Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание

Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретический аспект развития памяти у детей дошкольного возраста ……….……………………………..
6
1.1 Память: виды, процессы, индивидуальные особенности ..… 6
1.2 Развитие памяти в раннем детстве и дошкольном возрасте..………………………………………………………
14
1.3 Развития образной памяти дошкольников…………………. 22
Глава 2. Исследование развития образной памяти у детей дошкольного возраста ..………………………………….…
28
2.1 Организация и методы исследования развития образной памяти дошкольников .…………………………………….…
28
2.2 Результаты исследования развития образной памяти дошкольников……………………………………………..….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………..................
ПРИЛОЖЕНИЕ ....……………………………………………………..…

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Память.doc

— 559.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯМИНОБЛИСПОЛКОМА

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«СОЛИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  образной памяти у детей

дошкольного возраста 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  
 
 
 

Выполнила:

Кузьмич Ирина Евгеньевна

Учащаяся  ДЗ52 
 

Руководитель:

преподаватель психологии

_______________________ 
 
 

Защищена ____________________

с отметкой ___________________ 
 
 
 
 
 
 

Солигорск, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретический аспект развития памяти у детей дошкольного возраста ……….……………………………..  
6
1.1 Память: виды, процессы, индивидуальные особенности ..… 6
1.2 Развитие памяти в раннем детстве и дошкольном возрасте..……………………………………………………  
14
1.3 Развития образной памяти дошкольников…………………. 22
Глава 2. Исследование  развития образной памяти у детей дошкольного возраста ..………………………………….…  
28
2.1 Организация и  методы исследования развития образной памяти дошкольников .…………………………………….…  
28
2.2 Результаты  исследования развития образной памяти дошкольников……………………………………………..….  
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………….......  
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………..................  
ПРИЛОЖЕНИЕ  ....……………………………………………………..…  
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Память  – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте.

     У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение  единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом  от непроизвольного и непосредственного к произвольному и посредственному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности

     При этом раннее детство – самая благодатная  почва для развития памяти в ее многообразии. В настоящее время  многие страны, в том числе США, Япония, Англия, Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему образования  огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире – в прямом и переносном смысле.

     Память является одной из наиболее изученных сфер психической деятельности. Изучению ее механизмов, особенностей, способов запоминания, причин забывания и др. посвящено огромное количество работ во всем мире. Именно при изучении памяти в 80-е годы XIX в. немецким ученым Г. Эббингаузом в психологию были введены экспериментальные методы исследования психического. Изучению различных аспектов памяти были посвящены работы и крупнейших отечественных психологов.

    Актуальностью проблем развития образной памяти у детей дошкольного возраста и обусловлен выбор темы нашего исследования.

     Гипотеза исследования: образная память у дошкольников является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала и сформированности у ребенка приемов запоминания.

    Предмет исследования – развитие образной памяти у детей дошкольного возраста.

    Объект  исследования – память как познавательный психический процесс.

     Цель исследования: Выявление особенности проявления образной памяти у детей дошкольников.

     Задачи исследования:

  1. Определение уровня развития образной памяти у дошкольников.
  2. Изучение зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминаемого материала у детей шестилетнего возраста.
  3. Раскрытие индивидуальных особенностей памяти у детей дошкольников.

    Методы  исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение, изучение продуктов детской деятельности, педагогический эксперимент, моделирование

      Практическая  значимость результатов  исследования: полученные результаты могут быть использованы воспитателями и психологами, занимающимися учебно-воспитательной работой в дошкольных учреждениях образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

1.1 Память: виды, процессы, индивидуальные особенности
 

     Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след в его сознании и подсознании, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Они включают в себя запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.

     Данные процессы памяти выделяются и рассматриваются как отдельно существующие по следующим основаниям:

     -они играют в жизни человека различную роль;

     -в своем функционировании и развитии они подчиняются разным законам;

     -у одного и того же человека эти процессы могут быть развитыми в разной степени;

     -на анатомо-физиологическом уровне они представлены различными нервными структурами и физиологическими процессами.

     Тем не менее все эти процессы обычно рассматриваются вместе как представляющие собой единую систему памяти человека.

     Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. В отличие от образов восприятия, которые возникают непосредственно при контакте с предметом или явлением, образы представлений возникают в отсутствие предмета.

     Представления разделяются на виды, соответствующие видам ощущений. Наряду со зрительными, играющими значительную роль в психической жизни многих людей, существуют слуховые (представьте себе какой-нибудь знакомый мотив, звук скрипки, голос какого-нибудь человека, лай собаки), обонятельные (представьте запах сена, керосина, дыма), осязательные (представьте прикосновение к мрамору, бархату; в руке трепещущую птицу), вкусовые, двигательные (кинеститические), тактильные.

     Представления характеризуются прежде всего наглядностью, т. е. прямым сходством с соответствующими предметами. Иметь зрительное представление предмета — значит внутренне, или мысленно, «видеть» его; иметь слуховое представление какого-либо звука — значит мысленно «слышать» его. В музыкальной практике способность представлять звучание музыки называется «внутренним слухом». Образы представлений всегда бледнее образов восприятия, они никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки объектов. Обычно в них проявляются только некоторые стороны объекта — когда мы представляем себе хорошо знакомое лицо, отдельные черты «видятся» четко, а остальное выступает более неопределенным фоном. Представления очень неустойчивы и непостоянны, так вызванный образ знакомого лица через несколько мгновений теряется. Потом «проступают» на первый план то одни, то другие детали. Только у людей, чья профессиональная деятельность связана с представлениями определенного вида (у музыкантов — слуховые, у художников, дизайнеров — зрительные и т. д.), они устойчивы и относительно постоянны.

     Представления памяти подразделяют на единичные и общие. В единичных отражаются особенные черты, характерные для данного отдельного предмета или явления. Например, если, представляя день рождения, вы представляете себе конкретную комнату, людей, их одежду, позу, выражение лиц ит. д., такое представление будет единичным.

     В общем представлении отражаются черты, характерные для многих сходных предметов данной группы. Единичные представления обобщаются, и на основе этого возникают общие представления. Если для возникновения образа представления требуется прилагать определенные волевые усилия, такой вид представления будет называться произвольным. Если же какое-либо событие или предмет произвели на нас сильное впечатление, детали его могут всплывать в сознании часто без всяких усилий или желания. Такой вид представлений называется непроизвольным.

     Так как память является наиболее изученным психическим процессом, исследователями предлагаются различные ее классификации.

     По критерию длительности сохранения материала память подразделяют на оперативную, кратковременную, долговременную. Оперативной называют память, которая обеспечивает запоминание и воспроизведение оперативной информации, необходимой для использования в текущей деятельности. Пи пример, при покупке продуктов в супермаркете мы держим в уме общую стоимость покупки, пока не расплатимся в кассе; выполнив свою функцию, такая информация может забываться. Кратковременной называют память, которая характеризуется быстрым запоминанием материала, его воспроизведением и непродолжительным хранением. Долговременная память является наиболее важной и сложной системой памятью человека, ее емкость практически неограничена. Все знания человека, его опыт хранятся в долговременной памяти.

     По характеру приобретения информации память делится на генетическую и прижизненную. В генетической хранится видовая информация, в прижизненной — индивидуальный опыт человека.

     По характеру психической активности память подразделяют на двигательную, эмоциональную, словесно-логическую, образную (зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую). Под двигательной понимают способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, играть на пианино, вязать и т. д.). В эмоциональной памяти запечатлены пережитые нами чувства и эмоциональные состояния. Если вас испугало какое-нибудь событие, то неприятное чувство будет возникать при упоминании предметов или явлений, связанных с ним. Словесно-логический вид памяти (вербальная или семантическая память) является продуктом культуры, включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила языка. Образная память обеспечивает возможность сохранять и использовать образы восприятия.

Информация о работе Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста