Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание

Целью исследования является психологическое консультирование детей младшего школьного возраста с неадекватной самооценкой методом сказкотерапии.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологического
консультирования …………………………………………………….……7
Понятие и виды психологического консультирования………...7
Цели и задачи консультативной помощи……………………...12
Особенности метода сказкотерапии в психологическом
консультировании ………………………………………………………. 14
Выводы по первой главе………………………………………..20
Глава 2. Психологические особенности младшего школьного возраста.
Понятие самооценка ……………………………………………….…….21
2.1. Содержание когнитивной, аффективной и эмоционально-
мотивационной сфер ……………………………………………………..21
2.2. Сущность феномена самооценка. Особенности проявления
самооценки и застенчивости в младшем школьном возрасте……….24
2.3. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста ……………………………………………………..29
2.4. Выводы по второй главе……………………………………………44
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции
самооценки детей младшего школьного возраста методом
сказкотерапии……………………………………………………………46
3.1. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей школьного
возраста …………………………………………………………………..46
3.2. Программа психологической помощи детям с низким уровнем
самооценки и застенчивостью…………………………………………..56
3.3. Эффективность коррекционной программы ………………………62
3.4.Выводы по третьей главе…………………………………………….66
Заключение ………………………………………………………………67
Библиографический список……..………………………………….........69
Приложения……………………………………………………………….74

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_gab.doc

— 625.00 Кб (Скачать документ)

Существуют разные виды психологической помощи: непосредственно  консультирование, психологическая  коррекция, психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация, психологическое развитие или формирование новых психических операций или психических образований.

Здесь имеет значение глубина погружения, уровень процесса оказания психологической помощи.

В современной психологической науке выделяют два вида консультирования:

  1.   Контактное, при котором психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу, то, что называется в зарубежной литературе «face-to-face consulting».
  2. Дистантное консультирование, которое подразделяется на телефонное и письменное.

Синонимом первого вида консультирования является «очное консультирование», второго – «заочное».

Следующее основание  для классификации должно учитывать  количество клиентов одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть индивидуальной, и, соответственно, групповой.

Под последней следует  понимать  беседу психолога с  двумя и более клиентами, т. к. в ряде социально-психологических  работ объединение двух и более человек именуется малой группой.

С типами консультирования отчасти связана и определенная позиция консультанта. Причем под  термином позиция также могут  пониматься разные вещи.

С одной стороны, позиция  предполагает содержание действий консультанта, с другой – эмоциональный тон этих действий.

Позиции, обусловленные  содержанием, могут быть описаны  следующим образом:

  1. Консультант-советчик – дает клиенту информацию, прямые советы.
  2. Консультант-помощник – оказывает помощь клиенту  в нахождении «инсайта», внутреннего решения, в актуализации имеющихся внутренних резервов и т. п. Эта позиция наиболее приветствуема как в литературе, так и в современной практике психологического консультирования.
  3. Консультант-эксперт – показывает клиенту возможные варианты решения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом  и помогает ему выбрать наиболее адекватные.

Очевидно, что позиции  одного и того же консультанта могут  меняться как при работе с различными клиентами, так и в ходе одной  консультации, если последняя того требует.

Принимая во внимание эмоциональную сторону действий  консультанта, можно обозначить известную  классификацию подходов психотерапевта: директивный подход, недирективный  подход и промежуточный.

Г.С. Абрамова описывает  позиции взаимодействия в ситуации индивидуального консультирования сходным образом, выделяя:

  • взаимодействие на равных;
  • взаимодействие с позиции «сверху»;
  • взаимодействие с позиции «снизу».

Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи [1,с 78].

В качестве объектов психологического консультирования могут выступать личность, семья или группа.

 

1.2. Цели и задачи консультативной помощи

 

Повышение эффективности  управления клиентом собственной жизнью и развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности является основными целями любой консультативной помощи.

Консультирование обязательно должно включать научение клиента видению своих проблем, психологических комплексов и недостатков. Для этого нужно привнесение в его жизнь новых ценностей, ставящих перед ним необходимый для достижения идеал; альтернативных ракурсов видения жизни, выявляющих «падшее» состояние клиента; способности вырабатывать решения собственных проблем, опираясь на качественные методы реализации решения и реализовать их на практике.

Иногда цели консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией), и цели, связанные с обеспечением роста или развития, достижения состояния совершенства, т.е. приближенного равенства поставленному идеалу.

Задачи развития –  это основные задачи, с которыми люди сталкиваются на разных этапах своей жизни. Принцип совершенствования в духовной, морально-нравственной и интеллектуальной сферах своей внутренней жизни можно назвать одним из основных принципов жизни, вносящих огромный смысл в остальную деятельность человека.

В консультировании большое  внимание уделяется достижению состояния  психологического комфорта, состояния  гармонии сознания с совестью и восстановлению духовного и душевного здоровья. По А. Маслоу, полная актуализация подразумевает реализацию творческих способностей, автономию, социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем. Можно сказать, что конечная цель консультирования – научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами. Это согласуется с одним из ведущих методологических принципов социальной работы – концепцией независимой жизни.

Можно выделить несколько  универсальных целей психологического консультирования, которые в большей  или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

- способствовать изменению  поведения, чтобы клиент мог  жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность  жизнью, несмотря на некоторые  неизбежные социальные ограничения;

- развивать навыки  преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

- обеспечить эффективное  принятие жизненно важных решений: процессе консультирования пациент может научиться принимать самостоятельные решения, распределять свое время и энергию, оценивать последствия риска, свойства своей личности, исследовать поле ценностей, в котором происходит принятие решений, преодолевать эмоциональные стрессы, понимать влияние установок на принятие решений и т.п.;

- развивать умение  завязывать и поддерживать межличностные отношения: общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков; будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношений детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений;

- облегчить реализацию  и повышение потенциала личности: в консультировании необходимо  стремиться к максимальной свободе  клиента (учитывая естественные  социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

 

Перечисленные цели во многом совпадают с перечнем типовых  запросов клиентов и их ожиданий от результатов консультативной помощи: лучше понять самого себя или ситуацию; изменить свои чувства; суметь принять решение; утвердиться в решении; получить поддержку при принятии решения; суметь изменить ситуацию; приспособиться к ситуации, которая, скорее всего, не изменится; дать разрядку своим чувствам; рассмотреть возможности и выбрать одну из них. Но нужно учитывать и то, что клиент зачастую обращается за помощью по разрешению одних проблем, но в результате диагностики консультант видит, что психологическая проблема является следствием других причин. Поэтому в таких случаях необходимо коррекционная работа с целью приведения клиента к осознанию пагубности неосознанных им проблем и указание эффективных путей для как самостоятельного, так и совместного их разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности метода сказкатерапии в психологическом консультировании

 

Классики психологии неоднократно обращались к анализу  сказок. Еще К.Г. Юнг заметил, что  персонажи сказок, как и мифов, выражают различные архетипы и поэтому  влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э. Берн, указывал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека. И задача, которую ставит перед собой сказкотерапевт, обычно не столько объяснительная, сколько помогающая. Важно, конечно, как сформировался жизненный сценарий, в какие тупики он заводит человека, но еще важнее, чтобы человек сумел выйти из своих тупиков и пойти к своей подлинности - к жизни осмысленной и радующей, наполненной общением и чувством свободы.

Можно сформулировать несколько  определений понятия сказкотерапия:

  • Сказкотерапия - это лечение сказками, то есть совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Она несет в себе человеческое участие и мудрость. Это то, в чем на самом деле больше всего нуждается современный человек и в этом смысле сказка, безусловно, активизирует ресурсный потенциал личности;
  • Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения, так называемый "банк жизненных ситуаций";
  • Сказкотерапия - это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, то есть осознание взаимосвязи смысла сказочной ситуации и сказочных событий с реальной жизнью и поведением человека в реальных обстоятельствах, объективизация проблемных ситуаций;
  • Сказкотерапия - это процесс активизации когнитивного и творческого потенциала личности. Анализ сказок (когнитивный аспект) позволяет изменить или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации. Сочинение, рисование, драматизация сказок (творческий аспект) позволяет высвободить творческую энергию воображения. Эти силы позволяют конструктивно изменить свою жизнь;
  • Сказкотерапия - это синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии, философии разных культур.

Итак, сказкотерапия - это  один из наименее травмоопасных и  наиболее безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что именно с помощью  сказок (или под их влиянием) формируется жизненный сценарий и, соответственно, с помощью сказки можно проходит переосмысление, трансформацию и преображение внутреннего и внешнего мира, осмысление своего прошлого и моделирование лучшего будущего. Разумеется, любой психотерапевтический подход сам по себе не идеален. Иногда клиент не хочет или по каким-то причинам не готов сразу погружаться в мир творчества, фантазии совершенно не связанный с его реальной жизнью. В этом случае сказкотерапия на начальном этапе будет не эффективна, вызвав, возможно, даже сопротивление клиента относительно дальнейшей работы. В случае, сильно развитого логического мышления этот метод может и вовсе не подойти.

В человеческой цивилизации  сказкотерапия имеет почтенный  возраст - не одно тысячелетие. Однако в научном мире сказкотерапия имеет совсем юный возраст - 12 лет. Официальной датой основания Института сказкотерапии считается 1998 год в России в Санкт Петербурге.

На сегодня можно  выделить 4-е этапа в развитии сказкотерапии.

Первый этап развития сказкотерапии - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного творчества продолжается по сей день. К нему относятся притчи, сказки, байки, метафоры, мифы, которые всегда передавались из поколения в поколение, неся многовековую мудрость народа.

Второй этап развития сказкотерапии - собирание и исследование сказок и мифов. Эти исследования связаны с именами Карла Густава Юнга, Луизы фон Франц, Б. Беттельхейма. Юнг навел мосты между мудрецами Востока и психологами Запада. В основе его построения лежит символ. Символ, как и метафора, передает нечто большее, чем представляется на первый взгляд. Вся картина нашего психического мира опосредована символами - архетипами. Архетип - это врожденные элементы человеческой психики, это метафорические прототипы, представляющие многочисленные этапы эволюции человечества. Существуют архетипы отца, матери, мужественности, женственности, детства и т.д. Расшифровка глубинной архетипической природы сказочных образов дает возможность понимания сложнейших человеческих мотиваций и жизненных законов. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается до сих пор.

Третий этап - сценарии твоей жизни. Э. Берн указал на то, что  конкретная сказка может стать жизненным  сценарием человека. Сценарий - это  постепенно разворачивающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Это тот психологический импульс, который формирует судьбу человека независимо от его свободного выбора, и превращается в дальнейшем в жизненный сценарий. Можно проследить явное сходство между сказками или мифами и реальными людьми. Благодаря этому этапу развития сказкотерапии появилась возможность помочь человеку увидеть, как формировался его жизненный сценарии, в какие тупики и ловушки он заводит человека, а самое главное, помочь человеку выйти из этих тупиков и творить свою судьбу дальше.

Четвертый этап - комплексная  сказкотерапия. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как целостной  воспитательной системы, проверенной  многими поколениями наших предков. Шелдон Копп в своей книге "Гуру: метафоры от психотерапевта" рассказывает о спасительной роли сказок в собственном детстве и о том, как позднее он заново открыл воспитательную силу преданий и сказок. Научные доводы и изыскание не затрагивают душу, в то время как сказки, мифы, метафоры созданные самыми разными культурами мира западают в самые ее недра. Сейчас сказкотворение распространилось и в педагогической, и психологической системах. Познание многих вещей в педагогики даются через сказки, метафоры, притчи. Как в педагогике, так и в психологии активно используется прием "Сочини сказку". В отечественной психологии исследованию сказок посвятили себя Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, С.А. Черняева, А.В. Гнездилов. Ими собран и обработан огромный сказочно - метафорический материал, как авторских, так и дидактических сказок, историй, притч, который используется не только психологами, но и педагогами в учебно-воспитательном процессе.

Информация о работе Психологическое консультирование