Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 18:04, курсовая работа
Цель исследования: выявление особенностей преодоления профессионального стресса. Объект исследования: стратегии и модели преодоления стресса.
Предмет исследования: особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.
Гипотеза исследования: синдром наличия стресса и эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога.
Задачи исследования:
Провести теоретико-методологический анализ по проблеме исследования.
Определить основные стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса.
Изучить особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.
Разработать рекомендации по психологической профилактике развития стресса и формирования синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических профессий.
Введение…………………………………………..….……………………….…..3
Глава 1. Профессиональный стресс и основные механизмы преодолевающего поведения……….…………………………….……………….………5
1.1.Природа профессионального стресса………………………………………..6
1.2.Стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса...8
1.3.Стратегии и модели преодоления стресса………………………...……….14
1.4.Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса…...…17
Глава 2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога………..….26
2.1.Эмоциональное выгорание как стресс…………………………….…….…28
2.2.Требования профессии к личности педагога……………….……….….….37
2.3.Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания……………………………………………………………………………...…46
2.4 Профилактика стресса……………………………………………………….49
Заключение……………………………..………….……………………………53
Литература…………………..………...…………………………………….......55
Особенности этой среды определяют выбор способов поведения для преодоления стресса в зависимости от характера ситуации, социального статуса человека, его национальных и других особенностей, которые могут стать как ресурсом для преодоления, так и источником стресса. В отечественной и зарубежной психологии представлен широкий диапазон классификаций стратегий преодоления стресса. Большинство классификаций построено вокруг двух предложенных Лазарусом и Фолкманом модусов психологического совладания, направленного на:
1. Решение проблемы (проблемно-ориентированный копинг);
2. Изменение собственного состояния и установок в отношении ситуации (эмоционально-ориентированный копинг).
Проблемно-
Помимо дихотомической
1. конструктивные преобразующие стратегии («когнитивная репетиция», «коррекция ожиданий и надежд», «идущие вниз сравнения», «идущие вверх сравнения», «антиципирующее преодоление», «предвосхищающая печаль»);
2. конструктивные приспособительные стратегии («позитивное истолкование ситуации», «придание нетривиального смысла ситуации», «изменение личностных свойств», «идентификация со счастливчиками»);
3. неконструктивные приспособительные стратегии («фиксированная на эмоциях стратегия», «уход или бегство из трудной ситуации», «стратегия отрицания»). [25, с. 125]
Классификация видов
стратегий преодоления стресса,
разработанная В. А. Бодровым, основана
на систематизации по признакам наиболее
типичных стратегий преодоления стресса:
а) превентивной, оперативной, комплексной
направленности воздействий; б) ориентированности
приемов регуляции поведения на собственные
эмоциональные переживания, реакции и
установки в отношении стрессогенных
ситуаций, на решение проблемы или на поведение
по избеганию трудных ситуаций; в) активности
или пассивности форм преодоления; г) характера
мобилизованных на преодоление личных
ресурсов (психологических, физиологических,
профессиональных, социальных). Продуктивным
является подход к изучению механизмов
регуляции стресса как адаптационного
процесса с позиций и в направлении оценки
структурных компонентов адаптации, представленных
в работе С. А. Шапкина и Л. Г. Дикой. Авторы
выделяют: активационный
компонент, связанный с органическими
и функциональными затратами, направленных
на достижение значимых для субъекта целей
и компенсацию факторов, препятствующих
достижению этих целей (механизмы активации,
преобразования и распределения активационно-энергических
ресурсов субъекта, зависящих от индивидуальных
свойств нервных процессов); когнитивный
компонент, основу которого составляют
перестройки в когнитивных системах деятельности,
направленные на выработку наиболее эффективных
способов переработки информации, необходимой
для адаптации; эмоциональный
компонент, отражающий динамику эмоциональных
переживаний - субъективных индикаторов
эффективности процесса адаптации; мотивационно-
Значительное усиление интенсивности воздействующего стресс-фактора происходит именно за счет субъективной переоценки его повреждающих свойств и недооценки собственных возможностей. Было показано, что выраженность сдвигов ряда физиологических функций в условиях стресса находится в прямой зависимости от познавательной социально-психологической компетентности субъекта.
Как следует из ресурсных концепций стресса, потеря ресурсов – это первичный механизм, ведущий к стрессовым реакциям. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессовых трудовых и жизненных ситуациях. Ресурсы человека – средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией. Для повышения стрессоустойчивости очень важным является накопление («консервация») ресурсов до того, когда возникает стресс – ситуация или действие отдельного стрессора. Традиционными показателями стрессоустойчивости человека на социально – психологическом уровне являются:
1. Сохранение способности к социальной адаптации;
2. Сохранение значимых межличностных связей;
3. Обеспечение успешной самореализации, достижения жизненных целей;
4. Сохранение трудоспособности и качества выполняемой деятельности;
5. Сохранение здоровья.
Как показывают современные исследования, стрессоустойчивость не является статическим свойством индивида. Устойчивость к стрессу рассматривается как величина, обладающая определенной ситуативной изменчивостью, «эластичностью», которая опосредована когнитивно-аффективной оценкой ситуации и ресурсами человека.
В
этой связи актуальным представляется
обращение к стратегии
На ранних стадиях стресса человек пытается бороться со стрессорами путем интенсивного вложения личных ресурсов. В случае дефицита ресурсов человек переключается на защитное поведение, для восполнения своих персональных ресурсов. Проводя защитную политику, человек запасает доступные для себя ресурсы (проактивное преодоление стресса), стремится уменьшить прямые и косвенные потери ресурсов, которые могут возникать от постоянного вложения в не вознаграждаемые действия или решения. Потеря ресурсов происходит также в случае длительной экспозиции негативной обратной связи от окружающих, которую человек получает в трудных жизненных или профессиональных ситуациях. Потеря внутренних («душевных») и внешних (социальных) ресурсов влечет за собой неизбежную потерю субъективного благополучия и переживается как состояние психологического стресса.
К наиболее изученным в настоящее время личностным ресурсам преодоления стресса относятся:
- Активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобрести личный опыт и возможности личностного роста;
- Сила «Я-концепции», самоуважение, самооценка, собственная значимость, «самодостаточность»;
- Активная жизненная установка: чем активнее отношение к жизни, тем больше психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях;
- Позитивность и рациональность мышления;
- Эмоционально – волевые качества;
- Физические ресурсы: состояние здоровья и отношение к нему как ценности.
Информационные и инструментальные ресурсы:
- Способность контролировать ситуацию: адекватная оценка степени воздействия ситуации на человека;
- Профессиональные ресурсы: умения, мастерство, компетентность, технологии освоения новых знаний и навыков;
- Социальные ресурсы: сохранение значимых межличностных связей, наличие поддержки, моральной помощи, соучастия, сочувствия других людей, солидарности группы.
- Информационная активность и деятельность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стресс – ситуации;
- Способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации;
- Материальные ресурсы: высокий уровень материального дохода и материальных условий, позволяющих восстановить первичные физиологические потребности; безопасность жизни и стабильность оплаты труда. [14, с. 79]
Э. Фромм выделил три основных психологических ресурса, помогающих человеку в преодолении трудных жизненных ситуаций:
Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. «Надеяться – значит в каждый момент времени быть готовым к тому, что еще не появилось на свет, и, несмотря ни на что, не отчаиваться, если на том или ином участке жизненного пути это ожидание не произошло».
Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей и нужно вовремя обнаружить эти возможности. Вера – рациональная интерпретация настоящего.
Душевная сила – мужество. «Душевная сила – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их путем превращения в «голый» оптимизм или в иррациональную веру».
Многие авторы выделяют психологическую компетентность, как особый ресурс жизненной стойкости.
С
позиции ресурсного подхода сохранение
или повышение
Психопрофилактика стресса, как одно из основных направлений стресс – менеджмента, ориентирована на устранение потенциальных источников стресса – не только во внешнем, но и во внутреннем мире человека. Особое значение этого направления заключается в обучении навыкам психической саморегуляции, которые при комплексном и грамотном применении позволяют повысить общий уровень работоспособности человека и эффективно восстановить затраченные ресурсы в ситуациях повышенного напряжения. Важным аспектом профилактической работы является обучение работников методам, позволяющим правильно анализировать и интерпретировать ситуации жизненных и профессиональных стрессов, давать им реалистичные оценки, расширять репертуар конструктивных копинг – стратегий и повышать индивидуальную устойчивость к стрессу.
Одной из составляющих профилактики стресса является персональная психодиагностика стресс – состояний и стрессоустойчивости работников, разработка индивидуальных рекомендаций по снижению уязвимости к стрессу. При диагностике стресса нужно учитывать массу факторов, и все они были обобщены профессором кафедры психологии труда МГУ имени М.В.Ломоносова А. Б. Леоновой, которая предложила интегративную оценку профессионального стресса. [26, с. 81]
Модель интегративной диагностики профессионального стресса содержит все факторы диагностики синдрома выгорания. Уже разработан диагностический инструментарий, который так и называется — «Интегральная диагностика и коррекция стресса (ИДИКС)», в котором три части — диагностическая, оценочная (которую берет на себя компьютер) и коррекция (или превентивные мероприятия). Это целый комплект методик, позволяющий наиболее комплексно подойти к проблеме профессионального стресса.
В научной и популярной психологической литературе описано множество техник и упражнений, хорошо зарекомендовавших себя в управлении стрессом и совершенствовании психологической саморегуляции. Данные психотехники делятся на несколько групп: