Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:15, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы в специальных психологических, педагогических, дефектологических и нейропсихологических исследованиях.
2. Выявить особенности творческого воображения у детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность и содержание понятия «творческое воображение»
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
1.3. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
2.1. Цель, задачи, методы исследования
2.2. Психологические особенности творческого воображения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Литература
Приложение
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет
им. И. Я. Яковлева»
Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
Кафедра возрастной и специальной психологии
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
с интеллектуальной недостаточностью
студента очного отделения
2 курса группы «С» специальности
«Специальная психология»
Научный руководитель:
Чебоксары 2009
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр. |
Введение | 3 |
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 7 |
1.1. Сущность и содержание понятия «творческое воображение» | 7 |
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста 1.3. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью | 14
22 |
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ | 25 |
2.1. Цель, задачи, методы исследования | 25 |
2.2. Психологические особенности творческого воображения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью | 30 |
|
|
Заключение | 40 |
Литература | 42 |
Приложение | 44 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творческой активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание его создают предпосылки формирования в этот период творческой деятельности. К старшему дошкольному возрасту, ребенок овладевает достаточным объемом знаний, умений, накапливает впечатления, необходимые для творчества.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимой способностью человека. Особенно интенсивно воображение развивается в возрасте от 5 до 15 лет. По данным исследователей если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения (Л.С Выготский).
На современном этапе слабо изучена категория детей с интеллектуальной недостаточностью, что значительно затрудняет процесс коррекции и развития. А поскольку знания о закономерностях развития и коррекции высших психических функций позволит строить эти процессы более эффективно, имеет смысл исследовать данную проблему с целью дальнейшего использования полученных данных в практики образовательных учреждений.
Многие отечественные (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова и др.) и зарубежные (Дж. Гилфорд, Р. Стенберг, Е.П. Торренс, Т. Тардиф, Д. Шмуклер и др.) исследователи изучали особенности воображения у детей.
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Такие исследователи как Э. Брейлер, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Л. Ю. Субботина изучали связь воображения не только с познавательными процессами, но и с речью, эмоциями (Р.Г. Натадзе, Л.З. Неверович), игровой деятельностью (Е.Е. Кравцова, Д.В. Ментерицкая).
Разностороннее изучение воображения особенно актуально в связи с поиском методов и средств обучения, направленных на формирование познавательной активности и творческих способностей детей. Указывая на тесную связь воображения с общим психическим развитием ребенка, ряд исследователей считает, что достаточный уровень развития воображения является условием психологической готовности детей к поступлению в школу (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова и др.).
О.В. Боровик, В.П. Глухов, Т.В. Егорова, Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева, М.М. Нудельман, И.Н. Палагина, Ж.И. Шиф и др. особое место отводят исследованию особенностей творческого воображения и целенаправленному его формированию воображения у детей с особыми возможностями здоровья.
Установлено, что воображение само по себе не развивается, его необходимо развивать, иначе оно угасает. В соответствии с данной проблемой многие педагоги и психологи разрабатывали приемы, стимулирующие детское воображение в разных видах деятельности (Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, Н.В. Виноградова, М.М. Конина, Л.А. Пеньковская, Е.А. Флерина). Влияние изобразительной деятельности и игры на развитие творческого воображения у детей с особенностями развития изучали: Г.А. Власова, Н.М. Домарева, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, У.В. Ульенкова. В этих и других исследованиях показано, что творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании, вместе с тем можно отметить недостаточную разработанность проблемы особенностей творческого воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью. В соответствие с данным противоречием мы выбрали тему исследования целью которого является изучение психологических особенностей творческого воображения у детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Объект – творческое воображение детей дошкольного возраста.
Предмет – психологические особенности творческого воображения детей 6-7 лет, развивающихся в норме и с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза – мы полагаем, что развитие творческого воображения у детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью имеет свои специфические особенности в сравнении со сверстниками, развивающимися в норме.
В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы в специальных психологических, педагогических, дефектологических и нейропсихологических исследованиях.
2. Выявить особенности творческого воображения у детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Эксперимент с применением психологических методик «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко), «Нарисуй что-нибудь», предложенной в пособии Р.С. Немова.
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Организация исследования: базой исследования явился МДОУ «Детский сад №36» общеразвивающего вида и специализированного МДОУ «Детский сад № 23 компенсирующего вида» г. Чебоксары. Исследованием было охвачено 22 ребенка 6-7 лет.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность и содержание понятия «творческое воображение»
Проблемой изучения творческого воображения занимались многие психологи (Л.С. Выготский [3], Э.В. Ильенков [14], Л.М. Костина [17], А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн [29], Л.В. Фролова [17] и др.).
Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к творческой деятельности. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, А. Л. Галин, Р.С. Немов [5, 26] называют воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что нереально, что не соответствует действительности. Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, С. Л. Рубинштейн [3, 14, 29] считают, что воображение – основа всякой творческой деятельности, которое одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
Т. Рибо [24] подчеркивает, что всякое изобретение, крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений.
В литературе имеются самые разные подходы к определению воображения. Так Л. С. Выготский [4] отмечает, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Привнесение нового в самое течение обычных впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением.
О создании новых образов упоминают в определениях В.Т. Кудрявцев, А.В. Петровский [20], характеризуя творческое воображение как процесс, предполагающий самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Э.В. Ильенков [14] в своем определении творческого воображения указывает, что новые, оригинальные образы являются результатом процесса манипулирования различными образами.
Ю.А. Афонькина и Г.А. Урунтаева [19] несколько иначе раскрывают термин творческого воображения, полагая, что оно заключается в понимании и применении ребенком приемов выразительности, таких как гипербола, метафора, при создании какого-либо образа.
В.А. Аверин считает, что пусковым механизмом творческого воображения служат сильные эмоции, а само творческое воображение есть изживание гнетущих эмоций, возникших в конфликте, до тех пор, пока не будет достигнут терпимый для личности уровень.
В «Философской энциклопедии» воображение определяют как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.
Дж. Гилфорд, Г. Линдсей, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский [5, 24, 29] указывают, что воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.