Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:35, дипломная работа
В работе изучены основные характеристики, механизмы и закономерности внимания; дана характеристика младшего школьного возраста; изучены коррекционно-развивающие программы различных авторов по развитию внимания в младшем школьном возрасте; проведено экспериментальное исследование особенностей внимания младшего школьника.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..
1.1. Теоретический анализ внимания как познавательного психического процесса…………………………………………………….
1.1.1.Физиологическая и психическая природа внимания…..
1.1.2. Основные виды и свойства внимания………………….
1.2. Особенности внимания детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………..
1.2.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………………………………………………...
1.2.2. Специфические особенности внимания младшего школьного возраста………………………………………………………...
1.3. Основные направления деятельности психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста………………
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..
2.1. Описание психодиагностических методов исследования внимания детей младшего школьного возраста………………………….
2.2. Анализ результатов проведенного исследования…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...
Таким
образом, важнейшим фактором развития
в этом возрастном периоде является
поступление в школу и
1.2.2 Специфические особенности внимания младшего школьного возраста
Как известно, у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, оно же в первое время обучения преобладает и у младших школьников. Возможности волевого управления вниманием в начале этого возраста ограниченные. Вот почему развитие произвольного внимания становится задачей первостепенной важности.
Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации. Но при этом ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых.
Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если шести-семилетний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.
Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия («Дети! Откроем альбомы. Возьмем красный карандаш и в верхнем левом углу - вот здесь - нарисуем кружок...» и т.д.).
Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.
Интенсивному формированию внимания способствует четкая организация действий ребенка с использованием контроля: такими действиями может быть специально организованная проверка сделанных им или другими учащимися ошибок. Г. А. Цукерман показала, что вообще учебный материал дети лучше усваивают в совместной работе со сверстниками. Ею были получены убедительные данные о том, что дети, работающие в классе в виде кооперации, более успешно формируют рефлексивные действия, действия по контролю и оценке, чем дети, работающие традиционно. Постепенно школьник учится руководствоваться самостоятельно поставленной целью, т. е. произвольное внимание становится у него ведущим [51; 96].
Также развиваются свойства внимания: объем, распределение. Так, у учащихся 1-го класса неумение распределять внимание особенно ярко проявляется во время диктантов, когда необходимо одновременно слушать, припоминать правила, применять их. В результате дети могут потерять темп и ритм деятельности, перепутать буквы в слове, сделать ошибки не на правила и т.д. Но уже ко 2-му классу у детей наблюдаются заметные сдвиги в совершенствовании этого свойства.
На начальном этапе обучения проявляется и большая неустойчивость внимания. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не успеть выполнить задание в срок, пропустить буквы в слове или слова в предложении и т. д. Развивая устойчивость, надо помнить, что в 1-м и 2-м классах она выше при выполнении детьми внешних действий и ниже при выполнении умственных. Поэтому нужно чередовать умственные занятия с занятиями по составлению схем, рисунков, чертежей, организовывать небольшие паузы для отдыха [53; 200].
В начале обучения несовершенно у учащихся и переключение внимания, так как у них еще не сформировались учебные умения и навыки, позволяющие им быстро перейти от одного вида учебных занятий к другим.
Ко 2-му классу учебная деятельность становится более совершённой, соответственно улучшается и; деятельность по переключению внимания. Как указывает Р. С. Немов, к 4-му классу школы объем, устойчивость, переключение и концентрация произвольного внимания у детей почти такие же, как у взрослого человека [12; 71].
И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности [27; 341].
1.3. Основные направления деятельности психолога по развитию внимания у детей младшего школьного возраста
Педагог может управлять вниманием детей двумя путями:
1. Способствовать приложению учащимися волевых усилий; 2. Увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя попусту свои силы, т. е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходил в непосредственный интерес.
Однако эти пути трудно реализовать, если у учащихся по различным причинам не развито внимание как познавательный процесс. В этом случае подключается к работе психолог.
Первый этап работы психолога с детьми в общем случае представляет собой организационный этап, который включает в себя:
а) определение точной цели диагностического исследования, то есть того, что психолог/педагог намерен достичь в процессе работы с ребенком;
б) постановку задач, то есть определение того, что необходимо проделать в ходе работы;
в) выбор методов работы, рассмотрение возможностей применения различных методов и техник для расширения объема информации о ребенке (например, беседа с родителями, педагогами, и т.д.), для контроля достоверности предварительной информации, закрепления полученных результатов.
В своей работе мы выделяем 3 направления деятельности психолога: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, пропедевтика.
Диагностическая работа с детьми младшего школьного возраста
Прежде чем решать, нужна ли коррекционная или развивающая работа с ребенком, необходимо выявить особенности его психического развития, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам, требованиям общества и др.
Психодиагностика помогает получить информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, о трудностях в обучении, которые испытывают младшие школьники, о возрастной динамике индивидуальных различий у детей, в том числе проявлений полового диморфизма.
При определении целей и задач диагностики необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возрастных ступенях.
Развитие в онтогенезе имеет сложный системный характер. Диагностическое обследование как раз и позволяет раскрыть целостную системную картину причинно-следственных связей, сущностных отношений между выявляемыми признаками, симптомами отдельных нарушений, отклонений и их причинами.
Д.
Б. Эльконин отмечал, что необходима
специальная диагностика, направленная
на контроль за ходом их психического
развития с целью коррекции
Психологический диагноз производится не только по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях. Большое значение при постановке психологического диагноза имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития конкретного ребенка [38; 112].
Процедура диагностики включает 6 этапов:
I.
Подготовительный этап (разъяснительная
работа с родителями и
II. Групповая диагностика.
III. Индивидуальное обследование.
IV.
Обработка результатов,
V.
Групповое и индивидуальное
VI.
Коррекционно-развивающяя
Диагностическая работа освещена у авторов Т. Г. Богдановой, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко [52; 35], В. Богомолова [46; 267] и у многих других.
Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания, распределения, объема внимания.
Таким образом, наиболее эффективными и целесообразными являются следующие методики:
При выборе методик мы опираемся на уже имеющиеся исследования о валидности того или иного диагностического материала.
Определены принципы отбора диагностических методик:
Таким образом, для нашего эксперимента определен диагностический минимум при исследовании внимания первоклассников:
1. «Тест Мюнстбергера» (исследует избирательность и помехоустойчивость внимания) (см. Приложение 1);
2. «Корректурная проба Бурдона» (исследует устойчивость и концентрацию внимания) (см. Приложение 2);
3.
Методика «Точки» (исследует
Для определения актуальности и важности работы над развитием внимания мы составили анкету для родителей и учителей (см. Приложение 4).
Коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста.
Мы рассмотрели и проанализировали программы по развитию внимания О. В. Хухлаевой [50; 163], Н. Ю. Куражевой и Н. В. Вараевой [18; 56], Н. П. Локаловой [23; 248], Елена Бармашовой [15; 8].
Развитие и совершенствование внимания рассмотрено Н. Ю. Куражевой и Н. В. Вараевой в коррекционной программе «Цветик-Семицветик». Она направлена на создание условий для естественного психологического развития ребенка. Программа реализуется через выполнение следующих задач:
Формы работы: групповые занятия, индивидуальная работа, работа с родителями детей.
Данная программа развивает объем, концентрацию и устойчивость внимания.
Построение
программы для каждого
Информация о работе Работа психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста