Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление особенностей преодоления профессионального стресса. Объект исследования: стратегии и модели преодоления стресса.

Предмет исследования: особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.

Гипотеза исследования: синдром наличия стресса и эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога.



Задачи исследования:

Провести теоретико-методологический анализ по проблеме исследования.
Определить основные стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса.
Изучить особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.
Разработать рекомендации по психологической профилактике развития стресса и формирования синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических профессий.

Содержание

Введение…………………………………………..….……………………….…..3

Глава 1. Профессиональный стресс и основные механизмы преодолевающего поведения……….…………………………….……………….………5

1.1.Природа профессионального стресса………………………………………..6

1.2.Стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса...8

1.3.Стратегии и модели преодоления стресса………………………...……….14

1.4.Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса…...…17

Глава 2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога………..….26

2.1.Эмоциональное выгорание как стресс…………………………….…….…28

2.2.Требования профессии к личности педагога……………….……….….….37

2.3.Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания……………………………………………………………………………...…46

2.4 Профилактика стресса……………………………………………………….49

Заключение……………………………..………….……………………………53

Литература…………………..………...…………………………………….......55

Работа состоит из  1 файл

Курсовая!!! стресс.doc

— 299.50 Кб (Скачать документ)

1. Профессиональные: а) уровень знаний, навыков, умений, б) профессиональный опыт, в) стремление к профессиональному совершенствованию, г) удовлетворенность профессиональных ожиданий и результатов (целей);

2. Морально - нравственные и организационные: а) нравственная зрелость и устойчивость, б) целеустремленность, в) дисциплинированность, г) профессиональная ответственность, д) аккуратность;

3. Психологические: а) трудовая направленность, б) развитие способностей и профессионально важных качеств, в) особенности личности (тревожность, агрессивность, эмоциональная реактивность, склонность к стрессу и др.), г) психические состояния (уровень бдительности и готовности, доминантные состояния, фобии, утомление, депрессия);

4. Физиологические: а) острые и хронические заболевания, б) пороги чувствительности анализаторов, в) биологические ритмы, г) возрастные изменения, д) вредные привычки;

      5. Физические: а) развитие выносливости, б) антропометрические и биомеханические особенности, в) состояние здоровья.     Особую категорию профессиональных стрессов составляет фактор высокой личной ответственности за коллег и подчинённых, за общее дело. Современные исследования показывают, что лица с высокой ответственностью в большой степени подвержены развитию стресс-синдрома «профессионального выгорания». [3, с. 113]

      Однако, психологический стресс и его вредное воздействие являются очень индивидуальным процессом и значение тех или иных рабочих обстоятельств на человека существенно различается даже в относительно однородной профессиональной группе.

      Как нами отмечалось, в отдельный вид стресса может быть выделен профессиональный стресс.         В качестве стрессогенных факторов могут выступать профессиональные вредности, особо высокий темп работы или ее монотонность, завышенные требования к человеку, отсутствие возможности восстановиться, отдохнуть до продолжения своей работы (наблюдается у пожарных), а также такие факторы, как неудовлетворенность своей работой, занимаемой должностью, а также несоответствие индивидуальных особенностей человека и выполняемой им профессиональной деятельности. К событиям, вызывающим переживание стресса, следует также отнести уход с работы, или изменение ее профиля, большие изменения в графике работы, возросшую ответственность или ее снижение, отсутствие работы более одного месяца, проблемы с коллегами или начальством.           Интенсивная работа не всегда прямым путем ведет к стрессу, а затем и к инфаркту. Не в количестве труда, а в его качестве все дело, точнее, в вашем отношении к нему. Замечено, что многие выдающиеся труженики почти во всех областях деятельности прожили долгую жизнь. Работа изматывает человека только удручающими неудачами, а успешная деятельность, даже самая напряженная, не приводит к разрушающему дистрессу, напротив, даже в преклонном возрасте она бодрит, создает ощущение молодости и силы. Вольтер, празднуя 80-летие, сказал: «Сейчас у меня нет для себя ни минутки. Уже через месяц у меня будет много работы. Чем старше становится человек, тем больше ему нужно трудиться. И это хорошо, ибо лучше умереть, чем старчески тащиться по жизни. Работать - значит жить». [5, с. 44]

      Работа - надежный противовес любой беде. Успешная работа связана с таким первобытным  биологическим чувством, как гордость своим умением и мастерством. Даже охотничья собака гордится, когда приносит добычу невредимой. Только неудачи и отсутствие цели портят удовлетворение от работы. Трения и вечно меняющиеся указания ускоряют износ и дряхление, способствуют накоплению шлаков и отходов как в живых машинах, так и в неодушевленных. Вот почему так важно найти свою работу, ту, что нравится больше всего и ценится людьми. Человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных неудач и порицаний, потому что это больше всех других стрессоров делает труд изнурительным и вредным. Нужны три условия, чтобы работа приносила счастье: она должна быть по силам человеку, не должна быть изнуряющей и ей обязательно должен сопутствовать успех. Знаток бизнеса У.Геллер советует: ведите свой бизнес как игру. Не принимайте все слишком близко к сердцу - это чревато нервным стрессом. Играйте для того, чтобы выиграть, но, в то же время, умейте наслаждаться самим процессом игры. Умственное перенапряжение, неудачи, неуверенность, бесцельное существование - это самые вредоносные агрессоры. Особенно вредна бесцельность, а цель у вас должна быть непременно, и самая благородная и оздоравливающая - достижение высокого мастерства. Достигнув его, вы обретаете спокойную уверенность в себе, а также расположение, уважение и, возможно, любовь близких. У людей, заинтересованных до глубины души своим трудом, нет даже и мысли о болезнях. Английские медики в результате многолетних исследований установили, что у людей, безразлично относящихся к своей профессии, инфаркт бывает в четыре раза чаще, нежели у тех, кто любит свое дело. Древние инки говорили: «Живи так, словно завтра ты должен умереть. Работай так, словно тебе придется жить вечно». [9, с. 34]

     Труд  называют первым в ряду факторов, обеспечивающих долголетие. Здоровье и долголетие начинаются с неудержимого и необъяснимого желания трудиться, им же определяется творческое начало в жизни человека, этнической группы и народа.

     Чувство удовлетворенности работой вызывается во многом возможностью личностного роста при выполнении работы, чувством самоуважения и заинтересованностью в самой работе.       Нелюбимая, скучная работа, либо предъявляющая повышенные требования к человеку, с которыми он не может справиться (будь то значительные физические нагрузки или требования к более высокому уровню мастерства, которым человек не обладает), могут служить причинами возникновения стресса. На профессиональную сферу человека могут влиять факторы, не имеющие непосредственного к ней отношения - личные проблемы и неприятности, сокращение свободного времени, ведущее к ограничению социальных контактов, большие затраты времени на дорогу до места работы и многое другое.            Остановимся подробнее на негативных последствиях профессионального стресса. Полученные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными ситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделать вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний.         Стресс может проявлять себя по-разному. Условно симптомы стресса могут быть разделены на три основные группы: физиологические; психологические; поведенческие.

      Физиологические симптомы стресса могут быть выражены в таких формах как обострение проблем с желудочно-кишечным трактом, развитие сердечно-сосудистых заболеваний и органов дыхания (ишемическая болезнь сердца, инфаркты, гипертония, астмы), а также эндокринные расстройства и нарушения обмена веществ. Механизм влияния стресса на физическое состояние человека до конца не изучен. Однако, очевидно то, что его воздействие на все жизненные функции и здоровье человека является гораздо более сильным, чем это было принято считать раньше.     Психологические симптомы стресса. Стресс нередко сопровождается чувством неудовлетворенности, которая в свою очередь может проявляться в таких формах, как напряженность, беспокойство, тоска, раздражительность. Непосредственно связанными с работой факторами, которые наиболее часто вызывают психологические симптомы стресса, являются нечетко установленные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение, а также однообразие в работе. [3, с. 113]

  К поведенческим симптомам стресса относятся:

  1. снижение производительности и качества труда;
  2. снижение надежности деятельности;
  3. снижение стабильности персонала: текучесть кадров, увеличение числа несчастных случаев на работе;
  4. снижение трудовой мотивации, вовлечённости в работу, лояльности и привлекательности работы в организации.

      Следует отметить, что при наличии стресса, в пределах его допустимого уровня, работники нередко выполняют работу лучше, чем в обычном состоянии: улучшается реакция, повышается скорость движений, увеличивается интенсивность труда. Пребывание в состоянии легкого стресса может оказаться весьма полезным, если, например, необходимо сделать эффектное публичное выступление. Однако высокий уровень стресса и особенно длительное пребывание в стрессовом состоянии приводят к резкому ухудшению показателей работы.

1.3. Стратегии и модели  преодоления стресса

  Анализ  современной литературы по стресс –  менеджменту позволяет выделить два основных подхода к пониманию стресса:

  Первый  подход трактует стресс как ответную реакцию на беспокоящее или вредное окружение, проявляющееся в состояниях нервно – психической напряженности, негативных эмоциональных переживаниях, защитных реакциях, состояниях дезадаптации и патологии. Концепция общего адаптационного синдрома Г. Селье является наиболее известной в данном подходе. Для понимания механизмов управления стрессом концепция Г. Селье содержит три основных положения:

  • Первое положение – физиологическая реакция на стресс не зависит от природы стрессора. Синдром ответной реакции (общий адаптационный синдром) – универсальная модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма.
  • Второе положение относится к динамике развития общего адаптационного синдрома. Г. Селье выделил три стадии адаптации: стадия тревоги – стадия резистентности – стадия истощения.
  • Третье положение касается силы и продолжительности защитной реакции организма. Если защитная реакция длительна и истощает ресурсы физиологических механизмов, то она переходит в состояние болезней адаптации и далее к летальному исходу.

      Второй  подход – модели взаимодействия человека и среды, представляемые стресс как ответную реакцию на отсутствие «соответствия» между возможностями личности и требованиями со стороны среды. Наиболее известные концепции данного подхода – когнитивная модель психологического стресса Р. Лазаруса и трансактная модель стресса Т. Кокса. [19, с. 103]

     Согласно  когнитивной модели стресса Р. Лазаруса развитие стресса зависит не только от внешних факторов, но также от конституциональной уязвимости человека и от адекватности механизмов его когнитивной защиты. Особое значение для появления стресса имеют оценка человеком ситуации, в которой он находится, переживание разочарования, конфликта или угрозы, а особенности реагирования на стресс зависят от чувства силы или беспомощности справиться с ситуацией. Согласно трансактной модели стресса Т. Кокса стресс является индивидуально воспринимаемым феноменом, опосредованным психологическими особенностями личности. В отличие от предыдущих подходов данная модель подчеркивает наличие обратной связи между всеми компонентами системы, т.е. рассматривает стресс не как линейную реакцию, а как замкнутую систему.

      Т. Кокс и Дж. Макэй выделили в данной системе пять стадий.   Первая стадия – воздействие на человека фактических требований внешней среды.            Вторая стадия – когнитивная оценка – осознавание человеком, с одной стороны, предъявленных к нему требований, с другой – своих возможностей справляться с ними. В случае нарушения равновесия между осознаваемыми требованиями и осознаваемой возможностью возникает стресс. Чем больше неуверенности в своих возможностях, отсутствия опыта в преодолении фактических требований, тем быстрее нарушается равновесие и наступает стресс. Критическое нарушение равновесия сопровождается эмоциональными переживаниями, что может усиливать изменения физиологического состояния.             Психологические и физиологические изменения как ответные реакции на стрессоры рассматриваются как третья стадия.      Четвертая стадия – реакция противодействия стрессогенной ситуации доступными человеку способами (когнитивные, поведенческие реакции, психологическая защита).          Пятая стадия – обратная связь, влияющая на все остальные стадии динамической системы стресса и формирование исхода каждой из них.  В рамках системного подхода к пониманию профессионального стресса особого внимания заслуживает концепция психологической системы деятельности разработанная В. Д. Шадриковым. Совокупность психических свойств, качеств субъекта в своей целостности, единстве, организованная для выполнения функций конкретной деятельности получила название психологической системы деятельности. [25, с. 74]

     Психологическая система деятельности  включает следующие основные функциональные блоки: мотивов, целей, программы и информационной основы деятельности, принятия решения и подсистему профессионально важных качеств (ПВК).  Слабая сформированность отдельных элементов психологической системы деятельности, дефицит соответствия реальным условиям деятельности могут явиться причиной снижения стрессоустойчивости и развития психологического стресса.       В ряде исследований В. А. Бодрова показано, что работа может способствовать использованию более активных процессов преодоления стресса. Профессиональный опыт влияет на систему оценки человеком стресса и стратегию его преодоления. Рабочие условия, содержание трудовых задач, выполнения которых требует самостоятельных решений, выбора способов их решения, а также поддержка соратников по работе способствует активному преодолению стресса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса.

     В современной психологии распространено понятие копинг (от англ. to cope – совладать). Сущность этого понятия заключается в эффективной адаптации человека к требованиям ситуации. Понятие «coping behavior» используется для характеристики способов поведения человека в различных ситуациях. Лазарус и Кохен выделили пять основных задач копинга:

1. Минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления;

2. Терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций;

3. Поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах;

4. Поддержание эмоционального равновесия;

5. Поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми. [22, с. 44]

     Успешность  преодоления зависит от реализации перечисленных задач. Преодолевающее поведение оценивается как успешное, если оно: устраняет физиологические и уменьшает психологические проявления напряжения; дает личности возможность восстановить дострессовую активность; оберегает индивида от психического истощения (дистресса). Исследователи также отмечают, что важную роль в преодолении стресса играет социокультурная среда, которая предрасполагает человека к проявлению реакций на стресс тем или иным образом.

Информация о работе Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога