Работа психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:35, дипломная работа

Описание

В работе изучены основные характеристики, механизмы и закономерности внимания; дана характеристика младшего школьного возраста; изучены коррекционно-развивающие программы различных авторов по развитию внимания в младшем школьном возрасте; проведено экспериментальное исследование особенностей внимания младшего школьника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..
1.1. Теоретический анализ внимания как познавательного психического процесса…………………………………………………….
1.1.1.Физиологическая и психическая природа внимания…..
1.1.2. Основные виды и свойства внимания………………….
1.2. Особенности внимания детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………..
1.2.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………………………………………………...
1.2.2. Специфические особенности внимания младшего школьного возраста………………………………………………………...
1.3. Основные направления деятельности психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста………………
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..
2.1. Описание психодиагностических методов исследования внимания детей младшего школьного возраста………………………….
2.2. Анализ результатов проведенного исследования…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

vnimanie mladshego shkolnika.doc

— 361.50 Кб (Скачать документ)
 
 

федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

"Саровский государственный физико-технический институт"

     

Гуманитарный  факультет

     

кафедра психологии

     

Дипломная работа

 
 
на  тему:
  Работа  психолога  
  по  развитию внимания  
  детей младшего школьного  возраста  
     
Дипломник Кармишин  Константин Николаевич  
Руководитель работы Суворова  Ирина Григорьевна  
  ФГОУ  ВПО «СарФТИ» кафедра психологии зам. зав. кафедрой, доцент  
     
Рецензент Паничкина Светлана Владимировна  
  зам. директора МОУ ДОД «Молодежный Центр»  
     
   
Зав. кафедрой к.пс.н., доцент Володько Наталия Валерьевна  
 
г. Саров

2007 г


 

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..  
6
    1. Теоретический анализ внимания как познавательного психического процесса…………………………………………………….
 
6
          1.1.1.Физиологическая  и психическая природа внимания….. 7
          1.1.2. Основные виды  и свойства внимания…………………. 14
     1.2. Особенности внимания детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………..  

23           

          1.2.1. Психологическая  характеристика младшего школьного  возраста………………………………………………………...  
23
          1.2.2. Специфические  особенности внимания младшего  школьного возраста………………………………………………………...  
29
     1.3. Основные направления деятельности  психолога по развитию внимания  детей младшего школьного возраста………………  
32
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА……………………………………………..  
46
     2.1. Описание психодиагностических методов исследования внимания детей младшего школьного возраста………………………….  
46
     2.2. Анализ результатов проведенного  исследования……………. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 54
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………. 56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………... 61

 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В обыденной жизни на человека постоянно  действует множество раздражителей. Однако в определенный момент времени  он реагирует на те из них, которые  в большей степени, чем другие, соответствуют его потребностям и, следовательно, имеют для него более важное жизненное значение. Значимые объекты привлекают внимание, определяют его направленность, менее значимые в это время не замечаются. Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни - в быту, в процессе общения с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде: внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет ее избежать, устранит препятствие на пути. Внимание может в процессе обучения превращаться во внимательность - ценнейшую черту человеческого характера [20; 90].

     Ни  один психический процесс не может  протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А, фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.

     Также, от развития внимания зависит успешность обучения в школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без  отвлечений, следовать инструкциям и  контролировать получаемый результат. Внимание  выражается  в точном  выполнении  связанных с ним действий.  Образы,  получаемые   при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью.  При наличии внимания мыслительные процессы протекают  быстрее  и  правильнее,  движения выполняются более аккуратно и четко.

     В связи с тем, что в последние  годы изменились условия современной  жизни, и вследствие этого изменилось и здоровье детей, обострились проблемы нарушения внимания. Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от  рассеянности или неразвитости своего внимания.  Развивать  и  совершенствовать  внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. 

     В  настоящее  время  стали  актуальными  вопросы  развития  внимания  и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Не только в дошкольном, но и в младшем школьном возрасте. Существуют отдельные программы коррекции и развития внимания, однако, опыт организации комплексной работы по развитию внимания освещен недостаточно.

     Проблемой внимания как психического процесса занимались различные ученые и деятели  психологии: Д. И. Узнадзе, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, П. Я. Гальперин, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин.

     Внимание  детей младшего школьного возраста исследовали С.А. Гапонова, Л. И. Божович, Р. С. Немов, В. С. Мухина

     О. В. Хухлаева, Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева и Н. П. Локалова разработали программы по развитию и коррекции внимания.

     Цель  работы: Разработка основных направлений комплексной работы психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста.

     Объект – внимание детей младшего школьного возраста.

     Предмет – произвольность внимания детей младшего школьного возраста.

     Гипотеза  экспериментального исследования: Внимание детей в младшем школьном возрасте характеризуется недостаточной сформированностью таких свойств как продуктивность, концентрация, избирательность и объем внимания.

     В своей работе мы ставим задачи:

1. Изучить  основные характеристики, механизмы  и закономерности внимания.

2. Дать  характеристику младшего школьного  возраста

3. Изучить  коррекционно-развивающие программы  различных авторов по развитию  внимания в младшем школьном  возрасте.

4. Провести  экспериментальное исследование  особенностей внимания младшего школьника.

5. Рассмотреть  возможности работы психолога  по развитию внимания.

     Методологические  основы работы составляют исследования внимания Л. И. Божович, С.А. Гапоновой, В. С. Мухиной, Р. С. Немова.

     Методы  исследования:

  • обзорно-аналитический метод изучения психологической литературы;
  • эмпирические методы: психологическое тестирование; анкетирование
  • методы математической статистики.

     В нашей работе был проанализирован  и обобщен опыт отечественных (С.А. Гапонова, Л. И. Божович, Н. Н. Ланге, Р. С. Немов, В. С. Мухина) и зарубежных (У. Нейсер, У. Джемс, Т. Рибо) исследователей в области изучения внимания детей младшего школьного возраста.

     Практическая  значимость работы заключается в  том, что на основе обобщения подходов к проблеме внимания представлена разработка комплексной работы, которую можно использовать практическим психологам образования.

     Экспериментальная база исследования: МОУ «Лицей №15»  г. Сарова (20 человек).

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ  ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

     1.1 Теоретический анализ внимания как познавательного психического процесса

     Внимание  представляет собой психологический  феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса [25; 355].

     С другой стороны, существуют разногласия  в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание — это познавательный психический процесс [25; 354]. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.

     В связи с выше представленными разногласиями существуют разные подходы и к определению понятия внимания.

     Внимание  – это осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных  программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием [37; 251].

     Внимание  — направленность и сосредоточенность  сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других [11; 110].

     В своей работе мы будем придерживаться определения данного А. Г. Маклаковым: вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном [25; 354].

     В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, — надо удержать этот выбор, сохранить его.

     Как следует из данного нами определения, другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью, прежде всего, подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задание, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда не удается отвлечься от постороннего, выполнение задания осложняется.

     Направленность  и сосредоточенность тесно связаны  между собой. Одно не может существовать без другого. Когда внимание направляется на что-либо, то одновременно с этим происходит сосредоточение на этом. И наоборот, когда происходит сосредоточение на чем-либо, то психическая деятельность направляется на это. Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение — с углубленностью в занятие.

     1.1.1. Физиологическая  и психическая  природа внимания

     Внимание  обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени. Но, говоря о двух зонах ясности и отчетливости сознания, следует иметь в виду, что в неясной зоне сознания существуют свои фазы смутности и неотчетливости. Как и в поле зрения, чем ближе к центру, тем более отчетливо мы осознаем те или иные явления. Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется, прежде всего, ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.

     Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметить ориентировочный рефлекс.

     Однако  внимание не может быть объяснено  лишь одним ориентировочным рефлексом. В психологической литературе обычно рассматривают две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражителей: периферические и центральные.

Информация о работе Работа психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста