Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание

Целью исследования является психологическое консультирование детей младшего школьного возраста с неадекватной самооценкой методом сказкотерапии.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологического
консультирования …………………………………………………….……7
Понятие и виды психологического консультирования………...7
Цели и задачи консультативной помощи……………………...12
Особенности метода сказкотерапии в психологическом
консультировании ………………………………………………………. 14
Выводы по первой главе………………………………………..20
Глава 2. Психологические особенности младшего школьного возраста.
Понятие самооценка ……………………………………………….…….21
2.1. Содержание когнитивной, аффективной и эмоционально-
мотивационной сфер ……………………………………………………..21
2.2. Сущность феномена самооценка. Особенности проявления
самооценки и застенчивости в младшем школьном возрасте……….24
2.3. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста ……………………………………………………..29
2.4. Выводы по второй главе……………………………………………44
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции
самооценки детей младшего школьного возраста методом
сказкотерапии……………………………………………………………46
3.1. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей школьного
возраста …………………………………………………………………..46
3.2. Программа психологической помощи детям с низким уровнем
самооценки и застенчивостью…………………………………………..56
3.3. Эффективность коррекционной программы ………………………62
3.4.Выводы по третьей главе…………………………………………….66
Заключение ………………………………………………………………67
Библиографический список……..………………………………….........69
Приложения……………………………………………………………….74

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_gab.doc

— 625.00 Кб (Скачать документ)

    Повышение  самооценки – один из самых  эффективных приемов борьбы с  тревогой в школе. Нужно отметить, что во всех без исключения  передовых системах обучения, созданных известными современными педагогами-новаторами – В.Ф. Шаталовым, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильиным и другими, создаются элементы, направленные на внушение ему уверенности в своих возможностях, положительного мнения о себе.

    Возраст

Возраст участников — 10–11 лет. Но если произвести модификацию, то программу можно использовать как с детьми начальной школы, так и с учащимися старших классов.

    Структура программы

Программа состоит из 10 занятий, с учетом учебной занятости  детей. Одно занятие в среднем длится 40-45 минут. Занятия проводятся в конце недели и построены по алгоритму сказкотерапевтического занятия, что позволяет за очень короткий промежуток времени ощутить себя в «сказочном мире».

    Материал основан  на метафорах с использованием  сказкотерапевтических упражнений и игр. Программа заканчивается в тот момент, когда дети еще хотят путешествовать по сказке, здесь используется эффект «незавершенного действия».

    Перевоплощение  в сказочных героев помогает  ребятам раскрыть свои внутренние  способности, решить личностные проблемы, развить себя как личность. Дети не только слушают сказки, но и сочиняют свои собственные, что позволяет на бессознательном уровне проработать личностные проблемы, повысить уровень самооценки.

Занятия с группой  проводились в соответствии с разработанным планом, который описан в  таблице 5.

Табл. 5

Тематический план занятий

 

название занятий

Цели и задачи

Время

1.

Встреча со сказкой детства

Цель: помочь подросткам в понимании единых смысловых линий в своих действиях и поступках через выполняемую ими деятельность.

  Задачи: осознание групповой принадлежности, развитие способности рассуждения и анализа действий.

45 мин

2.

Мой внутренний мир

    Цель: рефлексия устойчивых личностных качеств (черт характера).

    Задачи: диагностика самопринятия; формирование представлений о чертах характера.

45 мин

3.

За маской

    Цель: критическая оценка своей личности со стороны, выделение положительного.

    Задачи: осознание своих внутренних качеств.

45 мин

4.

Театр масок

  Цель: развитие способности самовыражения.

    Задачи: накопление положительного опыта, способность к совместной творческой деятельности, проявление творческого потенциала.

45 мин

5.

Сказочный мир

   Цель: содействие в осмыслении существования волшебства и чудес в реальном мире.

    Задачи: рассказать о волшебстве в реальном мире; ознакомить с природой созидательной и разрушительной силы человека; развить фантазию и воображение.

  45 мин

6.

Мы – разные

    Цель: демонстрация индивидуальных особенностей человека.

    Задачи: изменить отношение к непохожим людям; разработать модель конструктивного взаимодействия с самим собой и с окружающими людьми.

     45 мин

7.

Люди и куклы 

   Цель: повышение самооценки, развитие позитивной Я-концепции.

    Задачи: психодиагностика, развитие интереса к себе, развитие саморегуляции и самоуправления.

45 мин

8.

Весь мир – театр 

    Цель: осознание собственных поведенческих реакций (поступков).

    Задачи: показать важность осознания своих поступков; развить способность к децентрации, умение встать на место другого и посмотреть на себя со стороны; сформировать умение регулировать свое поведение.

45 мин

9.

Могущество Я

    Цель: оказание помощи участникам в раскрытии их сильных сторон.

    Задача: актуализация их личностных ресурсов.

45 мин

10.

Окна в будущее

  Цель: интеграция опыта.

  Задачи: интеграция Я-схемы прошлого, настоящего и будущего, преодоление ролевого смещения и достижение эго-идентичности.

45 мин


 

Подробное описание хода занятий представлено в приложении III.

Обсуждение занятия предполагает краткий разговор о проведенном упражнении и происходит почти на каждом занятии. Детям задаются такие вопросы, как:

- С кем из детей ты играл дольше всего?

- Какие моменты тебе  больше всего понравились?

- С кем из детей  было легче работать?

- Хотел бы ты еще  поиграть в эту игру на следующих  занятиях?

Рефлексия занятия –  обсуждение того, что нового узнали дети, что понравилось, а что нет. Рефлексия проводится в заключение каждого занятия.

На последних занятиях особо стеснительные дети таких проблем уже не обнаруживали, произошло раскрепощение, повысилась уверенность в себе, смелость, активность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Эффективность коррекционной  программы

 

Для подтверждения эффективности  программы была создана выборка из 10 детей, обладавших заниженной самооценкой,  застенчивостью и неуверенностью в себе. Данные дети не посещали занятия психолога, направленные на коррекцию самооценки.

Данная выборка составила  контрольную группу детей. После проведения психологических занятий среди данных детей была также проведена диагностика. После окончания занятий по описанной программе в экспериментальной группе была проведена диагностика на выходе. Результаты диагностики контрольной группы  по окончанию занятий были сопоставлены с результатами диагностик в экспериментальной группе.

 Диагностика проводилась с помощью таких методик, как методика «Лестница» и методика определения уровня самооценки подростков Т. Дембо – С.Л. Рубинштейна, описанных в первом разделе главы и представленных в приложениях I и II..

Данные методик показали следующие результаты: у 7 из 10человек уровень самооценки повысился до адекватного. У 5 из 10человек уровень застенчивости понизился до нормы. Таким образом, повышение уровня самооценки произошло у 70% испытуемых, а застенчивость была снижена у 50% испытуемых.  

Данные исследования самооценки и застенчивости у  подростков в коррекционной группе представлены в таблице 6.

  Результаты исследования самооценки у детей в коррекционной группе      

             по методике  Т. Дембо - С.Л. Рубинштейна              Табл. 6  

Испытуемые

Уровни самооценки

завышенная

адекватная

заниженная

Количество, чел.

-

7

3

Доля из общего числа, %

-

70

30


 

Данные исследования диагностики на выходе из эксперимента сравним с данными этих же детей до психологического воздействия. Результаты исследования самооценки у детей в коррекционной группе по методике  Т. Дембо - С.Л. Рубинштейна представлены в таблице 5.

Табл. 5

Сравнительный анализ результатов исследования самооценки у детей в коррекционной группе по методике  Т. Дембо - С.Л. Рубинштейна

 

Испытуемые

Уровни самооценки

завышенная

адекватная

заниженная

Количество человек  до проведения психологической коррекции

-

-

10

Количество человек  после проведения психологической  коррекции

-

7

3


 

Из результатов диагностики  уровня самооценки детей младшего школьного  возраста видим изменение уровня самооценки у 6 человек из 9.

Динамика изменения  уровня самооценки детей младшего школьного  возраста представлена  на рисунке 3.

Динамика изменения уровня самооценки детей младшего школьного возраста

 

 



Рис. 3

 

Таким образом, уровень  самооценки детей младшего школьного  возраста из экспериментальной группы повысился у 67чел. Из общего числа – 10чел., что составило 70%.

У 3 чел. из экспериментальной  группы самооценка осталась на прежнем  уровне.

Изменение показателей самооценки в экспериментальной группе подтвердились также наблюдением. Из разговора с учителями и классными руководителями, а также наблюдений психолога выяснилось, что дети стали намного увереннее в себе, смелее и успешнее отвечать на уроках, активно участвовать в жизни школы.

Реализация вышеописанной  психокоррекционной программы способствовала обучению детей  навыкам общения  и сотрудничества, а также сплочению коллектива и повышению уверенности детей в себе.

Данный вывод подтверждает и сравнительный анализ результатов  экспериментальной и контрольной  выборок. За период реализации программы  положительная динамика в контрольной  выборке составила: повышение уровня самооценки – 1 ребенок, понижение уровня застенчивости – 0 детей.

Таким образом, психокоррекционная программа с применением техник и методов арт-терапии, сказкотерапии  позволяет повысить уверенность  детей в себе, обучить навыкам  групповой работы, сотрудничества, повысить навыки общения.

Достигнута цель детей  повышения уровня самооценки детей младшего школьного возраста, повышения уверенности в себе, понижения уровня застенчивости детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Выводы по главе 3

 

  1. На первом этапе был проведен ряд психодиагностических методик направленных на выявление уровня самооценки школьников. Вследствие чего были сформированы 2 группы: экспериментальная – с и контрольная с низким уровнем самооценки.
  2. Исходя из результатов данного исследования, нами была разработана психокоррекционная программа для экспериментальной группы, направленная на повышение уровня самооценки, развития саморегуляции и самоуправления, развитие интереса к себе с помощью метода сказкотерапии.
  3. В процессе коррекционных занятий применялись различные формы работы со сказкой и сказочным пространством, благодаря чему мы достигли видимых положительных результатов, повышение самооценки, развитие позитивной  Я-концепции.
  4. После проведенной психокоррекционной работы была осуществлена вторичная диагностика в экспериментальной группе подростков, которая показала качественное повышение результатов. В сравнительном анализе результатов первичного и вторичного психодиагностического исследования мы наблюдаем повышение самооценки по всем показателям.
  5. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что использование сказкотерапии в коррекционной работе психолога  является эффективным способом повышения самооценки школьников, развитие своих внутренних потенциалов, интереса и любви к себе как к личности, что было доказано в проведенном исследовании.  
  6. Это в свою очередь подтверждает гипотезу, выдвинутую нами в начале психологического исследования.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы охватили проблему психологического консультирования детей младшего школьного возраста.

Анализ изученной литературы позволяет сделать выводы о том, что психологическим консультированием является деятельность психолога, направленная на устранение или уменьшение негативных отклонений от нормы в развитии психики человека.

Психологическое консультирование детей младшего школьного возраста имеет ряд отличий связанных с особенностями возраста. Из-за того, что новообразованием данного возраста является учебная деятельность, консультирование и коррекция в данном случае осуществляются в групповой форме с использованием приемов и техник арт-терапии и сказкотерапии и работа психолога с родителями фактически не производится. Но существует работа с учителями, ведущими занятия в данных классах. Эта работа предполагает помощь учителей в адаптации детей с заниженной самооценкой, застенчивых детей, вовлечение таких детей в активные виды работы во внеурочное время. Также замечания учителей помогают психологу в проведении более качественного наблюдения за изменениями в поведении ребенка.

В результате обзора теоретической  литературы нами был выявлен ряд характерных проблем, с которыми сталкиваются педагоги и психологи в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Среди них одной из важнейших является проблема неадекватной самооценки и застенчивости.

Для успешной коррекции данной проблемы нами было подробно рассмотрено понятие самооценки и застенчивости.

 

Опираясь на труды  таких авторов, как А.А. Реан, С.А. Беличева, В.С. Богомолов и др., можно  заключить, что самооценка – это  оценка личности самой себя, своих  возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка зарождается  и развивается в контексте  отношения человека с другими  людьми. От того, насколько позитивным и успешным был опыт общения ребенка  с окружающими, будет зависеть степень  благополучия отношения ребенка к себе и другим. Гармоничная и адекватная самооценка служит твердым и позитивным фундаментом развития личности.

Существует множество  исследований, гипотез и теорий по данной проблеме. В своей работе мы опираемся на труды  отечественных  и зарубежных авторов, изучавших феномен самооценки - это Л.С. Выгодский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, А.А. Рояк, Д.И. Фельдштейн, К. Роджерс, А.И. Липкина, Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова и др.

Проведенный нами констатирующий эксперимент показал взаимозависимость  неадекватной самооценки и застенчивости у детей младшего школьного возраста.

Все дети, страдающие высоким  уровнем застенчивости, имели неадекватную заниженную самооценку.

В процессе проведения коррекционных  занятий в группе подростков, результаты диагностики показали следующее: в выборке из 10 человек у 70% детей самооценка повысилась до уровня  адекватной, у 50% детей понизился уровень застенчивости до нормы. 

Кроме этого наблюдение выявило уменьшение стеснительности, робости, неуверенности в себе застенчивых  детей.

Таким образом, можно подвести итог о том, что выдвинутая гипотеза полностью доказана. Программа психологической коррекции состоящей из занятий, направленных на сплочение коллектива, выработку навыков сотрудничества и навыков общения, с использованием методов сказкотерапии, действительно снижает уровень застенчивости и повышает уровень самооценки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учебное пособие для студ. Высш. Педагогических учебных заведений – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
  2. Беличева С.А. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков  М.; Смысл, 2001.
  3. Беличева С.А. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков  М.; Смысл, 2001.
  4. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: учебно-методическое пособие для психологов и педагогов М.: Генезис, 2005.
  5. Богомолов В. С. Тестирование детей: психологический практикум Р-на-Дону, Феникс,  2005.
  6. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие М.: Ось-89, 2002.
  7. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологичекую сказку. — М.: Ось-89, 2001.
  8. Выготский Л.С.   Психология развития человека М.: Смысл, 2004.
  9. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Мелодии дождя на Петербургских крышах. Психотерапевтические сказки – СПб.: «Речь», 2006 .
  10. Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала. - СПб.: "Белый кролик", 1999.
  11. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми, Москва 2001г.,
  12. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога – Ростов на дону.: Феникс., 2008.
  13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Грабенко Т. Игры в сказкотерапии – СПб.: «Речь», 2006.
  14. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М.: 2005.
  15. Зинкевич-Евстигнеева Т. Развивающая сказкотерапия - СПб.: 2006.
  16. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии» – СПб.: «Речь», 2006.
  17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004.
  18. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: Речь, 2006. – 140 с.
  19. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. Чудеса на песке - СПб.: «Речь», 2003.
  20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии - СПб.: «Речь», 2005.
  21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии - СПб.: «Речь», 2005.
  22. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д.Современное командообразование - СПб.: «Речь», 2004.
  23. Иванов Ю.М.  Энциклопедия  психотренинга  СПб:  Питер,   2004.
  24. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция, Москва 2000г.
  25. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения М.: Владос 1999.
  26. Копытин А. И.     Системная   Арт-терапия     СПб.:   Питер,  2001.
  27. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для школьников. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной  работы М.: ЦГЛ, 2004.
  28. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учебное пособие СПб.: Питер, 2006.
  29. Кулагина, И.Ю.,  Колюцкий, В.Н. Возрастная психология.: Полныйжизненный цикл развития человека. – М.: ТС «Сфера», 2001.
  30. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками М.: Владос, 2004.
  31. Малкина-Пых И.Г. Справочник  практического психолога  М.: Эксмо, 2005.
  32. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М., 2002.
  33. Матвеева O.A. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6–12 лет. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
  34. Ментс М. Ван Эффективный тренинг с помощью ролевых игр СПб.: Питер, 2001.
  35. Мухина В.С. Детская психология М.: Владос, 2001.
  36. Нейхароз  Дж. Властелин эмоций    СПб.:   Питер, 1997.
  37. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студентов психологического факультета университетов  М.: Сфера 2003.
  38. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов ВУЗов М.: Сфера, 2005.
  39. Основы психологии: Практикум /под ред. Л.Д. Столяренко, Р-на-Дону: Феникс, 2002.
  40. Первин Л., Джон О. Психология личности / под ред. Магуна В.С.  М. Аспект Пресс, 2001.
  41. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /под ред.  М. Р. Битяновой  СПб.: Питер, 2002.
  42. Программа  прохождения практики студентами психологического факультета и методические рекомендации по ее организации        Е.В. Харитонова  М.,     Гуманитарный институт,   2006 - 30 с.
  43. Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования //Справочник педагога-психолога. - 2010. - №6. - с 33-36
  44. Психология и педагогика /под ред. А.Г. Маклакова СПб.: Питер, 2005.
  45. Психология человека от рождения до смерти /под ред. А.А. Реана    М.: Эксмо, 2005.
  46. Равикович Н.Е. Тренинг командообразования. Цели, диагностика, игры  М.: Эксмо,  2005.
  47. Реан А.А. Коломинский Я.Л.  Социальная педагогическая психология – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.
  48. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в 2- х книгах М.: Владос, 2004.
  49. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007.
  50. Сборник психологических упражнений для проведения коррекционно-развивающих занятий с элементами тренинга /под ред Е.А. Хмелева М.: Гуманитарный институт 2005.
  51. Смирнова, Е.О. Детская психология. Учеб. Для студ. Высших педагогических учебных заведений. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003
  52. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия - М., 2001.
  53. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах Р-на-Дону: Феникс,  1999.
  54. Теория и практика социальной педагогики /под ред. Морзоевой Э.В. Владивосток: Дальнаука, 2003.
  55. Тестирование детей /под редакцией В.Н. Богомолова Р-на-Дону: Феникс, 2005.
  56. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие в 4- х томах М.: Генезис,  2003.
  57. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего  М.: Генезис,  2005.
  58. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие М.: Генезис, 2002.
  59. Цукерман Г.А.  Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности //  Начальная школа  2001 №1.  -  с.23 – 26.
  60. Чистякова М.И. Психогимнастика: учебное пособие М.: Владос, 1995.
  61. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога Харьков: Торсиг, 2005.
  62. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Радостное взросление, развитие личности  ребенка  СПб.: Речь, 2004.

Информация о работе Психологическое консультирование