Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа
Целью исследования является психологическое консультирование детей младшего школьного возраста с неадекватной самооценкой методом сказкотерапии.
Введение …………………………………………………….…………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологического
консультирования …………………………………………………….……7
Понятие и виды психологического консультирования………...7
Цели и задачи консультативной помощи……………………...12
Особенности метода сказкотерапии в психологическом
консультировании ………………………………………………………. 14
Выводы по первой главе………………………………………..20
Глава 2. Психологические особенности младшего школьного возраста.
Понятие самооценка ……………………………………………….…….21
2.1. Содержание когнитивной, аффективной и эмоционально-
мотивационной сфер ……………………………………………………..21
2.2. Сущность феномена самооценка. Особенности проявления
самооценки и застенчивости в младшем школьном возрасте……….24
2.3. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста ……………………………………………………..29
2.4. Выводы по второй главе……………………………………………44
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции
самооценки детей младшего школьного возраста методом
сказкотерапии……………………………………………………………46
3.1. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей школьного
возраста …………………………………………………………………..46
3.2. Программа психологической помощи детям с низким уровнем
самооценки и застенчивостью…………………………………………..56
3.3. Эффективность коррекционной программы ………………………62
3.4.Выводы по третьей главе…………………………………………….66
Заключение ………………………………………………………………67
Библиографический список……..………………………………….........69
Приложения……………………………………………………………….74
Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями. При этом социальная среда понимается ими как всегда враждебная человеку, враждебная его потребностям и стремлениям. Эта точка зрения З.Фрейда и неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромм). Поскольку самооценка человека, считают они, складывается под давлением постоянного конфликта между внутренними пробуждениями и внешними запретами, адекватная самооценка невозможна в принципе. Представление человека о самом себе является неполным, искаженным. По мнению З. Фрейда, наиболее сложные и острые внутренние конфликты личности связанны с переоценкой и недооценкой своей личности. Идеализированное представление человека о своем «Я» постоянно сталкивается с актуальным и реальными «Я».
От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение.
Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной.
Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе.
Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания.
Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально – психологический статус ребенка в коллективе, регулирует процесс общения.
В современной психологии принято различать такие уровни самооценки, как адекватная и неадекватная (завышенная или заниженная). Как завышенная, так и заниженная самооценка очень затрудняет жизнь человека. В работе с подростками, к сожалению, зачастую приходится сталкиваться с неадекватной заниженной самооценкой.
Дети с низкой самооценкой по своим интеллектуальным способностям ничем не отличаются от других детей, но во многих ситуациях внутренняя скованность, зажатость, неуверенность в себе не позволяет им проявить себя. Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. Жаль, когда ребенок не может проявить себя, показать хорошие результаты, свою состоятельность по причине пониженной самооценки. Данный факт нельзя оставлять без внимания, иначе в дальнейшем это может сыграть отрицательную роль в обучении и профессиональной деятельности. Современный мир на данный момент любит лидеров и ярких личностей, как никогда.
Часто низкий уровень самооценки у детей сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью и застенчивостью.
Принято считать, что застенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так. На разных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости приблизительно так же, как и девочки [25,с25]. Застенчивость часто маскируется механизмом спонтанной психологической компенсации и гиперкомпенсации в виде показной развязности, нарочитой грубости, даже склонности к хулиганским поступкам. Такие ребята, надеясь стать более свободными, независимыми, смелыми, зачастую тянутся в компании, группировки, где культивируется сила, а главными аргументами считаются кулак и ненормативная лексика.
Таким образом, застенчивость может уродливо трансформироваться, мутировать в наглость, девиантное поведение [53,с208]. И это серьезная проблема - не только психологическая, но и социальная.
Психологические особенности застенчивых людей можно свести в основном к следующему: смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины.
В целом, застенчивый
ребенок доброжелательно
2.3. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего школьного возраста.
Под психологической
коррекцией понимается
эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности.
На сегодняшний день в психологической практике существует немало различных психотерапевтических и психокоррекционных техник, которые направлены на коррекцию самооценки личности. Однако в последнее время наибольший интерес и популярность стал приобретать метод сказкотерапии.
Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей. Процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения [14].
Исходя из
изучения различных авторских
суждений Т.Д. Зинкевич –
Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка направленного на развитие адекватной самооценки, достоинство сказок заключается в следующем:
Преимущество метода сказкотерапии заключается в том, что он интегрирует множество психотехнических приемов в единый сказочный контекст.
Осуществить изменения на
осознаваемом и поведенческом уровне
не представляет собой трудности при использовании
любого другого метода, тогда как сказкотерапия
предполагает глубинный уровень воздействия,
через проявления сферы неосознанного,
благодаря чему происходит осмысление,
переживания и устранение причин затруднения.
Данный метод вбирает в себя широкий спектр
разрешения разнообразных проблем, так
как предполагает поиск путей выхода в
доступной и интересной сказочной форме.
Таким образом, сказочная форма, обращаясь
к сокровенным пластам психики, с одной
стороны, уводит от реальности внешней,
но приводит к внутренней, а с другой стороны,
устраняет контроль сознания за совершением
действий, проговариванием собственных
мыслей, оценок.
Нацеленность сказкотерапии на развитие
самосознания человека, определяемая
сущностью сказок, обеспечивает как контакт
с самим собой, так и контакт с другими.
На наш взгляд, эта важнейшая цель, достигаемая с помощью данного метода, определяет использование сказкотерапии в коррекции самооценки подростков. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между детьми, отношения к себе как к индивидуальности. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и способов их разрешения. Сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. Поэтому сказка может дать символическое предупреждение, как будет развиваться ситуация, что немало важно в коррекционной работе [15].
Сегодня в
рамках сказкотерапии мы тоже
осмысляем через сказку
В своей книге «Основы сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, выделяет такой вид сказок как психокоррекционные сказки.
Психокоррекционная
сказка – это сказка, благодаря
которой собственно происходят
позитивные изменения в
Согласно Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; при этом под коррекцией она понимает «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего [14].
В основе
многих способов воздействия,
ведущих к изменению, лежат
механизмы идентификации и
Поскольку целью психокоррекции является достижение изменения в поведении и самосознании человека, нельзя переоценивать то влияние, которое может оказать на человека рассказанная история, сказка, если она чем-то связана с проблемой человека. На этих механизмах основан один из методов активизации ресурсных механизмов, разработанных М. Эриксоном и другими, - метафора.
В основе метода сказкотерапии лежит феномен мифа, сказки, притчи, метафор. В этом ряду особое место занимают метафоры, которые позволяют расширить границы самосознания, а также затрагивают определенные слои подсознательного. Специфической особенностью метафор является то, что благодаря им человек получает возможность перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия в более простые и конкретные формы, имеющие личностно-значимую эмоциональную окраску.
Используемые
Существует два подхода к коррекционной работе в сказкотерапии, которые отличаются с одной стороны, по степени индивидуализации используемых психотерапевтических сказок, а с другой – степенью директивности применяемого подхода.
Директивная (направленная) и не директивная
(ненаправленная) формы психотерапии отличаются
функцией и ролью психолога в работе с
детьми.
При директивном подходе психолог – главное
лицо, он активно участвует в процессе
сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно
наблюдает за поведением ребенка и интерпретирует
его реакции, строя свое дальнейшее поведение
на основе этих наблюдений.
Таким образом, помогая ребенку воспринимать и усваивать причинно-следственные связи, существующие в этом мире [40].
В сказочном путешествии можно предлагать школьникам различные игры и упражнения, направленные на развитие интереса к самому себе, рефлексии, повышения самооценки и уверенности в себе, снятия эмоционального напряжения и накопление положительного эмоционального опыта.
Психолог –
главное лицо, он активно участвует
в процессе сказкотерапии,
Психологи работающие по данному направлению говорят о том, что на осознаваемом вербальном уровне, ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, т. е. изменения чаще всего происходят на подсознательном уровне.
При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное с его проблемами [47].
Сама структура сказки, которую использует психолог, должна быть связана с жизнью и проблемами ребенка.
Подбору персонажей для сказки и установлению отношений между ними придается особое значение. В сказку необходимо включать героев в соответствии с реальными участниками конфликта и устанавливать с ними символические отношения, сходные с реальными.
Для того чтобы сказка была интересна
ребенку, задела его, необходимо в предварительной
беседе выяснить его интересы и увлечения,
причем, не столько для прояснения проблемы,
сколько для выявления позитивных аспектов,
на которые можно опереться в процессе
создания истории.
Использование темы, близкой и понятной
ребенку, позволяет ему легче вжиться
в образ сказочного героя, соотнести его
и свои проблемы, увидеть выходы из сложившейся
ситуации.
В процессе работы необходимо
следить за всеми изменениями, происходящими
с ребенком, включая малейшие изменения мимики и пантомимики, и строить
работу в соответствии с его реакцией.
Движение глаз тоже отражает внутреннее
состояние человека: