Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа
Целью исследования является психологическое консультирование детей младшего школьного возраста с неадекватной самооценкой методом сказкотерапии.
Введение …………………………………………………….…………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологического
консультирования …………………………………………………….……7
Понятие и виды психологического консультирования………...7
Цели и задачи консультативной помощи……………………...12
Особенности метода сказкотерапии в психологическом
консультировании ………………………………………………………. 14
Выводы по первой главе………………………………………..20
Глава 2. Психологические особенности младшего школьного возраста.
Понятие самооценка ……………………………………………….…….21
2.1. Содержание когнитивной, аффективной и эмоционально-
мотивационной сфер ……………………………………………………..21
2.2. Сущность феномена самооценка. Особенности проявления
самооценки и застенчивости в младшем школьном возрасте……….24
2.3. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста ……………………………………………………..29
2.4. Выводы по второй главе……………………………………………44
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции
самооценки детей младшего школьного возраста методом
сказкотерапии……………………………………………………………46
3.1. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей школьного
возраста …………………………………………………………………..46
3.2. Программа психологической помощи детям с низким уровнем
самооценки и застенчивостью…………………………………………..56
3.3. Эффективность коррекционной программы ………………………62
3.4.Выводы по третьей главе…………………………………………….66
Заключение ………………………………………………………………67
Библиографический список……..………………………………….........69
Приложения……………………………………………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение I
Образец бланка к методике «Лесенка»
Имя и фамилия ______________________________
Приложение II
Методика определения уровня самооценки детей Т. Дембо - С.Л. Рубинштейна
Ребенку предлагается семь отрезков длиной 100 мм каждый, расположенные параллельно друг другу. Каждый отрезок является шкалой, измеряющей самооценку ребенка по следующим характеристикам: рост, здоровье, ум, характер, авторитет у сверстников, положение в школе, положение в семье. Шкала роста является тренировочной, остальные – зачетными. Инструкция: «Представь себе, что всех людей ты можешь разместить на этом отрезке по росту. На самом верху находятся очень большие люди – великаны, в самом низу (показать) – люди очень маленького роста. А где находишься ты? А где учитель? А где твой друг? А где бы ты хотел быть?».
Интерпретация полученных данных
Уровни самооценки |
Баллы |
Содержание рефлексивных качеств |
Результаты диагностики |
Завышенная |
60-72 |
При явно завышенной самооценке линия проходит по краю справа: идеализированное представление о своей личности, своих возможностях. Ребенок игнорирует свои неудачи ради сохранения привычной для него самооценки, своих дел и поступков. Любой неуспех принимается как следствие неблагоприятного отношения к нему. |
5 |
Адекватная |
24-59,5 |
Кривая расположена несколько правее середины между 5 и 6 делением. |
16 |
Заниженная |
12-23,5 |
Заниженная самооценка (крайняя левая линия) указывает на неуверенность ребенка в себе, невозможность реализовать свои задатки и способности. Такие дети не ставят перед собой труднодостижимых целей и слишком самокритичны к себе. |
9 |
Методика «Рисунок несуществующего животного»
Аспекты анализа
рисунка разделяются на
а) семантика расположения в пространстве;
б) графологические признаки;
Семантика
пространства проективного
На листе
левая сторона и низ рисунка
связан с отрицательно
В норме рисунок расположен по средней линии (или несколько левее) и чуть выше середины листа бумаги. Положение листа ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем лучше выражена) трактуется как высокая самооценка и неудовлетворенность собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, потребность в признании. Повышение положения рисунка на листе бумаги говорит о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.
Положение
в нижней части листа —
Правая и
левая полуплоскость листа
Необходимо
осторожно подходить к
К ряду интерпретационных
приемов работы с
Б) Графологические аспекты интерпретации.
К первому аспекту относится анализ линии.
Колеблющаяся, прерывающаяся линия, «островки» перекрывающие друг друга линии, несоединенные узлы, «запачканные» рисунки говорят о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности, что свойственно невротикам. Контуры рисунка здесь могут быть размытыми, «волосатыми», во всем исполнении может чувствоваться неуверенность, неловкость.
Во втором
аспекте анализируется
«Падающие линии» и преимущественное направление сверху вниз влево свидетельствует о быстро истощаемом усилии, низком тонусе, возможной депрессии.
«Поднимающиеся линии»,
преобладание движения снизу вверх
направо — хорошее
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии— когти, клювы, зубы.
Этот метод
использовался нами как
Беседа проводилась по следующей схеме:
В процессе выяснения вышеперечисленных обстоятельств нами учитывалась возможность не только сознательного искажения или желания скрыть сведения о себе, но и подсознательные механизмы психологической защиты [3].
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
ЗАНЯТИЕ 1. «ВСТРЕЧА СО СКАЗКОЙ ДЕТСТВА»
Цель: Помочь подросткам в понимании единых смысловых линий в своих действиях и поступках через выполняемую ими деятельность
Задачи: Осознание групповой принадлежности, развитие способности рассуждения и анализа действий.
Задача. Знакомство участников.
Ход работы: Каждый участник
называет свое имя. Затем на
первую и последнюю букву
Несмотря
на то, что ребята уже знакомы,
мы должны провести данную
процедуру во вновь
Принятие групповых норм
После знакомства
необходимо рассказать
Конфиденциальность – вся информация относительно конкретных участников должна сохраняться в группе – это условие психологической безопасности и самораскрытия [57].
«Рисунок на сказочную тему» (основное задание)
Участникам группы предлагается разный изобразительный материал и дается задание нарисовать любимую сказку детства или любимого сказочного героя.
Обсуждение.