Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа
Целью исследования является психологическое консультирование детей младшего школьного возраста с неадекватной самооценкой методом сказкотерапии.
Введение …………………………………………………….…………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологического
консультирования …………………………………………………….……7
Понятие и виды психологического консультирования………...7
Цели и задачи консультативной помощи……………………...12
Особенности метода сказкотерапии в психологическом
консультировании ………………………………………………………. 14
Выводы по первой главе………………………………………..20
Глава 2. Психологические особенности младшего школьного возраста.
Понятие самооценка ……………………………………………….…….21
2.1. Содержание когнитивной, аффективной и эмоционально-
мотивационной сфер ……………………………………………………..21
2.2. Сущность феномена самооценка. Особенности проявления
самооценки и застенчивости в младшем школьном возрасте……….24
2.3. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста ……………………………………………………..29
2.4. Выводы по второй главе……………………………………………44
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции
самооценки детей младшего школьного возраста методом
сказкотерапии……………………………………………………………46
3.1. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей школьного
возраста …………………………………………………………………..46
3.2. Программа психологической помощи детям с низким уровнем
самооценки и застенчивостью…………………………………………..56
3.3. Эффективность коррекционной программы ………………………62
3.4.Выводы по третьей главе…………………………………………….66
Заключение ………………………………………………………………67
Библиографический список……..………………………………….........69
Приложения……………………………………………………………….74
Ребята могут забрать марионетки домой, чтобы доработать и украсить их, но необходимо им напомнить, чтобы они не забыли их принести.
ЗАНЯТИЕ 8 « Весь мир – театр»
Цель: осознание собственных поведенческих реакций (поступков).
Задачи: показать важность осознания своих поступков; развить способность к децентрации, умение встать на место другого и посмотреть на себя со стороны; сформировать умение регулировать свое поведение.
«Стул» (разогрев)
Ход работы. Из круга убирается один стул. Участники встают вокруг оставшихся стульев. «Сейчас мы се будем хаотично двигаться по комнате. По команде «Стул!» каждый должен занять стул, который ближе всего к нему находится. Ведущий тоже двигается со всеми и неожиданно подает команду, занимая свободный стул. Тот, кто остался без стула становится ведущим».
Время игры 5-7 минут.
Импровизация с марионетками (основное задание)
Задача: Обучение
управления собой, своими
Ход работы.
Участники садятся в круг. У
каждого в руках его
Время на подготовку – 15 минут.
Делается импровизированная сцена из 3-х стульев, за которыми стоят подростки и «водят» своих марионеток по сцене.
После того как сказка готова, подростки проигрывают ее на импровизированной сцене.
Рефлексия: Участники садятся в круг. Каждому подростку предлагается поделиться своими чувствами, переживаниями после проделанной работы, полученным опытом (позитивным или негативным).
Исходя из данного сюжета, и тех ролей, которые играл каждый, мы можем сделать выводы о состоянии подростка, о том, что происходит у него внутри и, исходя из этого, строить дальнейшую работу.
«Комплименты-2» (завершение работы)
Задача. Создание
эмоционально-положительного
Ход работы. «Сейчас мы все по очереди будем делать комплименты. Начнем с Коли. Посмотрите на него. Вспомните его действия, мысли, то, как он говорит, смеется. А теперь мы все по очереди сделаем ему комплимент».
Упражнение
проводится по кругу, пока
ЗАНЯТИЕ 9. «МОГУЩЕСТВО»
Цель: Оказание помощи участникам в раскрытии их сильных сторон.
Задача: Актуализация их личностных ресурсов.
«Невербальное приветствие» (разогрев)
Задачи. Повышение степени внимания друг к другу, создание благоприятной для работы атмосферы.
Ход работы.
«Сегодня мы начнем наше
«Могущество»
Ход работы.
Всем участникам
1. Закончить предложение «Я могу…» (не менее 20 предложений).
2. Подчеркнуть из них то, что может только автор списка и некоторые его знакомые.
3. Зачитать группе свой перечень.
Обсуждение. После
этого психолог предлагает
Ход работы. Затем каждому предлагается задание составить новый список, предложения в котором будут начинаться со слов «Я смогу…». На его выполнение дается 5 минут [25].
Ход работы.
«Необходимо вырезать из газет,
Во время работы над коллажом, может звучать приятная музыка. Время работы – 15 минут.
Обсуждение. Все
участники возвращаются в круг
и представляют свои коллажи.
Хорошо если подросток
Данное упражнение очень важно проводить на этом этапе, то есть если бы оно было проведено раньше, то подросток из-за заниженной самооценки не смог бы адекватно посмотреть на свои возможности и способности. В данный момент, его потенциал раскрыт, он не боится выражать свои мысли, демонстрировать свои возможности и умения. С помощью данного упражнения он еще раз сможет обратить внимание на свой потенциал, выделить свои возможности и особенности и закрепить это.
«Обыкновенное чудо»
Упражнение является заключительным. С помощью данного упражнения проводим рефлексию всего занятия, заряжаемся положительной энергией на будущее, дарим ее друг другу.
Ход работы. Ведущий держит в руках камень. Ощупывая его говорит, о том что чувствует (тяжелый, холодный, шероховатый). Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать ее сидящему слева. Вы берете камень в ладони, сжимаете его и произносите: возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность, передай камень мои чувства группе.
Рефлексия. Удалось ли
согреть камень? Получилось ли
передать и получить
ЗАНЯТИЕ 10. «ОКНА В БУДУЩЕЕ»
Цель: Интеграция опыта.
Задачи: Интеграция
Я-схемы прошлого, настоящего и
будущего, преодоление ролевого
смещения и достижение эго-
«Лабиринт» (разогрев)
Ход работы. Участники встают в круг, взявшись за руки. Через плечо ведущего перекинут круг из корсажной ленты либо обруч. «Сейчас мы будем путешествовать по лабиринту. Не разнимая рук. Только помогая друг другу, мы можем справиться с этим заданием. Если кто-то разнимет руки, лабиринт начинаем с начала».
Второй этап игры можно усложнить, свернув ленту вдвое, таким образом, сузив проход в лабиринт.
Подростковый триптих «Окно» (основное задание)
Задачи: Интеграция
опыта, интеграция Я-схемы
Необходимые
материалы. Восковые, мелки, карандаши,
по три одинаковых листа
Ход работы. «Перед каждым из вас три оконных стекла одного окна, что в искусстве называется триптих – картина состоит из трех объединенных частей. Представьте, что вы смотрите через каждое стекло и видите себя в разные периоды жизни: в прошлом, настоящем и будущем. Для каждого стекла можно сделать свое обрамление. Начните с прошлого. Обращайтесь к вашей памяти и воображению. Затем всмотритесь в настоящее и будущее. Каждую часть триптиха можно подписать. Приступайте!»
Рисунки можно прикреплять к стене класса либо скреплять между собой на столе или полу. Первым рисуется прошлое, затем настоящее и будущее. Они скрепляются между собой в этом порядке, чтобы получился триптих.
По окончании
работы организуется выставка
триптихов. Подросткам
Обсуждение. Обсуждая триптих, необходимо остановится на каждой его детали. Подросток может вставать с места, подходить к своей работе и рассказывать о том, что вложил в нее. Важно так же, чтобы он смог поделиться своими чувствами и переживаниями, связанными с процессом создания и уже готовой работой.
«Ожерелье пожеланий» (завершение работы)
Задача. Интеграция
эмоционально-положительного
Ход работы.
В центре комнаты стоит стул,
на котором лежат заранее
«Сейчас, каждый из вас возьмет себе один отрезок нити, который по больше и, повесив его на грудь, завяжет узелком, сделав основу под «ожерелье пожеланий». Затем каждый берет несколько маленьких отрезков разных цветов, каждый из которых он будет привязывать к ожерелью другого человека, сопровождая своим пожеланием. Очень важно пожелать человеку то, что ему действительно нужно. Будьте внимательны, не пропустите никого».
В результате
у каждого на груди должно
получиться «ожерелье
Подведение итогов.
Так как это последнее занятие, необходимо подвести итоги проделанной работы. Можно предложить подросткам написать на ватмане маркерами, чему они научились, какими стали, что им дали эти занятия. Хорошо, если каждый подросток по кругу расскажет о том, с чем он уходит с этих занятий, поделится своими планами на будущее, выразит пожелание другим участникам.
Психолог тоже
может остановиться на каждом
подростке и дать каждому
Приложение IV
Сказка о «Деревьях Характерах».
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли… Деревья — Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живущих далеко-далеко за горами.
У каждого
Дерева — Характера от ствола
отходили четыре главные ветви
и множество маленьких. Эти
четыре ветви имели свои
На одном
Дереве — Характере ветвь
Очень разные
Деревья — Характеры росли
в этом волшебном лесу. Под
некоторыми Характерами
Так непохожи были Деревья — Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?
Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья — Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.
Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево — Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки.
Дети открывают
глаза. И психолог просит предс
«Сказка о Купце»
В некотором
царстве, в некотором