Психологические особенности взаимосвязи имиджа студента и его самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи между имиджем студента и его самооценкой.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы (где? какая?) были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность и психологические особенности самооценки;
2) рассмотреть сущность, виды, функции имиджа;
3) выделить факторы, влияющие на формирование имиджа;
3) проанализировать особенности психологической взаимосвязи самооценки и имиджа;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы исследования взаимосвязи имиджа студента и его самооценки………………………………………………………………………………………3
1.1 Сущность и психологические особенности самооценки………………………………….5
1.2 Сущность, виды и функции имиджа. Факторы, влияющие на формирование имиджа.12
1.3 Особенности психологической взаимосвязи самооценки и имиджа……………………21
1.4 Особенности развития личности в студенческом возрасте ……………..……………....23

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и имиджа студентов
2.1 Организация и методы исследования …………………………………………………….26
2.2 Анализ и обработка результатов эмпирического исследования самооценки и имиджа студентов………………………………………………………………………………………..29

Заключение…………………………………………………………………………………….34

Литература……………………………………………………………………..………………35

Приложение…………………………………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa_Golubeva_1_1.doc

— 380.50 Кб (Скачать документ)

Уровень самоуважения можно  повысить, поработав над представлением имиджа в целом. Если человек заботится о своей внешности, окружающие делают вывод о том, что он уважает и ценит себя как индивидуума, а поэтому способен ценить других.

В основе оценки людьми внешности, высказываний и поведения других людей лежат две основных потребности – отождествление и выражение индивидуальности. Люди нуждаются в сопричастности и отождествлении с себе подобными, и вместе с тем, они ощущают потребность в утверждении своей индивидуальности. Всем людям присущи обе эти потребности. Они оказывают определяющее влияние на стремление человека подать себя и его взаимодействие с окружающими.

Сопричастность и отождествление с другими людьми человек может выражать следующими способами:

1) внешним видом –  одежда может сигнализировать,  что человек стремится слиться  с определенной группой людей;

2) осанкой и языком  телодвижений – представителям  одной и той же социальной группы присущи сходные манеры;

3) манерой говорить  – человеку свойственно подражать  в этом представителям привлекательных  для него социальных групп;

4) языком – многие  социальные группы имеют собственный  слэнг, непонятный для представителей других групп;

5) аксессуарами – на  принадлежность к определенной  социальной группе могут указывать  мобильный телефон, определенного  фасона галстук, часы и т.д.;

6) своим окружением  – новейший дизайн интерьера  дома или офиса может указывать  на то, что его владелец причисляет себя к избранной группе лидеров в области следования моде.

Индивидуальность можно выразить с помощью тех же средств, но применяя их несколько иначе:

1) внешним видом –  одеждой вызывающего характера  и необычной стрижкой человек  обособляется от других, особенно если на работе он занимается каким-либо традиционным бизнесом;

2) осанкой и языком  телодвижений – в ситуации, когда  человек находится в разладе  с окружающими, языком тела (мимикой,  жестами, позой) он может показать, что думает иначе, чем остальные представители группы;

3) голосом и речью  – чтобы отстоять свою индивидуальность  в какой-либо группе, можно намеренно  выделить свой акцент. Человек  может привлечь к себе внимание  в общественном месте, разговаривая  громче окружающих;

4) языком – чтобы установить превосходство над окружающими, некоторые вводят в речь сложные языковые конструкции;

5) аксессуарами – бриллиантовые  подвески, вручную расписанные шарфы,  антикварные карманные часы и  прочие безделушки отражают успехи  и демонстрируют уровень общественного и финансового положения;

6) своим окружением  – индивидуальность иногда выражают  с помощью интересных произведений  искусства, необычной мебели и  т.д.

К двум основным потребностям примыкают и другие фундаментальные  потребности. Сила стремления снискать одобрение и признание со стороны других людей, желание адаптироваться к их нуждам связана с потребностью в принадлежности и отождествлении. С желанием подчеркнуть индивидуальность связаны такие задачи, как выделение себя, акцентирование своих успехов и демонстрация наличия собственного аргументированного мнения.

Все поступки и действия человека, в том числе совершаемые  при презентации имиджа, определяются балансированием двух основных потребностей.

Рассмотрим основные свойства имиджа:

1) имидж не бывает  изолированным, число имиджей  зависит от возраста, пола (у женщин  имиджей пропорционально больше), имеет пороговый предел насыщения,  связанный с мировоззрением и  мощностью потребности в личностной  самореализации, которая лишь отчасти  удовлетворяется имиджами;

2) классификация и  отбор реальных имиджей идет  по следующим критериям: самоощущения; соответствующих групповых оценок, признающих имидж приемлемым; по  факту достижения субъективной  или групповой (например, соблюдении  ритуала) цели;

3) имидж имеет инерцию «старения», падения адаптивности (феномен износа имиджа), если не поддерживается усилиями по постоянной его корректировке и контролю эффективности;

4) метасистема имиджей  равноправна и автономна в  жизни группы, одновременно выражая  стороны межличностного общения, бытия групповых норм и ритуалов;

5) формирование имиджа  возможно при условии бессознательной  готовности к общению. Частными  процессами, показывающими вызревание  готовности, являются: ментальные ориентации  подсознания, уровень тревожности, фундаментальный экзистенциальный страх одиночества, меняющийся по сложным законам; развитие сознания;

6) непосредственной предпосылкой  формирования имиджа является  не просто индивидуальный социальный  опыт, но врожденная ориентация  психики на действие, копирование образцов, на переход к творчеству, пониманию, страстям лишь при неудаче стереотипных выборов;

7) конкретными психическими  механизмами начала строительства  имиджа является воля и переход  от восприятия к воле. Необходимость  и стабильность имиджей закодирована в том, что заведомая неточность и вероятная ошибочность стереотипных выборов во множестве сложных ситуаций допускается как бы «в расчете» на будущую коррекцию групповым общением, имиджем, как механизмами копирования более удачных выборов в группе.

8) активность имиджа, его способность влиять на  поведение воспринимающих его  субъектов и зависимость от  содержания социальных представлений  и стереотипов субъектов перцепции;

9) информативность имиджа, проявляющаяся как его способность  давать информацию об отображаемом субъекте, которая может быть как истинной, так и ложной;

10) сочетание в создании  и восприятии имиджа рациональных  и эмоциональных аспектов;

11) целостность представления  отображаемого субъекта, достигаемая  посредством интеграции отдельных изолированных символов, дополняющихся в сознании аудитории до целостного образа;

12) индивидуализированность  представления отображаемого субъекта, с необходимостью дополняющая  входящие в его состав стереотипные  характеристики и символы;

13) динамичность, гибкость имиджа, возможность его изменений в конкретных условиях и относительная устойчивость, независимость от ситуативных обстоятельств;

14) символичность имиджа  как образа, выраженного в культурных  символах, что обусловливает формирование  имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия в реальном социокультурном, политико-экономическом, историческом и профессиональном контексте;

15) соответствие имиджа, с одной стороны, личности субъекта-прообраза  имиджа, с другой стороны, социальным  ожиданиям воспринимающих имидж субъектов;

16) опосредованность имиджа  социокультурными ценностями, на  основании которых субъекты восприятия  имиджа оценивают индивидуальные, личностные, профессиональные качества  воспринимаемого субъекта14.

В зависимости от факторов, образующих имидж, выделяют габитарный, овеществленный, вербальный, кинетический и средовый имидж.

Первая и прямая имиджеформирующая  информация о человеке – это его  одежда, внешний вид в целом  – габитарный имидж. К нему относят: костюм, макияж, прическу, аксессуары. Одежда и прическа играют существенную роль в создании имиджа. По одежде и прическе можно сделать вывод о внутреннем имидже, о личностных ценностях и даже о подсознательных решениях.

Одежда проявляет принадлежность человека к определенной социальной или профессиональной группе. Основной принцип формирования позитивного габитарного имиджа – одежда должна в подсознании воспринимающих вас ассоциироваться с той социальной группой, к которой относятся положительно.  Есть общие требования к деловой одежде, которые варьируются в зависимости от типа учреждения. В деловой одежде возможно сочетание не более 2-3 цветов, желательно темно-синий, коричневый, черный, серый и светлые блузки и сорочки. Макияж обязательно, но не яркий и имитирующий природную целесообразность. Искусство построения габитарного имиджа студента состоит в том, что он балансирует, в зависимости от ситуации, между двумя крайностями: официальная деловая одежда и молодежный стиль.

Следует рассматривать  внешний вид как необходимый  механизм достижения своих целей. Если студент имеет ухоженный вид, он словно излучает положительную самооценку.

Если человек демонстрирует  своей одеждой высокие стандарты  и внимание к деталям, можно предположить, что те же качества он проявляет  и в работе.

Второй составляющей имиджа является средовой имидж – искусственно созданная среда обитания, вещи, предметы, окружающие человека. Жилище, кабинет, сотовый телефон, автомобиль и т.д. Эта информация также воспринимается подсознанием и рисует образ человека. Цель – сделать место встречи комфортным, располагающим к общению.

Кроме того, имидж складывается из тех вещей, предметов, которые  сделал человек, - это овеществленный имидж. Большое значение имеет то, насколько аккуратно и четко человек умеет работать с документами, оформлять бумаги, насколько сформирована у него культура делопроизводства. Умение работать с документами, оформлять отчеты по практике – первые шаги к формированию овеществленного имиджа у студента.

Четвертая составляющая – вербальный имидж. По данным опроса студентов вузов, именно эта составляющая наиболее значима при оценке товарищей. При этом значение имеет не только богатый словарный запас и умение связно и четко излагать свои мысли, но и паравербальная информация – темп речи, смысловые ударения, громкость голоса, интонации. Нужно следить за речью и избегать «слов-паразитов». 

Последняя составляющая – это кинетический имидж, то мнение о человеке, которое складывается на основе его походки, жестов, мимики, движения. Необходима работа по блокированию «плохой кинетики» и «жестов подавления»: не следует скрещивать руки, собирать пальцы в кулак, постукивать в разговоре кончиками пальцев или ребром ладони, потирать руки, прикасаться к носу, смотреть исподлобья, или сверху вниз, переминаться с ноги на ногу или ерзать на стуле, суетиться. Все это не будет способствовать эффективному взаимодействию и создаст негативный образ о человеке. Естественное общение возможно, когда люди находятся в одинаковом пространственном положении, «глаза в глаза»15.

В отечественной психологической литературе выделяют три подхода к имиджу:

– функциональный;

– контекстный;

– сопоставительный.

При функциональном подходе  выделяют следующие виды имиджа:

– зеркальный (имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно мы оцениваем свой имидж довольно высоко, мало учитывая взгляд на него со стороны);

– текущий (видимый со стороны, но необходимо помнить, что непонимание и предубеждение формируют представления о нашем имидже в не меньшей мере, чем наши поступки);

– желаемый (то, к чему мы стремимся);

– корпоративный (имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений: репутация организации и т. д.);

– множественный (имидж независимых структур в единой корпорации. К привлекательному хорошему единому имиджу стремятся, например, авиакомпании, используя собственную символику, униформу и т. д.);

– отрицательный (имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом)16.

При контекстуальном  подходе имидж классифицируется по видам деятельности – имидж политика, имидж бизнесмена, имидж педагога, имидж госслужащего, имидж поп-звезды и т. п.

При сопоставительном подходе  сравнивают качества двух лидеров: компетентность, интеллигентность, склонность к силовому решению и т. д.

Следует обратить внимание на классификации видов имиджа, разработанных рядом исследователей.

Выделяют «идеальный», «первичный» и «вторичный» имиджи.

Идеальный имидж – это суммарное представление людей о лидере, но идеальный имидж обычно недостижим.

Первичный имидж – это представление о конкретном человеке, сложившееся в сознании многих людей после первичного знакомства с ним. Первичный имидж во многом соответствует идеальному имиджу, но не совпадает с ним.

Вторичный имидж формируется только в процессе конкурентной борьбы. Это компромисс между стремлением обрести лидера, образ которого зеркально повторяет идеал, и желанием избежать лидера, образ которого более всего противоречит идеальному17.

При формировании конкурентоспособного вторичного имиджа можно руководствоваться одной из двух стратегий. В том случае, если «презентация» первичного имиджа прошла успешно, используется стратегия «защиты окон доступа»: на первичный имидж наслаиваются черты, защищающие слабые (с точки зрения соперника) элементы первичного имиджа. Если же «презентация» первичного имиджа прошла неудачно, используется стратегия «размывания имиджа конкурента». В этом случае компрометируются или ставятся под сомнение определенные элементы имиджа конкурента, а вторичный имидж формируется путем наложения черт, альтернативных «слабым» качествам имиджа соперника.

Ядро имиджа должно соответствовать  ожиданиям людей. Структуру ядра первичного имиджа образуют:

– внешняя (поведенческая) направленность личности;

– внутренняя ориентация личности;

– иерархия временных  «Я» личности.

Внешняя направленность личности бывает трех типов: направленность на конкретные результаты предметной деятельности; направленность на общение; направленность на завоевание авторитета.

Внутренняя  ориентация личности – это ориентация на доминирующие способности, реализуя которые конкретный человек достигает поставленных целей. Одни достигают их благодаря интеллектуальным, другие – эмоциональным, третьи – волевым качествам.

Информация о работе Психологические особенности взаимосвязи имиджа студента и его самооценки