Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание

Целью исследования является психологическое консультирование детей младшего школьного возраста с неадекватной самооценкой методом сказкотерапии.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологического
консультирования …………………………………………………….……7
Понятие и виды психологического консультирования………...7
Цели и задачи консультативной помощи……………………...12
Особенности метода сказкотерапии в психологическом
консультировании ………………………………………………………. 14
Выводы по первой главе………………………………………..20
Глава 2. Психологические особенности младшего школьного возраста.
Понятие самооценка ……………………………………………….…….21
2.1. Содержание когнитивной, аффективной и эмоционально-
мотивационной сфер ……………………………………………………..21
2.2. Сущность феномена самооценка. Особенности проявления
самооценки и застенчивости в младшем школьном возрасте……….24
2.3. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста ……………………………………………………..29
2.4. Выводы по второй главе……………………………………………44
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции
самооценки детей младшего школьного возраста методом
сказкотерапии……………………………………………………………46
3.1. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей школьного
возраста …………………………………………………………………..46
3.2. Программа психологической помощи детям с низким уровнем
самооценки и застенчивостью…………………………………………..56
3.3. Эффективность коррекционной программы ………………………62
3.4.Выводы по третьей главе…………………………………………….66
Заключение ………………………………………………………………67
Библиографический список……..………………………………….........69
Приложения……………………………………………………………….74

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_gab.doc

— 625.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

Приложение I

 

 

Образец бланка к методике «Лесенка»

 

Имя и фамилия _________________________________________

 

 

 

Приложение II

Методика определения  уровня самооценки детей Т. Дембо - С.Л. Рубинштейна

 

Ребенку предлагается семь отрезков длиной 100 мм каждый, расположенные  параллельно друг другу. Каждый отрезок является шкалой, измеряющей самооценку ребенка по следующим характеристикам: рост, здоровье, ум, характер, авторитет у сверстников, положение в школе, положение в семье. Шкала роста является тренировочной, остальные – зачетными. Инструкция: «Представь себе, что всех людей ты можешь разместить на этом отрезке по росту. На самом верху находятся очень большие люди – великаны, в самом низу (показать) – люди очень маленького роста. А где находишься ты? А где учитель? А где твой друг? А где бы ты хотел быть?».

Интерпретация полученных данных

Уровни самооценки

Баллы

Содержание рефлексивных качеств

Результаты диагностики

Завышенная

60-72

При явно завышенной самооценке линия проходит по краю справа: идеализированное представление о своей личности, своих возможностях. Ребенок игнорирует  свои неудачи ради сохранения привычной для него самооценки, своих дел и поступков. Любой неуспех принимается как следствие неблагоприятного отношения к нему.

5

Адекватная

24-59,5

Кривая расположена несколько правее середины между 5 и 6 делением.

16

Заниженная

12-23,5

Заниженная самооценка (крайняя левая линия) указывает  на неуверенность ребенка в себе, невозможность реализовать свои задатки и способности. Такие  дети не ставят перед собой труднодостижимых целей и слишком самокритичны к себе.

9


 

 

                                                                                 Приложение III

Методика  «Рисунок несуществующего  животного»

    Аспекты анализа  рисунка разделяются на формальные  и содержательные. К формальному аспекту относятся:

а) семантика расположения в пространстве;

б) графологические признаки;

    Семантика  пространства проективного рисунка.  Пространство рисунка семантически  неоднородно. Оно связано с  эмоциональной окраской переживаний и временным периодом — настоящим, прошедшим и будущим., а также с действенным и идеальным.

    На листе  левая сторона и низ рисунка  связан с отрицательно окрашенными  эмоциями, депрессией, неуверенностью, пассивностью. Правая сторона (соответственно  доминантой правой руке) и верх — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

    В норме  рисунок расположен по средней  линии (или несколько левее)  и чуть выше середины листа бумаги. Положение листа ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем лучше выражена) трактуется как высокая самооценка и неудовлетворенность собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, потребность в признании. Повышение положения рисунка на листе бумаги говорит о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.

    Положение  в нижней части листа — обратный  показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность,  нерешительность, нет заинтересованности  в своем социальном положении,  отсутствие стремления быть принятым  окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.

    Правая и  левая полуплоскость листа имеют  противоположную конотацию по  оппозициям «пассивность – деятельность»,  «внутреннее— внешнее», «прошлое  – будущее». Соответственно расценивается местоположение рисунка вправо и влево от средней линии листа, а также ориентация головы и тела животного вправо, влево, в фас. Местоположение скорее символизирует готовые к реализации состояния и реакции на момент рисования, в то время как ориентация головы и тела символизирует общую направленность в сторону достижения тех или иных состояний в рамках указанных позиций.

    Необходимо  осторожно подходить к интерпретации  рисунков, занимающих более 2/3 площади  листа бумаги. Особую категорию  составляют маленькие рисунки, расположенные в левом верхнем углу листа. Этот тип локализации часто свидетельствует о высокой тревожности, склонности к регрессивному поведению и эскапизму (желание выйти из ситуации, уход в прошлое, либо в фантазию), избежанию новых переживаний. Возможна выраженная дисгармония между самооценкой и уровнем притязаний.

    К ряду интерпретационных  приемов работы с пространством  относится обращение внимания  на ощущения, вызванные рисунком (например, шаткость-устойчивость, что  относится к ориентации в социуме, самооценке и пр.) Можно попытаться представить, куда двинется животное, если его «открепить» от плоскости (вправо или влево, вверх или вниз) или оно останется на месте.

Б) Графологические аспекты  интерпретации.

    К первому  аспекту относится анализ линии.

Колеблющаяся, прерывающаяся  линия, «островки» перекрывающие друг друга линии, несоединенные узлы, «запачканные» рисунки говорят  о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности, что свойственно  невротикам. Контуры рисунка здесь  могут быть размытыми, «волосатыми», во всем исполнении может чувствоваться неуверенность, неловкость.

    Во втором  аспекте анализируется направление  линии и характер контура.

«Падающие линии» и преимущественное направление сверху вниз влево свидетельствует  о быстро истощаемом усилии, низком тонусе, возможной депрессии.

«Поднимающиеся линии», преобладание движения снизу вверх  направо — хорошее энергетическое обеспечение движения, склонность к  трате энергии, агрессивности.

    Степень агрессивности  выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии— когти, клювы, зубы.

    Этот метод  использовался нами как дополнительный  с целью уточнения, расширения и углубления полученной информации.

    Беседа проводилась  по следующей схеме:

  • Сбор данных о жизни испытуемого.
  • Знакомство и налаживание контакта с испытуемым. Выяснение отношения к прелагаемой работе.
  • Планы на будущее — способность сопоставить возможные трудности и собственные способности, соотносить желаемое и действительное.
  • Знакомство с семьей испытуемого, выяснение состава семьи и особенностей психологического климата.
  • Наиболее тяжелые события в прошлом, реакции испытуемого на них.

    В процессе выяснения вышеперечисленных обстоятельств нами учитывалась возможность не только сознательного искажения или желания скрыть сведения о себе, но и подсознательные механизмы психологической защиты [3].

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

                   ЗАНЯТИЕ  1.  «ВСТРЕЧА СО СКАЗКОЙ ДЕТСТВА»

   Цель: Помочь подросткам  в понимании единых смысловых  линий в своих действиях и  поступках через выполняемую  ими деятельность

    Задачи: Осознание групповой принадлежности, развитие способности рассуждения и анализа действий.

                                   «Имя» (игра)

    Задача. Знакомство  участников.

    Ход работы: Каждый участник  называет свое имя. Затем на  первую и последнюю букву своего  имени он называет свои качества, которые ему помогают и мешают  в общении. Знакомство происходит по кругу [19].

    Несмотря  на то, что ребята уже знакомы,  мы должны провести данную  процедуру во вновь образовавшейся  группе, чтобы закрепить групповую  принадлежность, и дать возможность  критически оценить себя и  разглядеть в себе положительные качества.

Принятие групповых  норм

    После знакомства  необходимо рассказать участникам  о групповых нормах, и помочь  в их разработке.

  1. Правил «Здесь и теперь». Предметом анализа и обсуждения могут быть те процессы и события, которые происходят в группе в данный момент. Этот же принцип распространяется на мысли, чувства и переживания. Подросткам следует продемонстрировать важность того, что происходит именно сейчас. Это позволяет им, в процессе занятий сосредоточить внимание на себе и будет способствовать развитию навыков самоанализа и рефлексии.
  2. Искренность и открытость – соглашение о том, чтобы не лицемерить и не лгать. Самораскрытие, направленное на другого, позволяет стать самим собой, получить и предоставить честную обратную связь.
  3. Принцип «Я» - основное внимание сосредоточено на процессах самопознания, самоанализе и рефлексии. Оценка другого осуществляется через высказывание собственных чувств и переживаний. Допустимы только Я-высказывания.
  4. Активность – желательно активное участие всех участников.

Конфиденциальность – вся информация относительно конкретных участников должна сохраняться в группе – это условие психологической безопасности и самораскрытия [57].

                           «Рисунок на сказочную тему» (основное задание)

    Участникам  группы предлагается разный изобразительный материал и дается задание нарисовать любимую сказку детства или любимого сказочного героя.

    Обсуждение.

  1. Каждый подросток рассказывает о своей работе так, как он этого хочет, - это основополагающее правило.
  2. Подростку дается возможность прокомментировать те или иные части рисунка, прояснить их значение, описать определенные формы, предметы как персонажи. Следование этому плану поможет избежать преждевременных предположений относительно содержания работы.
  3. Можно попросить подростка описать работу от первого лица и, возможно сделать это с каждым из элементов изображения. Он может построить диалог между отдельными частями работы, не зависимо от того, являются ли эти части персонажами, геометрическими формами или объектами. Комментарии подростка могут касаться внешних или внутренних свойств предмета.
  4. Если ребенок не знает, что означает та или иная часть его работы, можно дать объяснение, однако следует спросить подростка, на сколько это объяснение представляется ему верным.
  5. Необходимо побуждать подростка фокусировать внимание на цветах. О чем они говорят ему? Даже если он не знает, что цвет означает, фокусируясь на цвете, он может что-то осознать.
  6. Необходимо помогать, подростку осознавать связь между его высказываниями о работе или ее частях и его жизненной ситуацией, осторожно задавая ему, вопросы о том, что в его жизни происходит и как это может отражать его работа.
  7. Необходимо также обращать внимание на отсутствующие части рисунка и на пустые места  на рисунке.
  8. Иногда следует принять изображение буквально, иногда следует искать нечто противоположное изображенному, в особенности, если есть основания для такого предположения. Если изображение не соответствует реальному образу, эта может быть изображение подростка с сильным Эго, уверенного в себе, либо нереалистический образ «Я» ребенка со слабым Эго.
  9. Можно попросить ребенка рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения. Необходимо спрашивать ребенка о его самочувствии в разные периоды работы; таким образом можно избежать многих защитных реакций.
  10. Важно предоставить, подростку работать в удобном для него темпе и с сознанием того, что он будет изображать нечто, что может изобразить, и отразить те состояния, которые он готов отражать.
  11. Необходимо стремиться выделять в работах подростков  наиболее устойчивые темы и образы. Со временем каждый подросток будет готов увидеть в своих работах единые смысловые линии.

Информация о работе Психологическое консультирование