Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание

Целью исследования является психологическое консультирование детей младшего школьного возраста с неадекватной самооценкой методом сказкотерапии.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологического
консультирования …………………………………………………….……7
Понятие и виды психологического консультирования………...7
Цели и задачи консультативной помощи……………………...12
Особенности метода сказкотерапии в психологическом
консультировании ………………………………………………………. 14
Выводы по первой главе………………………………………..20
Глава 2. Психологические особенности младшего школьного возраста.
Понятие самооценка ……………………………………………….…….21
2.1. Содержание когнитивной, аффективной и эмоционально-
мотивационной сфер ……………………………………………………..21
2.2. Сущность феномена самооценка. Особенности проявления
самооценки и застенчивости в младшем школьном возрасте……….24
2.3. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста ……………………………………………………..29
2.4. Выводы по второй главе……………………………………………44
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции
самооценки детей младшего школьного возраста методом
сказкотерапии……………………………………………………………46
3.1. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей школьного
возраста …………………………………………………………………..46
3.2. Программа психологической помощи детям с низким уровнем
самооценки и застенчивостью…………………………………………..56
3.3. Эффективность коррекционной программы ………………………62
3.4.Выводы по третьей главе…………………………………………….66
Заключение ………………………………………………………………67
Библиографический список……..………………………………….........69
Приложения……………………………………………………………….74

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_gab.doc

— 625.00 Кб (Скачать документ)

 

В результате, у 15 школьников (33%) – нормальная самооценка, у 11 (24%) – завышенная, у 20 (43%) – заниженная.

Наглядно эти данные можно посмотреть на рисунке 1.

 

Рис. 1. Самооценка у младших  дошкольников по методике «Лесенка»

Из рисунка мы видим, что в 4 «а» классе: 38%-9 детей с нормальной самооценкой, 43% -10 детей с низкой самооценкой и 17%- 4 детей с завышенной самооценкой, а в 4 «в» классе: 26%-6 детей с нормальной самооценкой, 43% -10детей с заниженной самооценкой и 31%-7 детей с завышенной самооценкой. Мы считаем, что на формирование самооценки может оказывать и педагогическое влияние.

        Исследование самооценки младших школьников с помощью методики Т. Дембо - С.Л. Рубинштейна (см. Приложение II).

Ребенку предлагается семь отрезков длиной 100 мм каждый, расположенные  параллельно друг другу. Каждый отрезок  является шкалой, измеряющей самооценку ребенка по следующим характеристикам: рост, здоровье, ум, характер, авторитет у сверстников, положение в школе, положение в семье. Шкала роста является тренировочной, остальные – зачетными.

Инструкция: «Представь себе, что всех людей ты можешь разместить на этом отрезке по росту. На самом верху находятся очень большие люди – великаны, в самом низу (показать) – люди очень маленького роста. А где находишься ты? А где учитель? А где твой друг? А где бы ты хотел быть?».

После того, как ребенок  оценил себя по каждому пункту на определенном уровне, точки соединяются и полученная кривая интерпретируется.

При явно завышенной самооценке линия проходит по краю справа: идеализированное представление о своей личности, своих возможностях. Ребенок игнорирует  свои неудачи ради сохранения привычной для него самооценки, своих дел и поступков. Любой неуспех принимается как следствие неблагоприятного отношения к нему.

При адекватной самооценке кривая расположена несколько правее середины между 5 и 6 делением.

Заниженная самооценка (крайняя левая линия) указывает на неуверенность ребенка в себе, невозможность реализовать свои задатки и способности. Такие дети не ставят перед собой труднодостижимых целей и слишком самокритичны к себе.

Результаты исследования самооценки представлены в таблице 4.

 

       Результаты исследования самооценки у детей по методике

 Т. Дембо - С.Л.  Рубинштейна                                       Таблица 4

Испытуемые

Уровни самооценки

завышенная

адекватная

заниженная

Количество,   чел.

12

15

19

Доля из общего числа, %

25

32

43


 

Детей с неадекватной завышенной самооценкой среди 46 испытуемых -  12 человек. Детей с адекватной самооценкой – 15 человек.  Детей с неадекватной заниженной самооценкой – 19 человек. Результаты исследования самооценки также представлены на рис. 2.

 

Данные исследования самооценки у детей дошкольного возраста  Рис. 2

На рис. 1 видно, что  детей, имеющих адекватный уровень самооценки  составляет одна третья часть испытуемых, т. е. 32 %. Дети с низким уровнем самооценки составили почти половину испытуемых -43%. Также исследование выявило детей, обладающих завышенной самооценкой, их 25%.

Согласно взглядов отечественных  и зарубежных психологов от младшего школьного возраста к подростковому самооценка у детей повышается до уровня адекватной. В этом возрасте ребенок начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние.

Проведенное исследование кроме детей с адекватным уровнем самооценки, выявило детей с неадекватной самооценкой.

На рис. 2 отмечено количество детей с неадекватно заниженной самооценкой. Как показало исследование, около половины из всех испытуемых - дети с низким уровнем самооценки.

Дети с заниженной самооценкой – это чаще всего дети, имеющие ограниченный круг общения и деятельности. Значительное влияние на уровень самооценки оказывает семья. Дети, страдающие низким уровнем самооценки, часто встречаются в распавшихся семьях или семьях, где родители мало интересуются жизнью своих детей, пренебрегают их интересами, их мнением, и в результате дети чувствуют себя незащищенными, неуверенными и одинокими.

Дети с низкой самооценкой по своим интеллектуальным способностям ничем не отличаются от других детей, но во многих ситуациях внутренняя скованность, неуверенность в себе не позволяет им проявить себя. Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы неуверенностью в себе, внутренним напряжением при общении, как со сверстниками, так и со взрослыми. Ребенок с низким уровнем самооценки не может проявить себя, показать хорошие результаты, свою состоятельность.

Часто  низкий уровень самооценки у подростков сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью и застенчивостью.

Наличие неадекватной заниженной самооценкой у детей  нельзя оставлять без внимания, иначе  в дальнейшем это может сыграть  отрицательную роль в обучении и профессиональной деятельности.

Психологические особенности застенчивых людей  можно свести в основном к следующему: смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость  от мнения окружающих, безосновательное чувство вины.

Застенчивый ребенок  доброжелательно относится к  другим людям, в том числе и  посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое  внутреннее напряжение. Оно проявляется  в состоянии эмоционального дискомфорта, боязни общения с окружающими,  проявления своих желаний.

У застенчивых детей  наблюдаются такие особенности, как  скованность движений и позы, тихий голос, боязнь отвечать у доски, дрожь и покраснение лица, опущенный  вниз взгляд.

        Для изучения эмоционального  состояния подростков мы использовали проективную методику «Рисунок несуществующего животного» (Р.Н.Ж.).

    Этот метод  использовался нами как дополнительный  с целью уточнения, расширения  и углубления полученной информации.

    Беседа проводилась  по следующей схеме:

  • Сбор данных о жизни испытуемого.
  • Знакомство и налаживание контакта с испытуемым. Выяснение отношения к прелагаемой работе.
  • Планы на будущее — способность сопоставить возможные трудности и собственные способности, соотносить желаемое и действительное.
  • Знакомство с семьей испытуемого, выяснение состава семьи и особенностей психологического климата.
  • Наиболее тяжелые события в прошлом, реакции испытуемого на них.

    В процессе выяснения  вышеперечисленных обстоятельств  нами учитывалась возможность  не только сознательного искажения  или желания скрыть сведения  о себе, но и подсознательные  механизмы психологической защиты [48].

    На основании  методики  «Рисунок несуществующего животного» (описание методики  см. в приложении) можно утверждать наличие испытуемых эмоциональной нестабильности, низкой самооценки, тревожности и выраженной защиты своего внутреннего мира вплоть до агрессивных реакций.

    Особое внимание нужно обратить на расположение рисунка на листе. Повышение положения рисунка на листе говорит о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремление к эмоциональным принятию со стороны окружения. У большинства испытуемых рисунок расположен чуть ниже от центра листа, это говорит о неуверенности в себе, заниженной самооценки.

    Анализируя  рисунки, мы видим элементы  агрессии, которые проявляются в  таких символах агрессии, как  острые зубы, оскал животного.  Дети также рисовали животных с длинными пальцами  с острыми когтями. Для рисунков характерно большое количество  острых  углов, глаза – пустые глазницы, а также агрессивная поза животных (поза нападения).

    Мы можем  говорить об агрессии и по  названию рисунков, вот лишь некоторые  из них: динозавр-острозуб, женщина-кобра, человек-инопланетянин, колючий шип, человек-конь, смертельный глаз и т.д.

    Также в  рисунках  мы видим признаки  тревожности, напряженности, низкой  самооценки: дети по много раз  стирают рисунок, прикрывают его  рукой при выполнении. При рисовании либо сильно нажимают на карандаш, либо наоборот линии еле заметны, встречаются рисунки очень  маленькие по размеру, а также во многих рисунках затушеваны туловища, сам лист. Большинство рисунков имеют «запачканный» вид, что тоже говорит о напряженности и повышенном уровне тревожности.

   Также есть  ряд рисунков которые символизируют  добро, но мы даже в этих  рисунках можем проследить не  выраженность линий, отсутствие  твердой почвы под ногами, соотношение  туловища и несущих конечностей не пропорционально. Наличие контуров и больших глаз говорит о присутствии тревоги, закрытости.

Есть рисунки, которые  отличаются ярким цветом, правильным расположением, что не маловажно, и  даже трудовой деятельностью, которую  выполняет «несуществующее животное», это говорит о самовыражении, адекватной самооценки, присутствие творческой деятельности.

    По результатам методики  «Рисунок несуществующего животного»  мы можем сделать следующий  вывод. Анализируя рисунки мы  наглядно видим признаки заниженной самооценки, неуверенности в себе.

После завершения обследования составили контрольную и экспериментальную  группы из двух классов, которые составили по 10 детей. В эгруппу включены дети, которые показали низкий – неадекватным уровень самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Программа коррекции застенчивости и самооценки  в младшем школьном возрасте

   После первичной диагностики уровня самооценки  младших школьников мы  приступили ко второму этапу нашего исследования: разработка и проведение  психокоррекционной работы по повышению уровня самооценки  школьников экспериментальной группы.

    Трудности  и противоречия, связанные с формированием  самооценки подростка и влияющие  на их характер, его взаимодействие  с социальным окружением, с референтной  группой, с близкими людьми, нередко создают атмосферу страха, вызывая ощущение «одиночества среди толпы», рождая чувства неуверенности, замешательства, бессилия. Их можно преодолеть.

Опыт, приобретенный на сказкотерапевтических занятиях, способствует не только формированию адекватной самооценки, но и оказывает эффект «поддержки» в сложный для школьников период, создает социально-психологический «иммунитет», помогающий решать сложные проблемы, возникающие в межличностном общении. Новые положительные установки, а также навыки и умения, которые формируются в процессе программы, помогут эффективно преодолевать сложности реального мира [1].

    Данная психокоррекционная  программа составлена исходя  из возрастных особенностей детей,  и выявленной проблематике.

    Психокоррекционная работа проводилась нами в трех основных направлениях:

  • во-первых, по повышению самооценки ребенка;
  • во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  • в-третьих, по отработке навыков  владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

    Работа проводилась по  всем трем направлениям параллельно. 

    Программа  предназначен для методиста – психолога, школьного психолога при работе с детьми.

    Цель работы  – помочь детям определить  свои возможности, раскрыть их, поверить в себя, повысить свою самооценку, избавиться от тревожности.   

    Задачи:

  1. Повышение самооценки;
  2. Повышение уверенности в себе;
  3. Развитие интереса к себе;
  4. Накопление эмоционально-положительного опыта;
  5. Снятие напряжения, тревожности, агрессивности;
  6. Формирование мотивации на самопознание;
  7. Развитие вариативности мышления;
  8. Стимулирование творческого самовыражения;

    Рекомендации, используемые в психокоррекционной  работе:

Организационные:

    1. При формировании группы учитывается принцип добровольности.
    2. Состав группы: дети не более 10 человек.
    3. На все время проведения занятий одно и то же помещение.
    4. Ведущий может быть участником группы.
    5. При выполнении упражнений в парах желательна схема партнеров, тем самым обогащаться  индивидуальный познавательный опыт, нарабатывается больше стратегий обучения, общения, понимания.
    6. Стимульный материал готовится заранее и находится «под рукой».
    7. Время (45 мин )

Методические:

      1. На начальном этапе лучше давать больше упражнений, которые выполняются в парах. Это позволяет быстрее вовлечь всю группу в активную творческую работу. С помощью игр-шуток происходит выравнивание эмоционального фона группы, активизация или концепция внимания перед предстоящей работой.
      2. Ведущий должен  иметь четкую, конкретную цель на занятие, на каждый  день и каждое утро.
      3. Особое внимание стоит уделять первой встрече, процедуре знакомства.
      4. Нужно помнить, что центральная процедура всех занятий – рефлексия, выраженная на языке чувств. Сначала она носит  схематический характер, затем постепенно переходит  в личностный.
      5. Позиция, стили, методы работы психолога в течение занятия должны быть разнообразны, гибки, мобильны. Стратегия работы находится в зависимости от потребностей, целей участников, контекста групповой ситуации, уровня развития  группы и др.
      6. Сначала практика – потом теория. Таким образом, участники учатся действовать, думая, а думать действуя.

Информация о работе Психологическое консультирование