Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:27, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи между имиджем студента и его самооценкой.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы (где? какая?) были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность и психологические особенности самооценки;
2) рассмотреть сущность, виды, функции имиджа;
3) выделить факторы, влияющие на формирование имиджа;
3) проанализировать особенности психологической взаимосвязи самооценки и имиджа;
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы исследования взаимосвязи имиджа студента и его самооценки………………………………………………………………………………………3
1.1 Сущность и психологические особенности самооценки………………………………….5
1.2 Сущность, виды и функции имиджа. Факторы, влияющие на формирование имиджа.12
1.3 Особенности психологической взаимосвязи самооценки и имиджа……………………21
1.4 Особенности развития личности в студенческом возрасте ……………..……………....23
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и имиджа студентов
2.1 Организация и методы исследования …………………………………………………….26
2.2 Анализ и обработка результатов эмпирического исследования самооценки и имиджа студентов………………………………………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………………………….34
Литература……………………………………………………………………..………………35
Приложение…………………………………………………………………………………….36
Уровень самоуважения можно повысить, поработав над представлением имиджа в целом. Если человек заботится о своей внешности, окружающие делают вывод о том, что он уважает и ценит себя как индивидуума, а поэтому способен ценить других.
В основе оценки людьми внешности, высказываний и поведения других людей лежат две основных потребности – отождествление и выражение индивидуальности. Люди нуждаются в сопричастности и отождествлении с себе подобными, и вместе с тем, они ощущают потребность в утверждении своей индивидуальности. Всем людям присущи обе эти потребности. Они оказывают определяющее влияние на стремление человека подать себя и его взаимодействие с окружающими.
Сопричастность и отождествление с другими людьми человек может выражать следующими способами:
1) внешним видом – одежда может сигнализировать, что человек стремится слиться с определенной группой людей;
2) осанкой и языком телодвижений – представителям одной и той же социальной группы присущи сходные манеры;
3) манерой говорить
– человеку свойственно
4) языком – многие
социальные группы имеют
5) аксессуарами – на
принадлежность к определенной
социальной группе могут
6) своим окружением
– новейший дизайн интерьера
дома или офиса может
Индивидуальность можно выразить с помощью тех же средств, но применяя их несколько иначе:
1) внешним видом – одеждой вызывающего характера и необычной стрижкой человек обособляется от других, особенно если на работе он занимается каким-либо традиционным бизнесом;
2) осанкой и языком
телодвижений – в ситуации, когда
человек находится в разладе
с окружающими, языком тела (мимикой,
жестами, позой) он может
3) голосом и речью
– чтобы отстоять свою
4) языком – чтобы установить превосходство над окружающими, некоторые вводят в речь сложные языковые конструкции;
5) аксессуарами – бриллиантовые
подвески, вручную расписанные шарфы,
антикварные карманные часы и
прочие безделушки отражают
6) своим окружением
– индивидуальность иногда
К двум основным потребностям примыкают и другие фундаментальные потребности. Сила стремления снискать одобрение и признание со стороны других людей, желание адаптироваться к их нуждам связана с потребностью в принадлежности и отождествлении. С желанием подчеркнуть индивидуальность связаны такие задачи, как выделение себя, акцентирование своих успехов и демонстрация наличия собственного аргументированного мнения.
Все поступки и действия человека, в том числе совершаемые при презентации имиджа, определяются балансированием двух основных потребностей.
Рассмотрим основные свойства имиджа:
1) имидж не бывает
изолированным, число имиджей
зависит от возраста, пола (у женщин
имиджей пропорционально
2) классификация и
отбор реальных имиджей идет
по следующим критериям:
3) имидж имеет инерцию «старения», падения адаптивности (феномен износа имиджа), если не поддерживается усилиями по постоянной его корректировке и контролю эффективности;
4) метасистема имиджей равноправна и автономна в жизни группы, одновременно выражая стороны межличностного общения, бытия групповых норм и ритуалов;
5) формирование имиджа
возможно при условии
6) непосредственной предпосылкой
формирования имиджа является
не просто индивидуальный
7) конкретными психическими
механизмами начала
8) активность имиджа,
его способность влиять на
поведение воспринимающих его
субъектов и зависимость от
содержания социальных
9) информативность имиджа,
проявляющаяся как его
10) сочетание в создании
и восприятии имиджа
11) целостность представления отображаемого субъекта, достигаемая посредством интеграции отдельных изолированных символов, дополняющихся в сознании аудитории до целостного образа;
12) индивидуализированность
представления отображаемого
13) динамичность, гибкость имиджа, возможность его изменений в конкретных условиях и относительная устойчивость, независимость от ситуативных обстоятельств;
14) символичность имиджа
как образа, выраженного в культурных
символах, что обусловливает
15) соответствие имиджа,
с одной стороны, личности
16) опосредованность имиджа
социокультурными ценностями, на
основании которых субъекты
В зависимости от факторов, образующих имидж, выделяют габитарный, овеществленный, вербальный, кинетический и средовый имидж.
Первая и прямая имиджеформирующая информация о человеке – это его одежда, внешний вид в целом – габитарный имидж. К нему относят: костюм, макияж, прическу, аксессуары. Одежда и прическа играют существенную роль в создании имиджа. По одежде и прическе можно сделать вывод о внутреннем имидже, о личностных ценностях и даже о подсознательных решениях.
Одежда проявляет
Следует рассматривать внешний вид как необходимый механизм достижения своих целей. Если студент имеет ухоженный вид, он словно излучает положительную самооценку.
Если человек демонстрирует
своей одеждой высокие
Второй составляющей имиджа является средовой имидж – искусственно созданная среда обитания, вещи, предметы, окружающие человека. Жилище, кабинет, сотовый телефон, автомобиль и т.д. Эта информация также воспринимается подсознанием и рисует образ человека. Цель – сделать место встречи комфортным, располагающим к общению.
Кроме того, имидж складывается из тех вещей, предметов, которые сделал человек, - это овеществленный имидж. Большое значение имеет то, насколько аккуратно и четко человек умеет работать с документами, оформлять бумаги, насколько сформирована у него культура делопроизводства. Умение работать с документами, оформлять отчеты по практике – первые шаги к формированию овеществленного имиджа у студента.
Четвертая составляющая – вербальный имидж. По данным опроса студентов вузов, именно эта составляющая наиболее значима при оценке товарищей. При этом значение имеет не только богатый словарный запас и умение связно и четко излагать свои мысли, но и паравербальная информация – темп речи, смысловые ударения, громкость голоса, интонации. Нужно следить за речью и избегать «слов-паразитов».
Последняя составляющая – это кинетический имидж, то мнение о человеке, которое складывается на основе его походки, жестов, мимики, движения. Необходима работа по блокированию «плохой кинетики» и «жестов подавления»: не следует скрещивать руки, собирать пальцы в кулак, постукивать в разговоре кончиками пальцев или ребром ладони, потирать руки, прикасаться к носу, смотреть исподлобья, или сверху вниз, переминаться с ноги на ногу или ерзать на стуле, суетиться. Все это не будет способствовать эффективному взаимодействию и создаст негативный образ о человеке. Естественное общение возможно, когда люди находятся в одинаковом пространственном положении, «глаза в глаза»15.
В отечественной психологической литературе выделяют три подхода к имиджу:
– функциональный;
– контекстный;
– сопоставительный.
При функциональном подходе выделяют следующие виды имиджа:
– зеркальный (имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно мы оцениваем свой имидж довольно высоко, мало учитывая взгляд на него со стороны);
– текущий (видимый со стороны, но необходимо помнить, что непонимание и предубеждение формируют представления о нашем имидже в не меньшей мере, чем наши поступки);
– желаемый (то, к чему мы стремимся);
– корпоративный (имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений: репутация организации и т. д.);
– множественный (имидж независимых структур в единой корпорации. К привлекательному хорошему единому имиджу стремятся, например, авиакомпании, используя собственную символику, униформу и т. д.);
– отрицательный (имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом)16.
При контекстуальном подходе имидж классифицируется по видам деятельности – имидж политика, имидж бизнесмена, имидж педагога, имидж госслужащего, имидж поп-звезды и т. п.
При сопоставительном подходе сравнивают качества двух лидеров: компетентность, интеллигентность, склонность к силовому решению и т. д.
Следует обратить внимание на классификации видов имиджа, разработанных рядом исследователей.
Выделяют «идеальный»,
«первичный» и «вторичный»
Идеальный имидж – это суммарное представление людей о лидере, но идеальный имидж обычно недостижим.
Первичный имидж – это представление о конкретном человеке, сложившееся в сознании многих людей после первичного знакомства с ним. Первичный имидж во многом соответствует идеальному имиджу, но не совпадает с ним.
Вторичный имидж формируется только в процессе конкурентной борьбы. Это компромисс между стремлением обрести лидера, образ которого зеркально повторяет идеал, и желанием избежать лидера, образ которого более всего противоречит идеальному17.
При формировании конкурентоспособного вторичного имиджа можно руководствоваться одной из двух стратегий. В том случае, если «презентация» первичного имиджа прошла успешно, используется стратегия «защиты окон доступа»: на первичный имидж наслаиваются черты, защищающие слабые (с точки зрения соперника) элементы первичного имиджа. Если же «презентация» первичного имиджа прошла неудачно, используется стратегия «размывания имиджа конкурента». В этом случае компрометируются или ставятся под сомнение определенные элементы имиджа конкурента, а вторичный имидж формируется путем наложения черт, альтернативных «слабым» качествам имиджа соперника.
Ядро имиджа должно соответствовать ожиданиям людей. Структуру ядра первичного имиджа образуют:
– внешняя (поведенческая) направленность личности;
– внутренняя ориентация личности;
– иерархия временных «Я» личности.
Внешняя направленность личности бывает трех типов: направленность на конкретные результаты предметной деятельности; направленность на общение; направленность на завоевание авторитета.
Внутренняя ориентация личности – это ориентация на доминирующие способности, реализуя которые конкретный человек достигает поставленных целей. Одни достигают их благодаря интеллектуальным, другие – эмоциональным, третьи – волевым качествам.
Информация о работе Психологические особенности взаимосвязи имиджа студента и его самооценки