Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:15, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы в специальных психологических, педагогических, дефектологических и нейропсихологических исследованиях.
2. Выявить особенности творческого воображения у детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность и содержание понятия «творческое воображение»
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
1.3. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
2.1. Цель, задачи, методы исследования
2.2. Психологические особенности творческого воображения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Литература
Приложение
В таблице 4 представлены результаты методики «Дорисовывание фигур» двух групп, позволяющие оценить степень использования определенного способа изображения и подбора образов детьми.
По количеству актуализированных образов, их детализации и оформлению у детей, выявлены следующие показатели:
схематичный способ выполнения заданий: 13,3% (у детей, развивающихся в норме) и 100% (у УО детей). Такие рисунки в основном встречались у детей, отнесенных в группу с низким или, реже, средним уровнем развития творческого воображения. По результатам мы видим, что все дети с умственной отсталостью 7 (100%) изображают образы схематично;
схематично-рациональный способ выполнения заданий: 26,6% (у детей, развивающихся в норме) и 0% (у УО детей). Подобный способ характеризуется тем, что примерно половину рисунков ребенок выполняет, применяя схему, а остальные – используя рациональный способ, т.е. изображение предмета стандартное, знакомое, имеется предметное оформление центральной фигуры. Такие рисунки в основном встречались у детей, отнесенных в группу со средним уровнем развития творческого воображения;
рациональный способ выполнения заданий: 26,6% (у детей, развивающихся в норме) и 0% (у УО детей). Образы предлагаются детьми в основном предметные, обычно встречающиеся в повседневной жизни, фигуру, предложенную для дорисовывания, помещают в центр и предметно оформляют, превращают либо в какого-то животного, либо в предмет, природное явление и пр. Подобный способ выполнения задания встречался у детей, отнесенных в группу с низким (у детей в норме) и средним уровнем развития творческого воображения;
художественно-эмоциональный/
художественно-эмоциональный и творческий способы в чистом виде (100% образов) не зарегистрированы.
Распределение испытуемых по уровням развития творческого воображения по результатам двух методик
группа | Уровни | |||||||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | ||||||
Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | |
Дети, развивающиеся в норме | – | – | 3 | 20 | 6 | 40 | 3 | 20 | 3 | 20 |
Дети с умственной отсталостью | – | – | – | – | 2 | 28,6 | – | – | 5 | 71,4 |
Из таблицы 5 видно, что у детей с УО не обнаружено высокого и средне-высокого уровня развития творческого воображения, в то время как у нормально развивающихся детей с уровнем развития выше среднего оказалось 3 ребенка (20%).
Дети, развивающиеся в норме, распределились по 4 группам: выше среднего, среднего, ниже среднего и низкого, при этом наибольшее количество детей отнесены в группу со среднем уровнем развития творческого воображения – 6 (40%), в остальные группы – поровну – по 3 чел. (20%). Следует отметить, что начиная со среднего уровня, а в некоторых случаях и в отдельных фигурках и с низкого уровня, дети, создавая образ, используют «необычный» цвет, штриховку, объем, разнообразные украшения своих образов. В некоторых случаях дети подчеркивают, что они заранее планируют создание необычности образа, изменяют ракурс (например, вид снизу – «бутылка»), используют выход за рамки задания при создании образа большинства фигурок (у детей с высоким уровнем).
Общим явилось то, что в двух группах не обнаружено детей с высоким уровнем развития творческого воображения.
Таким образом, обобщая полученные в ходе анализа данные, можем выделить специфические особенности творческого воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью:
– уровень развития творческого воображения преимущественно низкий (71,4%);
– в рисунках не содержаться новые и оригинальные образы;
– при создании образов не используют предварительное планирование, затрудняются продумать конечный результат и в процессе работы с образом (просто обрисовывают контур);
– в 100% случаях изображают образы схематично;
– изображают в основном реальные предметы (облако, девочка), простые образы животных (собака) или человека,что объясняется ограниченностью представлений об окружающем мире;
– не используют цвет, штриховку, объем, украшение образов, что доступно только детям, начиная со среднего уровня развития творческого воображения (таких детей, развивающихся в норме, оказалось 60%);
– не используются разные творческие приемы создания образов, затрудняются с комбинацией 1-2 элементов разных реальных предметов;
– незначительному числу (28,6%) детей оказалось доступно применять некоторые приемы создания новых образов;
– речевое сопровождение рисунков заключалось в том, что дети с УО использовали однословные ответы, испытывали значительные сложности при обозначении образов, что связано не только с бедностью содержания рисунков, но и с ограниченными речевыми возможностями. Детям с низким уровнем развития воображения оказалось не доступно самостоятельно придумать название нарисованным образам. Некоторые дети словесно обозначали, на что похожа фигурка, но не могли изобразить ее;
– дети с УО затрудняются самостоятельно изобразить простые реальные предметы, в основном ориентируются на шаблон;
– во всех случаях прибегают к помощи взрослого;
– целостные, оригинальные, развернутые композиции, отражение динамизма в сюжетах и рисунках совсем не зарегистрированы у детей с УО, это объясняется тем, что представления детей с УО оказываются менее полными и точными, чем у детей в норме, не оформлены в целостный и четкий образ;
– при этом большинство детей (71,4%) не выражают никаких эмоциональных реакций по отношению к своей деятельности, не рассуждают вслух, не просят помочь им, когда как 100% детей, развивающихся в норме, в той или иной степени эмоциональность свою проявляли как по ходу рисования, так и по окончании работы. 2 детей из общеразвивающего ДОУ, хотя и выполнили задание, используя схематичные изображения и отнесены были к низкому уровню развития, но проявляли и эмоциональность и определенную заинтересованность к процессу.
Задержка познавательного развития, недостаток речевого общения ограничивают возможности приобретения знаний и представлений об окружающем и овладения способами преобразования имеющихся представлений. Трудности обобщения, выделения главного и существенного в предметах и явлениях действительности негативно отражаются на развитии творческого воображения, затрудняя формирование новых образов.
Заключение
Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребёнка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание его создают предпосылки формирования в этот период творческой деятельности. К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает достаточным объемом знаний, умений, накапливает впечатления, необходимые для творчества. Центром творческого процесса является воображение.
Анализ научной психологической и педагогической литературы показал, что изучением проблемы творческого воображения занимались многие зарубежные и отечественные психологии (Л.С. Выготский, Г. Гилфорд, А.В. Запорожец, Д. Шмуклер и другие). Вопросами формирования творческого воображения у дошкольников занимались О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Л.Н. Прохорова и другие. В специальной же психологии данной проблеме посвящено относительно небольшое число работ, к ним относятся работы Г.Л. Выгодской, М.М. Нудельмана, М.Ю. Рау и других.
Вторая глава была посвящена экспериментальному исследованию творческого воображения детей 6-7 лет, развивающихся в норме и с интеллектуальной недостаточностью. В первом параграфе рассматривались цель и задачи констатирующего этапа эксперимента, методики изучения творческого воображения. Методики «Дорисовывание фигур» и «Нарисуй что-нибудь» позволили выявить не только уровень развития творческого воображения, но и качественные различия, специфику развития творческого воображения старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Во втором параграфе излагались результаты экспериментального исследования детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью и детей с нормальным развитием. Данные констатирующего этапа эксперимента позволили выявить специфику развития творческого воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью в сравнении с детьми, развивающимися в норме, а именно:
– уровень творческого воображения значительно ниже в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками;
– используют для создания образов преимущественно схему (схематичность изображения);
– изображают простые образы преимущественно человека и бытовых предметов;
– не используют цвет, штриховку, объем, украшения для создания целостности и необычности образов, разные творческие приемы создания образов, затрудняются с комбинацией 1-2 элементов реальных предметов;
– 28,6% детей применяют некоторые простые приемы создания новых образов;
– испытывают значительные сложности при обозначении образов, ограничиваясь однословными ответами;
– ощущают трудности в изображении и описании задуманного образа;
– проявляют низкую степень самостоятельности в описании, изображении реальных предметов;
– ориентируются в основном на шаблон, предложенный взрослым;
– во всех случаях прибегают к помощи взрослого, но сами ее активно не ищут;
– целостные, оригинальные, развернутые композиции, отражение динамизма в сюжетах и рисунках совсем не зарегистрированы у детей с УО;
– большинство детей (71,4%) не выражают никаких эмоциональных реакций по отношению к своей деятельности, не рассуждают вслух, не просят помочь им.
Таким образом, нами было проведено теоретическое и практическое исследование проблемы творческого воображения детей в старшем дошкольном возрасте с умственной отсталостью, обнаружены его особенности. Гипотеза исследования подтверждена, задачи решены, однако проблема развития творческого воображения требует дальнейшего изучения.