [6, с. 64]

Фаза  «напряжения».   Нервное (тревожное) напряжение  служит предвестником  и  «запускающим»  механизмом  в формировании  эмоционального

выгорания.  Напряжение  имеет  динамический  характер,  что  обусловливается изматывающим  постоянством   или   усилением   психотравмирующих   факторов.

Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

1 . Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».

Проявляется  усиливающимся   осознанием   психотравмирующих   факторов

профессиональной  деятельности, которые трудно или  вовсе  неустранимы.  Если человек не ригиден, то  раздражение  ими  постепенно  растет,  накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к  развитию  прочих явлений «выгорания».

2. Симптом «неудовлетворенности собой». 

В результате неудач или  неспособности  повлиять  на  психотравмирующие обстоятельства, человек  обычно  испытывает  недовольство  собой,  избранной профессией,  занимаемой  должностью,  конкретными  обязанностями.  Действует механизм «эмоционального переноса»- энергетика направляется не только  и не столько вовне,  сколько  на  себя.  По  крайней  мере,  возникает  замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства»: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и  побуждают  ее  вновь  и  вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В  этой схеме   особое   значение   имеют   известные   нам   внутренние    факторы, способствующие    появлению    эмоционального     выгорания:     интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства  деятельности,  повышенная совестливость и чувство ответственности.  На  начальных  этапах  «выгорания» они нагнетают  напряжение,  а  на  последующих  провоцируют  психологическую защиту. 

3. Симптом «загнанности  в клетку».

Возникает,  но  не  во  всех  случаях,  хотя  выступает  логическим

продолжением  развивающегося стресса. Когда психотравмирующие  обстоятельства очень давят  и  устранить  их  невозможно,  к  нам  часто  приходит  чувство безысходности. Мы пытаемся,  что-то  изменить,  еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные  аспекты  своей  работы.  Это   приводит   к   усилению психической  энергии  за  счет  индукции  идеального:   работает   мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы,  подключаются  образы  должного  и желаемого. Сосредоточение психической  энергии достигает внушительных объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической  защиты,  включая  «эмоциональное  выгорание»,  то человек переживает  ощущение  «загнанности  в   клетку». Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.  В  жизни  мы  часто ощущаем состояние «загнанности в клетку», и не только по  поводу профессиональной деятельности. В таких случаях мы в отчаянии  произносим: «неужели это не имеет пределов», «нет сил, с этим бороться,  «я  чувствую  безысходность ситуации».  Нас повергает в исступление бюрократическая  казенщина, организационная бестолковщина, людская  непорядочность,  повседневная рутинность.

4. Симптом «тревоги  и депрессии».

Обнаруживается  в связи  с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах,  побуждающих к эмоциональному  выгоранию  как средству  психологической  защиты.  Чувство  неудовлетворенности  работой  и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуационной или личностной  тревоги,  разочарования  в  себе,  в  избранной профессии,  в  конкретной  должности.  Симптом  «тревоги  и  депрессии», - пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.

Фаза  «резистенции». Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно  или бессознательно стремится  к психологическому  комфорту, снизить  давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении  средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит  на  фоне следующих явлений:

1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Несомненный «признак  выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции  довольно ограниченного  регистра  и   умеренной   интенсивности:   легкая   улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи,  сдержанные  реакции на сильные раздражители, лаконичные формы  выражения  несогласия,  отсутствие категоричности, ибо он свидетельствует о высоком уровне  профессионализма. Он вполне оправдан в случаях:

- если  не препятствует интеллектуальной проработке информации, обусловливающей эффективность деятельности. Экономия  эмоций  не  снижает

 «вхождение» в партнера, то есть понимание его состояний и потребностей, не мешает принятию решений и формулировке выводов;

- если  не настораживает и не отталкивает партнера;

- если,  при  необходимости, уступает место иным, адекватным формам реагирования на ситуацию. Например, профессионал, когда требуется, способен отнестись к партнеру,  подчеркнуто  вежливо, внимательно, с искренним  сочувствием.         Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип  «хочу  или  не хочу»: сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение, - откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости  такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что

Информация о работе Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога