Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:55, курсовая работа
Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретический аспект развития памяти у детей дошкольного возраста ……….……………………………..
6
1.1 Память: виды, процессы, индивидуальные особенности ..… 6
1.2 Развитие памяти в раннем детстве и дошкольном возрасте..………………………………………………………
14
1.3 Развития образной памяти дошкольников…………………. 22
Глава 2. Исследование развития образной памяти у детей дошкольного возраста ..………………………………….…
28
2.1 Организация и методы исследования развития образной памяти дошкольников .…………………………………….…
28
2.2 Результаты исследования развития образной памяти дошкольников……………………………………………..….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………..................
ПРИЛОЖЕНИЕ ....……………………………………………………..…
При подведении итогов исследования были использованы следующие критерии оценки:
10-8
названных и соотнесенных
7-5
названных и соотнесенных
1-4 названных и соотнесенных предмета – низкий уровень развития словесно-логической памяти.
Для выявления сформированности у дошкольников процессов запоминания мы применили методику А.Р. Лурия «Запомни слова» [Немов, Р.С. Психология: В 3 книгах. Книга 3 / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. – 640с., с.90] (приложение В).
С помощью данной методики определяется динамика процессов заучивания, запоминания и воспроизведения. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Оценка результатов:
10 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за б попыток 10-11 слов.
6-7 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.
4-5 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.
2-3 балла – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.
0-1 балл – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития процессов памяти:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
4-7 баллов – средний;
2-3 балла – низкий;
0-1
балл – очень низкий.
Применение методики, направленной на выявление уровня развития двигательной памяти, позволило определить развитие данного вида памяти у дошкольников. Протоколы исследования представлены в приложении (Приложение Г). Рассмотрим полученные результаты.
Высокий уровень развития двигательной памяти обнаружен у 23,3 процентов испытуемых. Средний уровень развития – у 46,6 процентов дошкольников, низкий уровень показали 30,1 процентов.
Для
наглядности представим полученные
результаты в виде гистограммы (рисунок
2.1)
Рисунок
2.1 – Уровень развития
двигательной памяти
у старших дошкольников.
Итак,
проанализировав полученные результаты,
мы пришли к выводу о том, что для
большинства старших
Далее рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования образной памяти.
Высокий уровень развития образной памяти показали 56,1 процентов дошкольников, принявших участие в исследовании, средний уровень развития образной памяти отмечен у 39,6 процентов испытуемых, низкий уровень – у 3,3 процентов.
Представим
полученные результаты наглядно (рисунок
2.2)
Рисунок
2.2 – Уровень развития
образной памяти у старших
дошкольников.
В результате анализа полученных данных мы пришли к выводу о том, что у большинства дошкольников, принявших участие в исследовании, отмечен высокий уровень развития двигательной памяти. Значительное количество дошкольников обладает средним уровнем развития образной памяти. Низкий уровень развития образной памяти отмечен у незначительного количества дошкольников. Исходя из результатов исследования мы можем сделать вывод о том, что для старших дошкольников характерным является высокий или средний уровень развития образной памяти. Из этого следует, что в старшем дошкольном возрасте образная память сформирована достаточно хорошо.
Следующая часть нашего эксперимента заключалась в исследовании особенностей развития словесно-логической памяти. В ходе исследования мы получили следующие результаты. Высокий уровень развития словесно-логической памяти отмечен у 3,3 процентов испытуемых, средний уровень – у 46,6 процентов, низкий – у 16,5 процентов.
Представим
данные в виде гистограммы (рисунок
2.3)
Рисунок
2.3 – Уровень развития
словесно-логической
памяти у старших дошкольников.
Проанализировав полученные данные, мы пришли к мнению, что у большинства старших дошкольников отмечается средний уровень развития словесно-логической памяти. Далее следует низкий уровень развития словесно-логической памяти. Высокий уровень развития данного вида памяти отмечен у незначительного количества испытуемых. Из этого можно сделать вывод о том, что в старшем дошкольном возрасте словесно-логическая память сформирована недостаточно хорошо.
Для
того, чтобы проверить первую часть
гипотезы о том, что образная память
у дошкольников является преобладающим
видом памяти, сравним результаты исследований
двигательной, образной и словесно-логической
памяти. Для наглядности представим сравнение
в виде гистограммы (рисунок 2.4)
Рисунок
2.4 – Сравнение уровней
развития двигательной,
образной и словесно-логической
памяти дошкольников.
Проанализируем полученные данные. Наиболее развитыми у дошкольников оказалась образная память: высокий и средний уровень развития данного вида памяти отмечен у 96,7 процентов испытуемых. Далее следует уровень развития двигательной памяти: у 69,9 процентов принявших участие в исследовании отмечен высокий и средний уровень развития данного вида памяти. Наиболее низкие показатели получены в ходе исследования словесно-логического вида памяти: высокий и средний уровень развития здесь отмечен у 49,9 процентов испытуемых.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что наиболее развита у старших дошкольников образная память. Из этого следует, что часть гипотезы о том, что преобладающим видом памяти у дошкольников является образная память, доказана.
Перейдем к проверке второй части гипотезы о том, что продуктивность образной памяти зависит от содержания запоминаемого материала сформированности у ребенка приемов запоминания.
Результаты
исследования представлены в приложении
(приложение Д). Для наглядности покажем
результаты в виде гистограммы (рисунок
2.5)
Рисунок
2.5 – Уровень развития
приемов запоминания
у старших дошкольников.
Проанализируем полученные данные. Очень высокий уровень развития процессов запоминания отмечен у 26,6 процентов испытуемых; высокий уровень – у 23,3 процентов. Средний уровень развития процессов запоминания выявлен у 46,6 процентов испытуемых, а низкий – у 3,3 процентов. Из этого следует, что у старших дошкольников отмечается высокий уровень развития процессов запоминания. Таким образом, процессы запоминания в старшем возрасте развиты достаточно хорошо.
Для того, чтобы определить, зависит ли уровень развития образной памяти от содержания запоминаемого материала и сформированности процессов запоминания, мы использовали корреляционный анализ, который был проведен методом ранговой корреляции Спирмена.
Этот
непараметрический метод
Расчет производился с помощью программы Statistica 6.1. Результаты представлены в приложении (приложение Е).
Полученные
в результате корреляции данные представим
в виде таблицы (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Взаимосвязь переменных
Переменная 1 | Переменная 2 | Значение коэффициента корреляции | Направление связи | Сила связи |
Развитие образной памяти |
Содержание запоминаемого материала | 0,7 |
прямая |
умеренная |
Развитие образной памяти |
Уровень сформированности процессов запоминания | 0,69 |
прямая |
умеренная |
Мы обнаружили, что существует умеренная связь между уровнем развития образной памяти дошкольников и содержанием запоминаемого материала. О наличии подобной связи свидетельствует уровень корреляции, равный 0,7. Направление связи выявлено прямое, что означает, что при увеличении показателей одной переменной, увеличиваются показатели второй. Это значит, что когда у дошкольников повышается уровень развития образной памяти, то они смогут запоминать больше слов независимо от содержания запоминаемого материала.
Далее
мы обнаружили существование прямой
умеренной связи между
Таким
образом, мы выяснили, что существует взаимосвязь
между развитием образной памяти и содержанием
запоминаемого материала, а также уровнем
сформированности процессов запоминания.
Из этого следует, что вторая часть нашей
гипотезы доказана.
Выводы
Проведя эмпирическое исследование, мы пришли к следующим выводам:
1. В старшем дошкольном возрасте уровень развития двигательной памяти можно охарактеризовать как низкий. Уровень развития образной памяти – высокий, уровень развития словесно-логической памяти – средний и высокий.
2.
Наиболее полно сформирована
в дошкольном возрасте
3.
Существует умеренная
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив
методическую литературу и проведя
экспериментальное
Что же приобретает ребенок в процессе своего развития в период дошкольного детства? К данном возрасту у детей в интеллектуальном плане выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя личная жизнь, причем сначала в познавательной и области запоминания, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях проходит свои этапы, от образности до символизма. Под образностью понимается способность ребенка создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами (символическая функция, уже известная читателю), совершать знаковые операции и действия: математические, лингвистические, логические и другие.
Информация о работе Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста