Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:55, курсовая работа
Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретический аспект развития памяти у детей дошкольного возраста ……….……………………………..
6
1.1 Память: виды, процессы, индивидуальные особенности ..… 6
1.2 Развитие памяти в раннем детстве и дошкольном возрасте..………………………………………………………
14
1.3 Развития образной памяти дошкольников…………………. 22
Глава 2. Исследование развития образной памяти у детей дошкольного возраста ..………………………………….…
28
2.1 Организация и методы исследования развития образной памяти дошкольников .…………………………………….…
28
2.2 Результаты исследования развития образной памяти дошкольников……………………………………………..….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………..................
ПРИЛОЖЕНИЕ ....……………………………………………………..…
По критерию произвольности (по степени участии воли в процессе запоминания и воспроизведения) различают непроизвольную и произвольную память. При непроизвольной человек не ставит перед собой задачу что-либо запомнить, оно «само собой запоминается». Если он ставит задачу что-либо запомнить и прикладывает к этому определенное усилие, речь идет о произвольном запоминании.
По способу запоминания память подразделяется на механическую и смысловую. Механическим называется такой вид запоминания, который осуществляется только путем повторения, без установления ассоциативных и смысловых связей. Смысловым называют такой вид памяти, который опирается на установление и запоминание смысловых связей. Продуктивность смысловой памяти выше механической примерно в 25 раз.
Основанием для выделения различных видов памяти служат различные её функции, или выполняемые ею процессы.
Каждый из процессов памяти подчиняется особым закономерностям.
Запоминание протекает в трех основных формах: запечатление, непроизвольное запоминание и заучивание. Запечатление — это как кратковременное, так и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд. Под непроизвольным запоминанием понимают сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала без волевых усилий и цели запомнить, в то время как преднамеренное запоминание (заучивание) — специальная деятельность, запоминание с целью сохранения материала в памяти.
Сохранение — более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений. Прочность сохранения обеспечивается с одной стороны осмысленностью запоминаемого, с другой — повторениями, которые должны быть разнообразными по содержанию и форме.
Забывание — процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения заученного материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббингауз. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит от: 1) объема запоминаемого материала; 2) его содержания и степени его осознанности; 3) степени значимости запоминаемого материала для человека и др.
Основными факторами забывания является время и степень активности использования имеющейся информации (забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости).
Но в психике встречаются парадоксальные явления, связанные со временем: пожилые люди (а возраст — это временная характеристика) легко помнят о том, что было очень давно, и быстро забывают то, что происходило только что. Это явление называют законом обратного хода памяти.
Забывание осуществляется несколькими способами: непроизвольным затуханием следов, стиранием следов последующей информации, вытеснением из памяти ненужной информации, отключением от ненужной информации с помощью волевого усилия, переключением произвольного внимания.
В результате процесса воспроизведения информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную. В поле сознания появляются образы и представления о ранее воспринятых объектах или явлениях. Процесс воспроизведения имеет три основные формы: узнавание, воспроизведение и припоминание.
Узнавание — наиболее простая форма воспроизведения, которая возникает при повторном восприятии объекта. Оно может быть полным или неполным (частичным). При полном узнавании повторно воспринятый предмет сразу отождествляется с ранее известным. Например, в толпе людей мы узнаем лицо знакомого человека. При неполном узнавании существуют трудности соотнесения воспринимаемого предмета с тем, что уже имело место в личном опыте человека. Так, услышав фрагмент музыкального произведения, человек может испытывать чувства знакомого, но неспособен назвать сочинение, из которого взят фрагмент.
Воспроизведение — появление в поле сознания образа объекта без повторного восприятия объекта. Когда в результате многократных повторений материал закреплен прочно, воспроизведение осуществляется легко. Но иногда человеку приходится прилагать достаточные усилия, чтобы извлечь материал из памяти. Такое воспроизведение называется припоминанием.
В некоторых случаях воспроизведение заученного с течением времени не только не ухудшается, а улучшается. Такое явление получило название реминисценции и связано прежде всего с внутренней работой по осмыслению заученного материала, особенно, если он представлял значительный интерес для человека.
На продуктивность запоминания влияют следующие факторы: мотивация, установка на запоминание, уровень бодрствования, характер запоминаемого материала, эмоциональная окраска материала, использование мнемических приемов.
Экспериментальные исследования В.Д. Шадрикова и Л.В. Черемошкиной позволяют выделить следующие основные мнемические действия, а точнее, системы или совокупности действий, выступающие в качестве мнемических приемов запоминания:
-группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т.д.);
-выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры, цифровые данные, сравнения, имена, эпитеты, незнакомые и малознакомые слова, чем-либо выделяющиеся выражения, эмоциональная реакция субъекта и т. д.);
-план — совокупность опорных пунктов;
-классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков;
-структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого;
-схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации;
-аналогия — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий;
-мнемотехнические приемы — совокупность готовых, известных способов запоминания;
-перекодирование — вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических и других признаков;
-достраивание запоминаемого материала и привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам (метод локальной привязки, или метод мест);
-серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.;
-ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности;
-повторение — сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы циркуляции информации, являющиеся универсальными и фундаментальными.
У каждого человека существуют следующие индивидуальные отличия памяти, которые проявляются в разных сферах его деятельности:
скорость запоминания — определяется количеством повторений, необходимых для запоминания нового материала;
точность запоминания — характеризуется соответствием воспроизведенного тому, что запомнилось, и количеством возможных ошибок;
прочность запоминания — проявляется в продолжительности сохранения заученного материала (или в медленности его забывания);
готовность к воспроизведению — проявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может припомнить необходимую информацию.
Индивидуальные отличия памяти проявляются и в том, какой материал лучше запоминается — образный, словесный или в равной мере продуктивно тот и другой. В связи с этим в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный, смешанный, или промежуточный типы памяти.
Так, наглядно-образный тип памяти чаще встречается у художников, писателей, музыкантов, словесно-абстрактный — у ученых, философов. Смешанный тип имеет место у людей, в деятельности которых не наблюдаются заметные преимущества наглядно-образного или словесно-абстрактного типа.
Таким
образом, учитывать
индивидуальные отличия памяти важно
в учебной работе, чтобы максимально продуктивно
использовать потенциальные возможности
каждого человека и всесторонне развивать
его память.
1.2
Развитие памяти в раннем детстве и дошкольном
возрасте
С момента рождения ребенок взаимодействует с окружающими его людьми. В общении со взрослыми возникают и формируются все его психические функции [3], [11].
В советской детской психологии достаточно изучено влияние взрослого на познавательные процессы ребенка. В исследованиях генезиса памяти выявлены ее особенности и закономерности в условиях общения в диаде «экспериментатор — ребенок», где взрослый выполнял роль организатора мнемической деятельности [2] — [7], [9], [12]. Установлено, что в дошкольном детстве развиваются все виды памяти, память приобретает результативный и произвольный характер [4] — [7]. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться собственно мнемическая деятельность, имеющая свои специфические цели, приемы и способы [6], [7], [12]. При повышении требований со стороны взрослого ребенок учится управлять этим познавательным процессом, ставить перед собой цели, осуществлять самоконтроль, выполнять мнемические действия.
В условиях детского сада ситуация общения существенно оптимизируется. Это, несомненно, способствует перестройке структуры познавательной деятельности детей. Экспериментальное исследование данного вопроса представляется важным как в практическом, так и в теоретическом планах.
В раннем детстве, когда ребенок учится ходить, расширяется его взаимодействие с окружающим миром. Для него становится доступным большее количество предметов. В связи с этим начинается новый этап в развитии памяти малыша. Он приступает к овладению предметными действиями в соответствии с назначением и функцией объектов, в зависимости от культурно-гигиенических навыков и основных движений. Движения ребенка становятся более точными, легкими, координированными, что обеспечивает малышу автономию от взрослого, расширение сферы самостоятельности. В этот период образ памяти уже более гибок и подвижен. У ребенка формируются представления об объектах, удаленности, размере, направленности движения, выполняемых действиях, событиях. Малыш узнает предмет вне связи с ситуацией, в которую он включен, идентифицирует его по важным признакам. Так, по предложению взрослого малыш показывает часы независимо от их пространственного расположения.
В начале второго года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия, зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием (на втором году жизни ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5 — 2 мес, а на третьем — объекты, которые воспринимал год назад).
Запоминание и воспроизведение имеют непроизвольный характер. Запоминается то, что включено в какую-либо практическую деятельность, вызвало тот или иной эмоциональный отклик, интерес, непосредственно нужно. Образы всплывают под влиянием каких-либо впечатлений, сходных с ранее воспринятыми.
Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. На третьем году жизни он понимает каждое отдельное слово, входящее в произнесенную взрослым фразу. Постепенно ребенок переходит от пассивной речи к активной. Этот период обусловлен ростом словаря, усвоением грамматики родного языка, развитием понимания и произношения. Расширение словаря, накопление опыта деятельности и действий приводят к тому, что малыш начинает понимать некоторые нравственные нормы и правила поведения: «Что можно, а что нельзя», «Как надо и как не надо делать»
Информация о работе Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста