Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 18:04, курсовая работа
Цель исследования: выявление особенностей преодоления профессионального стресса. Объект исследования: стратегии и модели преодоления стресса.
Предмет исследования: особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.
Гипотеза исследования: синдром наличия стресса и эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога.
Задачи исследования:
Провести теоретико-методологический анализ по проблеме исследования.
Определить основные стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса.
Изучить особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.
Разработать рекомендации по психологической профилактике развития стресса и формирования синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических профессий.
Введение…………………………………………..….……………………….…..3
Глава 1. Профессиональный стресс и основные механизмы преодолевающего поведения……….…………………………….……………….………5
1.1.Природа профессионального стресса………………………………………..6
1.2.Стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса...8
1.3.Стратегии и модели преодоления стресса………………………...……….14
1.4.Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса…...…17
Глава 2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога………..….26
2.1.Эмоциональное выгорание как стресс…………………………….…….…28
2.2.Требования профессии к личности педагога……………….……….….….37
2.3.Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания……………………………………………………………………………...…46
2.4 Профилактика стресса……………………………………………………….49
Заключение……………………………..………….……………………………53
Литература…………………..………...…………………………………….......55
1. Профессиональные: а) уровень знаний, навыков, умений, б) профессиональный опыт, в) стремление к профессиональному совершенствованию, г) удовлетворенность профессиональных ожиданий и результатов (целей);
2. Морально - нравственные и организационные: а) нравственная зрелость и устойчивость, б) целеустремленность, в) дисциплинированность, г) профессиональная ответственность, д) аккуратность;
3. Психологические: а) трудовая направленность, б) развитие способностей и профессионально важных качеств, в) особенности личности (тревожность, агрессивность, эмоциональная реактивность, склонность к стрессу и др.), г) психические состояния (уровень бдительности и готовности, доминантные состояния, фобии, утомление, депрессия);
4. Физиологические: а) острые и хронические заболевания, б) пороги чувствительности анализаторов, в) биологические ритмы, г) возрастные изменения, д) вредные привычки;
5. Физические: а) развитие выносливости, б) антропометрические и биомеханические особенности, в) состояние здоровья. Особую категорию профессиональных стрессов составляет фактор высокой личной ответственности за коллег и подчинённых, за общее дело. Современные исследования показывают, что лица с высокой ответственностью в большой степени подвержены развитию стресс-синдрома «профессионального выгорания». [3, с. 113]
Однако, психологический стресс и его вредное воздействие являются очень индивидуальным процессом и значение тех или иных рабочих обстоятельств на человека существенно различается даже в относительно однородной профессиональной группе.
Как
нами отмечалось, в отдельный вид
стресса может быть выделен профессиональный
стресс. В качестве стрессогенных факторов
могут выступать профессиональные вредности,
особо высокий темп работы или ее монотонность,
завышенные требования к человеку, отсутствие
возможности восстановиться, отдохнуть
до продолжения своей работы (наблюдается
у пожарных), а также такие факторы, как
неудовлетворенность своей работой, занимаемой
должностью, а также несоответствие индивидуальных
особенностей человека и выполняемой
им профессиональной деятельности. К событиям,
вызывающим переживание стресса, следует
также отнести уход с работы, или изменение
ее профиля, большие изменения в графике
работы, возросшую ответственность или
ее снижение, отсутствие работы более
одного месяца, проблемы с коллегами или
начальством.
Работа - надежный противовес любой беде. Успешная работа связана с таким первобытным биологическим чувством, как гордость своим умением и мастерством. Даже охотничья собака гордится, когда приносит добычу невредимой. Только неудачи и отсутствие цели портят удовлетворение от работы. Трения и вечно меняющиеся указания ускоряют износ и дряхление, способствуют накоплению шлаков и отходов как в живых машинах, так и в неодушевленных. Вот почему так важно найти свою работу, ту, что нравится больше всего и ценится людьми. Человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных неудач и порицаний, потому что это больше всех других стрессоров делает труд изнурительным и вредным. Нужны три условия, чтобы работа приносила счастье: она должна быть по силам человеку, не должна быть изнуряющей и ей обязательно должен сопутствовать успех. Знаток бизнеса У.Геллер советует: ведите свой бизнес как игру. Не принимайте все слишком близко к сердцу - это чревато нервным стрессом. Играйте для того, чтобы выиграть, но, в то же время, умейте наслаждаться самим процессом игры. Умственное перенапряжение, неудачи, неуверенность, бесцельное существование - это самые вредоносные агрессоры. Особенно вредна бесцельность, а цель у вас должна быть непременно, и самая благородная и оздоравливающая - достижение высокого мастерства. Достигнув его, вы обретаете спокойную уверенность в себе, а также расположение, уважение и, возможно, любовь близких. У людей, заинтересованных до глубины души своим трудом, нет даже и мысли о болезнях. Английские медики в результате многолетних исследований установили, что у людей, безразлично относящихся к своей профессии, инфаркт бывает в четыре раза чаще, нежели у тех, кто любит свое дело. Древние инки говорили: «Живи так, словно завтра ты должен умереть. Работай так, словно тебе придется жить вечно». [9, с. 34]
Труд называют первым в ряду факторов, обеспечивающих долголетие. Здоровье и долголетие начинаются с неудержимого и необъяснимого желания трудиться, им же определяется творческое начало в жизни человека, этнической группы и народа.
Чувство
удовлетворенности работой
Физиологические симптомы стресса могут быть выражены в таких формах как обострение проблем с желудочно-кишечным трактом, развитие сердечно-сосудистых заболеваний и органов дыхания (ишемическая болезнь сердца, инфаркты, гипертония, астмы), а также эндокринные расстройства и нарушения обмена веществ. Механизм влияния стресса на физическое состояние человека до конца не изучен. Однако, очевидно то, что его воздействие на все жизненные функции и здоровье человека является гораздо более сильным, чем это было принято считать раньше. Психологические симптомы стресса. Стресс нередко сопровождается чувством неудовлетворенности, которая в свою очередь может проявляться в таких формах, как напряженность, беспокойство, тоска, раздражительность. Непосредственно связанными с работой факторами, которые наиболее часто вызывают психологические симптомы стресса, являются нечетко установленные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение, а также однообразие в работе. [3, с. 113]
К поведенческим симптомам стресса относятся:
Следует отметить, что при наличии стресса, в пределах его допустимого уровня, работники нередко выполняют работу лучше, чем в обычном состоянии: улучшается реакция, повышается скорость движений, увеличивается интенсивность труда. Пребывание в состоянии легкого стресса может оказаться весьма полезным, если, например, необходимо сделать эффектное публичное выступление. Однако высокий уровень стресса и особенно длительное пребывание в стрессовом состоянии приводят к резкому ухудшению показателей работы.
1.3. Стратегии и модели преодоления стресса
Анализ современной литературы по стресс – менеджменту позволяет выделить два основных подхода к пониманию стресса:
Первый подход трактует стресс как ответную реакцию на беспокоящее или вредное окружение, проявляющееся в состояниях нервно – психической напряженности, негативных эмоциональных переживаниях, защитных реакциях, состояниях дезадаптации и патологии. Концепция общего адаптационного синдрома Г. Селье является наиболее известной в данном подходе. Для понимания механизмов управления стрессом концепция Г. Селье содержит три основных положения:
Второй подход – модели взаимодействия человека и среды, представляемые стресс как ответную реакцию на отсутствие «соответствия» между возможностями личности и требованиями со стороны среды. Наиболее известные концепции данного подхода – когнитивная модель психологического стресса Р. Лазаруса и трансактная модель стресса Т. Кокса. [19, с. 103]
Согласно когнитивной модели стресса Р. Лазаруса развитие стресса зависит не только от внешних факторов, но также от конституциональной уязвимости человека и от адекватности механизмов его когнитивной защиты. Особое значение для появления стресса имеют оценка человеком ситуации, в которой он находится, переживание разочарования, конфликта или угрозы, а особенности реагирования на стресс зависят от чувства силы или беспомощности справиться с ситуацией. Согласно трансактной модели стресса Т. Кокса стресс является индивидуально воспринимаемым феноменом, опосредованным психологическими особенностями личности. В отличие от предыдущих подходов данная модель подчеркивает наличие обратной связи между всеми компонентами системы, т.е. рассматривает стресс не как линейную реакцию, а как замкнутую систему.
Т. Кокс и Дж. Макэй выделили в данной системе пять стадий. Первая стадия – воздействие на человека фактических требований внешней среды. Вторая стадия – когнитивная оценка – осознавание человеком, с одной стороны, предъявленных к нему требований, с другой – своих возможностей справляться с ними. В случае нарушения равновесия между осознаваемыми требованиями и осознаваемой возможностью возникает стресс. Чем больше неуверенности в своих возможностях, отсутствия опыта в преодолении фактических требований, тем быстрее нарушается равновесие и наступает стресс. Критическое нарушение равновесия сопровождается эмоциональными переживаниями, что может усиливать изменения физиологического состояния. Психологические и физиологические изменения как ответные реакции на стрессоры рассматриваются как третья стадия. Четвертая стадия – реакция противодействия стрессогенной ситуации доступными человеку способами (когнитивные, поведенческие реакции, психологическая защита). Пятая стадия – обратная связь, влияющая на все остальные стадии динамической системы стресса и формирование исхода каждой из них. В рамках системного подхода к пониманию профессионального стресса особого внимания заслуживает концепция психологической системы деятельности разработанная В. Д. Шадриковым. Совокупность психических свойств, качеств субъекта в своей целостности, единстве, организованная для выполнения функций конкретной деятельности получила название психологической системы деятельности. [25, с. 74]
Психологическая
система деятельности включает
следующие основные функциональные
блоки: мотивов, целей, программы и информационной
основы деятельности, принятия решения
и подсистему профессионально важных
качеств (ПВК). Слабая сформированность
отдельных элементов психологической
системы деятельности, дефицит соответствия
реальным условиям деятельности могут
явиться причиной снижения стрессоустойчивости
и развития психологического стресса. В
ряде исследований В. А. Бодрова показано,
что работа может способствовать использованию
более активных процессов преодоления
стресса. Профессиональный опыт влияет
на систему оценки человеком стресса и
стратегию его преодоления. Рабочие условия,
содержание трудовых задач, выполнения
которых требует самостоятельных решений,
выбора способов их решения, а также поддержка
соратников по работе способствует активному
преодолению стресса.
1.4. Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса.
В современной психологии распространено понятие копинг (от англ. to cope – совладать). Сущность этого понятия заключается в эффективной адаптации человека к требованиям ситуации. Понятие «coping behavior» используется для характеристики способов поведения человека в различных ситуациях. Лазарус и Кохен выделили пять основных задач копинга:
1. Минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления;
2. Терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций;
3. Поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах;
4. Поддержание эмоционального равновесия;
5. Поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми. [22, с. 44]
Успешность преодоления зависит от реализации перечисленных задач. Преодолевающее поведение оценивается как успешное, если оно: устраняет физиологические и уменьшает психологические проявления напряжения; дает личности возможность восстановить дострессовую активность; оберегает индивида от психического истощения (дистресса). Исследователи также отмечают, что важную роль в преодолении стресса играет социокультурная среда, которая предрасполагает человека к проявлению реакций на стресс тем или иным образом.