Психологические особенности взаимосвязи имиджа студента и его самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи между имиджем студента и его самооценкой.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы (где? какая?) были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность и психологические особенности самооценки;
2) рассмотреть сущность, виды, функции имиджа;
3) выделить факторы, влияющие на формирование имиджа;
3) проанализировать особенности психологической взаимосвязи самооценки и имиджа;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы исследования взаимосвязи имиджа студента и его самооценки………………………………………………………………………………………3
1.1 Сущность и психологические особенности самооценки………………………………….5
1.2 Сущность, виды и функции имиджа. Факторы, влияющие на формирование имиджа.12
1.3 Особенности психологической взаимосвязи самооценки и имиджа……………………21
1.4 Особенности развития личности в студенческом возрасте ……………..……………....23

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и имиджа студентов
2.1 Организация и методы исследования …………………………………………………….26
2.2 Анализ и обработка результатов эмпирического исследования самооценки и имиджа студентов………………………………………………………………………………………..29

Заключение…………………………………………………………………………………….34

Литература……………………………………………………………………..………………35

Приложение…………………………………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa_Golubeva_1_1.doc

— 380.50 Кб (Скачать документ)

Глава II. Эмпирические исследования взаимосвязи самооценки и имиджа студентов

 

2.1 Организация  и методы исследования

 

База исследования. Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО МГОГИ г.Орехово-Зуево Московской области выборке в 25 испытуемых – студентов 5 курсов в возрасте от 21 до 25 лет, обучающихся на дневном отделении МГОГИ по специальности «Психология». Экспериментальное исследование самооценки и имиджа проводилось в три этапа.

При подборе методик  в основу отбора были положены следующие  требования:

1. Стандартизация условий  испытаний, что позволит избежать  субъективности в подборе заданий  и обеспечить равные возможности.

2. Надежность и валидность методики при сравнительной простоте применения и небольших затратах времени.

I этап - анализ литературы по теме исследования: определение объекта, постановку цели и задач, предмета, методов; анализ, обобщение, подбор материала по проблеме взаимосвязи имиджа и самооценки у студентов педагогического ВУЗа.

II этап – экспериментальное исследование взаимосвязи имиджа и самооценки у студентов 5 курса. На данном этапе необходимо тщательно ознакомиться с тестовыми методиками и проверить, насколько они соответствуют целям исследования и удобны для применения. Затем выбранную методику тестирующий проверяет на себе или, в крайнем случае, на другом человеке.

III этап – обработка результатов. На данном этапе подводятся итоги, сравниваются результаты проведенных методик..

Методика №1. «Нахождение количественного выражения  уровня самооценки» С.А. Будасси (Приложение 1).

Инструкция: Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых нужно выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность («идеал») в Вашем представлении. В этом ряду могут найти место и негативные качества. Из двадцати отобранных свойств личности необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды. Из отобранных свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг - качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й - качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.

Цель обработки  результатов: – определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я-идеальное» и «Я-реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции.

Для подсчета коэффициента найдем разность рангов d1 - d2 по каждому качеству и занесем результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возведем в квадрат (d1 - d2)2 и запишем результат в колонке d2. Подсчитаем общую сумму квадратов разности рангов Σ d2 и внесем ее в формулу:

r = l - 0,00075 x Σ  d2,  

где r - коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

 

Коэффициент ранговой корреляции R может находиться в интервале от -1 до +1.   

Если R находится в пределах [-1; 0], то это свидетельствует о заниженной самооценке по невротическому типу.

Если R находится в  пределах от +0,38 до +1, то самооценка адекватная;

Если R находится в  пределах от +0,39 до +0,89 - имеется тенденция к завышению самооценки;

Если R находится в  пределах от +0,9 до +1, то самооценка неадекватно завышенная;

Если R находится в  пределах от -0,38 до -1, то самооценка заниженная.  

Обработка результатов: Для исследования результатов, полученных с помощью методики С.А. Будасси, были использованы методы первичной статистической обработки.

Методика № 2. «Q-сортировка» Стефансона

 

Инструкция: Вам предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему. В исключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь». Ответы зафиксируйте в регистрационном бланке.

Ход исследования: Тестируемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «менее характерных» для него. Вместо карточек испытуемому может быть предложен текст теста-опросника «Q-сортировка» (Приложение 2). 

Ответы испытуемого  распределяются по шести тенденциям поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и  избегание «борьбы».

При подсчете частоты проявления каждой из тенденций количество ответов «да» суммируется с количеством «нет» по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по шкале «независимость». Если полученное число приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

Методика может  быть использована повторно для определения «идеального Я» или «социального Я» (каким меня видят другие), а также «значимых для меня других» (каким я вижу своего партнера) или «идеального партнера» (каким бы я хотел видеть своего партнера).

 

Методика №3. Выявление коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) (Приложение 3).

Ход исследования: Тестируемому предлагается 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время выполнения методики 10-15 мин.

Инструкция: Вашему вниманию предлагается 40 вопросов, на каждый из которых Вы должны дать ответ «да» или «нет».

Обработка результатов: После проведения методики определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных «КОС-2».За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл.

Итак, в ходе проведенного исследования нами было проведено три  методики, в ходе которой были исследованы самооценка, коммуникативные и организаторские склонности студентов.

Для определения уровня самооценки, коммуникативных и организаторских склонностей студентов осуществим анализ и обработку результатов эмпирического исследования взаимосвязи самооценки и имиджа студентов.

 

2.2 Анализ и обработка результатов эмпирического исследования самооценки и имиджа студентов

 

Обработка результатов  методики № 1 «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С.А. Будасси

Опираясь на эмпирические данные, полученные при проведении психологического исследования, осуществим обработку, анализ и интерпретацию данных.

Статистические  данные по методике С.А. Будасси представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Распределение  показателей уровня самооценки студентов

 

Выводы: в результате тестирования выявлено, что:

- 4% студентов (1 человек) имеет заниженную самооценку по невротическому типу, что говорит о неприятии себя;

- 8% студентов (2 человека) – заниженную самооценку;

- 16% студентов (4 человека) – адекватную самооценку;

     - 68% респондентов (17 человек) – завышенную самооценку по невротическому типу;

- 4% студентов (1 человек) – неадекватно завышенную самооценку.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что студентам свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т.е. для успешной адаптации необходим высокий уровень самоуважения. Учитывая, что к студенческому возрасту сформировалась достаточно устойчивая самооценка, можно предположить, что потребность в достаточно высокой самооценке связана со степенью адекватности сложившейся самооценки, особенностями уровня притязаний и неадекватным образом «Я» испытуемых. В данном случае самооценку студентов можно охарактеризовать как конфликтную. Невротический тип самооценивания свидетельствует о нестабильности оценок (следовательно, и поведения) в различных ситуациях. Это объясняется как объективными причинами – социальным окружением, так и субъективными – личностными особенностями.

Обработка результатов  методики № 2 «Q-сортировка» Стефансона

Результаты статистической обработки данных, полученных при помощи методики «Q-сортировка» Стефансона представлены на диаграммах № 2а-2г.

Диаграмма 2а. Результаты проведения методики №2 по шкале «Зависимость-Независимость»

Выводы: в результате тестирования выявлено, что:

- у 8% (2 человек) выявлена высокая тенденция к зависимости;

- у 80% испытуемых (20 человек) средняя тенденция к зависимости, которая проявляется во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических);

- 12% испытуемых (3 человека) имеют низкий уровень тенденции к зависимости;

Диаграмма 2б. Результаты проведения методики №2 по шкале «Общительность».

Выводы: в результате тестирования выявлено, что:

- 4% испытуемых (1 человек) имеют низкий уровень тенденции к общительности;

- у 68% испытуемых (17 человек) средняя тенденция к общительности, что свидетельствует о контактности, стремлении к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами;

- у 28% (7 человек) выявлена высокая тенденция к общительности;

Диаграмма 2в. Результаты проведения методики №2 по шкале «Тенденция к борьбе»

Выводы: в результате тестирования выявлено, что:

- 20% (5 человек) относятся к группе с высоким уровнем тенденции к «борьбе», у них отмечено активное стремление участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений;

- у 64% испытуемых (16 человек) средняя тенденция к борьбе, что свидетельствует о преобладании у студентов среднего уровня  принятия борьбы;

- у 16% (4 человек) выявлена  низкая тенденция к борьбе;

Диаграмма 2г. Результаты проведения методики №2 по шкале «Тенденция к избеганию  борьбы».

Выводы: в результате тестирования выявлено, что:

- у 16% (4 человек) выявлена  высокая тенденция к избеганию  борьбы, стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям;

- у 64% испытуемых (16 человек)  средняя тенденция к избеганию  борьбы, что свидетельствует о преобладании у студентов среднего уровня  принятия борьбы;

- 20% (5 человек) относятся к группе с низким уровнем тенденции к избеганию борьбы;

Кроме того, следует  отметить, что шкалы «независимость»  и «принятие борьбы», а также  шкалы «зависимость» и «избегание борьбы» имеют прямую взаимосвязь.

 

Обработка результатов методики № 3. Выявление коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)

Результаты изучения коммуникативных  и организаторских склонностей (КОС-2) представлены на диаграммах 3 и 4.

Для удобства анализа  результатов испытуемые, имеющие  низкий (1-4 балла) уровень коммуникативных и организаторских склонностей и уровень ниже среднего (5-8 баллов) были объединены в одну группу;  испытуемые, имеющие высокий уровень (13-16 баллов) и высший (17-20 баллов) проявления коммуникативных и организаторских склонностей также были объединены в одну группу.

 

Диаграмма 3. Результаты проведения методики №3 (коммуникативные склонности).

Диаграмма 4. Результаты проведения методики №3 (организаторские склонности).

 

В результате тестирования выявлено, что:

- у 8% испытуемых (2 человек) - низкий уровень коммуникативных склонностей. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений;

- у 68% испытуемых (17 человек) - средний уровень коммуникативных склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности;

- у 24% (6 человек) - высокий уровень коммуникативных склонностей Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений, любят организовывать игры, различные мероприятия, настойчивы и одержимы в деятельности.

Информация о работе Психологические особенности взаимосвязи имиджа студента и его самооценки