Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление особенностей преодоления профессионального стресса. Объект исследования: стратегии и модели преодоления стресса.

Предмет исследования: особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.

Гипотеза исследования: синдром наличия стресса и эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога.



Задачи исследования:

Провести теоретико-методологический анализ по проблеме исследования.
Определить основные стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса.
Изучить особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.
Разработать рекомендации по психологической профилактике развития стресса и формирования синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических профессий.

Содержание

Введение…………………………………………..….……………………….…..3

Глава 1. Профессиональный стресс и основные механизмы преодолевающего поведения……….…………………………….……………….………5

1.1.Природа профессионального стресса………………………………………..6

1.2.Стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса...8

1.3.Стратегии и модели преодоления стресса………………………...……….14

1.4.Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса…...…17

Глава 2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога………..….26

2.1.Эмоциональное выгорание как стресс…………………………….…….…28

2.2.Требования профессии к личности педагога……………….……….….….37

2.3.Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания……………………………………………………………………………...…46

2.4 Профилактика стресса……………………………………………………….49

Заключение……………………………..………….……………………………53

Литература…………………..………...…………………………………….......55

Работа состоит из  1 файл

Курсовая!!! стресс.doc

— 299.50 Кб (Скачать документ)

человеку  чаще всего кажется, будто он поступает  допустимым образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное  –  эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.    Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение  к  их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».   Он как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он  защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай,   чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения»,  «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или не достаточно стимулируют нравственные чувства.  Ведь профессиональная  деятельность, построенная  на  человеческом  общении,  не знает исключений. Учитель не имеет морального права делить  учеников  на «хороших» и «плохих». Учитель не должен решать педагогические  проблемы подопечных по собственному выбору. К сожалению,  в  жизни  мы  зачастую  сталкиваемся с проявлениями эмоционально-нравственной   дезориентации.   Как правило, это вызывает справедливое возмущение, мы осуждаем попытки, поделить нас  на достойных  и не достойных уважения. Но с такой же легкостью почти каждый, занимая свое место в системе служебно-личностных  отношений,  допускает  эмоционально-нравственную  дезориентацию.  В  нашем  обществе  привычно  исполнять   свои обязанности в зависимости от настроения и  субъективного  предпочтения,  что свидетельствует,  если  можно  так  сказать,  о  раннем   периоде   развития цивилизации в сфере межсубъектных взаимосвязей.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».    Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда,  когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в  общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе  вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы,  что  вам  не  хочется общаться даже с близкими. Кстати, часто именно  домашние  становятся  первой «жертвой» эмоционального выгорания.  На службе вы еще   держитесь соответственно нормативам и  обязанностям,  а  дома  замыкаетесь  или,  хуже того, готовы послать всех подальше, а то  и  просто, «рычите»  на  брачного партнера и детей. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими  контактами. Вы переживаете симптом «отравления людьми».

4.Симптом  «редукции профессиональных обязанностей».   Термин редукция означает упрощение. В профессиональной  деятельности, предполагающей широкое общение с людьми,  редукция  проявляется  в  попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. По  пресловутым «законам  редукции» субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют  элементарным  вниманием.  Врач  не находит  нужным  дольше  побеседовать  с  больным,  побудить  к   подробному изложению жалоб. Анамнез получается  скупым  и  недостаточно  информативным. Проводник  не  спешит  предложить   чай   пассажирам.  Стюардесса  смотрит «стеклянными глазами». Одним словом, редукция профессиональных  обязанностей – привычная спутница бескультурья в деловых контактах. Фаза «истощения» характеризуется более или  менее  выраженным  падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной  системы.  Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

5. Симптом «эмоционального дефицита».                

              К профессионалу приходит ощущение,  что  эмоционально  он  уже  не  может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их  положение, соучаствовать  и  сопереживать, отзываться  на  ситуации,  которые  должны трогать,  побуждать,  усиливать  интеллектуальную,  волевую  и  нравственную отдачу. О том, что это не что иное,  как  эмоциональное  выгорание,  говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было,  и личность  переживает  их  появление.  Постепенно   симптом   усиливается   и приобретает более осложненную  форму:  все  реже  проявляются  положительные эмоции и все  чаще  отрицательные.  Резкость,  грубость,  раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом «эмоционального дефицита».

6. Симптом «эмоциональной  отстраненности».    Личность почти полностью исключает эмоции из  сферы  профессиональной деятельности.  Ее  почти  ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак  ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная  защита. Человек постепенно учится работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом  «выгорания».  Он свидетельствует о профессиональной деформации  личности  и  наносит  ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенно  опасна  демонстративная  форма эмоциональной  отстраненности,  когда  профессионал   всем   своим   видом показывает: «плевать на вас».

7. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации».  Проявляется  в  широком  диапазоне  умонастроений  и  поступков профессионала в  процессе  общения.  Прежде  всего, отмечается  полная  или

частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального  действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для  манипуляций  – с  ним  приходится  что-то  делать.  Объект  тяготит своими   проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Метастазы «выгорания» проникают в установки, принципы и  систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный  эмоционально- волевой антигуманистический  настрой.  Личность утверждает,  что работа  с людьми  не интересна,  не  доставляет  удовлетворения, не   представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность  рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «ненавижу», «презираю».  В таких случаях  «выгорание» смыкается  с психопатологическими  проявлениями личности,  с неврозоподобными или психопатическими состояниями.  Таким личностям противопоказана эта профессиональная деятельность.  Но,  увы,  они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров.

8. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».  Как следует из названия, симптом  проявляется  на  уровне  физического  и

      Обычно  он образуется  по условно-рефлекторной связи  негативного  свойства:  многое  из  того,  что  касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует  отклонения  в  соматических  или психических состояниях. Порой даже мысль о таких  субъектах  или  контакт  с ними вызывает плохое  настроение,  дурные  ассоциации,  бессонницу,  чувство страха,  неприятные  ощущения  в   области   сердца,   сосудистые   реакции, обострение хронических заболеваний.

      Переход   реакций  с уровня  эмоций  на  уровень психосоматики свидетельствует о том,  что эмоциональная защита  –  «выгорание»   – самостоятельно  уже  не  справляется с   нагрузками,  и энергия эмоций перераспределяется  между  другими  подсистемами  индивида.  Таким  способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной  энергии.  Таким образом, согласно Бойко В.В., синдром эмоционального  выгорания развивается поэтапно  и  каждому  этапу  характерны  определенные  признаки, которые вызываются определенными факторами. [6, с. 79] 

    1. Требования  профессии к личности педагога.
 

  Не  вызывает  сомнения,  что  любая  профессиональная  работа,  помимо физических  и  психологических  особенностей  имеет  основанием   личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую  очередь  это относится к профессиям, где объектом  профессиональной  активности  человека выступает другой человек, и взаимодействие «человек – человек»  зависит от качеств того и другого. Профессию педагога,  относят  к  профессиям  высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на  содержание  предмета своей деятельности по А.С. Шафрановой. Таким образом,  не  вызывает сомнения то, что педагог должен обладать  определенной  суммой  каких-то высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена  попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но  такие попытки   обычно   заканчиваются   перечислением   достоинств   современного культурного  человека  таких  как:  гуманизм,   честность,   справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты  достойного  человека,  но  не являющиеся производными определенной профессии.       Щуркова Н.Е.  говорит о том, что если исходить из  сущности  и  содержания  профессии  педагога,  то первая основная личностная черта это:

1. Интерес к  жизни.  Влияние этой  личностной  черты на  содержание  и характер работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно незаметно даже самому учителю. Детство, так неравнодушное к  жизни не прощает  равнодушия  к  жизни  кого-либо,  тем  более,  если  такое равнодушие проявляет педагог. Интерес  к  жизни  –  условие  работы  с детством, это условие эффективности  воспитания,  так  как  воспитание непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым, а в основе такой  способности  лежит  принятие  жизни  как  таковой  в качестве великого дара природы.         Вторая личностная характеристика, способствующая успешности работы с детьми это:

  2. Интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается такое общее отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле.Когда внимание к разного  рода личностным  проявлениям  «Я»  человека связано с познанием человеческой души, с уважением индивидуальности, с признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми и когда в отношении к  человеку  сохраняется  ценностная  позиция  вне зависимости от конкретных характеристик этого человека. Если  педагогу интересен человек как таковой, решается или легко снимается целый  ряд проблем. Решается пресловутый вопрос «любви  к  ребенку»,  потому  что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Нельзя любить сотни и тысячи людей,  с  которыми  приходится  работать педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого  не  хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес  к  человеку,  работать  с множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой  работы легко, если  обеспечена  профессиональная  компетентность.  Интерес  к человеку помогает обрести профессиональное  равновесие  и  устоять  на профессиональной высоте, а значит, трезво искать решение проблемы.   Третья важная личностная характеристика это:

3.Интерес  к  культуре.  Как личностная  характеристика  он,  с одной стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а  с другой стороны эта черта  личности  развивается  в  процессе  воспитания.  В понятие культуры входит все, что возделывается  человеком,  все,  что  стало преобразованием натуры. Когда речь идет об интересе к культуре педагога,  то имеется в виду широкая палитра его интересов к  технике,  науке,  искусству, устройству быта,   политическому  устройству  общества,  морали,  экономике, гигиене и др. форм созидания в этом мире. Интерес  к  культуре  у  педагога   означает   не   только   собственное ознакомление с фактами развивающейся мировой культуры, но и  формирование  у детей  такого   пристального   внимания   к   данным   фактам,   не   только преобразование собственной жизни, но и приобщение  детей  к  корректированию привычного содержания  и  хода  жизни  в  согласии  с  достижениями  мировой культуры,  не только  личное  оценивание  происходящего в   культуре,   но непременно целенаправленное приобщение детей к аналитической  работе  ума  в

оценивании  культурных продвижений либо падений  их.   Одно из  самых  сильных  противоречий  воспитания  состоит  в  том,  что педагог  является  представителем  вчерашней  культуры,  ему  же  приходится выступать  в  роли  представителя  сегодняшней,  хотя  он   ею   владеет   в недостаточной степени, а  иногда  далек  от  нее.  Однако  это  противоречие преодолевается: приобщая детей к культуре, педагог сам овладевает  тем,  что прививает детям.       Согласно Щурковой  Н.Е.  перечисленные  выше  личностные  характеристики являются   базовыми.    Обозначим    теперь    профессиональные    качества, обеспечивающие успешное педагогическое общение и  взаимодействие  учителя  с учащимися  более  подробно.  Столяренко  Л.Д.  к таким качествам относит:

- наличие  потребности и умений  общения,  общительность,  коммуникативные качества;

- способность  эмоциональной эмпатии и понимания людей;

- гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять  речевое  воздействие  в  зависимости  от  ситуации   общения, индивидуальных особенностей учащихся;

- умение  ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой,  умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

Информация о работе Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога