Работа психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:35, дипломная работа

Описание

В работе изучены основные характеристики, механизмы и закономерности внимания; дана характеристика младшего школьного возраста; изучены коррекционно-развивающие программы различных авторов по развитию внимания в младшем школьном возрасте; проведено экспериментальное исследование особенностей внимания младшего школьника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..
1.1. Теоретический анализ внимания как познавательного психического процесса…………………………………………………….
1.1.1.Физиологическая и психическая природа внимания…..
1.1.2. Основные виды и свойства внимания………………….
1.2. Особенности внимания детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………..
1.2.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………………………………………………...
1.2.2. Специфические особенности внимания младшего школьного возраста………………………………………………………...
1.3. Основные направления деятельности психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста………………
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..
2.1. Описание психодиагностических методов исследования внимания детей младшего школьного возраста………………………….
2.2. Анализ результатов проведенного исследования…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

vnimanie mladshego shkolnika.doc

— 361.50 Кб (Скачать документ)

     Новизна данной программы заключается в  том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего младшего школьного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года. Основа данной программы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога [18; 58].

     Коррекционная программа «Игровая мозаика» Елены Бармашовой [15; 8] - программа занятий по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

     Цель  программы: Коррекция произвольности внимания.

  Занятия рассчитаны на детей 5—7 лет; проводятся 1—2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия 30—40 минут. Оптимальное количество участвующих в занятии детей - 8—12 человек.

Занятия включают:

  • игры: с правилами, словесные, подвижные, развивающие;
  • упражнения творческие и подражательно-исполнительного характера;
  • свободное и тематическое рисование;
  • релаксацию.

  Результативность  и эффективность данной коррекционной  работы была выявлена путем обследования, проводимого два раза: до начала развивающих коррекционных занятий и после окончания курса. Анализ результатов включал в себя тесты на внимание:

— «Копирование точек»;

  • «Графический диктант» (В.В. Давыдов); 
      «Перепутанные линии»;
  • «Знаковый тест».  

     Краткая характеристика развивающей программы  Н. П. Локаловой «Уроки психологического развития младшего школьника» [23; 11].

Целью развивающей работы является формирование у учащихся психологических когнитивно-личностных структур путем целенаправленного и всестороннего развития системы текущих процессов анализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных знаний.

     В развивающей программе «Уроки психологического развития» одинаково важное значение придается формированию самих когнитивных умений и тем знаниям, которые с их помощью приобретаются, так как эффективное развитие когнитивной сферы возможно только как «сплав» взаимосвязанных и одновременно протекающих разноуровневых процессов анализа и синтеза при усвоении содержательного знаниевого материала.

     Обучение  школьников различным когнитивным умениям на основе всестороннего развития системы аналитико-синтетических процессов позволяет не только развивать интеллектуальный потенциал учащихся, но и заложить основу логико-аналитического отношения к действительности как составляющую общей направленности деятельности и поведения человека, т.е. его мировоззрения [23; 20].

     Мы  предлагаем свой подход к организации психологической работы по развитию внимания в 1 классе, основываясь на диагностике исследований. Ориентируясь на физиологические основы внимания и особенности младшего школьного возраста, мы сформулировали принципы. В соответствии с возрастными особенностями и целями принципы звучат так:

    • Занятия проводятся в игровой форме;
    • Необходимо создавать проблемную ситуацию
    • Включать все виды внимания, волю, самоконтроль
  • Развивать субъективацию деятельности школьников (они должны осознавать, что и для чего они делают; учиться ставить цели и формулировать их; планировать свою деятельность)
    • Расширять знания учащихся о внимании, как психологическом процессе
  • Создавать различный эмоциональный фон занятий (связь эмоций с произвольным вниманием)
  • Обучать детей управлять физическим состоянием организма (дыхание, движение, повышение периферической температуры)
  • Подключать специалистов различного профиля
  • Обучать детей приемам профилактики переутомления внимания

     Занятия рассчитаны на детей 6 – 7 лет; проводятся 2 раза в неделю; продолжительность  занятия 30 – 40 минут.

     Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с родителями

     Цель  – развитие видов, свойств и произвольности внимания.

     Так как внимание связано с волей, эмоциями мы поставили следующие  задачи:

    1. Способствовать развитию произвольного внимания
    2. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы
    3. Разработать рекомендации родителям
    4. Разработать рекомендации учителям

    Методы:

    • Игры: с правилами, словесные, подвижные, спортивные, развивающие.
    • Упражнения творческого и исполнительного характера
    • Релаксация

    Игры  и упражнения, используемые в программе:

      Внимание: концентрация («найди отличия», «индейцы», «круги»); наблюдательность и объем («заметь все», «ищи безостановочно», «Шерлок Холмс», «опиши партнера»); распределение (упражнения на тренировку распределения внимания, «обратный отсчет», «окна»); переключение («веселое троеборье», «утренняя гимнастика», «не пропусти профессию», «рыбы птицы звери»); произвольность («запретное движение», «запретное слово», «делай как я»).

      Движение: «четыре стихии», «хлопки», «зеркало», «тир», игры с мячом, спортивные игры и физические упражнения.

      Релаксация: «тряпичная кукла и солдат», «поймай мышь», «путешествие на облаке», «улыбка».

      Эмоции: «передай маску», «на что похоже мое настроение», «называем чувства», «шурум-бурум», «попугай», «толкалки», «датский бокс»,  «изобрази животное».

      Мы  приводим схему занятий:

      1. Разминка («рукопожатие», «гимнастика»)
      2. Знакомство или приветствие («Имя и движение»,  «Снежный ком»)
      3. Упражнения на развитие наблюдательности, объема и переключение внимания «Ищи безостановочно», «Веселое троеборье»,  «Четыре стихии»
      4. Упражнение для расслабления «Путешествие на облаке»
      5. Итог занятия (настроение в цвете)
 

     Пропедевтическая  работа

     Пропедевтика предварительный круг знаний о чем-нибудь [32; 617].

     Пропедевтическая  работа осуществляется в двух направлениях, с родителями и преподавателями, а также с детьми младшего школьного возраста в рамках нашей программы.

     С проблемой внимания детей, сталкиваются как родители, так и учителя. И  это вполне понятно, поскольку учебная  деятельность требует от ребенка  новых, более высоких форм произвольного  поведения, способностью управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.

      Как правило, родители и учителя прекрасно  понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного  обучения.

      Просветительская  работа будет направлена на выявление  причин недостаточного внимания школьника и разъяснение способов коррекции внимания. Наиболее распространенные причины недостаточного внимания: СДВГ, хронические соматические заболевания ребенка, индивидуальные особенности нервной системы, переутомление и перегрузки, возрастные ограничения в развитии внимания, недостаточная мотивация выполнения деятельности.

     Развитие  внимания ребенка – процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой  работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания (корректурные задания, упражнения направленные на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий).

      Поэтому на родительские собрания рекомендуется  приглашать медицинских специалистов: психоневрологов, неврологов, психотерапевтов, терапевтов.

     Основное  условие, которое необходимо соблюдать  родителям в ходе проведения такой  работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер.

     Задания на развитие внимания, можно предлагать детям в форме игр, соревнований и т.д. Самое главное в таких  занятиях – заинтересованность родителей, их внимание к самому ребенку, его  успехам и достижениям.

     Немаловажную  роль в пропедевтической работе занимает родительское собрание, оно позволяет  совместно учителю и родителю осуществлять контроль за ребенком.

     Родительское  собрание — это основная форма  совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания, учащихся в школе и дома. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активность их роли в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.

      Избираемая  для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности младшего школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи.

  Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы учитель отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть избраны следующие:

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
  • содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
  • выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
  • пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей;
  • подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год.

  И еще об одном моменте родительского  собрания следует упомянуть. Опытный педагог Л.Ф. Галактионова называет его послесловием. Для выяснения результативности коллективного обсуждения той или иной проблемы учитель предлагает возвращаться к ней на последующих собраниях, в ходе которых используется метод решения родителями педагогических задач-ситуаций по ранее обсужденной проблематике семейного воспитания. Послесловие должно быть у каждого родительского собрания, так как оно способствует повышению влияния проведенного собрания на жизнь класса, на воспитание и развитие учеников [16; 29].

  Рекомендации  для родителей

  • Ребенок, привыкший, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Поэтому приучать ребенка к самостоятельности нужно с раннего возраста. Пусть он помогает вам по хозяйству — постепенно у него появится домашняя обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом — выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни). Он должен учиться сам себя обслуживать: убирать за собой игрушки, одеваться, а затем и собирать портфель в школу.
  • 6–7-летний ребенок редко умеет самостоятельно организовать свою деятельность — ему нужен график работы и список предстоящих дел, письменные и устные напоминания. С частыми отвлечениями поможет справиться составление расписания и развитие у ребенка чувства времени.
  • Для начала понаблюдайте за стилем работы своего ребенка: быстро ли он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т.д.), какие учебные предметы ему наиболее интересны. Затем, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, вместе с ним составьте план выполнения уроков на каждый день.
  • Если ребенок хочет посмотреть телевизионную передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе с ним рассчитать время так, чтобы все успеть. Предположите, сколько времени займет у него выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только задание, сделанное полностью, с соблюдением всех требований. Творческий подход к процессу увлечет ребенка, выполнение уроков перестанет восприниматься как скучная обязанность.
  • Составляя план работы, помните, что 6–7-летние дети еще физиологически не способны долго усидеть на месте, выполняя монотонную работу, поэтому обязательно обеспечьте возможность частой смены деятельности.
  • Постепенно ребенок приучится рассчитывать свое время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата.
  • Легко утомляемому ребенку рекомендуется работать, разделив одно задание на два-три по 10–15 минут каждое, сделать небольшой перерыв между ними, во время которого можно подвигаться. Если ребенок не может быстро включиться в задание, начинайте с более легких и интересных, а сложное оставляйте на потом.
  • Настроиться на успешное и быстрое выполнение домашней работы ребенку поможет тот вид деятельности, который ему более интересен и лучше получается.
  • Чувство времени у ребенка можно развивать, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько длится определенная фраза, сколько поезд едет от станции до станции и т.д.)

Информация о работе Работа психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста