Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:15, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы в специальных психологических, педагогических, дефектологических и нейропсихологических исследованиях.
2. Выявить особенности творческого воображения у детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность и содержание понятия «творческое воображение»
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
1.3. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
2.1. Цель, задачи, методы исследования
2.2. Психологические особенности творческого воображения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Литература
Приложение
В специальной психологии и коррекционной педагогике имеются отдельные работы, характеризующие воображение умственно отсталых детей, однако специальных исследований, посвященных развитию этого психического процесса, недостаточно. Экспериментальные работы (О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, В.С. Мухиной, Ж.И. Шиф и др.) подтверждают, что у умственно отсталых детей из-за органических или функциональных нарушений, имевших место в раннем возрасте, воображение оказывается на низком уровне развития. Страдают все виды воображения. У детей не сформированы как структурный, так и операциональный компоненты воображения, страдает целостность создания образов, речь не выполняет своей регулирующей функции. У умственно отсталых детей воображение по отношению к мышлению выполняет компенсаторную функцию. Важен вывод, который делают многие исследователи, прежде всего М.М. Нудельман и Ж.И. Шиф [27], о положительной динамике развития воображения умственно отсталых детей в процессе целенаправленного обучения.
Итак, – воображение у дошкольников, начиная с работ Л.С. Выготского, рассматривается как постепенно развивающаяся функция и не имеет определенной цели, строится без предварительного замысла; – установлено, что имеется некоторая неравномерность динамики развития творческого воображения и оригинальности в дошкольном детстве: высокая оригинальность в младшей группе, снижение ее в средней и старшей группе и возрастание в подготовительной группе; – качественное обогащение образов воображения происходит постепенно, усложняясь в связи с ростом и накоплением опыта ребенка, овладения им приемами преобразования имеющихся представлений.
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
2.1. Цель, задачи, методы исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №36» общеразвивающего вида и МДОУ «Детского сада № 23 компенсирующего вида» г. Чебоксары. Исследованием было охвачено 22 детей выпускных групп (15 детей – развивающихся в норме, 7 детей – с умственной отсталостью).
Контингент испытуемых с умственной отсталостью включил 5 (71,4%) детей с легкой степенью умственной отсталости с эмоционально-волевыми нарушениями и 2-х детей (28,6%) с легкой степенью умственной отсталостью как следствием раннего органического поражения ЦНС.
Цель констатирующего этапа: изучение психологических особенностей творческого воображения у детей с ограниченными умственными возможностями.
В соответствии с целью нашего эксперимента на этом этапе были обозначены следующие задачи:
1. Подобрать комплекс психодиагностических методик для изучения развития воображения у детей 6-7 лет.
2. Определить уровень развития творческого воображения детей 6-7 лет с умственной отсталостью и с нормальным интеллектуальным развитием.
3. Провести сравнительную характеристику развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта и с нормальным интеллектуальным развитием.
4. Выявить психологические особенности творческого воображения у детей 6-7 лет с ограниченными умственными возможностями.
Для определения уровня и особенностей развития творческого воображения детей 6-7 лет нами были отобраны методики «Нарисуй что-нибудь» (Р.С. Немов [26]), «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко [10]).
Целью методики «Нарисуй что-нибудь» (Р.С. Немов) являлось определение уровня развития творческого воображения. Ребенку давали лист бумаги, набор фломастеров и предлагали придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится четыре минуты. Далее оценивалось качество рисунка и на основе такой оценки делался вывод об особенностях воображения ребенка.
Критерии оценки творческого воображения:
Очень высокий уровень (10 баллов) – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое влияние на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
Высокий уровень (8-9 баллов) – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
Средний уровень (5-7 баллов) – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом не является новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы проработаны средне.
Низкий уровень (3-4 балла) – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
Очень низкий уровень (0-2 балла) – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Целью второй методики «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) являлось также определение уровня развития творческого воображения. В качестве стимульного материала использовались 10 карточек размером вполовину стандартного листа (А5), на каждой из которых была нарисована небольшая (примерно 1*2 см) фигурка неопределенной формы. Ребенку предлагались карандаши и давалась инструкция: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка – любая, какую ты хочешь». Затем давалась первая карточка. После того как ребенок дорисовал фигуру, его спрашивали: «Как называется картинка? Что это?» Ответ записывали и давали следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.
Если ребенок не принимал инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то свое, не используя ее, рисует непредметное изображение – «узор» и тому подобное), экспериментатор рисовал на листе бумаги квадрат и показывал, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города и тому подобное.
Для оценки уровня выполнения задания каждым ребенком подсчитывался коэффициент оригинальности (Кор) – количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считались изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считался повторением, и оба эти изображения не засчитывались ребенку. Затем сравнивали изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращали квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывался ни одному из этих детей. Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы.
Затем выводился средний Кор по группе.
На основе полученных данных делался вывод об уровне развития воображения.
Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.
Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся – самим ребенком или другими детьми группы.
Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла.
При низком уровне дети фактически не понимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или делают беспредметное изображение («такой узор»). Иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
Критериями анализа уровня сформированности творческого воображения служат также следующие показатели:
1. Скорость процессов воображения.
Особенности образов воображения, а именно: необычность, законченность, яркость и оригинальность образов; разнообразие используемых образов; глубина и проработанность (детализированность) образов; впечатлительность, эмоциональность образов.
2. Способы выполнения задания:
Схематичность изображения предмета, отсутствие детализации – «нулевой» уровень.
Схематичное изображение с появлением деталей как внутри, так и за пределами заданной фигуры – схематичный способ.
3. Понимание и следование инструкции.
Изображение предмета в поле вещей, предметное оформление центральной фигуры – рациональный способ.
4. Принятие помощи экспериментатора (если требовалась);
Наличие целостной композиции по воображаемому сюжету, эмоциональное оформление (положительные состояния в процессе и по окончании работы) – художественно-эмоциональный способ.
5. Выполнение задания от начала до конца.
Использование заданного образа как второстепенного, мелкой детали в сложной целостной структуре рисунка (рассказа) – творческий способ.
6. Степень самостоятельности выполнения задания.
7. Отношение к результату своей деятельности.
Изучение специфики творческого воображения у дошкольников проводилось в условиях образовательного учреждения индивидуально в кабинете психолога или в групповом помещении в первой или второй половине дня. Из-за высокой степени утомляемости детей с умственной отсталостью, неспособности их к длительному сосредоточению мы проводили диагностику по двум методикам в разные дни.
Перед началом диагностики в обеих группах в начале знакомились с детьми, проводили игры, наблюдали за их деятельностью, участвовали в организации бытовой деятельности (вместе с детьми убирали игрушки, готовили столы к ужину). Особое внимание уделяли детям с умственной отсталостью, так как с ними оказалось особенно трудно установить доверительные отношения, в то время как с детьми, развивающимися в норме, подобных трудностей не возникло.
2.2. Психологические особенности творческого воображения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Результаты, полученные с помощью методики «Нарисуй что-нибудь», представлены в таблице 1.
Распределение испытуемых по уровням развития творческого воображения по результатам методики «Нарисуй что-нибудь» (%)
Уровень
Группа | очень высокий |
высокий | средний | низкий | очень низкий | |||||
Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | |
Дети, развивающиеся в норме | – | – | 4 | 26,7 | 6 | 40 | 5 | 33,3 | – | – |
Дети с умственной отсталостью | – | – | – | – | 2 | 28,6 | 5 | 71,4 | – | – |