Психологические особенности творческого воображения детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:15, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы в специальных психологических, педагогических, дефектологических и нейропсихологических исследованиях.
2. Выявить особенности творческого воображения у детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность и содержание понятия «творческое воображение»
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
1.3. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
2.1. Цель, задачи, методы исследования
2.2. Психологические особенности творческого воображения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

психологические особенности творческого воображения детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью.doc

— 237.00 Кб (Скачать документ)

 

В таблице 4 представлены результаты методики «Дорисовывание фигур» двух групп, позволяющие оценить степень использования определенного способа изображения и подбора образов детьми. 

По количеству актуализированных образов, их детализации и оформлению у детей, выявлены следующие показатели:

 схематичный способ выполнения заданий: 13,3% (у детей, развивающихся в норме) и 100% (у УО детей). Такие рисунки в основном встречались у детей, отнесенных в группу с низким или, реже, средним уровнем развития творческого воображения. По результатам мы видим, что все дети с умственной отсталостью 7 (100%) изображают образы схематично;

 схематично-рациональный способ выполнения заданий: 26,6% (у детей, развивающихся в норме) и 0% (у УО детей). Подобный способ характеризуется тем, что примерно половину рисунков ребенок выполняет, применяя схему, а остальные – используя рациональный способ, т.е. изображение предмета стандартное, знакомое, имеется предметное оформление центральной фигуры. Такие рисунки в основном встречались у детей, отнесенных в группу со средним уровнем развития творческого воображения;

 

 рациональный способ выполнения заданий: 26,6% (у детей, развивающихся в норме) и 0% (у УО детей). Образы предлагаются детьми в основном предметные, обычно встречающиеся в повседневной жизни, фигуру, предложенную для дорисовывания, помещают в центр и предметно оформляют, превращают либо в какого-то животного, либо в предмет, природное явление и пр. Подобный способ выполнения задания встречался у детей, отнесенных в группу с низким (у детей в норме) и средним уровнем развития творческого воображения;

 

 художественно-эмоциональный/творческий способ выполнения заданий: 33,3% (у детей, развивающихся в норме) и 0% (у УО детей). Примерно половина образов рисунков этой группы детей содержали целостную композицию по воображаемому сюжету, эмоциональное оформление, положительные состояния в процессе и по окончании работы; вторая половина рисунка (4-5 фигурок) состояла из образов, которые были использованы  как мелкая деталь в сложной целостной структуре рисунка, заданная фигурка выступала второстепенной деталью. Данный вариант изображения образов встречался у детей, отнесенных в группу с высоким и средним уровнем развития творческого воображения;

 

 художественно-эмоциональный и творческий способы в чистом виде (100% образов) не зарегистрированы.

 

 

 

 
Таблица 5

Распределение испытуемых по уровням развития творческого воображения по результатам двух методик

группа

Уровни

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже

среднего

Низкий

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Дети, развивающиеся в норме

3

20

6

40

3

20

3

20

Дети с умственной отсталостью

2

28,6

5

71,4

 

Из таблицы 5 видно, что у детей с УО не обнаружено высокого и средне-высокого уровня развития творческого воображения, в то время как у нормально развивающихся детей с уровнем развития выше среднего оказалось 3 ребенка (20%).

Дети, развивающиеся в норме, распределились по 4 группам: выше среднего, среднего, ниже среднего и низкого, при этом наибольшее количество детей отнесены в группу со среднем уровнем развития творческого воображения – 6 (40%), в остальные группы – поровну – по 3 чел. (20%). Следует отметить, что начиная со среднего уровня, а в некоторых случаях и в отдельных фигурках и с низкого уровня, дети, создавая образ, используют «необычный» цвет, штриховку, объем, разнообразные украшения своих образов. В некоторых случаях дети подчеркивают, что они заранее планируют создание необычности образа, изменяют ракурс (например, вид снизу – «бутылка»), используют выход за рамки задания при создании образа большинства фигурок (у детей с высоким уровнем).

Общим явилось то, что в двух группах не обнаружено детей с высоким уровнем развития творческого воображения.

Таким образом, обобщая полученные в ходе анализа данные, можем выделить специфические особенности творческого воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью:

– уровень развития творческого воображения преимущественно низкий (71,4%);

– в рисунках не содержаться новые и оригинальные образы;

– при создании образов не используют предварительное планирование, затрудняются продумать конечный результат и в процессе работы с образом (просто обрисовывают контур);

– в 100% случаях изображают образы схематично;

– изображают в основном реальные предметы (облако, девочка), простые образы животных (собака) или человека,что объясняется ограниченностью представлений об окружающем мире;

– не используют цвет, штриховку, объем, украшение образов, что доступно только детям, начиная со среднего уровня развития творческого воображения (таких детей, развивающихся в норме, оказалось 60%);

– не используются разные творческие приемы создания образов, затрудняются с комбинацией 1-2 элементов разных реальных предметов;

– незначительному числу (28,6%) детей оказалось доступно применять некоторые приемы создания новых образов;

– речевое сопровождение рисунков заключалось в том, что дети с УО использовали однословные ответы, испытывали значительные сложности при обозначении образов,  что связано не только с бедностью содержания рисунков, но и с ограниченными речевыми возможностями. Детям с низким уровнем развития воображения оказалось не доступно самостоятельно придумать название нарисованным образам. Некоторые дети словесно обозначали, на что похожа фигурка, но не могли изобразить ее;

– дети с УО затрудняются самостоятельно изобразить простые реальные предметы, в основном ориентируются на шаблон;

– во всех случаях прибегают к помощи взрослого;

– целостные, оригинальные, развернутые композиции, отражение динамизма в сюжетах и рисунках совсем не зарегистрированы у детей с УО, это объясняется тем, что представления детей с УО оказываются менее полными и точными, чем у детей в норме, не оформлены в целостный и четкий образ;

– при этом большинство детей (71,4%) не выражают никаких эмоциональных реакций по отношению к своей деятельности, не рассуждают вслух, не просят помочь им, когда как 100% детей, развивающихся в норме, в той или иной степени эмоциональность свою проявляли как по ходу рисования, так и по окончании работы. 2 детей из общеразвивающего ДОУ, хотя и выполнили задание, используя схематичные изображения и отнесены были к низкому уровню развития, но проявляли и эмоциональность и определенную заинтересованность к процессу.

Задержка познавательного развития, недостаток речевого общения ограничивают возможности приобретения знаний и представлений об окружающем и овладения способами преобразования имеющихся представлений. Трудности обобщения, выделения главного и существенного в предметах и явлениях действительности негативно отражаются на развитии творческого воображения, затрудняя формирование новых образов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Дошкольный возраст – период интенсивного развития  творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребёнка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание его создают предпосылки формирования в этот период творческой деятельности. К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает достаточным объемом знаний, умений, накапливает впечатления, необходимые для творчества. Центром творческого процесса является воображение.

Анализ научной психологической и педагогической литературы показал, что изучением проблемы творческого воображения занимались многие зарубежные и отечественные психологии (Л.С. Выготский, Г. Гилфорд, А.В. Запорожец, Д. Шмуклер и другие). Вопросами формирования творческого воображения у дошкольников занимались О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Л.Н. Прохорова и другие. В специальной же психологии данной проблеме посвящено относительно небольшое число работ, к ним относятся работы Г.Л. Выгодской, М.М. Нудельмана, М.Ю. Рау и других.

Вторая глава была посвящена экспериментальному исследованию творческого воображения детей 6-7 лет, развивающихся в норме и с интеллектуальной недостаточностью. В первом параграфе рассматривались цель и задачи констатирующего этапа эксперимента, методики изучения творческого воображения. Методики «Дорисовывание фигур» и «Нарисуй что-нибудь» позволили выявить не только уровень развития творческого воображения, но и качественные различия, специфику развития творческого воображения старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Во втором параграфе излагались результаты экспериментального исследования детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью и детей с нормальным развитием. Данные констатирующего этапа эксперимента позволили выявить специфику развития творческого воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью в сравнении с детьми, развивающимися в норме, а именно:

– уровень творческого воображения значительно ниже в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками;

– используют для создания образов преимущественно  схему (схематичность изображения);

– изображают простые образы преимущественно человека и бытовых предметов;

– не используют цвет, штриховку, объем, украшения для создания целостности и необычности образов, разные творческие приемы создания образов, затрудняются с комбинацией 1-2 элементов реальных предметов;

– 28,6% детей применяют некоторые простые приемы создания новых образов;

– испытывают значительные сложности при обозначении образов, ограничиваясь однословными ответами;

– ощущают трудности в изображении и описании задуманного образа;

– проявляют низкую степень самостоятельности в описании, изображении реальных предметов;

– ориентируются в основном на шаблон, предложенный взрослым;

– во всех случаях прибегают к помощи взрослого, но сами ее активно не ищут;

– целостные, оригинальные, развернутые композиции, отражение динамизма в сюжетах и рисунках совсем не зарегистрированы у детей с УО;

– большинство детей (71,4%) не выражают никаких эмоциональных реакций по отношению к своей деятельности, не рассуждают вслух, не просят помочь им.

Таким образом, нами было проведено теоретическое и практическое исследование проблемы творческого воображения детей в старшем дошкольном возрасте с умственной отсталостью, обнаружены его особенности. Гипотеза исследования подтверждена, задачи решены, однако проблема развития творческого воображения требует дальнейшего изучения.

Информация о работе Психологические особенности творческого воображения детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью