Психологические особенности взаимосвязи имиджа студента и его самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи между имиджем студента и его самооценкой.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы (где? какая?) были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность и психологические особенности самооценки;
2) рассмотреть сущность, виды, функции имиджа;
3) выделить факторы, влияющие на формирование имиджа;
3) проанализировать особенности психологической взаимосвязи самооценки и имиджа;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы исследования взаимосвязи имиджа студента и его самооценки………………………………………………………………………………………3
1.1 Сущность и психологические особенности самооценки………………………………….5
1.2 Сущность, виды и функции имиджа. Факторы, влияющие на формирование имиджа.12
1.3 Особенности психологической взаимосвязи самооценки и имиджа……………………21
1.4 Особенности развития личности в студенческом возрасте ……………..……………....23

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и имиджа студентов
2.1 Организация и методы исследования …………………………………………………….26
2.2 Анализ и обработка результатов эмпирического исследования самооценки и имиджа студентов………………………………………………………………………………………..29

Заключение…………………………………………………………………………………….34

Литература……………………………………………………………………..………………35

Приложение…………………………………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa_Golubeva_1_1.doc

— 380.50 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования  Московской области

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Московский государственный  областной гуманитарный институт

 

Факультет психологии

Кафедра общей  и социальной психологии

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПСИХОЛОГИИ

НА ТЕМУ:

«Психологические особенности  взаимосвязи имиджа студента и его  самооценки»

 

 

Выполнила: студентка V курса

очного отделения

Голубева Виктория Викторовна

 

Научный руководитель:

Степанов Федор Георгиевич

 

«   »___________ 2012 г.

                                                                                             Оценка__________

 

 

 

Орехово-Зуево

2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………………….3

 

Глава I. Теоретические основы исследования взаимосвязи имиджа студента и его самооценки………………………………………………………………………………………3

1.1 Сущность и психологические  особенности самооценки………………………………….5

1.2 Сущность, виды и функции имиджа. Факторы, влияющие на формирование имиджа.12

1.3 Особенности психологической  взаимосвязи самооценки и имиджа……………………21 

1.4 Особенности развития личности в студенческом возрасте ……………..……………....23

 

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и имиджа студентов

2.1 Организация и методы  исследования …………………………………………………….26

2.2 Анализ и обработка результатов эмпирического исследования самооценки и имиджа студентов………………………………………………………………………………………..29

 

Заключение…………………………………………………………………………………….34

 

Литература……………………………………………………………………..………………35

 

Приложение…………………………………………………………………………………….36

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсового исследования состоит в том, что психологические особенности взаимосвязи самооценки и имиджа студентов являются одним из условий успешной обучаемости студентов. В последние десятилетия вопрос формирования имиджа приобрел очень большое значение. Влияние человека на большую часть окружения осуществляется именно посредством имиджа, поэтому правильный выбор имиджа является залогом успеха многих мероприятий.  Люди подходят к оценке общества с точки зрения имиджа. С помощью имиджа человек показывает, какое место в обществе он отводит сам себе.  Однако, несмотря на то, что феномен самооценки подробно изучен в психологической науке, анализ научной психолого-педагогической литературы показал недостаточную изученность взаимосвязи имиджа студента с самооценкой.

В ряде исследований рассматривается связь имиджа и Я-концепции. Так, Е.Б. Перелыгина соотносит «Я-концепцию», «Идеальное Я» и «образ Я у других» с имиджем. Она считает, что все эти символические структуры различны, в то же время именно расхождение между «Я-концепцией», «идеальным Я» и «образом себя у других» служит движущей силой деятельности по созданию имиджа. В то же время, люди часто выдвигают в качестве цели имиджа не «Я-идеальное», а некий символический «образ себя для других», который стремится к «Я-идеальному», но не всегда ему соответствует. Таким образом, деятельность по созданию имиджа фактически может служить повышению самооценки личности, подтягиванию «Я-концепции» к «идеальному Я».

Изучение взаимосвязи оценки и формирования позитивного имиджа становится актуальной проблемой не только в политической сфере, но и в студенческой среде. Изучение имиджа студента особенно важно и актуально, когда возрастают требования к будущему профессионалу, современному специалисту. От того, каков имидж студента, как представлен образ студентов вуза в сознании общественности, во многом зависит процесс привлечения абитуриентов, реализация перспективных проектов, общее положение вуза в образовательной системе.

Объектом исследования являются самооценка и имидж студентов.

Предмет исследования – взаимозависимость имиджа студента и его самооценки.

Выборка испытуемых – 25 студентов 5 курса в возрасте от 21 до 25 лет, обучающихся на дневном  отделении ГОУ ВПО МГОГИ по специальности «Психология».

Научная разработанность  темы. Теоретической базой исследования послужил обширный список литературы по психологии и педагогике, отечественные монографии, периодические издания, справочная литература. Различные аспекты изучения самооценки и имиджа рассмотрены в работах Б.Г. Ананьева, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Е.С. Шороховой, И.С. Кона, Л.В. Бороздиной, В.В. Столина, А.И. Липкиной, А.К. Болотовой, А.В. Захаровой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Рождерса, Р. Бернса и других не менее известных авторов.

Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи между имиджем студента и его самооценкой.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы (где? какая?) были поставлены следующие задачи:

1) изучить сущность  и психологические особенности самооценки;

2) рассмотреть сущность, виды, функции имиджа;

3) выделить факторы,  влияющие на формирование имиджа;

3) проанализировать особенности психологической взаимосвязи самооценки и имиджа;

4)  рассмотреть и  проанализировать психологические особенности студенческого возраста;

5) изучить особенности  самооценки студентов (ее уровень,  адекватность-неадекватность);

6) проанализировать связи  между самооценкой и имиджем  студентов.

В соответствии с целями и задачами, структурными требованиями работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Методология исследования. Для проведения экспериментальной части исследования использовались следующие методы исследования:

- психодиагностические  методы:

- методика «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С.А. Будасси; 

- методика «Q-сортировка» Стефансона;

- методика  выявления коммуникативных организаторских  склонностей (КОС-2)

- методы первичной  статистической обработки.

Научная новизна  исследования заключается в том, что в работе впервые изучены характеристики самооценки студентов во взаимосвязи с другим свойством личности – имиджем студентов.

Практическая  значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть полезны в организации учебно-профессиональной деятельности студентов и проведении воспитательной работы с ними, разработке психолого-педагогических коррекционных программ, ориентированных на совершенствование имиджа студентов и их самооценки. 

Глава I. Теоретические основы исследования взаимосвязи имиджа студента и его самооценки

 

1.1 Сущность  и психологические особенности  самооценки

 

Самооценка – это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития1

По У. Джеймсу, самооценка – это неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта собой, т.е. самоотношение2.

По мнению Б. Г. Ананьева, самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного Я, являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности3.

Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии личности и отражающий своеобразие её внутреннего мира. Если личность – организация ценностей, то ядро функционального единства - самооценка.

Самооценка связана  с одной из центральных потребностей человека – потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит – уровню притязаний. В практической деятельности человек стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Существенные изменения в самооценке появляются тогда, когда достижения связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. 

Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны  своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самопознания, процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

Предметом самооценки и  самовосприятия индивида может быть его тело, способности, социальные отношения  и другие личностные проявления. Соответственно этому, становится возможным выделение системы частных самооценок, связанных целостным образом «Я». Именно обобщенная и относительно устойчивая самооценка является предметом психологического изучения. 

В психологической науке  самооценку рассматривают в качестве компонента самосознания, функционирующего как ее часть.

По мнению Л.В. Бороздиной, образ себя, самооценка и отношение  к себе – это разные элементы, имеющие самостоятельную природу, сущность. В целом самосознание есть отражение в сознании персоны  его носителя, данного субъекта4.

Образ «Я» – динамичное образование личности. Он может возникать  как представление о себе в  момент эмоционального переживания, в  котором отражается собственное  отношение личности к тому, что  она узнает, понимает, «открывает»  относительно себя, обозначаемого в психологии как реальное «Я». Одновременно образ «Я» является идеальным, т.е. таким, каким он должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет стать в будущем. Возможно существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Все «Я» уживаются в человеке одновременно. 

В образе «Я» можно  выделить три компонента:

– познавательный (когнитивный) – знание себя, самосознание;

– эмоционально-оценочный  – ценностное отношение к себе;

– поведенческий –  особенности регуляции поведения.

Образ «Я» и самооценка - различные  образования самосознания, имеющие  определенные соотношения друг с другом: знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, а оценка себя позволяет соотнести отдельные стороны «образа Я» с определенной системой ценностей». Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе, знаний особых, прошедших оценку, поэтому имеющих более высокий порядок5.

Знание о себе накапливается  в процессе самопознания и фиксируется  в виде «Я-концепции». «Я-концепция» рассматривается как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

 «Я-концепция» – это относительно  устойчивая, осознанная, неповторимая  система представлений индивида  о самом себе, на основе которой  он строит свое взаимодействие  с другими людьми и относится  к себе.

Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и «Я-концепции» имеют отличия. «Я-концепция» представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает свои собственные качества. Одни и те же качества могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане, а другим – в негативном. В целом понятие «Я-концепция» шире понятия «самооценка».

Ведущим мотивом в  период формирования самооценки выступает  желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет, уважение и внимание товарищей. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и  в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. Для  молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку6

Соотношение между "Я-реальным" и "Я-идеальным" и характеризует  адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение  в самооценке.

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к себе. 

Помимо этого, выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. Неустойчивость общей самооценки может проистекать из того, что формирующие ее частные оценки находятся на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. 

Информация о работе Психологические особенности взаимосвязи имиджа студента и его самооценки