Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:35, дипломная работа
В работе изучены основные характеристики, механизмы и закономерности внимания; дана характеристика младшего школьного возраста; изучены коррекционно-развивающие программы различных авторов по развитию внимания в младшем школьном возрасте; проведено экспериментальное исследование особенностей внимания младшего школьника.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..
1.1. Теоретический анализ внимания как познавательного психического процесса…………………………………………………….
1.1.1.Физиологическая и психическая природа внимания…..
1.1.2. Основные виды и свойства внимания………………….
1.2. Особенности внимания детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………..
1.2.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………………………………………………...
1.2.2. Специфические особенности внимания младшего школьного возраста………………………………………………………...
1.3. Основные направления деятельности психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста………………
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..
2.1. Описание психодиагностических методов исследования внимания детей младшего школьного возраста………………………….
2.2. Анализ результатов проведенного исследования…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...
Среди свойств внимания выделяют устойчивость, концентрацию, отвлекаемостъ, распределение, переключаемость, объем.
Важнейшим фактором развития внимания в этом возрастном периоде является поступление в школу и связанное с этим расширение сфер деятельности и общения. Именно в младших классах первостепенную важность имеет форма обучения, прежде всего развивающие занятия и проблемный подход. Такие занятия не только повышают интерес детей к содержанию материала, но и создают установку для его переноса на другие виды деятельности. Поэтому нужно чередовать умственные занятия с занятиями по составлению схем, рисунков, чертежей, организовывать небольшие паузы для отдыха Постепенно школьник учится руководствоваться самостоятельно поставленной целью, т. е. произвольное внимание становится у него ведущим
И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.
Таким образом, внимание обусловлено активностью целой системы иерархически связанных между собой мозговых структур. Существует много различных теорий внимания, которые рассматривают связь внимания с различными психическими процессами: эмоциями, волей, сознанием, а также индивидуальные особенности личности. С точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. При этом особую роль в объяснении природы внимания отводится движениям.
На основе полученных данных, мы предлагаем свой подход к организации работы психолога по развитию и коррекции внимания, предложили некоторые рекомендации родителям и учителям
Проанализировав различные методики для развития внимания для нашего эксперимента, был определен диагностический минимум при исследовании внимания первоклассников.
Таким образом, количественно-
В
своей работе мы подтверждаем поставленную
нами гипотезу и выполняем выдвинутые
нами задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Акимова М. К., Козлова В. Т.
Диагностика умственного
2. Алиева М. А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2001. – 216 с.
3.
Андрущенко Т. Ю., Каркбекова Н.
В. Коррекционные и
4. Баскакова И. Л. Некоторые возможности обработки экспериментальных данных устойчивости внимания по методу корректурной пробы // Вопр. психологии. 1968. № 3. с. 161 – 167.
5. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1986.
7. Волков Б. С., Волкова Н. В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика; Учебное пособие / По науч. ред. Б. С. Волкова – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2004 – 192 с.
8. Волков Б. С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. М., 2004.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологии/ Гл. ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982.
10. Гальперин П. Я., Кобыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1975 – 592 с.
11. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 276 с.
12. Гапонова С.А. Возрастная психология (Краткий курс): Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1999. 112с.
13. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.
14. Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. – В сб.: Психологическая наука в СССР. Т. I. М., 1959.
15. Дошкольный психолог № 1/2005.
16. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 144 с.
17. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
18. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-Семицветик». – СПб.: Речь, 2004. – 96 с.
19. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1996.
20. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника // Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
21. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М.: Знание, 1980. – 96 с.
22. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
23. Локаловой Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с..
24. Лурия А. Р. Внимание и память. – М., 1975.
25. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
26. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
27. Мухина В. С. М 92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 456 с.
28. Немов Р. С. Психология. Психология образования: Книга 2. М., 1994.
29.
Обухова Л. Ф. Детская
30. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
31. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.
32. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е издание., дополненное. – М.: Азбуковник, 1998. – 944 с.
33. Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. – М., 1990.
34. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений/Т.Д. Марцинковская, Т.М.Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 528 с
35. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001
36. Психолог в начальной школе / Под ред. Т. Ю. Андрющенко. – Волгоград, 1995.
37. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер,2005. – 651 с.
38. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. -160 с.
39. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М., 1990
40. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекция внимания у детей 5 – 7 лет: Методическое пособие. – М.: Теревинф, 2004. – 47 с.
41. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 480 с.: ил.
42. Рубинштейн С. Н. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
43. Соловьева О. В. Развитие познавательных способностей школьников. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 384 с.
44. Сорокоумова Г. В. Развитие интеллектуального потенциала школьника: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 1994. – 66 с.
45. Страхов И. В. Воспитание внимания у школьников. М., 1958.
46. Тестирование детей/ Составитель В. Богомолов – Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 347с.
47. Тихомиров О. К. Понятия и принципы общей психологии. - М., 1992.
48. Тушканова О. И. Развитие внимания. – Волгоград, 1997.
49. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006. – 541 с.
50 Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). – М.: Генезис, 2004. – 303 с.
51. Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе. - М., 1985.
52. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т. Г. Богданова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко и др.; Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.
53.
Эльконин Д. Б. Избранные
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика «Корректурная проба».
Обследуемым
предъявляется бланк с
Имя _____________________________
А К
С Н В Е А Н Е Р К
В С О А Е Н В Р А
К О Е С А Н Р К В
Л Е О Р А К С В О
Е С О В Р К А Н В
С А Е Р Н В К С О
А Н Е О С Ь Н Е Р
К А О С Е Р В К О
А Н К С А К А Н Е
О С В Р Е Н Л К С О Е Н В Р К С А Р
Е С В Н Е С К А О Е Н С В К Р А Е О В Р Е С О
Л К В Н Е С А К В Р Е Н С О А К В Р Е Н С О К
В А Р Е Н Е О К Р В Н А С Н С А К В Р О С А Р
Н Е Л О С К В Н А Р Е С О К В Р Е А О К С Н В
Р А К С О Е Р В О Е С Н А Р К В О К Р А Н В О
Е С В Н Е А Р О К В Н Е С А О К Р Е С А В К Н
Е Н Р А Е Р С К В О К С Е Р В О С А Н О В Р К
А С О А Р Н Е О А Р Е С В О Е Р В О С К В Е Р
А О С Е В Н С Р Л Е О К С А Н Р А Е С Р В Н В
Р К С Н А О Р Е С Н О Л П Р Л К Г Е Н К У Г В
А О И П В А Л О П Н К У Г П А В О П Р К Г У П
Е О П М Л О А В П Р Л О В А Р П Д Л Г Е Г О Р
П Р Л О П О Д П Г Р Е К О П О Р Г П А О П О Р
Д П А Р Д П О Р Д Л О П А Р О П О Р П В Е К Г
Т С П В Л Р П О А И Е К С А В П И Т П Р О С Т
С В Ч Т С М Е К Н П Н Д П Л А О Н Е Р И Т Б П
Р Е Г О Т И Г У К У Г Е Т С Т И П А Р Е Г Р Н
О Л Т И Л М
Р Е
Г Р О Т И О Л А Р
Д А В Л П О К П Л
О С Т И П Т И Л П
О Р Л С Т С И Л О
П Р К Е Р Е Т Р О
Т И Г Е Р Л О П Т
И О П Р Г Н Е О М
Т С И Т Е Л Г Р К
Е Р И П А П Т Б С
Т И Д Л П Т Р Л К
Е Г Е Р Т Б И М С Л П
О Л О Л В Б Ч Т Г А Н Г К О Р Т К О Г А М П Т
П Н Р П Е И Н П А К И Р А Т С О Г А К Г Н П Е
Р И Т М Г П О Г И П Р Г О Р А Т К С Г К П Р И
Т Г О А К Т Г Н П Е Р М О Г А К Г А О Г С П К
Р Н У А О С Н П А К Т Г А К О Т Г К П И Т Р К
А О С О В А У Г П К Р И М Г А У К Т Г П А К Т
И Г П К Т И Г П Е И Т Г О К А М С А К Г Н П Е
К Т Р Г А К Л С Б У К Г О Р К Г М К О Г С Е К
П К Г Е Г К Е Н П В Е Г И Н Е И Т Г К И Е Р П
Р А В П Р И В Р А П Д Н К П К Р Г Н К Р У П Г
Р Е К П О Р П А И Л В Р П Е Р Н В О Л Т М Т И
Р П Н Е Г У Г К Р П О А В П Р Л В А О Д Р М О
Д М Ч Г Е К Г П Р Е У О Р Л О В К Р Е П Г Д Е
К Р И Ч Г Т М К Г П Р И М Е Т П К Р Д П Г М И
Т Р Е И Г Р Е К Р И Т О Е П Р Г Е К П С Р Н Д
Е К И Е К Р И Г К Е Т И Р Г И П Р Е К Т И М Д
Г К Р И М Г Е Д Г И Р Е Д К М Т Е К И Г Е К М
Г Н Е Р
Т К
Г И Е Т М Г Е Л Н
К Е О Д К М Г Д К
Г Л Е К В Т Г Е Н
Г Н Л Н Т Н М Н Т
Н Е К Н К Е Л О Д
Л Е К А О Л И Т П
Г Н Г А П Е К Т О
И Т Л Р О В П Р Е
К Е О Н Г И П А Л
О С И Т О А Р Е К
В Л А О В Н Е К Р
А П О А Л В Р К Н
Е Г П Р Н О А Л И Т И С П В К Г К И Т П
А Р А Р П Г Т М Р П Е П О Р С О Р И П А О П И
Л Т П Е К Р К Р Д Л Р И Г Н П Е Д К У О Н П К
Р У А И Т Р И П О Р П О Р П А О Р П Г А О П Р
Н А Р И П Р Г О Т И Л Р И О И Р Л В А О Л Р В
Л В П Р Л О А Р В Л О И В И Р О А В И Л Р В О
Л П Р А В О М Л А О В И Т О П Л Г Е К Р Г Н П
Р Е К О Г Н П Р Г Н Е К Г Н Е К Г Н Е К Г Н К
Н О К Р У И Г Н Е К Г Н М О П А И О Л П А Б И
Р С Л Р А Л Т Е Г О К Е П Г Р Е К О Л И П А Г
Р И О Е К Л О Р П А Г И Р О Е К И О Г Р Л И Е
К Л О Р И Г Т И Г Н С И О Р Б И Г П А Н И О А
П Б О И Т О Г П А И Т О А П Н И Р О П М И Т О
Г Р И С И Б Т О И Р П А И Б Г Л А П Т И Т В Л
И П Р Г Б И А Л Е К Б Л П Б В Т М О В А Б С О
Р П Г В Б Т С Ч А О Б С И О Л В А П Г Л В А Б
В И Л Г Е К П В П А Е К О Л П Б А В Л П И Е К
Информация о работе Работа психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста