Психологические особенности взаимосвязи имиджа студента и его самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи между имиджем студента и его самооценкой.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы (где? какая?) были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность и психологические особенности самооценки;
2) рассмотреть сущность, виды, функции имиджа;
3) выделить факторы, влияющие на формирование имиджа;
3) проанализировать особенности психологической взаимосвязи самооценки и имиджа;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы исследования взаимосвязи имиджа студента и его самооценки………………………………………………………………………………………3
1.1 Сущность и психологические особенности самооценки………………………………….5
1.2 Сущность, виды и функции имиджа. Факторы, влияющие на формирование имиджа.12
1.3 Особенности психологической взаимосвязи самооценки и имиджа……………………21
1.4 Особенности развития личности в студенческом возрасте ……………..……………....23

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и имиджа студентов
2.1 Организация и методы исследования …………………………………………………….26
2.2 Анализ и обработка результатов эмпирического исследования самооценки и имиджа студентов………………………………………………………………………………………..29

Заключение…………………………………………………………………………………….34

Литература……………………………………………………………………..………………35

Приложение…………………………………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa_Golubeva_1_1.doc

— 380.50 Кб (Скачать документ)

При анализе организаторских  склонностей выявлено, что у 4% испытуемых (1 человек) - низкий уровень организаторских склонностей; у 64% испытуемых (16 человек), - средний уровень организаторских склонностей, у 32% (8 человек) коммуникативные склонности находятся на высоком уровне, что свидетельствует о преобладании у студентов среднего уровня коммуникативных и организаторских склонностей. Следует отметить, что соотношение уровней коммуникативных и организаторских склонностей имеют прямую взаимосвязь.

В исследовании был использован  линейный коэффициент корреляции К. Пирсона (r), показывающий степень линейной зависимости между двумя переменными, измеренными в интервальной шкале. На основе обработки данных между самооценкой и организаторскими и коммуникативными склонностями была обнаружена корреляционная связь – согласованное изменение двух признаков, отражающее тот факт, что изменчивость одного признака находится в соответствии с изменчивостью другого. Прямая зависимость r = 0,23 (p < 0,05). Чем более высоким (низким) будет уровень самооценки личности, тем более высока вероятность повышения (понижения) организаторских и коммуникативных склонностей, что и обуславливает прямую зависимость.

Проанализировав основные вопросы второй главы, сделаем выводы о том, что в группе испытуемых студентов преобладает завышенная самооценка по невротическому типу. Студенты склонны к позиционированию себя как людей, уверенных в себе и своих силах, но невротический тип самооценки, свидетельствующий об отсутствии стабильного уровня самооценки, отражает внутреннюю неуверенность в своих способностях и не всегда адекватное соответствие реальным требованиям социального окружения. У студентов это связано с тем, что обучение в университете, являясь социально одобряемым процессом, формирует завышенную самооценку, а отсутствие постоянной профессиональной деятельности (профессиональная некомпетентность) заставляет сомневаться в себе сегодня.

Чем выше самооценка студента, тем выше коммуникативные и организаторские склонности студента, и наоборот, чем ниже коммуникативные и организаторские склонности студента, тем ниже его самооценка, а следовательно, между самооценкой студента и его коммуникативными и организаторскими склонностями существует прямая взаимосвязь.

Поскольку коммуникативные  и организаторские склонности студентов напрямую связаны с их будущей профессиональной психолого-педагогической деятельностью, а деятельность неотъемлемо взаимосвязана с образом-имиджем педагога-профессионала, то можно сделать вывод о том, что коммуникативные и организаторские склонности студентов также напрямую связаны с их имиджем. 

Поскольку самооценка напрямую связана с коммуникативными и организаторскими склонностями студента, а коммуникативные и организаторские склонности студента также напрямую связаны с имиджем, то имидж студента и его самооценка напрямую взаимосвязаны. 

Заключение

 

Рассмотрев и проанализировав  основные аспекты психологической  взаимосвязи имиджа студента и его самооценки, можно сделать соответствующие выводы.

Самооценка рассматривается  как центральный компонент Я-концепции  и понимается как отражение человеком  знаний о себе, связанное с его  индивидуальными особенностями. Понятие  самооценки непосредственно связано с тем, как человек оценивает свои собственные качества. Самооценка включена во множество связей с другими психическими образованиями.

Имидж – это социальный образ, стремящийся к идеалу. Он отражается в общественном сознании и общественном бессознательном в результате взаимодействия личности с данным социальным объектом. Это проявление внутренних ощущений и собственных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей. Имидж должен скрывать недостатки и подчеркивать достоинства.

Несмотря на огромное количество психологических и исследований самооценки, проблема взаимосвязи и  взаимообусловленности самооценки с имиджем студентов является малоизученной.

Целью исследования являлось выявление взаимосвязей между самооценкой и имиджем студента.

В теоретической части  работы осуществлен сравнительный  анализ понятий: самооценка, самоотношение, самосознание, Я-образ, Я-концепция; проведен теоретический анализ взаимосвязи  имиджа студентов и особенностей их самооценки.

В эмпирической части изучены особенности взаимосвязи  между самооценкой и имиджем  студента с помощью трех методик: «Нахождение количественного выражения  уровня самооценки» С.А. Будасси; методики «Q-сортировка» Стефансона; методики выявления коммуникативных организаторских склонностей (КОС-2).

У студентов наблюдается уже сложившаяся система самооценки и имиджа. На протяжении обучения в институте увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания и формированию собственного имиджа. Студентам, которые намерены стать педагогами-психологами, а следовательно, связать свою профессиональную деятельность с людьми, очень важно иметь адекватную самооценку и имидж психолога-профессионала.

Таким образом, в ходе проведенного психологического исследования, было доказано, что между имиджем студентов и их самооценкой существует прямая взаимосвязь.

Литература

 

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова – Т. 1. – М.: Педагогика, 2009. – 230 с.
  2. Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. – М., 2010. – 17 с.
  3. Ахмедханов А.М. Влияние самооценки на характер межличностных отношений в студенческой группе: Автореф. дис. ... канд. псих. Наук. – М. , 2009. – 15 с.
  4. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. – М.: Проект-Ф, 2011.– 204 с.
  5. Газизулин А.Т. Специфика самоотношения у молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. – М., 2009. – 13 с.
  6. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 2011. – 368 с.
  7. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Мн.: РБПК «Белинкоммаш», 2011. – 99 с.
  8. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 2008. – 142 с.
  9. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
  10. Марьяненко Д.А. Черты личности и особенности актуальной самооценки: Дис. ... канд. псих. наук. – Краснодар, 2007. – 143 с.
  11. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева – М.:МПСИ / Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. – 400 с.
  12. Нефедова И., Власова Е. Я и мой имидж. – М.: Аспект Пресс, 2012.
  13. Панасюк А. Ю. Наука «имиджелогия»: современное состояние и перспективы развития. – М.: РИЦ «Альфа», 2010.
  14. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2012.
  15. Петрова Е. А. Имиджелогия: современное и состояние и перспективы развития. – М.: РИЦ «Альфа», 2010.
  16. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: «Мецниереба», 2009. – 206 с.
  17. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 62-73.
  18. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии. – 2009. – № 2. – С. 224–234.
  19. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного оаяния. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994. – 320 с.

Приложение 1.

Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси

 

Список качеств

1. Аккуратность 

13.Застенчивость 

25. Нерешительность 

37. Самокритичность 

2. Беспечность 

14. Злопамятность 

26. Несдержанность 

38. Сдержанность 

3. Вдумчивость 

15. Искренность 

27. Обаяние

39. Справедливость 

4. Восприимчивость 

16. Капризность 

28. Обидчивость 

40. Сострадание 

5. Вспыльчивость 

17. Легковерие 

29. Осторожность

41. Стыдливость

6. Гордость 

18. Медлительность

30. Отзывчивость 

42. Практичность 

7. Грубость 

19. Мечтательность 

31. Подозрительность 

43. Трудолюбие 

8. Гуманность 

20. Мнительность 

32. Принципиальность 

44. Трусость 

9. Доброта 

21. Мстительность

33. Педантичность

45. Убежденность 

10. Жизнерадостность

22. Надежность 

34. Радушие 

46. Увлеченность 

11. Заботливость

23. Настойчивость 

35. Развязность 

47. Черствость 

12. Завистливость

24. Нежность 

36. Рассудительность 

48. Эгоизм 


 

Протокол исследования

Номер ранга  
эталона d1

Свойства личности

Номер ранга  
субъекта d2

Разность  
рангов D

Квадрат разности 
рангов d2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Σ d2 =


 

Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки

Уровни выраженности 
показателей самооценки

Проявления самооценки

в обыденном поведении 

в общении в студенческой группе

в учебной деятельности

От 4 - 1,0 до + 0,85

Самооценка высокая 
Неадекватная

 

 

 

 

 

 

От + 0,84 до + 0,53

Самооценка высокая  
Адекватная

 

 

 

 

 

 

От + 0,52 до -0,1

Самооценка средняя  
Адекватная

 

 

 

 

 

 

От -0,09 до -0,32

Самооценка низкая  
Адекватная

 

 

 

 

 

 

От -0,33 до -1,0

Самооценка низкая  
Неадекватная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Методика «Q-сортировка»  Стефансона

 

Опросник

  1. Я критичен к товарищам.
  2. У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.
  3. Я склонен следовать советам лидера.
  4. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.
  5. Мне нравится дружественность в группе.
  6. Я склонен противоречить лидеру.
  7. Испытываю симпатию к одному-двум определенным товарищам.
  8. Избегаю встреч и собраний в группе.
  9. Мне нравится похвала лидера.
  10. Я независим в суждениях и манере поведения.
  11. Я готов стать на чью-либо сторону в споре.
  12. Я склонен руководить товарищами.
  13. Радуюсь общению с одним-двумя друзьями.
  14. При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен.
  15. Я склонен поддерживать настроение всей группы.
  16. Не придаю значения личным качествам членов группы.
  17. Я склонен отвлекать группу от ее целей.
  18. Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.
  19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.
  20. Предпочитаю оставаться нейтральным в споре.
  21. Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.
  22. Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия.
  23. Я недостаточно сдержан в выражении чувств.
  24. Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников.
  25. Недоволен слишком формальным (деловым) отношением.
  26. Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу.
  27. Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе.
  28. Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.
  29. Я склонен затягивать и обострять спор.
  30. Стремлюсь быть в центре внимания.
  31. Я хотел бы быть членом более узкой группы.
  32. Я склонен к компромиссам.
  33. Испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям.
  34. Болезненно отношусь к замечаниям друзей.
  35. Могу быть коварным и вкрадчивым.
  36. Я склонен принять на себя руководство в группе.
  37. Я откровенен в группе.
  38. У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.
  39. Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.
  40. Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия.
  41. Я склонен сердиться на товарищей.
  42. Я пытаюсь вести других против лидера.
  43. Легко нахожу знакомства за пределами группы.
  44. Стараюсь избегать быть втянутым в спор.
  45. Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы.
  46. Оказываю сопротивление образованию группировок в группе.
  47. Когда раздражен, я насмешлив и ироничен.
  48. У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.
  49. Предпочитаю меньшую, но более интимную группу.
  50. Пытаюсь не показывать свои истинные чувства.
  51. Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях.
  52. Я инициативен в установлении контактов в общении.
  53. Избегаю критиковать товарищей.
  54. Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим.
  55. Мне нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.
  56. Люблю затевать споры.
  57. Стремлюсь иметь или удерживать свое высокое положение в группе.
  58. Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их.
  59. Я склонен к перепалкам, задиристый.
  60. Я склонен выражать недовольство лидером.

 

Ключ для обработки

I. Зависимость – 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54.  
II. Независимость – 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60.  
III. Общительность – 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52.  
IV. Необщительность – 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58.  
V. Принятие «борьбы» – 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59.  
VI. Избегание «борьбы» – 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.

 

Регистрационный бланк

номер вопроса 

да 

нет

сомневаюсь 

номер вопроса 

да 

нет

сомневаюсь

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

Методика выявления  коммуникативных организаторских  склонностей (КОС-2)

 

1.  Есть ли у Вас стремление  к изучению людей и установлению  знакомств с различными людьми?

2. Нравится ли Вам заниматься  общественной работой?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство  обиды, причиненной  кем-либо  из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться  в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у Вас друзей, с  которыми Вы постоянно общаетесь? 

6. Часто ли Вам удается склонить  большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

7.  Верно ли, что Вам приятнее  и проще проводить время с  книгами или за каким-либо другим  занятием, чем с людьми?

8.  Если возникли некоторые  помехи в осуществлении них  намерений, то легко ли Вам  отказаться от своих намерений?

9.  Легко ли Вы устанавливаете  контакты с людьми, которые значительно  старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать  или организовывать со своими  товарищами различные игры и  развлечения?

11.  Трудно ли Вам включаться  в новые для Вас компании (коллективы)?

12.  Часто ли Вы откладываете  на другие дни дела, которые  нужно было бы выполнить сегодня?

13.  Легко ли Вам удается  устанавливать контакты общаться  с незнакомыми людьми?

14.  Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15.  Трудно ли Вы осваиваетесь  в новом коллективе?

16.  Верно ли, что у Вас не  бывает конфликтов с товарищами  из-за невыполнения ими своих  обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли Вы при удобном  случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

Информация о работе Психологические особенности взаимосвязи имиджа студента и его самооценки