Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание

Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретический аспект развития памяти у детей дошкольного возраста ……….……………………………..
6
1.1 Память: виды, процессы, индивидуальные особенности ..… 6
1.2 Развитие памяти в раннем детстве и дошкольном возрасте..………………………………………………………
14
1.3 Развития образной памяти дошкольников…………………. 22
Глава 2. Исследование развития образной памяти у детей дошкольного возраста ..………………………………….…
28
2.1 Организация и методы исследования развития образной памяти дошкольников .…………………………………….…
28
2.2 Результаты исследования развития образной памяти дошкольников……………………………………………..….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………..................
ПРИЛОЖЕНИЕ ....……………………………………………………..…

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Память.doc

— 559.00 Кб (Скачать документ)

     Здесь же, в дошкольном возрасте, берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое. Творческие способности у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. В этот период времени получают   первичное развитие  имеющиеся  задатки к специальным  способностям.  В этом играет важнейшую роль развитие памяти у дошкольников. После методичного развития памяти ребёнок усвоив методику начинает всеръёз заниматься  например – рисованием, запомнившихся предметов, или музыкой играть ту мелодию которую он когда то услышал и запомнил.

     В познавательных процессах возникает  синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании — умением управлять и контролировать внутренний и внешний планы действия, в памяти — соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении.

     Эта тенденция особенно отчетливо выступает в мышлении, где она представлена как объединение в единый процесс наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического способов решения практических задач. На этой основе формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.

     В дошкольном возрасте соединяются воображение, память, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность  вызывать  и произвольно манипулировать образами (в ограниченных, разумеется, пределах) при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе полноценного усвоения ребенком родного  языка и может - как стратегическая цель и система специальных методических приемов — быть использован при обучении иностранным языкам.

     Память ребенка — это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание.

     Мы установили, что излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания. Так, если после просмотра спектакля ребенок вспоминает только одну-две реплики, это говорит не о его плохой памяти, а об эмоциональной перегрузке. Чтобы малыш не забыл материал, необходимо создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания картинок и т.п., побуждать ребенка активизировать свой опыт.

     Мы выяснили, что развитие образной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т. е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.

     Таким образом, мы можем сказать, что образная память у дошкольников является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала и сформированности у ребенка приемов запоминания. Развитие и перестройка образной памяти связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах — восприятии и мышлении.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Бехтерев, В. М. Коллективная рефлексология.—  Пг., 1921.
  2. Блонский, П. П. Память и мышление.— Соч.— М., 1979, т. 2, с. 118—340.
  3. 3Выготский ,Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте.— Соч.— М., 1982, т. 2, с. 381—395.
  4. Гнедова, Н. М. Самоконтроль в мнемических процессах у дошкольников. — В сб.: Развитие логической памяти у детей. М., 1976, с. 187—247.
  5. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание.— М., 1962.— 562 с.
  6. Истомина, З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве.— В сб.: Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967, с. 15—111.
  7. Крутецкий, В.А. «Психология» М. «Просвещение», 1980 г.Леонтьев, А. Н. Развитие памяти.— М., 1931.— 279 с.
  8. Ломов, Б. Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения.— Психологический журнал, 1980, т. I, № 5, с. 26—41.
  9. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: 1994.
  10. Ляудис, В. Я. О структуре мнемического действия.— В сб.: Проблемы инженерной психологии. Л., 1965, с. 175—207.'
  11. Мухина, В.С. «Психология дошкольника». М., 1975 г.17. Николаев Н. «Что мы знаем о памяти». М. 1988 г. 
    11. Немов Р.С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2002
  12. Норманн, Д.А. «Память и научение». М., 1983 г.Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. — М., 1974. — 288 с.
  13. «Психологический словарь». М., 1983 г.
  14. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина.  — М., 2001.
  15. Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000.
  16. Пулкинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста // Психология личности и образ жизни.– М.: Просвещение, 1987.– 212 с.
  17. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников/Под ред. А. В. Запорожца и Я. 3. Неверович. М., 1965.
  18. Розетт, И.М. «Что надо знать о памяти». Минск, 1982 г.
  19. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок // Дошкольное воспитание. - 1986. — № 3.
  20. Рубенштейн, С.Л. «Основы общей психологии». В.2т-т1. М., 1989 г.
  21. Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти.— М., 1966.— 422 с.
  22. Трошихина Ю.Г., Гизашулина Д.Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста // Вопросы психологии. — 1979. — № 4.
  23. Фигурин Н. Л., Денисова М. П. Этапы развития детей в возрасте от рождения до одного года. М., 1949.
  24. Чистякова, М.И.«Психогимнастика».М.,1990г.
  25. Шадриков, В.Д. «Способности человека.» Москва – Воронеж, 1997 г
  26. Шлычкова, А.Н. «Непроизвольное и произвольное запоминание осмысленного материала старшеклассниками»// «Вопросы психологии». 1986 г., №4.
  27. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1976.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 
 

     Диагностика образной памяти

     Материалом, необходимым для проведения данной методики, служат карточки с изображениями  знакомых ребенку предметов. Карточки показываются по очереди на 1-2 секунды с небольшим интервалом.

     После окончания показа через небольшую  паузу (минута, полторы), исследуемого ребенка просят назвать предметы, изображения которых он запомнил во время показа. 

     В качестве картинок могут быть использованы следующие изображения:

    1. Дом, парта, машина, ручка, груша, мел,  человек, чашка,  свеча, стол.

    2. Кукла, ложка, кот,  яблоко, вилка, кисть,  мама, книга, курица, лампа.

    4. Собака, окно, цветок, ковер, пол, конверт,  небо, буква, карандаш, мяч.

    5. Часы, зонт, рыба, звезда, слон, конфета, бумага, стул, веревка, лодка.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

 
 

     Оценка  словесно-логической памяти.

     Этот  вид памяти проверяется следующим  способом. Ребенку с интервалом в одну секунду поочередно зачитываются один из следующих наборов слов (по 10 слов в наборе):

     Месяц, Дерево, Прыгать, Желтый, Кукла, Сумка, Ковер, Стакан ,Плыть, Книга.

     Тяжелый, Книга, Яблоко, Вилка, Диван, Шутить, Смелый, Пальто, Телефон, Школа.

     После прослушивания каждого из наборов  слов испытуемому примерно через пять секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалом в пять секунд отдельными словами:

     Стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картинка, тяжелый, плыть, мяч, желтый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, лежать, слон.

     Ребенок должен на слух обнаружить в длинном  наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его отсутствие – высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом наборе ребенку отводится пять секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  В 

     Диагностика процессов запоминания 

     Процесс запоминания проверяется следующим способом. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов:

     дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

     После каждого очередного его прослушивания  ребенок пытается воспроизвести  весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

     Результаты  заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны  последовательные попытки воспроизведения  ребенком ряда, а по вертикали – количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  Г 

     Протокол  исследования уровня развития двигательной памяти

     Дата  проведения ___________  Количество испытуемых ________ 

Имя испытуемого Количество  повторенных движений Уровень развития двигательной памяти
Алина С. 6 высокий
Света К. 4 средний
Леша  К. 3 средний
Максим  Л. 4 средний
Алена М. 5 высокий
Даша  Р. 3 средний
Карина  С. 2 низкий
Денис К. 4 средний
Глеб  Б. 5 высокий
Максим  Ж. 3 средний
Саша  С. 2 низкий
Даша  К. 2 низкий
Маша  С. 2 низкий
Паша  П. 6 высокий
Карина  С. 4 средний
Вита  Л. 2 низкий
Максим  К. 3 средний
Артур Д. 2 низкий
Алена Л. 5 высокий
Женя  С. 4 средний
Рома  Ж. 2 низкий
Настя Г. 3 средний
Катя  К. 4 средний
Артем К. 2 низкий
Юра М. 4 средний
Кирилл  Д. 1 низкий
Саша  Р. 4 средний
Артем А. 6 высокий
Костя В. 3 средний
Лана  Д. 5 высокий
 
 
 
 
 
 
 

     Протокол  исследования развития образной памяти

     Дата  проведения ____________   Количество испытуемых ___________

Имя испытуемого Количество  повторенных слов Количество  повторенных слов

(со  сменой 

ряда  слов)

Уровень развития двигательной памяти
Алина С. 7 7 средний
Света К. 8 7 высокий
Леша  К. 7 8 средний
Максим  Л. 9 7 высокий
Алена М. 7 7 средний
Даша  Р. 8 8 высокий
Карина  С. 5 6 средний
Денис К. 10 9 высокий
Глеб  Б. 8 8 высокий
Максим  Ж. 6 7 средний
Саша  С. 8 8 высокий
Даша  К. 9 9 высокий
Маша  С. 8 8 высокий
Паша  П. 3 4 низкий
Карина  С. 6 7 средний
Вита  Л. 8 7 высокий
Максим  К. 9 9 высокий
Артур Д. 7 8 средний
Алена Л. 8 7 высокий
Женя  С. 8 8 высокий
Рома  Ж. 5 5 средний
Настя Г. 7 8 средний
Катя  К. 8 8 высокий
Артем К. 8 7 высокий
Юра М. 5 6 средний
Кирилл  Д. 7 6 средний
Саша  Р. 9 9 высокий
Артем А. 8 9 высокий
Костя В. 8 9 высокий
Лана  Д. 7 8 средний

Информация о работе Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста