Психологические особенности творческого воображения детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:15, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы в специальных психологических, педагогических, дефектологических и нейропсихологических исследованиях.
2. Выявить особенности творческого воображения у детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность и содержание понятия «творческое воображение»
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
1.3. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
2.1. Цель, задачи, методы исследования
2.2. Психологические особенности творческого воображения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

психологические особенности творческого воображения детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью.doc

— 237.00 Кб (Скачать документ)

Еще Гете говорил, что воображение у ребенка беднее, чем у взрослого, но дитя больше живет в фантастическом, нежели в реальном мире. Так же интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

В 30-е годы Л.С. Выготский доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта. Все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Л.С. Выготский [4] подчеркивал, что первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержавшихся в прежнем опыте человека.

Французский психолог Т. Рибо [3] представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни писал Г. Гете.

Л.С. Выготским [4] выделены этапы развития воображения у детей дошкольного возраста. До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. Л.С. Выготский [3]  в развитии творческого воображения в дошкольном возрасте предлагает представить как движение от предметной ситуации к возникновению у детей особой позиции.

При этом необходимо учитывать два условия. Первое связано с соотношением воображения и действительности ребенка. Если на начальных этапах ребенок осмысливает уже готовое, то есть логика идет от предмета к замыслу, то самый высокий этап развития творческого воображения характеризуется обратной направленностью: замысел – предметная реализация. Второе условие предусматривает организацию такой деятельности, которая не была бы жестко задана и нормирована, предполагала самостоятельность и инициативу, отвечала всем требованиям самодеятельности ребенка. Логика развития воображения позволяет сделать предположение, что две существенные особенности, входящие в состав творческого воображения (умение выделять некоторую функцию в предмете, переносить ее на другой предмет и видеть целое раньше частей), характеризует разные этапы творческого воображения в дошкольном возрасте. Если умение видеть целое раньше частей – непременное условие и основополагающая предпосылка развития воображения, то перенос функции с одного предмета на другой завершает процесс развития воображения в дошкольном возрасте. Второе предполагает движение от замысла к предмету, что характерно лишь для самого высокого этапа развития воображения.

Е.Е. Кравцова [18] выделяет три этапа развития воображения. На первом этапе (3-4 г.) необходимо создать такую предметную среду, которая позволяла бы в силу своей неспецифичности что-то домысливать и воображать. Если же ребенок находится в ситуации, где все предметы четко и однозначно определены в своих функциях и значениях, то это препятствует развитию творческого начала и воображения. Таким образом, данный этап диктует особые требования к предметному окружению дошкольника. Воображение на первом уровне связано прежде всего со специальными наглядно-образными задачами, условия которых задаются извне, а основания и цель таких задач связаны с осмыслением их условий.

Похожая тенденция сохраняется и на втором этапе развития воображения, но уже не наличной ситуации, а собственного опыта ребенка. Причем подлинным субъектом деятельности является сам ребенок.

Специфика третьего этапа развития воображения – наличие определенной внутренней речи или позиции, которая позволяет ребенку самостоятельно задавать предметные отношения и их смысл в зависимости от целостного сюжета или замысла.

Воображение проявляется, прежде всего, там, где задачи содержат некоторую неопределённость, т.е. не имеют единственного заданного решения. Л. Ю. Субботина [30] отмечает, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Воображение творчески преобразует действительность, его образы гибки, подвижны, а их комбинации могут давать неожиданные и новые результаты.

О.М. Дьяченко выделяет следующие этапы развития воображения:

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Здесь специфической особенностью использования образа при порождении идеи воображаемого продукта является построение этого образа действием «опредмечивания». Отдельные впечатления от действительности достраиваются до некоторого предметного целого, причем занимают в этом целом центральное положение. Поскольку опыт детей этого возраста чрезвычайно вариативен, их образы могут отличаться значительной  оригинальностью.

Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Воображение творит только идею, а её сукцессивное разворачивание обычно лишь воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью.

Второй этап в развитии воображения – возраст 4-5 лет. Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенностями педагогических воздействий связано то, что уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. Это было выявлено в исследовании Е.М. Гаспаровой, которая указывает на трудность возникновения мнимой ситуации.

Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящий характер, так как ребёнок 4-5 лет нацелен на следование образцам.

К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребёнок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребёнок сочиняет сказку.

Третий этап в развитии воображения дошкольника – возраст 6-7 лет. В этом возрасте ребёнок уже усваивает новые образцы поведения и деятельностей и получает свободу в оперировании ими. Творчество ребёнка в этом возрасте часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Так же здесь впервые появляется целостное планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовать его [12].

Так как предметом нашего исследования является творческое воображение, рассмотрим особенности его развития в дошкольном возрасте более подробно.

Л.С. Выготский [4] отмечает, что уже в самом раннем возрасте можно отметить у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх детей. Конечно, в своих играх они воспроизводят многое из того, что они видели. Игра ребёнка не есть просто воспоминание о пережитом, а является творческой переработкой пережитых впечатлений, комбинирование их, построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка.

Сюжетная игра захватывает ребёнка, она создаёт тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества; именно в игре ребёнок выражает себя наиболее полно и свободно. В игре ребёнок сначала должен проявлять свою творческую инициативу, уметь организовать, планировать и направлять игру. Очень полезны для развития воображения творческие игры-драматизации, когда дети разыгрывают какую-нибудь знакомую сказку.

Сюжетно-ролевая игра подводит ребёнка вплотную к способности действовать полностью в плане образцов, в плане представлений.

Такой постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения ведёт к проявлениям творческой активности в самых разных областях. Появляются разнообразные детские сочинения: первые стишки, сказки; виды детского творчества: рисование, конструирование, музыкальная деятельность.

А.Я. Дудецкий [7] утверждает, что творческое воображение начинает формироваться в границах воссоздающего воображения. В процессе образного воссоздания, совершаемого ребенком под воздействием речи говорящего, начинают вкрапливаться элементы собственного творчества. По мере того так ребенок все больше и больше будет упражняться в действиях такого рода, элементы его самостоятельного творчества будут, естественно, увеличиваться и усложняться. Наступает, наконец, момент, когда ребенок попытается сам, без помощи взрослого, придумать задачу, стихотворение, сказку и тому подобное. Пробы такого рода следует считать показателем становления творческого воображения ребенка. Последующие упражнения разовьют его. Стремление к самостоятельному творчеству появляется у детей в возрасте 5-6 лет.

Для выявления особенностей творческого воображения дошкольников О.М. Дьяченко и А.И. Кириллова [12, 15] построили методику, исходя из понимания воображения как процесса комбинирования образов, отражающих элементы реальной действительности. Результаты эксперимента показали, что коэффициент оригинальности наиболее высоким оказался у детей младшей группы. Затем эта величина снижается у детей средней и старшей группы и вновь возрастает у детей подготовительной. Высокий коэффициент оригинальности у детей младшей группы объясняется тем, что построение дифференцированных предметных образов и образов – сюжетов. Отсутствие же у детей младшей группы общих сюжетных игр и широкой практики общения друг с другом обеспечивает большую индивидуальность выбираемых сюжетов, что приводит к максимально высокому коэффициенту оригинальности у них. Дети средней и старшей группы продолжают построение и развертывание сюжетов с различными объектами. Однако большая общность практики в различных видах детской деятельности приводит к общности сюжетов и соответственно к постепенному снижению коэффициента оригинальности.

Дети подготовительной группы заданный объект используют в качестве внешнего толчка к произвольно конструируемому образу, включаясь в него как второстепенная деталь. Именно в этом случае и происходит, с одной стороны, опора на впечатления, полученные от реальной действительности в соответствии с задачей дорисовать предложенное изображение, и, с другой стороны, свободное манипулирование этими впечатлениями и использование их в качестве отдельных элементов нового образа. Подобный тип решения и обеспечивает наибольшую его оригинальность.

Действительно в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок использует заданную для дорисовывания фигуру как основную часть своего рисунка, эта фигура выступает для него как схема какого-либо целостного объекта, который он лишь дорисовывает в своем воображении. В своем воображении ребенок прямо следует за образом восприятия, лишь опредмечивая увиденную схему и придавая ей большое сходство с предметом. При таком решении задачи ребенок имеет ограниченные возможности в построении образов воображения, так как имеется ограниченное  количество предметов, которым может соответствовать та или иная схема.

В подготовительной же группе предложенная для дорисовывания фигура используется качественно новым способом. Она включается детьми как деталь в самые различные объекты, что обеспечивает соответственно большую оригинальность образов воображения (квадрат, например, используется как глаз робота или часть бантика на голове девочки и тому подобное).

Таким образом, творческое воображение у детей дошкольного возраста имеет свои специфические особенности, у каждого ребенка воображение обогащается в процессе взаимодействия с социальным окружением, через овладение приемами трансформации образов в процессе специального обучения.

 

1.3. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью

 

О.В. Боровик, В.П. Глухов, М.М. Нудельман, Н.А. Цыпина и др. [1, 27] подчеркивают, что особое значение приобретает исследование процесса воображения у детей при наличии тех или иных отклонений в развитии.

Особенности творческого воображения у детей с нарушениями развития изучались О. Боровиком, В.П. Глуховым, Т.В. Егоровой, Л.В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой, И.Н. Палагиной, Н.А. Цыпиной, Ж.И. Шиф [1] и др.

Влияние изобразительной деятельности и игры на развитие творческого воображения у детей с особенностями развития изучали: Г.А. Власова, Н.М. Домарева, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, У.В. Ульенкова [5].

Изучению влияния психических нарушений на развитие человека и характера этого влияния посвящены работы Р.М. Боскис, О.В. Боровика, А.П. Гозовой, А.И. Дьячкова, Д.М. Маянца, М.М. Нудельмана, М.Ю. Рау, Е.Г. Речицкой, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева, Ю.А. Трухановой и других [1, 5, 27]. Между тем, исследование творческого воображения у детей с особыми возможностями здоровья вызывает особый интерес, так как первичный эффект и вторично возникающее своеобразие в развитии создают определенные трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов.

Уровень творческого воображения зависит от объема информации, от богатства опыта. Зачастую ограниченность общения со взрослыми и сверстниками мешает приобретению необходимого объема информации, приемов, способов реконструкции. У детей с нарушениями специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием речи, в частности своеобразным развитием значения слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления.

В своих исследованиях М.М. Нудельман [27] выявила, что дети с нарушениями склонны к упрощенному, схематичному изображению объектов, невысока оригинальность их творческих работ, много стереотипных, шаблонных композиций, затруднено формирование новых образов.

Е.А. Медведева [22] изучала особенности воображения старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) в театрализованных играх. Исследование указало на слабость мотивации и познавательных интересов,  нецеленаправленность деятельности, сложность в создании воображаемой ситуации, недостаточность развития знаково-символической функции. Отрицательное влияние на формирование воображения детей с ОВЗ оказывает недостаточная точность предметных образов-представлений, непрочность связи между зрительной и вербальными сферами, а также недостаточная сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Информация о работе Психологические особенности творческого воображения детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью