Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание

Целью исследования является психологическое консультирование детей младшего школьного возраста с неадекватной самооценкой методом сказкотерапии.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологического
консультирования …………………………………………………….……7
Понятие и виды психологического консультирования………...7
Цели и задачи консультативной помощи……………………...12
Особенности метода сказкотерапии в психологическом
консультировании ………………………………………………………. 14
Выводы по первой главе………………………………………..20
Глава 2. Психологические особенности младшего школьного возраста.
Понятие самооценка ……………………………………………….…….21
2.1. Содержание когнитивной, аффективной и эмоционально-
мотивационной сфер ……………………………………………………..21
2.2. Сущность феномена самооценка. Особенности проявления
самооценки и застенчивости в младшем школьном возрасте……….24
2.3. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста ……………………………………………………..29
2.4. Выводы по второй главе……………………………………………44
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции
самооценки детей младшего школьного возраста методом
сказкотерапии……………………………………………………………46
3.1. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей школьного
возраста …………………………………………………………………..46
3.2. Программа психологической помощи детям с низким уровнем
самооценки и застенчивостью…………………………………………..56
3.3. Эффективность коррекционной программы ………………………62
3.4.Выводы по третьей главе…………………………………………….66
Заключение ………………………………………………………………67
Библиографический список……..………………………………….........69
Приложения……………………………………………………………….74

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_gab.doc

— 625.00 Кб (Скачать документ)

    Каждый берет в руки  свою работу и садится в  круг. Далее необходимо представлять свою работу, рассказать, что нравится в герое, почему выбрана та или иная сказка и т. д. по предложенной схеме обсуждения[1].

                                      «На какой я ступеньке?» (упражнение)

    Цель: Помочь  участникам выстраивать адекватную самооценку. 
Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".  
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:  
- 1-4 ступенька - самооценка занижена  
- 5-7 ступенька - самооценка адекватна  
- 8-10 ступенька - самооценка завышена

Таким образом, можно  проследить результаты проведенной  работы.

                                «Первое впечатление»

    Группа сидит в кругу. «Посмотрите еще раз, пожалуйста, на соседей справа и слева. Прежде чем вы пойдете домой, встаньте и скажите ребятам, с которыми сегодня познакомились, либо уже были знакомы, каждому в отдельности, что вам понравилось в них».

    Большую рефлексию не проводим после каждого упражнения, так как это первое занятие, детям необходимо адаптироваться в данной обстановке. Но уже основное упражнение подводит к тому, что все, что мы делаем, необходимо анализировать, даже сказочные рисунки говорят о многом. Это вызывает интерес, жажду самопознания и самораскрытия, что очень важно в коррекции самооценки, ведь в первую очередь, ребенок должен полюбить себя и быть себе интересным, и только тогда он будет любим другими и окружающие потянутся к нему.

 

                            ЗАНЯТИЕ  2.  «МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР»

    Цель: рефлексия устойчивых личностных качеств (черт характера).

    Задачи: диагностика самопринятия; формирование представлений о чертах характера;

«Зеркальный Оракул» (упражнение)

    Ход работы:

    В одной  волшебной стране есть ущелье  Зеркального Оракула. Каждый из  героев сталкивается с ним  на своем пути. Только тот сможет  продолжить с нами путь дальше, кто задаст Оракулу вопросы  и получит на них ответы.

    Это Волшебное  зеркало. Каждый, кто посмотрится в него, сможет увидеть себя таким, каков он есть на самом деле, каким его видят окружающие, и таким, каким он видит себя сам. Сейчас у нас есть возможность заглянуть в это зеркало.

    Но необходимо  не просто заглянуть, а посмотреть  на себя и задать несколько вопросов,  на которые вам должен дать ответ Зеркальный Оракул.

- Кто Я?

- Что Я люблю?

- Что я не люблю?

- Что меня пугает?

- Что имеет для меня  большое значение?

- Что я хочу?

    Рефлексия  упражнения:

Какой вопрос оказался для вас самым сложным? Что отвечал Оракул? Были ли не однозначные ответы или ответы не до конца правдивые? Какой ответ понравился больше всего? Для чего на ваш взгляд в волшебной стране существует зеркальный оракул? [40]

                             «Общий признак» (разогрев)

    Задачи: Снижение  напряженности, повышение настроения, активизация внимания и мыслительных  процессов.

    Ход работы: Участники садятся в круг, в  центре которого стоит Ведущий.  Стоящий в центре круга предлагает  поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «пересядьте все те, у кого кари глаза» - и все у кого карие глаза должны поменяться местами.

При этом ведущий тоже принимает участие в игре и  должен успеть занять освободившееся место, оставшийся без места продолжает игру. По окончании игры можно спросить у подростков: «Как вы себя чувствуете?»

                                «Деревья-характеры» (сказка)

    Задача: анализ  своих действий и поступков,  выявление своего «дерева - характера»

    Ход работы: Детям предлагается разместиться по удобнее, кто хочет, может откинуться на спинку стула, закрыть глаза и прослушать сказку, но не просто прослушать, а представить, прокрутить ее как мультик. Сказка о Деревьях – Характерах.

    Сказка о  Деревьях — Характерах. (см. Приложение В).

Далее идет рефлексия  прослушанной сказки.

    Рефлексия: 

     Далее идет  обсуждение по кругу своих  деревьев-характеров.

Что в вашем дереве вам нравиться? В чем особенность  вашего дерева-характера? Как в жизни  нам может помочь наше дерево-характер?

    Что бы вы  хотели в нем изменить? Что  нужно делать, чтобы оно было  красивое, цветущее? Нужно ли человеку  периодически обращать внимание  на свое Дерево — Характер?

    Дети, описывая  свое дерево, анализируют черты  своего характера.

Для того чтобы дерево вашего характера было красивым, нужно  чаще заглядывать в волшебный  лес и следить за своим деревом.

    Пусть они всегда будут  красивыми, цветущими, радуют  не только нас, но и окружающих  [34].

                           «Комплименты» (завершение работы)

    Задачи: Стабилизация  и повышение самооценки подростков, актуализация их личностных ресурсов.

    Ход работы: Участники делятся на 2 группы, образуя  2 круга, один в другом. Внутренний  и внешний круг стоят лицом  друг к другу. «Сейчас я засеку время – одну минуту, - в течение которой те, кто стоят во внешнем круге, будут говорить комплименты стоящему напротив участникам внешнего круга. Через минуту они меняются, и стоящие во внутреннем круге говорят комплименты стоящим напротив участникам внешнего круга. Затем внешний круг передвигается по часовой стрелке на одного человека, и задание повторяется уже с другими партнерами. Вешний круг двигается, пока первые пары не совпадут». 

 

                                   ЗАНЯТИЕ  3.  «ЗА МАСКОЙ»

    Цель: Критическая  оценка своей личности со стороны,  выделение положительного.

    Задачи: Осознание  своих внутренних качеств.

                               «Цветик семицветик» (упражнение)

    Цель: создание  благоприятной атмосферы, установка  на предстоящий тренинг.

    Ход работы: Каждому участнику предоставляется  лепесток от волшебного цветка, на котором он должен с одной  стороны написать ожидание от  данного тренинга, а на другой  стороне пожелание для воплощения  данных ожиданий. На обдумывание  дается 3 минуты.

    Рефлексия.  Обсуждение, зачитывание всех ожиданий  и пожеланий. 5-7 минут.

    Как вы уже  заметили, наш тренинг начался  с необыкновенного, даже с волшебного  предмета. Этим самым я хочу  вас настроить на необычный  лад, а именно окунуться в  мир фантазии и волшебства. И мое большое пожелание, чтобы этот тренинг прошел в творческой и сказочной атмосфере. Но хочу вас заранее предупредить, что на тренинге вы будете не просто Катя, Оля, Наташа, а какие-то сказочные персонажи, олицетворяющие вашу личность.

                                 «Создай маску» (основное задание)

    Ход работы: Подросткам предлагается сделать  маску. Главное, чтобы маска  каждого отражала его внутренний  мир, характеризовала его. Перед  началом работы следует рассказать  о том, для чего в разных культурах применяются маски, что маска может означать для человека, одевшего ее.

    На листе  бумаги рисуется овал по размеру  лица подростка, определяется  место для глаз и рта и  затем, с использованием красок, карандашей, журналов и других материалов маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил.

    После завершения  изображения маску необходимо  вырезать, надеть себе на лицо.

    Обсуждение: По  очереди оживают маски всех  участников, и каждой маске предоставляется время для выступления.

Психолог обращается к ним с  вопросом, что они бы хотели рассказать о своем владельце. Затем группа делится на пары, происходит обмен  масками. Надев на себя маску партнера, подросток повторяет те слова, которые сказала эта маска на предыдущем этапе. Другой ребенок в паре должен проговорить то, что он чувствует, когда видит эту маску и слышит эти слова [23].

 

 

«Сильные стороны» (завершение работы)

    Задачи: Создание  положительного эмоционального  настроя в конце занятия, получение каждым подростком личностной обратной связи, которая так важна для него.

    Ход работы: Бросая по очереди мяч, друг  другу, будем говорить о сильных  сторонах того, кому направляем  мяч. Мяч должен побывать у  каждого.

 

 

                               ЗАНЯТИЕ  4.   «ТЕАТР МАСОК»

Цель: Развитие способности самовыражения.

    Задачи: накопление положительного опыта, способность к совместной творческой деятельности, проявление творческого потенциала.

                                       «Путаница» (разогрев)

    Задачи: Манипуляция  психологическими пространствами  с целью тренировки реакции  подростков на трансформацию  зон комфорта.

    Ход работы: Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. По моей команде все начинают движение в центр круга, делая плавательные движения правой рукой. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Я могу помогать, вашим рукам соединиться, и слежу за тем, чтобы каждый держал за руку двух партнеров. Участники открывают глаза и их задача - распутаться, не разжимая рук, разрешается изменение положения кисти без расцепления рук. В результате могут быть такие варианты: круг, несколько кругов и пары.

    Рефлексия: По окончании ребята высказываются, как они находили варианты распутывания узлов: методом проб и ошибок, пытались сначала прогнозировать исход действий, кто-то один руководил распутыванием или решали все вместе?

Было ли кому-то сложно, хотелось самому отпустить? Может, кто-то не доволен, что его не слушали и делали все в точности на оборот, а не так как он хотел? переживали ли вы не только за свои звенья в цепочке?

                             «Драматизация с масками» (основное задание)

    Ход работы: Каждый подросток берет свою маску, изготовленную на прошлом занятии. Задача – придумать историю, в которой будут участвовать эти маски, а затем проиграть ее. В сюжете и драматизации обязательно должны быть задействованы все маски.

Время на выполнение этого задания – 30 минут.

    Лучше не помогать подросткам, придумывать историю. Они сами должны решить, кто будет сценаристом, кто – режиссером, либо они найдут групповое решение. Когда история будет готова, можно помочь им в случае необходимости, организовать пространство для драматизации. Поскольку важны спонтанность и драматизация, представление начинается без предварительных репетиций.

    Рефлексия: Участники возвращаются в круг. Каждому подростку предлагается рассказать о своих чувствах и переживаниях, связанных с работой, о том опыте, негативном или позитивном, который он получил.

Важно узнать, как себя чувствовал подросток в данной роли, комфортно ли ему было? Что не доставало ему? Если же подростку не комфортно, то можно попробовать переиграть ту или иную роль и снова провести рефлексию, но не оставлять этот дискомфорт при нем.

    Драматизация, в которой наиболее полно реализуются основные принципы личностного роста подростков – событийность, театральность, демократичность, экологичность – позволила подросткам «примерить» различные маски и роли, получая в психологически защищенной, комфортной обстановке тот опыт, который они смогут применить в реальной жизни.

    Следующее за ней обсуждение, происходившего направленно на то, чтобы они научились проговаривать свои переживания и принимать переживания других.

                             «Покажи пальцем» (завершение работы)

    Задача: Реализация  обратной связи в группе.

    Ход работы: Участники садятся в круг. Психолог  просит каждого поднять вверх  любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает показывать пальцем на того, кто, с точки зрения каждого участника, обладает определенным свойством. Он задает следующие вопросы: «Покажи самого активного сегодня. Самого веселого. Самого обаятельного. Того, кто сегодня удивил. Того, кто помог вам сегодня. Того, кто был звездой группы. Того, кто особенно много шутил и т. д.».

 

                                ЗАНЯТИЕ  5.   «СКАЗОЧНЫЙ МИР»

   Цель: Содействие в осмыслении существования волшебства и чудес в реальном мире.

    Задачи: Рассказать о волшебстве в реальном мире; ознакомить с природой созидательной и разрушительной силы человека; развить фантазию и воображение.

Информация о работе Психологическое консультирование