Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:27, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи между имиджем студента и его самооценкой.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы (где? какая?) были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность и психологические особенности самооценки;
2) рассмотреть сущность, виды, функции имиджа;
3) выделить факторы, влияющие на формирование имиджа;
3) проанализировать особенности психологической взаимосвязи самооценки и имиджа;
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы исследования взаимосвязи имиджа студента и его самооценки………………………………………………………………………………………3
1.1 Сущность и психологические особенности самооценки………………………………….5
1.2 Сущность, виды и функции имиджа. Факторы, влияющие на формирование имиджа.12
1.3 Особенности психологической взаимосвязи самооценки и имиджа……………………21
1.4 Особенности развития личности в студенческом возрасте ……………..……………....23
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и имиджа студентов
2.1 Организация и методы исследования …………………………………………………….26
2.2 Анализ и обработка результатов эмпирического исследования самооценки и имиджа студентов………………………………………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………………………….34
Литература……………………………………………………………………..………………35
Приложение…………………………………………………………………………………….36
При анализе организаторских склонностей выявлено, что у 4% испытуемых (1 человек) - низкий уровень организаторских склонностей; у 64% испытуемых (16 человек), - средний уровень организаторских склонностей, у 32% (8 человек) коммуникативные склонности находятся на высоком уровне, что свидетельствует о преобладании у студентов среднего уровня коммуникативных и организаторских склонностей. Следует отметить, что соотношение уровней коммуникативных и организаторских склонностей имеют прямую взаимосвязь.
В исследовании был использован линейный коэффициент корреляции К. Пирсона (r), показывающий степень линейной зависимости между двумя переменными, измеренными в интервальной шкале. На основе обработки данных между самооценкой и организаторскими и коммуникативными склонностями была обнаружена корреляционная связь – согласованное изменение двух признаков, отражающее тот факт, что изменчивость одного признака находится в соответствии с изменчивостью другого. Прямая зависимость r = 0,23 (p < 0,05). Чем более высоким (низким) будет уровень самооценки личности, тем более высока вероятность повышения (понижения) организаторских и коммуникативных склонностей, что и обуславливает прямую зависимость.
Проанализировав основные вопросы второй главы, сделаем выводы о том, что в группе испытуемых студентов преобладает завышенная самооценка по невротическому типу. Студенты склонны к позиционированию себя как людей, уверенных в себе и своих силах, но невротический тип самооценки, свидетельствующий об отсутствии стабильного уровня самооценки, отражает внутреннюю неуверенность в своих способностях и не всегда адекватное соответствие реальным требованиям социального окружения. У студентов это связано с тем, что обучение в университете, являясь социально одобряемым процессом, формирует завышенную самооценку, а отсутствие постоянной профессиональной деятельности (профессиональная некомпетентность) заставляет сомневаться в себе сегодня.
Чем выше самооценка студента, тем выше коммуникативные и организаторские склонности студента, и наоборот, чем ниже коммуникативные и организаторские склонности студента, тем ниже его самооценка, а следовательно, между самооценкой студента и его коммуникативными и организаторскими склонностями существует прямая взаимосвязь.
Поскольку коммуникативные и организаторские склонности студентов напрямую связаны с их будущей профессиональной психолого-педагогической деятельностью, а деятельность неотъемлемо взаимосвязана с образом-имиджем педагога-профессионала, то можно сделать вывод о том, что коммуникативные и организаторские склонности студентов также напрямую связаны с их имиджем.
Поскольку самооценка напрямую связана с коммуникативными и организаторскими склонностями студента, а коммуникативные и организаторские склонности студента также напрямую связаны с имиджем, то имидж студента и его самооценка напрямую взаимосвязаны.
Заключение
Рассмотрев и проанализировав основные аспекты психологической взаимосвязи имиджа студента и его самооценки, можно сделать соответствующие выводы.
Самооценка рассматривается
как центральный компонент Я-
Имидж – это социальный образ, стремящийся к идеалу. Он отражается в общественном сознании и общественном бессознательном в результате взаимодействия личности с данным социальным объектом. Это проявление внутренних ощущений и собственных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей. Имидж должен скрывать недостатки и подчеркивать достоинства.
Несмотря на огромное
количество психологических и исследований
самооценки, проблема взаимосвязи и
взаимообусловленности
Целью исследования являлось выявление взаимосвязей между самооценкой и имиджем студента.
В теоретической части работы осуществлен сравнительный анализ понятий: самооценка, самоотношение, самосознание, Я-образ, Я-концепция; проведен теоретический анализ взаимосвязи имиджа студентов и особенностей их самооценки.
У студентов наблюдается уже сложившаяся система самооценки и имиджа. На протяжении обучения в институте увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания и формированию собственного имиджа. Студентам, которые намерены стать педагогами-психологами, а следовательно, связать свою профессиональную деятельность с людьми, очень важно иметь адекватную самооценку и имидж психолога-профессионала.
Литература
Приложение 1.
Список качеств
1. Аккуратность |
13.Застенчивость |
25. Нерешительность |
37. Самокритичность |
2. Беспечность |
14. Злопамятность |
26. Несдержанность |
38. Сдержанность |
3. Вдумчивость |
15. Искренность |
27. Обаяние |
39. Справедливость |
4. Восприимчивость |
16. Капризность |
28. Обидчивость |
40. Сострадание |
5. Вспыльчивость |
17. Легковерие |
29. Осторожность |
41. Стыдливость |
6. Гордость |
18. Медлительность |
30. Отзывчивость |
42. Практичность |
7. Грубость |
19. Мечтательность |
31. Подозрительность |
43. Трудолюбие |
8. Гуманность |
20. Мнительность |
32. Принципиальность |
44. Трусость |
9. Доброта |
21. Мстительность |
33. Педантичность |
45. Убежденность |
10. Жизнерадостность |
22. Надежность |
34. Радушие |
46. Увлеченность |
11. Заботливость |
23. Настойчивость |
35. Развязность |
47. Черствость |
12. Завистливость |
24. Нежность |
36. Рассудительность |
48. Эгоизм |
Протокол исследования
Номер ранга |
Свойства личности |
Номер ранга |
Разность |
Квадрат разности |
|
|
|
|
|
|
Σ d2 = |
Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки
Уровни выраженности |
Проявления самооценки | |||
в обыденном поведении |
в общении в студенческой группе |
в учебной деятельности | ||
От 4 - 1,0 до + 0,85 |
Самооценка высокая |
|
|
|
От + 0,84 до + 0,53 |
Самооценка высокая |
|
|
|
От + 0,52 до -0,1 |
Самооценка средняя |
|
|
|
От -0,09 до -0,32 |
Самооценка низкая |
|
|
|
От -0,33 до -1,0 |
Самооценка низкая |
|
|
|
Приложение 2.
Опросник
Ключ для обработки
I. Зависимость – 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39,
45, 51, 54.
II. Независимость – 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57,
60.
III. Общительность – 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49,
52.
IV. Необщительность – 4, 10, 16, 22, 28, 34,
40, 46, 55, 58.
V. Принятие «борьбы» – 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41,
47, 56, 59.
VI. Избегание «борьбы» – 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38,
44, 50, 53.
Регистрационный бланк
номер вопроса |
да |
нет |
сомневаюсь |
номер вопроса |
да |
нет |
сомневаюсь |
|
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Методика выявления
коммуникативных
1. Есть ли у Вас стремление
к изучению людей и
2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
3. Долго ли Вас беспокоит
4. Всегда ли Вам трудно
5. Много ли у Вас друзей, с
которыми Вы постоянно
6. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
7. Верно ли, что Вам приятнее
и проще проводить время с
книгами или за каким-либо
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении них намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)?
12. Часто ли Вы откладываете
на другие дни дела, которые
нужно было бы выполнить
13. Легко ли Вам удается
устанавливать контакты
14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не
бывает конфликтов с
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
Информация о работе Психологические особенности взаимосвязи имиджа студента и его самооценки