Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:35, дипломная работа
В работе изучены основные характеристики, механизмы и закономерности внимания; дана характеристика младшего школьного возраста; изучены коррекционно-развивающие программы различных авторов по развитию внимания в младшем школьном возрасте; проведено экспериментальное исследование особенностей внимания младшего школьника.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..
1.1. Теоретический анализ внимания как познавательного психического процесса…………………………………………………….
1.1.1.Физиологическая и психическая природа внимания…..
1.1.2. Основные виды и свойства внимания………………….
1.2. Особенности внимания детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………..
1.2.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………………………………………………...
1.2.2. Специфические особенности внимания младшего школьного возраста………………………………………………………...
1.3. Основные направления деятельности психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста………………
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..
2.1. Описание психодиагностических методов исследования внимания детей младшего школьного возраста………………………….
2.2. Анализ результатов проведенного исследования…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...
Вычеркивается буква, названная психологом, проводящим обследование (например, буква «К» зачеркивается, буква «Н» обводится кружком).
Время выполнения задания - 5 минут.
Обработка результатов.
Рассчитываются:
К = * 100%,
где m – количество правильно вычеркнутых букв,
n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
Инструкция: На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно просматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «Н». Букву «К» зачеркивайте, букву «Н» обводите кружком.
Задание нужно выполнять быстро и точно.
Работа начинается по команде психолога.
Время
работы – 5 минут.
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Методика «Мюнстбергера».
Может применяться для учащихся с 10-11 лет и старше. Методика диагностирует концентрацию внимания и помехоустойчивость. Применяется как в группе, так и индивидуально. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
Стимульный материал:
бсолнцевтргщоцэрайонзгучновост
Рассчитываются:
1) продуктивность
внимания (количество просмотренных
слов за время, определенное заданием).
2) точность выполнения задания
К = * 100%,
где m – количество вычеркнутых слов,
n – количество слов, которые необходимо было вычеркнуть.
Инструкция: “Среди буквенного текста имеются слова, Ваша задача как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова”.
Пример:
рюклбюсрадостьуфркнл
Время
работы — 3 минуты
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методика «Точки».
Ход выполнения задания
Испытуемому на короткое время (1 с) предъявляются по очереди одна из восьми карточек с изображением от двух до десяти точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. Таким образом, протоколом являются 16 бланков, заполненных испытуемым.
Подсчитывается
количество правильно отмеченных точек
на каждом бланке, на основании чего
и делает вывод об объеме внимания
испытуемого. При этом используются
следующие нормативы установления
уровня объема внимания (обозначение
уровней дано римскими числами).
ПРИЛОЖЕНИЕ
4
Имя | Корректурная проба | Методика Мюнстбергера | Методика «Точки» | |
Продуктивность | Концентрация | Избирательность | Объем | |
Алексей Б. | 650 | 49% | 64% | IV |
Алексей К. | 550 | 69% | 48% | IV |
Алексей Д. | 450 | 39% | 56% | II |
Александр В. | 500 | 59% | 64% | I |
Анна Н. | 650 | 40% | 52% | III |
Анастасия С. | 850 | 78% | 56% | III |
Андрей Ч. | 900 | 28% | 56% | I |
Владислав Б. | 850 | 15% | 52% | II |
Вячеслав Б. | 850 | 57% | 32% | II |
Григорий Т. | 650 | 75% | 64% | III |
Дарья С. | 500 | 49% | 64% | III |
Дмитрий Л. | 750 | 60% | 32% | I |
Кирилл К. | 700 | 37% | 52% | I |
Константин Д. | 650 | 49% | 52% | II |
Лера Д. | 850 | 46% | 56% | III |
Лия Б. | 750 | 34% | 48% | I |
Маргарита Ч. | 550 | 76% | 36% | II |
Михаил С. | 650 | 37% | 32% | I |
Оксана А. | 850 | 49% | 36% | I |
Павел Л. | 750 | 39% | 40% | III |
Павел П. | 850 | 63% | 76% | IV |
Полина О. | 750 | 67% | 48% | II |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Анкета для родителей:
I. Что в характере Вашего ребенка Вас радует?
II. Что в характере Вашего ребенка Вас огорчает, в чем ему необходима помощь?
А. 1 – слабые способности к учению
2 – низкая работоспособность на уроке
3 – плохая память, внимание
Б. 4 – слабая воля, неуверенность в себе
5 – недисциплинированность, грубость, непослушание
6 – неумение держать хорошее настроение
7 – озлобленность, жестокость, невнимательность к людям
8 – неумение находить общий
язык с учителями,
9 – неумение вести себя в обществе
В. 10 – злопамятность, мстительность
11 – неумение трудиться
12 – скромность
III. Какие трудности Вы испытываете при развитии внимания у Ваших детей?
IV. Готовы
ли Вы работать с трудностями развития
внимания у Вашего ребенка?
Информация о работе Работа психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста