Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:56, контрольная работа

Описание

Цель работы - раскрытие сущности психологии личности, дать представления о природе человека, структуре личности, динамике её развития.
Задачи работы:
Выявить общее и индивидуальное в психике человека. Рассмотреть соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», а также проблему личности в отечественной и зарубежной психологии.
Рассмотреть психологическую структуру личности.
Исследовать активность личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии………………………….3
2. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального………………………………………………………………………..5
3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности………………………………………………………………….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...12

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 62.82 Кб (Скачать документ)

   Активность  бывает:

  • Внешней (движение, мышечные усилия).
  • Внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д.

   Деятельность  -активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства.

   Без деятельности невозможна человеческая жизнь:

  • В процессе деятельности человек познает окружающий мир.
  • Создает материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу.
  • В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка.
  • Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир.
  • Деятельность человека формирует и изменяет его самого.

   Для всякой деятельности необходимы психические  процессы:

  • Внимание.
  • Память.
  • Мышление.
  • Воображение.

   С другой стороны, все эти психические процессы формируются и развиваются в деятельности, такова взаимосвязь психических процессов и деятельности.

Различают три основных вида деятельности:

  • Учебную.
  • Трудовую.
  • Игровую.

   Они отличаются друг от друга по:

  • Результатам.
  • Мотивам.
  • Организациям.
 

   Труд - основной вид деятельности и его результатом является создание общественно - полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)

   Творческая  деятельность - ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.)

   Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главное - напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно мнение, что талантливому человеку все достается без труда. Наоборот, многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).

       «Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» Чайковский.

     Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.

     Учение  дает полезный продукт лишь на производственной практике, при обучении профессии.

     Игра не дает общественно значимого продукта.

     Различны  и мотивы этих видов  деятельности:

  • Мотивом труда является осознание общественной необходимости.
  • Игра мотивированна интересом.

     Различны  и организация этих видов деятельности:

    • Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте;
    • Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет;
    • Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение;

   С точки зрения структуры  различают цели и  мотивы деятельности:

    • Цель - то, ради чего действует человек.
    • Мотив - то, почему, он так действует.

   Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Они состоят из движений:

Деятельность ® Действия ® Движения

     Например: пошить пальто - деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.), все эти действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из окружающего мира.

     Действия  бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и  контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных  чувств и называют импульсивными.

     Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между содой.

     Интерес - избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.

     Бывают  разные виды интересов:

  • Материальные - стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный  
    пример - Плюшкин.
  • Духовные - характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего, познавательные интересы.
  • Непосредственный - интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.
  • Опосредованный - интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.
  • Пассивный - интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).
  • Активный - интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

   В зависимости от широты и глубины  интереса, находится уровень развития личности. 
 

   К основным факторам формирования личности относятся:

Среда - важнейший фактор социализации человека и его становления. Среда - это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.

Выделяют:

  • Микросреду - контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, «улица» и т.п.);
  • социальную среду - конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;
  • естественную среду - определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности;
  • наследственность - генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;
  • обучение, воспитание, образование;
  • степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.

     Можно иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной среде, получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проблема  личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится  к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения. Многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но главной характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности есть и в психологии, социологии, педагогике, литературе. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен, тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То, чего не достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его « Я» есть господин».

     Личность  есть господин самого себя, - такова максима  ценностного осмысления феномена личности в культуре.

                                                                                                                                                                           
 
 
 
 
 
 

                    

ЦЕЛИ  И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

ВВЕДЕНИЕ 

     Обучение  - процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Строительным материалом, источником «создания» личности служит мировая культура  - духовная и материальная,  отражающая всё богатство накопленного человечеством опыта.

     Под содержанием образования следует  понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколении, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.  Образование можно представить как процесс и результат усвоения определённой системы знаний, умений и навыков, способов мышления, обеспечения на этой основе соответствующего уровня развития личности.

     Актуальность  работы -   разработка новых образовательных методик, проведение исследований по этой теме направлены на совершенствование современной системы образования. А применение на практике новейших образовательных технологий, в свою очередь, положительным образом сказывается на формировании личности, соответствующей социальным требованиям, это и обуславливает актуальность данной работы.

     Цель  работы  -  проанализировать  цели и содержание образования.

   Задачи  работы:

  1. Дать современное понятие содержанию образования, определить его цели и задачи.
  2. Рассмотреть основные теории и виды образования.
 
 

1. Современное понятие  содержания образования,  его цели и задачи. 

     Образование во все времена было и остается соразмерным процессу исторического  развития человеческого сообщества. Осмысление сущностных и глубинных целей образования и его содержания во все времена было и остается основным компонентом образовательного процесса - объективным требованием времени. Изучение содержания образования - следующая логическая ступень в формировании образа школы. И это изучение должно быть проведено не только на основе экспертных оценок, пусть даже коллективных и очень компетентных (например, уважаемых представителей учебно-методических объединений), но и посредством обоснованных, научно доказанных фактов.

     Перед общим образованием ставится цель вооружить  человека знаниями и умениями пользоваться материальными и духовными продуктами, средствами информации, массовой коммуникации и передвижения, грамотно ориентироваться  в огромном мире окружающих нас вещей.

     Потребности этой профессиональной сферы человека должны определять цели и содержание общего образования. Путей их реализации может быть выделено много. Наиболее важными являются следующие восемь содержательных направлений развития общего образования.

     Первое, что мы должны дать в общем образовании,  это адекватную реальности естественнонаучную картину мира. «Без естествознания нет спасения современному человеку,» - справедливо еще в прошлом веке писал А.И. Герцен, - «без него где-нибудь в душе остается монашеская келья и в ней мистическое зерно».

     Второе  требование, как логическое продолжение  первой задачи, заключается в доведении  до обучающихся правил их поведения  в социуме. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество», - подчеркивал В.Г.Белинский. Поэтому уже со школьной скамьи человек должен знать установленные обществом социальные нормы и традиции социума, к которому он принадлежит.

Информация о работе Психология личности