Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:15, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы в специальных психологических, педагогических, дефектологических и нейропсихологических исследованиях.
2. Выявить особенности творческого воображения у детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность и содержание понятия «творческое воображение»
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
1.3. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
2.1. Цель, задачи, методы исследования
2.2. Психологические особенности творческого воображения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Литература
Приложение
Из данных таблицы 1 видно, что преобладающим уровнем творческого воображения у детей с нормальным интеллектуальным развитием является средний уровень, а для детей с нарушением интеллекта, характерен низкий уровень творческого воображения. Ни в той ни в другой группе детей с очень высоким уровнем развития не обнаружено.
71,4% детей с умственной отсталостью и 33,3% детей, развивающихся в норме, отнесены к низкому уровню развития творческого воображения. Для такой категории детей были характерны рисунки очень простые, неоригинальные, причем на рисунке слабо просматривалась фантазия и небрежно проработаны или отсутствовали детали.
Между тем образы рисунков детей этой категории отличались от нормально развивающихся воспитанников, набравших подобные баллы. У детей с нарушением интеллекта рисунки либо содержали геометрические фигуры (круг, квадрат, овал и пр.), либо отсутствовали (кривая линия). При рисовании такие дети использовали один цвет, несмотря на то, что предлагалась коробка с карандашами, не использовали вербализацию своих действий, испытывали трудности в начале деятельности, требовалось повторения инструкции, затруднялись довести задание до конца, отношение к результатам своей деятельности в основном прослеживалось безразличное (у 3: Семен Х., Женя Д., Саша М.) и положительное у 2 детей (Максим И., Миша С.).
В 2,5 раза меньше получили значение дети с умственной отсталостью баллы (2 человека), позволяющие отнести их к группе со среднем уровнем развития творческого воображения – 28,6%. Детей, развивающихся в норме, таких оказалось большинство – 6 детей (40%). Дети этой категории придумывали и нарисовали такое, что в целом не является новым, но несет в себе явные элементы творческой выдумки и оказывает определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы проработаны посредственно.
Образы детей с УО со средним уровнем (Вика В., Никита С.) в основном повторяют те, которые были усвоены ими на предыдущих (только что) проведенных занятиях, использовался 1 цвет, в процессе рисования использовали простые или односложные предложения, сопровождая или дополняя свой рисунок. Образы детей, развивающихся в норме, изображали человека, животных (птиц, собак, рыб и пр.), природные явления (Юля С.), сказочные персонажи (робот)(Никита Н.), машины (Ян К.);
Высокий уровень набрали только 4 (26,7%) ребенка, развивающихся в норме, которые придумали и нарисовали что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны хорошо. Образы детей этой категории содержали изображения необычных комбинаций (2 синих солнца) (Аня К.), парадоксального сюжета (кошка догоняет собаку) (Настя М.), волшебную птицу с комбинацией 8 цветов (Даша Л.), инопланетянина (Юля С.), сказочный сюжет (Слава Г.). Им доступна комбинация нескольких образов в одном, использование более 5 цветов, применение нестандартного цветового решения (синее солнце); вербализация как процесса рисования, так и предварительное планирование замысла, в ходе рисования дети были эмоциональны, положительно настроены, испытывали удовольствие как от процесса, так и результата своей деятельности, что реже наблюдалось у детей других категорий. Дети этой категории пытались намеренно использовать «необычные» образы («Солнце одно, а я использую 2 – это необычно»), произвольно изменяли цвет «Птиц с такой окраской не бывает, а у меня будет!» и т.д.
Выявлены общие особенности детей со средним и высоким уровнем развития: с первого раза усвоили инструкцию и придерживались ей до конца выполнения задания, легко принимали помощь экспериментатора, если таковая оказывалась, испытывали удовольствие по окончании работы. Образы детей данных групп были более яркими, детализированными.
Распределение испытуемых по уровням развития творческого воображения по результатам методики «Дорисовывание фигур» (%)
Уровень
Группа | очень высокий |
высокий | средний | низкий | очень низкий | |||||
Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | |
Дети, развивающиеся в норме | – | – | 3 | 20 | 9 | 60 | 3 | 20 | – | – |
Дети с умственной отсталостью | – | – | – | – | 2 | 28,6 | 5 | 71,4 | – | – |
Распределение испытуемых по коэффициентам оригинальности творческого
воображения по результатам методики «Дорисовывание фигур» (%)
Уровень
Группа | Коэффициент оригинальности | |||||
высокий | средний | низкий | ||||
Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | |
Дети, развивающиеся в норме | 1 | 6,6 | 5 | 33,3 | 9 | 60 |
Дети с умственной отсталостью | – | – | – | – | 7 | 100 |
В таблице 2 представлены результаты методики «Дорисовывание фигур». Из таблицы 2 видно, что у детей с УО не обнаружено высокого уровня развития творческого воображения, в то время как у нормально развивающихся детей таких оказалось 3 ребенка (20%). Дети этой категории дали хотя и схематичные, но достаточно детализированные рисунки. Предложенная для дорисовывания фигурка оказывалась второстепенной деталью рисунка. Коэффициент оригинальности (см. таблица 3) оказался высоким только у 1 ребенка этой категории (Юля С.). Скорость процесса творческого воображения высокая: довольно быстро дети придумывают образы, продумывают и изображают их.
Особенности образов воображения детей с высоким уровнем: дети объединяли некоторые предложенные фигуры между собой, превращая их в отдельный необычный образ (Аня К.), образы отличались законченностью, яркостью образов. Например, Юля С. изобразила из прямоугольника магазин, дополнив его «активным» внутренним миром, движением героев, сюжетом. В рисунках преобладает разнообразие используемых образов, их глубина и проработанность (детализированность). Например, Аня К. использовала образы машины, человека, предметы быта (матрас), снеговика, королевы, Российского флага, природных явлений и т.д. Образы этой категории детей отличались эмоциональностью, изображали и вызывали положительные реакции: радость, доброту и пр.
Детей на среднем уровне оказалось 9 (60%) – развивающихся в норме и 2 ребенка (28,6%) – с умственной отсталостью. Эта категория детей дорисовала все фигурки, которые, в основном оказались схематичными, без большого числа деталей, встречались рисунки повторяющиеся – самим ребенком или другими детьми группы, например, снеговик (у 8 человек), автобус (у 2 детей), крыша (у 4 детей), сердце (у 4 детей). Скорость процесса творческого воображения средняя. Детям требовалось чуть больше времени для придумывания того или иного образа, чем детям из группы с высоким уровнем развития. При этом у детей с УО скорость процесса творческого воображения оказалась более низкая, чем у детей, развивающихся в норме.
Особенности образов воображения детей со средним уровнем: образы отличались законченностью и конкретностью, малой оригинальностью, фигуры, которые требовалось дорисовать, включали образы внутри себя. Например, Аня З. изобразила из круга чупа-чупс, добавив только одну линию, из других фигур получила капельку, ракушку, матрешку. Фигуру в форме призмы не дорисовала, а срезу дала название «крыша дома». В рисунках преобладают простые не детализированные образы, не отличающиеся глубиной и смыслом. Например, Сережа Ш. изобразил образы снеговика, животных (еж, собака), гриба, простых предметов (свисток, дорожный знак, флаг), природных явлений (облако, радуга) и т.д. Образы этой категории детей не выражали эмоциональность ребенка.
На низком уровне оказалось 3 (20%) ребенка в норме и большинство – 5 (71,4%) детей с УО. следует отметить, что для детей с УО этот уровень оказался основным. Такие дети фактически не понимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или делают беспредметное изображение («просто»), обводят предложенные фигуры, не доканчивают образ (лицо без глаз, носа и пр., но с улыбкой), детали пририсовывали внутрь фигуры, хотя требовался ее поворот. Например, у Миши С., Жени Д. Иногда этим детям удавалось дорисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки для 1-2 фигурок. В этом случае рисунки, как правило, выполнялись в примитивной, шаблонной схеме.
Общее распределение испытуемых по способу выполнения задания
по результатам методики «Дорисовывание фигур»
Уровень | схематич-ный | схематично-рациональ-ный | рациональ-ный | художественно-эмоциональный/ | творческий | |||||
Группа | Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % |
Дети, развивающиеся в норме | 2 | 13,3 | 4 | 26,6 | 4 | 26,6 | 5 | 33,3 | – | – |
Дети с умственной отсталостью | 7 | 100 | – | – | – | – | – | – | – | – |