Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:27, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи между имиджем студента и его самооценкой.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы (где? какая?) были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность и психологические особенности самооценки;
2) рассмотреть сущность, виды, функции имиджа;
3) выделить факторы, влияющие на формирование имиджа;
3) проанализировать особенности психологической взаимосвязи самооценки и имиджа;
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы исследования взаимосвязи имиджа студента и его самооценки………………………………………………………………………………………3
1.1 Сущность и психологические особенности самооценки………………………………….5
1.2 Сущность, виды и функции имиджа. Факторы, влияющие на формирование имиджа.12
1.3 Особенности психологической взаимосвязи самооценки и имиджа……………………21
1.4 Особенности развития личности в студенческом возрасте ……………..……………....23
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и имиджа студентов
2.1 Организация и методы исследования …………………………………………………….26
2.2 Анализ и обработка результатов эмпирического исследования самооценки и имиджа студентов………………………………………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………………………….34
Литература……………………………………………………………………..………………35
Приложение…………………………………………………………………………………….36
Иерархия временных «Я» личности – это комплекс: «Прошлое Я», «Реальное Я», «Будущее Я». В зависимости от доминирования того или иного «Я» в сознании лидера, его стремления будут направлены в будущее или в прошлое. У лидера не может доминировать «Реальное Я», так как это обречет его на пассивность18.
Выделяют следующие функции имиджа:
1) психологической защиты - выражает сам потенциал имиджа, возможность, используя его, скрыть свои недостатки, спровоцировав у других фальсифицируемую систему впечатлений; избавиться на некоторое время от состояний экзистенциальной тревожности; сублимировать свои психические комплексы в систему социально оправданных действий;
2) социального тренинга – имидж представляет собой противоречивую систему лжи, иллюзий, блокирующих, трансформирующих глубинные несоциальные психические процессы; причем она возникает из интуитивных или осознанных представлений людей о неизбежности и желательности выполнения ролей в конкретных группах;
3) социально-символьного опознавания (идентификации) – имидж всегда содержит сложные и трудно выполнимые символы готовности человека (или группы) принять «правила игры» не только конкретной общности, но социума вообще. Отсутствие меток такого опознавания вызывает чаще всего отрицание, брезгливость, отторжение;
4) иллюзорно-компенсаторная - один из законов психики – постоянно воспроизводящийся дисбаланс разных подсистем и блоков. Такой дисбаланс провоцирует негации, дистрессы, и один из методов борьбы с ними – выработка иллюзий, тщательно скрываемых, часто наивных, идеальных картин19.
В целом отметим, что имидж студентов вуза оценивается по трем уровням сформированности:
1) низкий или неприемлемый
(имидж, препятствующий
2) средний или приемлемый
(имидж, соответствующий
3) высокий или оптимальный (имидж, способствующий достижению студентами успешности, характеризующийся наилучшим из всех возможных в данных образовательных условиях сочетанием характеристик).
Таким образом, имидж – это многофакторный феномен, поскольку, с одной стороны, и воздействие на человека многообразно, а с другой – человек оперирует многослойными структурами, каждая из которых занимает в его восприятии свое место. Человека можно представить как сумму его социальных характеристик: место рождения; принадлежность к определенному классу; образование; достаток, а также прошлое, семья, хобби и пр.
Современный студент, особенно будущий психолог, собирающийся специализироваться на работе с людьми, должен проводить планомерную работу, направленную на формирование позитивного имиджа. Овладев технологиями самопрезентации, возможно повысить качество и профессионализм своей деятельности.
1.3 Особенности психологической
взаимосвязи самооценки и
Анализ психологических
Несмотря на существенные различия в понимании содержания самооценки, она отражает такую сторону отношения человека к себе, как его чувство «за» или «против» себя. Это чувство характеризуется относительной устойчивостью, недифференцируемостью и мало зависит от актуального самовосприятия. При этом чувство «за» или «против» себя традиционно рассматривается как устойчивая личностная черта (свойство), которая складывается постепенно и приобретает привычный характер.
То, как человек относится к себе, оказывает непосредственное влияние на его социальную активность, обусловливает адекватную адаптацию. Самоотношение является мотивом саморегуляции поведения, включаясь во все этапы осуществления деятельности от возникновения мотивов до оценки результата этого поведения, участвует в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов.
Функции самооценки выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.
Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом, изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей.
Имидж и самооценка, как элемент самосознания, являются одними из важнейших личностных образований. Согласно структурно-динамической модели самооценки А.В. Захаровой самооценка включена во множество связей и отношений с другими психическими образованиями: будучи обусловленной ими, самооценка в то же время выступает важнейшей детерминантой их дальнейшего развития20.
По мнению Б.Г. Ананьева, И.С. Кона и др., самооценка отражает качественное своеобразие личности и характер ее взаимодействия с другими людьми. В частности, от индивидуальных различий зависит уровень осознанности и обобщенности самооценки21.
Опираясь на исследования по соотношению имиджа и самооценки, Л.В. Бороздина прояснила отношения в триаде личностных образований: самооценка, имидж и уровень личностной тревожности. Согласно полученным результатам при расхождении уровней самооценки и притязаний происходит увеличение индекса тревожности22.
Проблеме связи уровня самооценки и имиджа уделялось значительное внимание. Студенты с высокой самооценкой самостоятельны, коммуникабельны, независимы, убеждены в успехе своей деятельности. Таким образом, наибольшее внимание исследователи уделяют изучению влияния уровня самооценки на поведение и деятельность человека. В частности, люди с низкой самооценкой работают менее эффективно в стрессовых ситуациях; при неудачах они не реализуют свои силы в полной мере, часто испытывают затруднения в межличностных контактах.
Высокая самооценка коррелирует с высокой внутренней регуляцией личности и ведет к эффективному социальному функционированию личности. В этом случае самооценка выполняет не только адаптационные функции, но и может выступать в качестве фактора мобилизации человеком своих сил, реализации творческого потенциала, определяя временную перспективу деятельности, чаще актуальную, нежели ретроспективную.
Кроме уровня самооценки необходимо учитывать и адекватность самооценки. Адекватность самооценки оказывает влияние на уровень самостоятельности, на умение быстро переключать свою активность с одного вида деятельности на другой.
Итак, в ходе анализа многочисленных психологических и социологических исследований таких составляющих самооценки, как доверие к себе, самоуважение, осознание себя, образ себя, чувство собственного достоинства, уровень притязания, можно сделать вывод о том, что взаимосвязь самооценки и направленности личности является динамическим и двухсторонним процессом. Между самооценкой и поведением личности (а следовательно, и имиджем) существует прямая взаимосвязь.
Поскольку самооценка признается фактором регуляции поведения, поиск ее соотношения с имиджем приобретает особый смысл.
В многочисленных психологических исследованиях, посвященных юношескому возрасту, чаще всего акцент делается на вопросах развития самосознания и адекватной самооценки, т.к. именно этот возраст является центральным периодом становления мировоззренческой системы, некоторых черт характера и социального интеллекта.
Характерной чертой нравственного развития в юношеском возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-18 лет развита не в полной мере. Это следует учитывать при построении совместной деятельности в образовательном процессе. Необходимо помнить, что образовательный процесс является одним из главных факторов, влияющих на развитие личности. Процесс формирования личности студента осуществляется под влиянием ряда факторов. Сформированность индивидуально-типологических особенностей зависит как от природных задатков, так и от средовых влияний23.
Студенческий возраст характеризуется тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил, а изменяющееся отношение к себе окрашивает все действия. Физические данные, имеющие такое большое значение в подростковом возрасте, не теряют своей актуальности, но как бы отходят на второй план, и на первое место становятся умственные способности, знания, умения и навыки.
Каждый человек намеренно или не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и вырабатывает устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, т.е. формирует "набор самооценок". Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего.
Это позволяет сделать вывод о том, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке. Завышенная самооценка заметно обнаруживается у студентов в преувеличении своих умственных способностей. Заниженное оценивание своих способностей негативно воздействует на личность. Возникает чувство неудовлетворенности, создается пониженный фон настроения, закрепляется "комплекс неполноценности". Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность, искаженное восприятие окружающих. На формирование самооценки у студентов влияет множество факторов: положение среди сверстников, отношение педагогов и т. д. Сопоставляя мнения о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем вначале он учится оценивать других, а потом себя. И лишь в студенческом возрасте формируется умение самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, способность анализировать собственные результаты и оценивать себя. Становление личности включает в себя обеспечивающий целостность психологического облика устойчивый образ "Я", т.е. представление о себе. Психологи рассматривают принятие себя как основу сложного психологического образования "Я-концепция". Самооценка осуществляется путем сравнивания идеального "Я" с реальным, но в этом возрасте идеальное "Я" еще всесторонне не оценено личностью. Это объективное противоречие в развитии личности студента может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе.
Юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально - личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность. Все это позволяет говорить о том, что данный период жизни наиболее важен для формирования адекватной самооценки. Но для этого должны быть созданы определенные условия. Надо стараться повышать уровень самооценки студентов для улучшения работоспособности, т.к. завышенная самооценка и преувеличенное чувство контроля над событиями могут истолковываться, как эгоцентризм. Положительные иллюзии относительно собственной личности студента могут благотворно влиять как на память, так и на другие познавательные процессы. Все изложенное позволяет говорить о том, что создание положительной атмосферы в образовательном процессе способствует формированию адекватной самооценки студентов и эффективному развитию, проявлению их интеллектуальных способностей24.
Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ "Я-профессионала", зависят от степени согласованности идеального и реального "образа-Я". Соотношение "Я-реального" и "Я-идеального" определяет требование человеку к себе. Потребности в удовлетворении собственного "Я" (самоуважении, собственной значимости и компетентности) должна реализоваться в самоутверждении и самовыражении человека в его стремлении проявить себя.
Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознание человека, его "внутреннее-Я", его мотивацию.
Студенческий возраст приходится на период ранней юности и зрелости. Это возраст, когда завершается созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. Это период, в котором осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления25.
Важная роль самооценки в профессиональной деятельности отрицательно коррелирует с неадекватностью самооценки и ее неустойчивостью.
Пик интенсивного личностного
развития студента совпадает с процессом
профессионального
Проанализировав основные вопросы первой главы, можно сделать выводы о том, что самооценка включена во множество связей и отношений с другими психическими образованиями, в том числе с имиджем студента.
Наибольшее внимание исследователи уделяют изучению влияния уровня самооценки на поведение, деятельность и имидж студента. Изучена связь между характеристикой самосознания и имиджем студента, однако связь самооценки с имиджем студента остается малоизученной.
Поскольку самооценка признается
фактором регуляции поведения, поиск
ее соотношения с имиджем
Между самооценкой и поведением личности (а, следовательно, и имиджем) существует прямая взаимосвязь.
На основе анализа многочисленных психологических исследований можно сделать вывод о том, что в целом, у студентов наблюдается уже сложившаяся система самооценки и имиджа. На протяжении обучения в институте увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. Для студентов, которые в будущем намерены стать педагогами-психологами, а следовательно, связать свою профессиональную деятельность с людьми, очень важно иметь высокие коммуникативные и организаторские способности в структуре их профессиональной компетентности. Для этого необходимо формировать имидж психолога-профессионала.
Информация о работе Психологические особенности взаимосвязи имиджа студента и его самооценки