Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:15, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы в специальных психологических, педагогических, дефектологических и нейропсихологических исследованиях.
2. Выявить особенности творческого воображения у детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность и содержание понятия «творческое воображение»
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
1.3. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
2.1. Цель, задачи, методы исследования
2.2. Психологические особенности творческого воображения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Литература
Приложение
Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами. В подобной трактовке многие ученые, в частности, зарубежные, сводят воображение к творческому мышлению.
Так, зарубежные психологи (Дж. Гилфорд, Г. Линдсей, Р. Томпсон, К. Холл)[5, 21, 24] не разделяют понятий воображение и творческого мышления, поэтому определения творческого воображения в изученной литературе встречаются достаточно редко.
Одним из первых попытку определить творческое мышление предпринял Дж. Гилфорд [24], который описывал его как пластичный, подвижный тип мышления, порождающий неожиданные, небанальные и непривычные способы решения.
Похожее определение творческого мышления дают Г. Линдсей, К. Холл и Р. Томпсон [24], характеризующие его как мышление, направленное на создание новой идеи, результатом которого является открытие принципиально нового.
Понятие воображения, данное С.Л. Рубинштейном, как аналитико-синтетической деятельности, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели, либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент, – ближе к нашему пониманию, которого будем придерживаться в настоящей работе. С. Л. Рубинштейн [29] считает, что воображение связано со способностью и необходимостью творить новое, отлет от прошлого опыта, преобразование данного, осуществляемое в образной форме.
Анализ определений творческого мышления и творческого воображения показал необходимость выделения характерологических составляющих указанных процессов. В качестве первого компонента был выделен предмет стремления, необходимый для осуществления каждого из указанных процессов. Вторым критерием рассматривался характер процессов творческого мышления и творческого воображения. В качестве третьей составляющей Э.В. Ильенков [14] выделяет результат указанных процессов.
Л.М. Костиной и Л.В. Фроловой [17] были рассмотрены отличительные особенности данных процессов через выделение их цели, процесса и продукта. Так, если целью творческого мышления будет нахождение способов решения задач, то целью творческого воображения является создание новых образов. В то же время процессом творческого мышления будут выступать комбинация понятий и символов, в отличие от комбинаций образов в творческом воображении. Соответственно, наблюдаются и различия в результатах указанных процессов – возможность материализации и необязательность эмоциональных впечатлений в первом случае и обратная проявляемость во втором случае.
Е. И. Игнатьев [13] выделяет основной признак процесса воображении в той или иной конкретной практической деятельности – преобразование и переработка данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления.
Существуют несколько классификаций видов воображения, каждый из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. А.В. Петровский [10] выделяет:
1) по признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели;
2) в зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.
Е. О. Гарлицких, А. Грин, В.Т. Кудрявцев, С. Л. Рубинштейн [6, 21, 29] отмечают, что образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.
Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.
Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.
Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.
Имеется способ – агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.
Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).
Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).
Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.
Прием замещения – это замена одних элементов другими.
Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.
Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности многие исследователи такие как А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, К. Холл, Л.С. Выготский [3, 6, 29] подчеркивают, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.
Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.
Базой воображения, указывают А.В. Брушлинский, А.Л. Галин, Е. О. Гарлицких, А. Грин, Т. Рибо [2, 5, 6], всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.
На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявшие материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу отечественных и зарубежных авторов, мы можем сделать следующие выводы:
проблема изучения творческого воображения, не смотря не значительные исследования зарубежных и отечественных психологов, остается достаточно актуальной;
воображение – высший психический процесс аналитико-синтетической деятельности, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели, чувств, переживаний, связано со способностью и необходимостью творить новое, отлет от прошлого опыта, преобразование данного, осуществляемое в образной форме;
творческое воображение – это процесс преобразования впечатлений и манипулирования образами, наглядными впечатлениями, универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в какой она требует творчества. Оно вплетается практически во все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей и желаний личности, ее мотивов;
целью творческого воображения является создание новых образов;
деятельность воображения осуществляется с помощью механизмов: агглютинация, акцентирование, гиперболизация, реконструкция, схематизация, типизация;
продукт творческого воображения не всегда может быть материализован и в продукте ярко проявляются эмоциональные впечатления, желания;
в литературе выделяются разные виды воображения в зависимости от признака активности и в зависимости от самостоятельности и оригинальности образов; определены приемы и способы преобразования имеющихся образов.
Особенности развития творческого воображения особенно важно изучать у детей дошкольного возраста. Специфику развития данного процесса рассмотрим в следующем параграфе.
1.2. Особенности развития творческого воображения детей
дошкольного возраста
Л.С. Выготский [4], С.Л. Рубинштейн [29] указывают на то, что в педагогике и психологии сложилась тенденция к недооцениванию такого психического процесса, как воображение. Дошкольная педагогика и психология, по мнению Е.Е. Кравцовой, также не представляют исключения. В программе обучения и воспитания в детском саду среди многочисленных, самых разнообразных видов занятий и игр нет таких, которые направлялись бы именно на воображение, в том числе и творческое. В то же время согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским [3] , центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста является воображение. В этой связи возникает противоречие между потребностью в развитии творческого воображения и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий. Большое внимание этой проблеме уделяли отечественные психологи Л.С. Выготский [4], О.М. Дьяченко [11], Л.Я. Дудецкий [8], Е.Е. Кравцова [18], А.И. Кириллова [15], Л. Ю. Субботина [30].
На современном этапе развития психологии определена сущность воображения, накоплен богатый материал о факторах, условиях развития воображения в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий, О.М. Дьяченко, Г.Д. Кириллова, Е.Е. Кравцова, З.Н. Новоявлянская, Н.Н. Палагина, С.Л. Рубинштейн, Т. Рибо [2, 4, 5, 7, 10, 19, 29] и др.), о механизмах воображения (В.В. Давыдов, А.Я. Дудецкий, Э.В. Ильенков, Л.С. Коршунова, Е.Е. Кравцова, А.В. Петровский, И.М. Розет [7, 18]), о видах воображения (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, Т. Рибо [3, 9, 14, 28]), выявлена связь воображения с игровой деятельностью ребенка (Е.М. Гаспарова, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, В.С. Мухина, З.Н. Новлянская, Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эльконин [28]).
А. Я. Дудецким, Е. А. Юлустиной и др. [8] установлено, что творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
О.М. Дьяченко, Е. О. Гарлицких, А. Грин, А.И. Кириллова [6, 12, 15] отмечали, что все психологи, изучавшие творческое воображение ребенка, признавали его существенную роль в познавательном развитии. Однако зарубежные исследователи, В. Штерн и Д. Дьюи рассматривали творческого воображения дошкольника как изначально заданную способность, полагая, что детское воображение является ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого, то есть воображение ребенка более творческое, чем воображение взрослого. На несостоятельность подобной точки зрения указывали в своих трудах Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Э.В. Ильенков, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина [3, 10, 14, 19]. Так, например, В.С. Мухина считала, что воображение ребенка во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения также менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Опираясь на материалы своих исследований, О.М. Дьяченко отмечала, что при получении задания сочинить, придумать что-нибудь интересное многие дети терялись и отказывались это сделать или выполняли задание традиционно и неинтересно. Только очень немногие дошкольники могли выполнить задание творчески.
Опыт ребенка, отмечает Л. С. Коршунова [16], складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.