Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:35, дипломная работа
В работе изучены основные характеристики, механизмы и закономерности внимания; дана характеристика младшего школьного возраста; изучены коррекционно-развивающие программы различных авторов по развитию внимания в младшем школьном возрасте; проведено экспериментальное исследование особенностей внимания младшего школьника.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..
1.1. Теоретический анализ внимания как познавательного психического процесса…………………………………………………….
1.1.1.Физиологическая и психическая природа внимания…..
1.1.2. Основные виды и свойства внимания………………….
1.2. Особенности внимания детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………..
1.2.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………………………………………………...
1.2.2. Специфические особенности внимания младшего школьного возраста………………………………………………………...
1.3. Основные направления деятельности психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста………………
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..
2.1. Описание психодиагностических методов исследования внимания детей младшего школьного возраста………………………….
2.2. Анализ результатов проведенного исследования…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...
Рекомендации для учителей
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель экспериментального исследования: изучение внимания детей младшего школьного возраста
Объект – внимание детей младшего школьного возраста.
Предмет – свойства внимания детей младшего школьного возраста.
Гипотеза экспериментального исследования: Внимание детей в младшем школьном возрасте характеризуется недостаточной сформированностью таких свойств как продуктивность, концентрация, избирательность и объем внимания.
2.1 Описание психодиагностических методов исследования внимания детей младшего школьного возраста
Для проведения экспериментального исследования мы выбрали, опираясь на принципы, которые мы раскрыли в пункте 1.3.1 нашей работы, следующие методики:
Для оценки устойчивости внимания мы применили методику «Корректурная проба».
Обследуемым
предъявляется бланк с
Работа начинается по команде психолога.
Время работы – 5 минут.
Вычеркивается буква, названная психологом, проводящим обследование (например, буква «К» зачеркивается, буква «Н» обводится кружком).
Время выполнения задания - 5 минут.
Обработка результатов:
Рассчитываются:
К = * 100%,
где m – количество правильно вычеркнутых букв,
n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
Для оценки избирательности внимания мы использовали методику «Мюнстбергера».
Может применяться для учащихся с 10-11 лет и старше. Методика диагностирует концентрацию внимания и помехоустойчивость. Применяется как в группе, так и индивидуально. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
Рассчитываются:
1) продуктивность внимания (количество просмотренных слов за время, определенное заданием).
2) точность выполнения задания
К = * 100%,
где m – количество вычеркнутых слов,
n – количество слов, которые необходимо было вычеркнуть.
Время работы — 3 минуты.
Для оценки объема внимания мы применили методику «Точки»
Испытуемому на короткое время (1 с) предъявляются по очереди одна из восьми карточек с изображением от двух до десяти точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. Таким образом, протоколом являются 16 бланков, заполненных испытуемым.
Подсчитывается количество правильно отмеченных точек на каждом бланке, на основании чего и делает вывод об объеме внимания испытуемого. При этом используются следующие нормативы установления уровня объема внимания (обозначение уровней дано римскими числами).
Также
нами была составлена анкета для родителей,
направленная на выявление проблем
в развитии внимания детей младшего
школьного возраста (см. Приложение 5).
2.2 Анализ результатов проведенного исследования
Математико-статистическая обработка полученных данных включала первичную обработку, количественный и качественный анализ данных, корреляционный анализ. Индивидуальные данные испытуемых, полученные по результатам всех методик, были занесены в таблицу (см. Приложение 4).
При оценке групповых данных класса по методике мы использовали метод полярных групп.
Вся протестированная группа учащихся разбивается по результатам исследования на 3 подгруппы:
1
подгруппа – наиболее успешные;
2 подгруппа – средние по
Таким образом, для анализа продуктивности внимания, нами установлены следующие групповые нормы: до 850 знаков - низкая продуктивность, от 850 знаков и выше – норма.
Для анализа концентрации внимания: до 38% - низкий уровень концентрации внимания или 3 подгруппа, 38% – 64% – средний уровень – 2 подгруппа, 65% и выше – высокий уровень концентрации – 1 подгруппа.
Для избирательности были установлены следующие групповые нормы: до 42% - низкий уровень избирательности (3 подгруппа), 42% - 60% - средний уровень (2 подгруппа), 61% и выше – высокий уровень избирательности (1 подгруппа).
Избирательность внимания, которая была определена по методике «Мюнстбергера» показана на диаграмме 1. На диаграмме процентами обозначено соответствующее количество детей показавших различные результаты избирательности внимания.
Диаграмма 1
Как показывает диаграмма: 22% детей 1 класса имеют высокий уровень избирательности внимания, что может свидетельствовать о высоком уровне внимательности, сосредоточенности на данном виде деятельности, о высокой работоспособности, низкой отвлекаемости, а также о высоком интересе и мотивации к данной деятельности. В классе у 28% учеников избирательность внимания ниже нормы, что свидетельствует о легкой отвлекаемости, низком уровне работоспособности и интереса к данному виду деятельности. 50% детей имеют избирательность внимания в норме, это свидетельствует о недостаточно высокой работоспособности, о неустойчивости перед внешними и внутренними раздражителями, также это свидетельствует о недостаточном уровне мотивации к учебной деятельности.
Результаты концентрации внимания определялась по методике «Корректурная проба», также можно посмотреть на диаграмме № 2. На диаграмме процентами обозначено соответствующее количество детей показавших различные результаты концентрации внимания.
Диаграмма 2
В классе преобладает средний уровень концентрации внимания - 50%, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы: у детей проявляется недостаточно высокая работоспособность, незначительная отвлекаемость, недостаточная мотивация к учебной деятельности и получение оценки своих возможностей. Сниженную концентрацию внимания можно отметить у 28%, что свидетельствует о легкой отвлекаемости, низкой работоспособности, низком уровне сосредоточенности внимания, низкой помехоустойчивости, недостаточно высоком уровне углубления в работу и низкой направленности внимания в течении длительного времени. Высокая концентрация внимания прослеживается у 22% детей, что может свидетельствовать о высоком уровне работоспособности, умении сосредотачиваться на определенном виде деятельности, о высокой помехоустойчивости и высоком уровне направленности внимания в течении длительного времени. Высокие результаты данной методики свидетельствуют о том, что дети данной школы при поступлении проходили специальное собеседование.
Для вычисления объема внимания мы использовали методику «Точки». Конечные результаты, можно увидеть на диаграмме 3. На диаграмме процентами обозначено соответствующее количество детей показавших различные результаты объема внимания.
Диаграмма 3
Средний уровень объема внимания преобладает у 41%, детей, что свидетельствует о незначительно высоком объеме внимания. У детей недостаточно высокий уровень сосредоточенности, мотивации и интереса к данному виду деятельности. Низкий уровень – у 28%, это означает, что у детей присутствуют низкие показатели объема, сосредоточенности, мотивации, работоспособности и интереса к деятельности. Высокий уровень объема внимания у 31%, что свидетельствует о том, что дети способны одновременно удерживать в поле внимания достаточно большой объем информации, о высокой мотивации и интересе к данному виду деятельности, о высокой работоспособности.
Можно проследить уровень развития внимания внутри одной группы, проводя тестирование дважды, например, в начале учебного года и в конце; до проведения коррекционно-развивающей программы и после ее проведения.
Таким образом, количественно-качественный анализ результатов проведенных методик дает возможность с разных сторон оценить развитие внимания как одного ученика, так и группы учащихся. На основании замеченных недостатков в развитии внимания, можно наметить подробную схему коррекционно-психологической работы по их устранению.
По результатам анкеты был проведен сравнительный анализ расхождения видений детей школой и их родителями. Также результаты диагностики стали основой для бесед с родителями и выяснения их позиций по отношению к своим детям и их проблемам.
Данные диагностирования обобщены в таблице (см. Приложение 6). Из таблицы видно, что положительное восприятие у родителей преобладает над отрицательным видением своего ребенка.
В классе акцент делается на разные черты личности, вероятно, в зависимости от контингента родителей, работы классных руководителей, успешности детей и т.д. Однако наблюдаются и закономерности. Высоко оценивается родителями эмоционально-нравственное развитие своих детей (доброта, чуткость, внимательность к людям, вежливость, отсутствие мстительности, злопамятности), а также интеллектуальное развитие детей (способности, память). Среди отрицательных черт родители в основном отметили то, что мешает ребенку учиться (плохое внимание, низкая работоспособность на уроках, неумение трудиться), а затем и то, что мешает ребенку реализовать себя в социуме (неуверенность в себе, неумение держать хорошее настроение, неумение находить общий язык с учителями, родителей, сверстниками, скромность). Большинство родителей, готовы работать с трудностями мешающими ребенку реализовывать себя в социуме.
Конечно,
замечания родителей основаны на
собственных наблюдениях, рассказах
детей, сообщениях учителей. Поэтому, совместно
с классными руководителями необходимо
рассмотреть каждый пункт отдельно, выяснить
причины такого видения своих детей в
каждом конкретном классе. Для родителей
провести собрания на темы: «Как помочь
ребенку обрести уверенность в себе»,
«Как развивать силу воли ребенка в семье»,
«Как научить учиться », «Помощь детям
в кризисные состояния » и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы
изучили физиологические и
Информация о работе Работа психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста