Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 18:04, курсовая работа
Цель исследования: выявление особенностей преодоления профессионального стресса. Объект исследования: стратегии и модели преодоления стресса.
Предмет исследования: особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.
Гипотеза исследования: синдром наличия стресса и эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога.
Задачи исследования:
Провести теоретико-методологический анализ по проблеме исследования.
Определить основные стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса.
Изучить особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.
Разработать рекомендации по психологической профилактике развития стресса и формирования синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических профессий.
Введение…………………………………………..….……………………….…..3
Глава 1. Профессиональный стресс и основные механизмы преодолевающего поведения……….…………………………….……………….………5
1.1.Природа профессионального стресса………………………………………..6
1.2.Стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса...8
1.3.Стратегии и модели преодоления стресса………………………...……….14
1.4.Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса…...…17
Глава 2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога………..….26
2.1.Эмоциональное выгорание как стресс…………………………….…….…28
2.2.Требования профессии к личности педагога……………….……….….….37
2.3.Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания……………………………………………………………………………...…46
2.4 Профилактика стресса……………………………………………………….49
Заключение……………………………..………….……………………………53
Литература…………………..………...…………………………………….......55
2.4 Профилактика стресса
Образ
жизни - это наша повседневная жизнь
с раннего утра до позднего вечера,
каждую неделю, каждый месяц, каждый год.
Составными частями активного и релаксационного
образа жизни являются и начало трудового
дня, и режим питания, и двигательная активность,
и качество отдыха си сна, и взаимоотношения
с окружающими, и реакция на стресс, и многое
другое. Именно от нас зависит, каким будет
наш образ жизни - здоровым, активным или
же нездоровым, пассивным. Если нам удастся
положительно повлиять на свои основные
жизненные принципы, добиться того, чтобы
релаксация и концентрация стали составной
частью нашего образа жизни, то мы станем
уравновешеннее и будем более спокойно
реагировать на стрессогенные факторы.
Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно
воздействовать на те или иные процессы,
происходящие в организме, т.е. обладаем
способностью ауторегуляции. Можно выделить
четыре основных метода профилактики
стресса с помощью ауторегуляции: релаксация,
противострессовая «переделка» дня, оказание
первой помощи при остром стрессе и аутоанализ
личного стресса. Использование этих методов
при необходимости доступно каждому. О
релаксации мы уже говорили, поэтому рассмотрим
три других метода. Очень часто люди при
возвращении домой переносят свою рабочую
активность, возбужденность в семью. Что
же нужно, чтобы избавиться от своих дневных
впечатлений и, переступив порог дома,
не вымещать на домашних свое плохое настроение?
Ведь таким образом мы приносим домой
стресс, а виной всему - наше неумение отрешиться
от накопившихся за день впечатлений.
Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой
ситуации (нас кто-то разозлил, обругал
начальник или кто-то из домашних заставил
понервничать) - у нас начинается острый
стресс. Для начала нужно собрать в кулак
всю свою волю и скомандовать себе «СТОП!»,
чтобы резко затормозить развитие острого
стресса. Чтобы суметь выйти из состояния
острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо
найти эффективный способ самопомощи,
свой метод. И тогда в критической ситуации,
которая может возникнуть каждую минуту,
мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув
к этому методу помощи при остром стрессе. Понять
свою собственную стрессовую ситуацию
чрезвычайно важно: во-первых, проявление
стресса у каждого человека индивидуально;
во-вторых, у стресса, как правило, не может
быть единственной причины - таких причин
всегда множество; в-третьих, вы сможете
найти наиболее приемлемый для себя выход
из создавшейся ситуации. Наиболее оправдавшим
себя методом аутоанализа личного стресса
является дневник стрессов. Метод этот
несложный, однако требующий терпения.
В течение нескольких недель - по возможности
ежедневно - необходимо делать в дневнике
простые пометки: когда и при каких обстоятельствах
были обнаружены признаки стресса. Лучше
записывать свои наблюдения и ощущения
вечером после работы или перед сном, когда
легче припомнить мельчайшие подробности
и детали. Если в конце дня пометок не сделать,
то на следующий день, в житейских заботах
и суете забудется, когда и что произошло. Анализ
записей в дневнике помогает просто и
быстро определять, какие события или
жизненные ситуации способствуют возникновению
стресса. Именно регулярно повторяющиеся
ситуации, описанные в дневнике, могут
быть причиной возникновения стресса. Полезно
записывать свои ощущения сразу при наступлении
острого стресса, чтобы потом в спокойном
и уравновешенном состоянии проанализировать
их. Если мы пролистаем собственные записи
и попробуем их систематизировать, то
обнаружим, что некоторые основные признаки
стресса повторяются: раздражительность,
невозможность сосредоточиться, забывчивость,
частые вздохи, ощущение бегающих по телу
мурашек, мышечное напряжение, «не успокаивающиеся
ноги» (не сидится на месте) ощущение внутренней
тяжести, сухость во рту, беспокойный сон,
быстрая утомляемость, необъяснимое чувство
страха, плохое настроение, состояние
депрессии, частые головные боли (особенно
в затылочной части), боли в суставах, отсутствие
аппетита или, наоборот, переедание, запоры,
учащенное сердцебиение.
Бывает, что мы находимся внутри стрессовой ситуации и от нашей способности «держать себя в руках» и не поддаваться на провокации со стороны собеседника зависит исход деловых переговоров. Психолог Наталия Раннала предлагает следующие техники работы со своим состоянием, выполнить которые несложно после некоторой тренировки: 1. По возможности смените обстановку. Например, если предыдущий этап переговоров закончился «накалом» эмоций, то целесообразно проводить следующие переговоры в другом помещении либо хорошо продумать дизайн существующей «переговорной» комнаты. При необходимости обратитесь к специалистам. 2. В перерыве сполосните руки холодной водой. 3. Следите за своим дыханием. Если вы хотите оставаться хладнокровным и эмоционально не зацепленным, то длительности вашего выдоха должна быть больше, чем длительность вдоха. 4. Обратите внимание на окружающие вас предметы, назовите их мысленно на выдохе. Тогда вам будет легче донести до вашего визави содержание своих мыслей в максимально корректной форме. Некоторым людям с «горячим» темпераментом психологи рекомендуют досчитать до 100, прежде чем начать возражать оппоненту. Возможно, в первое время вам будет нелегко выполнять перечисленные техники работы со своим состоянием в ситуациях «предстартовой лихорадки» и после стресса. Однако здесь главное - выработать навык. Если вам сложно работать над своим стрессом в одиночку, то можно обратиться к специалисту - психологу за индивидуальной консультацией. Кроме того, эффективно использовать следующие методы: Метод рационализации предстоящего события. Для этого следует максимально детально представить ситуацию, которая вас ожидает: где произойдет волнующее вас событие, во что вы будете одеты, что вы будете говорить, во что будет одет собеседник, что он будет говорить. В реальности детали могут быть не такими, однако это неважно. В результате у вас снизится уровень неопределенности и, как следствие, снизится повышенный уровень эмоций, мешающий работать.
Метод избирательной позитивной ретроспекции. Вспомните ситуацию, в которой вы решили свою проблему и можете гордиться собой и своими действиями. Запишите все комплименты, которые можете себе сделать. Теперь подумайте, если вы раньше уже успешно решили подобную задачу, то есть все основания полагать, что и с настоящим заданием вы справитесь так же успешно. Метод избирательной негативной ретроспекции. Запишите все свои провалы и проанализируйте их причины: нехватка ресурсов (если да, то каких), недостаточное планирование и т.п. Постарайтесь учесть выявленные ошибки при планировании своих действий в будущем.
Метод зеркала. В момент волнения отметьте, в какой позе находится ваше тело. Придайте ему позу уверенности. Изменение позы вызовет изменения на физиологическом уровне (организм станет вырабатывать меньше адреналина), и ваши негативные эмоции исчезнут или их уровень понизится.
Метод детальной визуализации неудачного исхода ситуации. Представьте себе различные варианты исхода событий, вплоть до самого неблагоприятного. Подумайте, что вы будете делать, если реализуется наихудший для вас вариант развития событий. Аналогичным образом спланируйте свои действия при других исходах. В результате вы снизите уровень неопределенности, который и провоцирует обычно лишние эмоции. [21, с. 34]
Заключение.
Проанализировав научную литературу по проблеме профессионального стресса, можно сделать вывод, что стресс – это динамичное состояние, которое обусловлено наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Стресс имеет тенденцию накапливаться. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих возникновению стресса и обусловивших те или иные его последствия.
Источниками стресса могут быть как внешние, так и внутренние факторы: организационные факторы или личностные факторы самого работника.
Стресс проявляет себя разными путями. Симптомы стресса бывают физиологические (повышение кровяного давления, хронические головные боли), психологические (беспокойство, раздражительность) и поведенческие (неявки на работу, снижение производительности, текучесть кадров).
Управление стрессом должно осуществляться как на организационном уровне, так и на психологическом уровне.
Управление стрессом на уровне организации включает следующие составляющие: подбор и расстановку кадров, постановку конкретных и выполнимых задач, проектирование работ, групповое принятие решений, программы оздоровления работников.
Управление
стрессом на психологическом уровне заключается
в профилактике и психологической коррекции
профессионального стресса. К числу распространенных
рекомендаций по предупреждению стресса
относятся: умение правильно распределять
свое время, способность адекватно оценивать
ситуацию и применять наиболее эффективные
модели поведения по преодолению стресса,
а также стремление постоянно развивать
навыки психической саморегуляции, тем
самым повышая индивидуальный уровень
стрессоустойчивости. К сожалению, не
существует универсальных профилактических
средств, позволяющих одним и тем же способом
предупредить многообразные последствия
рабочих стрессов, поэтому профилактические
средства должны подбираться к каждому
работнику в зависимости от личностных
особенностей и специфики профессиональной
деятельности. Было выявлено, что тревожность
напрямую связана с эмоциональным выгоранием.
Чем выше тревожность, тем больше человек
склонен к эмоциональному выгоранию. Эмоциональное
выгорание представляет собой дезадаптационное
явление, которое характеризуется потерей
личностью интереса к предмету и продукту
своей деятельности, чувством внутренней
опустошенности, нарушениями межличностного
взаимодействия в широком контексте социальных
ситуаций. Данное явление возникает в
тех случаях, когда профессионал не может
в пределах своих личностных ресурсов
справиться с многочисленными организационными
стрессорами. Эмоциональное выгорание
предполагает риск развития у профессионала
невротических реакций и психосоматических
расстройств, что позволяет рассматривать
его как феномен, находящийся на границе
«психической нормы» и «психической патологии»
и представляющий собой крайний вариант
нормы. Практическая значимость курсовой
работы состоит в том, что эта работа может
быть использована кадровой службой учреждений
образования в целях улучшения психологического
здоровья педагогов и для повышения результатов
их профессиональной деятельности.
Литература: