Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание

Целью исследования является психологическое консультирование детей младшего школьного возраста с неадекватной самооценкой методом сказкотерапии.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологического
консультирования …………………………………………………….……7
Понятие и виды психологического консультирования………...7
Цели и задачи консультативной помощи……………………...12
Особенности метода сказкотерапии в психологическом
консультировании ………………………………………………………. 14
Выводы по первой главе………………………………………..20
Глава 2. Психологические особенности младшего школьного возраста.
Понятие самооценка ……………………………………………….…….21
2.1. Содержание когнитивной, аффективной и эмоционально-
мотивационной сфер ……………………………………………………..21
2.2. Сущность феномена самооценка. Особенности проявления
самооценки и застенчивости в младшем школьном возрасте……….24
2.3. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста ……………………………………………………..29
2.4. Выводы по второй главе……………………………………………44
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции
самооценки детей младшего школьного возраста методом
сказкотерапии……………………………………………………………46
3.1. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей школьного
возраста …………………………………………………………………..46
3.2. Программа психологической помощи детям с низким уровнем
самооценки и застенчивостью…………………………………………..56
3.3. Эффективность коррекционной программы ………………………62
3.4.Выводы по третьей главе…………………………………………….66
Заключение ………………………………………………………………67
Библиографический список……..………………………………….........69
Приложения……………………………………………………………….74

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_gab.doc

— 625.00 Кб (Скачать документ)
  • движение глаз влево и вверх означает использование прошлых зрительных воспоминаний
  • движение вправо и вверх свидетельствует о построении новых или будущих образов
  • отсутствие фиксации взгляда говорит о работе воображения
  • движение глаз влево и вниз свидетельствует о внутреннем слуховом процессе
  • горизонтальное движение влево и вправо указывает на слуховое восприятие
  • движение глаз вправо и вниз говорит о кинестетических ощущениях.  
    Все эти реакции ребенка необходимо использовать в сказкотерапии по созданию метафор, учитывая таким образом, не только сознательный чувственный опыт ребенка, но и его бессознательный чувственный опыт.

При создании истории  для каждого конкретного ребенка  используется общение, внушение на двух уровнях [23].

Первый уровень основывается на сюжетной линии сказки, которая  должна соответствовать реальной жизни  ребенка, его интересам и увлечениям, а также включать в себя всех действующих лиц какого-либо страха либо причины неуверенности в себе и в метафорической форме ситуацию, похожую на реальную.  При этом сюжет сказки разворачивается последовательно, начиная с завязки, обрисовывания жизни и отношений сказочного героя, через кризисную ситуацию, когда герой ощущает  разочарование существующим положением вещей, либо оно угрожает его «статус-кво», через ряд испытаний, когда герой пробует ряд решений, часть из которых не приводит к желаемому результату. 
Наконец, находится какой-либо приемлемый для сказочного героя вариант решения проблемы. Это не сиюминутный акт, а последовательный процесс, с помощью которого персонажи осуществляют изменения.

    Используется  несколько возможностей для такого  изменения: 
-         проблема пересматривается как менее значимая или менее угрожающая 
-         герой открывает свой внутренний потенциал, ранее не использовавшийся 
-         находится доступ к внешним ресурсам или идее 
-         предлагаются выборы и пути решения проблемы, которые ранее не рассматривались. 
-         пересматриваются мотивы или смыслы того, что происходит 
-         рассматриваются варианты того, что поведение необходимо в одних контекстах и совсем неадекватно в других.

Далее необходимо дать возможность  герою сказки проверить правильность выбранного решения и соответствие этого решения потребностям персонажа, а также связать его с будущим  героя и дать положительное эмоциональное  подкрепление.

Второй уровень заключается  в использовании слов,  воздействующих на разные сенсорные системы, это позволяет разблокировать подавленную систему и восстановить целостность и равновесие чувственного восприятия ребенка.  
    Техника рассказывания сказок и их специфический язык имеют принципиальное значение. Один из способов облегчить восприятие сказки и идентификацию с ее персонажем – это использование неопределенных, не конкретизированных слов и выражений. При этом ребенку дается возможность самостоятельно вообразить, представить себе ситуацию. Например, фраза: «Девочка испуганно шла по лесу» позволяет каждому человеку создать в воображении тот образ, который ему ближе и понятней, и придумывать свои причины такой ситуации. Необходимо оставлять ребенку возможность собственного творческого поиска и максимальной идентификации себя с героем в процессе восприятия сказки. 
Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз, смены интонации, громкости, введение собственного имени ребенка, особенно перед тем, как будто сказаны важная фраза, информация, которую бы хотелось запечатлеть на подсознательном уровне. 
Очень часто для снятия напряжения, сопротивления у детей в сказках присутствуют фразы типа: «Все дети делают так…», «Так всегда бывает…» и т.д. 
    Рассказывание сказок всегда притягательно для ребенка и позволяет создать максимально комфортную обстановку, что требует от психолога значительного напряжения и умения рассказывать сказки [12].

    Для того  чтобы сказка была интересна  ребенку, задела его, необходимо в предварительной беседе выяснить его интересы и увлечения, причем не столько для прояснения проблемы, сколько для выявления позитивных аспектов, на которые можно опереться в процессе коррекционной работы и создания и подбора сказок и историй. Использование темы близкой и понятной ребенку позволяет ему легче вжиться в образ сказочного героя, соотнести его и свои проблемы, увидеть эффективность выхода из сложившейся ситуации.

    Существуют  различные виды сказок, которые  эффективно применять в психокоррекционной работе с подростками.

Т. Зинкевич-Евстигнеева, выделяет пять видов сказок:

Художественные сказки.

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью  народа, и авторские истории. Такие  истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались не для психологического консультирования, но тем не менее успешно применяются в этом направлении.

Народные сказки.

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и  сказок — единство человека и природы. 
Народные сказки несут чрезвычайно важные для психокоррекционной работы идеи.

  • Окружающий мир — живой. В любой момент любой его элемент может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что окружает подростков, да и людей в общем. Такое отношение нужно воспитывать у детей и к людям, и к растениям, и к рукотворным вещам.
  • Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
  • Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
  • Самое ценное достается человеку через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
  • Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру [14].

Все эти философские  идеи могут обсуждаться с подростками. 
Авторские художественные сказки.

Авторские истории рассказывают о частных сторонах жизни, что  является чрезвычайно важным для  миропонимания. Такие сказки более  трепетны, образны, чем народные. Авторские  истории несут в себе чувства, отношения, интерпретацию.

      Дидактические сказки.

Создаются педагогами для  «упаковки» учебного материала. При  этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный  образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания.

    Одними из  более значимых сказок в нашей  работе будут являться психокоррекционные  сказки.

Такие сказки создаются  для мягкого влияния на поведение  ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. 
Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–12 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение). 
Для создания психокоррекционной сказки можно использовать следующий алгоритм.

  1. В первую очередь необходимо подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
  3. Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписав герою все переживания ребенка.
  4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д [18].

Таким образом,  наша задача заключается в том, чтобы через  сказочные события показать герою  ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в  происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» — эту мудрость которую надо бы донести до ребенка через сказку.

  1. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину  «плохого» поведения. Обычно их пять.

        Психотерапевтические сказки.

Сказки, раскрывающие глубинный  смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с  другой стороны, — со стороны жизни  духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. 
        Медитативные сказки.

Они создаются для  накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. 
Главное назначение медитативных сказок — сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок — это отсутствие в них конфликтов и злых героев [14].

           Итак, создавая сказки, обыгрывая их или просто работая с ними, мы оказываем определенное воздействие на детей. И, благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мы взаимодействуем, не возникает ощущения давления. Они прекрасно запоминаются и оказывают позитивное влияние.

    Весь процесс  работы с группой школьников можно условно разделить на три стадии.

   Начальная стадия обычно занимает два-три занятия и является подготовительной, в которой ставится задача объединения детей в группу и принятие ими правил и специфики такой работы. На первом занятии обговариваются «правила и права» общения детей в группе.

    Помимо принятия  групповых правил на первом  этапе устанавливается контакт  с группой и знакомство детей  друг с другом, если группа  была набрана.

Игры и сказки, используемые на первой подготовительной стадии, носят, по большей части, не проблемный характер и не направлены сразу на коррекцию самооценки. На данной стадии это важно, чтобы дети почувствовали себя комфортно, наладили контакт друг с другом и с психологом. На этом этапе возможно использование других техник: арт-терапии, игровые упражнения [15].

    Также очень  важен ритуал входа в фантазию  или сказку. Как пишет Н.А Сакович,  для этого можно использовать  зеркало. В древних философских  концепциях зеркало – символ  души, удерживающий и хранящий  все впечатления, а также проекция осознания и познания. Часто зеркало воспринималось как дверь («Алиса в зазеркалье»), и поэтому оно может быть частью ритуала «перемещения» в сказочную страну.

«Чтобы попасть в  страну Фантазию, каждый герой, отправляющийся в путешествие, должен подойти к волшебному зеркалу, посмотреть на себя и сказать что-то хорошее о себе в утвердительной форме. Например: «Я хороший друг», «Я красивая», «Я сильный» и д. р. Это пароль для входа.

    Утверждения  не должны повторяться. Каждый  раз при входе называется свое достоинство.

    При выходе  из страны Фантазия необходимо  снова посмотреться на себя  в зеркало, и повторив названное  при входе свое достоинство,  добавить, как оно помогло в  путешествии».

    Данные игры  предназначаются, по мнению Н.А  Сакович для перемещения либо перевоплощения, для настроя на сказку, фантазию.

    Когда дети  уже привыкли к ситуации и  познакомились друг с другом, можно переходить к основной  стадии работы, цель которой – помочь ребенку в решении трудных для него ситуаций, проблем и преодоление нежелательных черт характера, в данном случае мы непосредственно работаем с самооценкой.

На этом этапе используются различные игры, такие как ролевые, связанные с сюжетом сказки, психотерапевтические, направленные на разрешение трудностей и проблем детей, сплочение группы, осознание групповой поддержки. Сказки, используемые на этом этапе, также будут носить проблемный характер, и касаться либо общечеловеческих тем, как выбор и ответственность за свое поведение, борьба с конкретными проблемами, повышение самооценки, искоренение страхов, вселение уверенности, открытие потенциала. Рисунки на этом этапе уже могут отражать реальные проблемы ребенка, либо причины понижения самооценки, что послужило фактором развития неуверенности в себе [49].

Информация о работе Психологическое консультирование