Работа психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:35, дипломная работа

Описание

В работе изучены основные характеристики, механизмы и закономерности внимания; дана характеристика младшего школьного возраста; изучены коррекционно-развивающие программы различных авторов по развитию внимания в младшем школьном возрасте; проведено экспериментальное исследование особенностей внимания младшего школьника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..
1.1. Теоретический анализ внимания как познавательного психического процесса…………………………………………………….
1.1.1.Физиологическая и психическая природа внимания…..
1.1.2. Основные виды и свойства внимания………………….
1.2. Особенности внимания детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………..
1.2.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………………………………………………...
1.2.2. Специфические особенности внимания младшего школьного возраста………………………………………………………...
1.3. Основные направления деятельности психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста………………
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..
2.1. Описание психодиагностических методов исследования внимания детей младшего школьного возраста………………………….
2.2. Анализ результатов проведенного исследования…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

vnimanie mladshego shkolnika.doc

— 361.50 Кб (Скачать документ)

     Вычеркивается буква, названная психологом, проводящим обследование (например, буква «К»  зачеркивается, буква «Н» обводится  кружком).

Время выполнения задания - 5 минут.

Обработка результатов.

            Рассчитываются:

  1. продуктивность внимания (количество просмотренных букв за 5 минут).
  2. точность выполнения задания

К = * 100%,

где  m – количество правильно вычеркнутых букв,

n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

      Инструкция: На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно просматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «Н». Букву «К» зачеркивайте, букву «Н» обводите кружком.

Задание нужно выполнять быстро и точно.

Работа  начинается по команде психолога.

Время работы – 5 минут. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

     Методика «Мюнстбергера».

      Может применяться для учащихся с 10-11 лет  и старше. Методика диагностирует концентрацию внимания и помехоустойчивость. Применяется как в группе, так и индивидуально. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

     Стимульный  материал:

бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьхэьгчяфактьуэкзаментрочягщшгцкппрокуроргурсеабетеорияемтджебьамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхёюжипдргщхщнздвосприятиейцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэкждорлафывюфбьконкурсйфнчыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэрплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлньячвтлджэхьгфтасёнлабораторияаопрукгвсмтрпсихиатрбплмстчьйфясмтщзайэьягтзхтм

Рассчитываются:

1) продуктивность внимания (количество просмотренных 
слов за время, определенное заданием).

2) точность выполнения задания

К = * 100%,

где  m – количество вычеркнутых слов,

n – количество слов, которые необходимо было вычеркнуть.

Инструкция: “Среди буквенного текста имеются слова, Ваша задача как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова”.

Пример:

рюклбюсрадостьуфркнл

Время работы — 3 минуты 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

     Методика «Точки».

Ход выполнения задания

     Испытуемому на короткое время (1 с) предъявляются  по очереди одна из восьми карточек с изображением от двух до десяти точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. Таким образом, протоколом являются 16 бланков, заполненных испытуемым.

     Подсчитывается  количество правильно отмеченных точек  на каждом бланке, на основании чего и делает вывод об объеме внимания испытуемого. При этом используются следующие нормативы установления уровня объема внимания (обозначение уровней дано римскими числами). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 4 

    Имя Корректурная  проба Методика Мюнстбергера Методика «Точки»
      Продуктивность Концентрация Избирательность Объем
    Алексей Б. 650 49% 64% IV
    Алексей К. 550 69% 48% IV
    Алексей Д. 450 39% 56% II
    Александр В. 500 59% 64% I
    Анна  Н. 650 40% 52% III
    Анастасия С. 850 78% 56% III
    Андрей  Ч. 900 28% 56% I
    Владислав Б. 850 15% 52% II
    Вячеслав  Б. 850 57% 32% II
    Григорий  Т. 650 75% 64% III
    Дарья С. 500 49% 64% III
    Дмитрий Л. 750 60% 32% I
    Кирилл  К. 700 37% 52% I
    Константин  Д. 650 49% 52% II
    Лера  Д. 850 46% 56% III
    Лия Б. 750 34% 48% I
    Маргарита Ч. 550 76% 36% II
    Михаил  С. 650 37% 32% I
    Оксана  А. 850 49% 36% I
    Павел Л. 750 39% 40% III
    Павел П. 850 63% 76% IV
    Полина  О. 750 67% 48% II

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

     Анкета  для родителей:

I. Что в характере Вашего ребенка Вас радует?

    1. хорошая работоспособность на уроке
    2. хорошая память, внимание
    3. сильная воля, внимание, уверенность в себе
    4. умение трудиться, трудолюбие

II. Что в характере Вашего ребенка Вас огорчает, в чем ему необходима помощь?

              А.  1 – слабые способности к  учению

                    2 – низкая работоспособность  на уроке

                    3 – плохая память, внимание

              Б.   4 – слабая воля, неуверенность  в себе

                    5 – недисциплинированность, грубость, непослушание

                    6 – неумение держать хорошее  настроение

                    7 – озлобленность, жестокость, невнимательность к людям

                    8 – неумение находить общий  язык с учителями, сверстниками, родителями

                    9 – неумение вести себя в  обществе

              В.  10 – злопамятность, мстительность

                    11 – неумение трудиться

                    12 – скромность 

III. Какие трудности Вы испытываете при развитии внимания у Ваших детей?

IV. Готовы ли Вы работать с трудностями развития внимания у Вашего ребенка? 
 
 
 
 
 


Информация о работе Работа психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста