Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление особенностей преодоления профессионального стресса. Объект исследования: стратегии и модели преодоления стресса.

Предмет исследования: особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.

Гипотеза исследования: синдром наличия стресса и эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога.



Задачи исследования:

Провести теоретико-методологический анализ по проблеме исследования.
Определить основные стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса.
Изучить особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.
Разработать рекомендации по психологической профилактике развития стресса и формирования синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических профессий.

Содержание

Введение…………………………………………..….……………………….…..3

Глава 1. Профессиональный стресс и основные механизмы преодолевающего поведения……….…………………………….……………….………5

1.1.Природа профессионального стресса………………………………………..6

1.2.Стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса...8

1.3.Стратегии и модели преодоления стресса………………………...……….14

1.4.Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса…...…17

Глава 2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога………..….26

2.1.Эмоциональное выгорание как стресс…………………………….…….…28

2.2.Требования профессии к личности педагога……………….……….….….37

2.3.Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания……………………………………………………………………………...…46

2.4 Профилактика стресса……………………………………………………….49

Заключение……………………………..………….……………………………53

Литература…………………..………...…………………………………….......55

Работа состоит из  1 файл

Курсовая!!! стресс.doc

— 299.50 Кб (Скачать документ)

     Особенности этой среды определяют выбор способов поведения для преодоления стресса в зависимости от характера ситуации, социального статуса человека, его национальных и других особенностей, которые могут стать как ресурсом для преодоления, так и источником стресса.   В отечественной и зарубежной психологии представлен широкий диапазон классификаций стратегий преодоления стресса. Большинство  классификаций построено вокруг двух предложенных Лазарусом и Фолкманом модусов психологического совладания, направленного на:

1. Решение проблемы (проблемно-ориентированный копинг);

2. Изменение собственного состояния и установок в отношении ситуации (эмоционально-ориентированный копинг).

     Проблемно-ориентированный  копинг считается более эффективной  стратегией, а эмоционально сфокусированный  копинг эффективен только в тех случаях, когда невозможно изменить ситуацию.

       Помимо дихотомической типологии  стратегий преодоления существуют и более развернутые варианты их классификации. Так, отечественные психологи И. Г. Сизова и С. И. Филипченкова, на основании экспериментальных исследований определили базовые и функционально – ситуативные стратегии преодоления:

1. конструктивные преобразующие стратегии («когнитивная репетиция», «коррекция ожиданий и надежд», «идущие вниз сравнения», «идущие вверх сравнения», «антиципирующее преодоление», «предвосхищающая печаль»);

2. конструктивные приспособительные стратегии («позитивное истолкование ситуации», «придание нетривиального смысла ситуации», «изменение личностных свойств», «идентификация со счастливчиками»);

3. неконструктивные приспособительные стратегии («фиксированная на эмоциях стратегия», «уход или бегство из трудной ситуации», «стратегия отрицания»). [25, с. 125]

            Классификация видов  стратегий преодоления стресса, разработанная В. А. Бодровым, основана на систематизации по признакам наиболее типичных стратегий преодоления стресса: а) превентивной, оперативной, комплексной направленности воздействий; б) ориентированности приемов регуляции поведения на собственные эмоциональные переживания, реакции и установки в отношении стрессогенных ситуаций, на решение проблемы или на поведение по избеганию трудных ситуаций; в) активности или пассивности форм преодоления; г) характера мобилизованных на преодоление личных ресурсов (психологических, физиологических, профессиональных, социальных).  Продуктивным является подход к изучению механизмов регуляции стресса как адаптационного процесса с позиций и в направлении оценки структурных компонентов адаптации, представленных в работе С. А. Шапкина и Л. Г. Дикой. Авторы выделяют:      активационный компонент, связанный с органическими и функциональными затратами, направленных на достижение значимых для субъекта целей и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих целей (механизмы активации, преобразования и распределения активационно-энергических ресурсов субъекта, зависящих от индивидуальных свойств нервных процессов);           когнитивный компонент, основу которого составляют перестройки в когнитивных системах деятельности, направленные на выработку наиболее эффективных способов переработки информации, необходимой для адаптации;              эмоциональный компонент, отражающий динамику эмоциональных переживаний - субъективных индикаторов эффективности процесса адаптации;              мотивационно-волевой компонент, который обеспечивает координацию всех остальных компонентов в направлении реализации значимых для субъекта целей.           Данный подход в изучении механизмов регуляции стресса позволяет анализировать этот процесс с позиций его системной детерминации. [11, с. 81]

      Значительное  усиление интенсивности воздействующего стресс-фактора происходит именно за счет субъективной переоценки его повреждающих свойств и недооценки собственных возможностей. Было показано, что выраженность сдвигов ряда физиологических функций в условиях стресса находится в прямой зависимости от познавательной социально-психологической компетентности субъекта.

Ресурсный подход к анализу  совладающего поведения

     Как следует из ресурсных концепций  стресса, потеря ресурсов – это первичный  механизм, ведущий к стрессовым реакциям. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессовых трудовых и жизненных  ситуациях. Ресурсы человека – средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией. Для повышения стрессоустойчивости очень важным является накопление («консервация») ресурсов до того, когда возникает стресс – ситуация или действие отдельного стрессора. Традиционными показателями стрессоустойчивости человека на социально – психологическом уровне являются:

1. Сохранение способности к социальной адаптации;

2. Сохранение значимых межличностных связей;

3. Обеспечение успешной самореализации, достижения жизненных целей;

4. Сохранение трудоспособности и качества выполняемой деятельности;

5. Сохранение здоровья.

     Как показывают современные исследования, стрессоустойчивость не является статическим  свойством индивида. Устойчивость к  стрессу рассматривается как величина, обладающая определенной ситуативной изменчивостью, «эластичностью», которая опосредована когнитивно-аффективной оценкой ситуации и ресурсами человека.

      В этой связи актуальным представляется обращение к стратегии накопления ресурсов. Стратегия накопления ресурсов представляет собой некоторый антиципаторный копинг. Первый принцип «консервации» ресурсов (COR-теория С. Хобфолла) заключается в том, что люди стремятся получить, сохранить и защитить то, что ценно для них, и стараются использовать свои ресурсы наилучшим способом. Вторым принципом «консервации» ресурсов является то, что люди стремятся инвестировать свои усилия в накопление собственных ресурсов. [24, с. 40] 

     На  ранних стадиях стресса человек  пытается бороться со стрессорами путем  интенсивного вложения личных ресурсов. В случае дефицита ресурсов человек  переключается на защитное поведение, для восполнения своих персональных ресурсов. Проводя защитную политику, человек запасает доступные для себя ресурсы (проактивное преодоление стресса), стремится уменьшить прямые и косвенные потери ресурсов, которые могут возникать от постоянного вложения в не вознаграждаемые действия или решения. Потеря ресурсов происходит также в случае длительной экспозиции негативной обратной связи от окружающих, которую человек  получает в трудных жизненных или профессиональных ситуациях. Потеря внутренних («душевных») и внешних (социальных) ресурсов влечет за собой неизбежную потерю субъективного благополучия и переживается как состояние психологического стресса.

     К наиболее изученным в настоящее  время личностным ресурсам преодоления стресса относятся:

- Активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобрести личный опыт и возможности личностного роста;

- Сила «Я-концепции», самоуважение, самооценка, собственная значимость, «самодостаточность»;

- Активная жизненная установка: чем активнее отношение к жизни, тем больше психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях;

- Позитивность и рациональность мышления;

- Эмоционально – волевые качества;

- Физические ресурсы: состояние здоровья и отношение к нему как ценности.

    Информационные  и инструментальные ресурсы:

- Способность контролировать ситуацию: адекватная оценка степени воздействия ситуации на человека;

- Профессиональные ресурсы: умения, мастерство, компетентность, технологии освоения новых знаний и навыков;

- Социальные ресурсы: сохранение значимых межличностных связей, наличие поддержки, моральной помощи, соучастия, сочувствия других людей, солидарности группы.

- Информационная активность и деятельность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стресс – ситуации;

- Способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации;

- Материальные ресурсы: высокий уровень материального дохода и материальных условий, позволяющих восстановить первичные физиологические потребности; безопасность жизни и стабильность оплаты труда. [14, с. 79]

     Э. Фромм выделил три основных психологических  ресурса, помогающих человеку в преодолении трудных жизненных ситуаций:

Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. «Надеяться – значит в каждый момент времени быть готовым к тому, что еще не появилось на свет, и, несмотря ни на что, не отчаиваться, если на том или ином участке жизненного пути это ожидание не произошло».

Рациональная  вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей и нужно вовремя обнаружить эти возможности. Вера – рациональная интерпретация настоящего.

Душевная  сила – мужество. «Душевная сила – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их путем превращения в «голый» оптимизм или в иррациональную веру».

     Многие  авторы выделяют психологическую компетентность, как особый ресурс жизненной стойкости.

     С позиции ресурсного подхода сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском ресурсов, помогающих личности в преодолении стрессовых ситуаций. Если человек постоянно будет развивать свои ресурсы и разумно избегать рисков, то он тем самым уменьшит вероятность развития у него стресса.

Психопрофилактика стресса

     Психопрофилактика стресса, как одно из основных направлений стресс – менеджмента, ориентирована на устранение потенциальных источников стресса – не только во внешнем, но и во внутреннем мире человека. Особое значение этого направления заключается в обучении навыкам психической саморегуляции, которые при комплексном и грамотном применении позволяют повысить общий уровень работоспособности человека и эффективно восстановить затраченные ресурсы в ситуациях повышенного напряжения. Важным аспектом профилактической работы является обучение работников методам, позволяющим правильно анализировать и интерпретировать ситуации жизненных и профессиональных стрессов, давать им реалистичные оценки, расширять репертуар конструктивных копинг – стратегий и повышать индивидуальную устойчивость к стрессу.

      Одной из составляющих профилактики стресса является персональная психодиагностика стресс – состояний и стрессоустойчивости работников, разработка индивидуальных рекомендаций по снижению уязвимости к стрессу. При диагностике стресса нужно учитывать массу факторов, и все они были обобщены профессором кафедры психологии труда МГУ имени М.В.Ломоносова А. Б. Леоновой, которая предложила интегративную оценку профессионального стресса. [26, с. 81]

     Модель интегративной диагностики профессионального стресса содержит все факторы диагностики синдрома выгорания. Уже разработан диагностический инструментарий, который так и называется — «Интегральная диагностика и коррекция стресса (ИДИКС)», в котором три части — диагностическая, оценочная (которую берет на себя компьютер) и коррекция (или превентивные мероприятия). Это целый комплект методик, позволяющий наиболее комплексно подойти к проблеме профессионального стресса.

Основные  методы психологической  саморегуляции

     В научной и популярной психологической  литературе описано множество техник и упражнений, хорошо зарекомендовавших себя в управлении стрессом и совершенствовании психологической саморегуляции. Данные психотехники делятся на несколько групп:

  • Изменение содержания сознания – эти техники основаны на изменении направленности внимания, отвлечении от эмоционально значимых ситуаций, угнетающих представлений и мыслей, переключении на объекты окружающего мира, другую деятельность.
  • Управление физическим «Я» - эта группа техник направленна на фрмирование навыков самоконтроля и регуляции внешних проявлений эмоций, которые достигаются благодаря сосредоточенности внимания на тонусе мимических и скелетных мышц, темпе движений и речи, дыхании.
  • Репродукция ресурсных состояний или позитивных образов – эта группа приемов отличается более высоким уровнем сложности и эффективности, чем предыдущие две. К ним относятся воспроизведение приятных воспоминаний, сюжетных образов, которые содержат позитивный заряд и способны изменить эмоциональное состояние человека.
  • Отражение своего социального «Я» - группа способов саморегуляции, к которым относятся: умение поставить цель в точном соответствии со своими возможностями, временно уменьшить степень ее значимости при высокой эмоциональной напряженности, суметь отключится на время от мотивирующих влияний среды, вовремя вновь актуализировать первоначальный замысел.
  • Работа с иррациональными убеждениями – данный метод получил название «Рационально – эмоциональная терапия», его основоположник – Альберт Эллис. Иррациональные убеждения ведут к неконструктивным переживаниям и лежат в основе «нездоровых» моделей поведения. Суть данного метода заключается в переработке иррациональных убеждений в рациональные.
  • Позитивное внушение или самовнушение – мотивационно – волевые техники: самоубеждение, самоодобрение, самоуспокоение и различные самовнушения.

Информация о работе Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога