Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:55, курсовая работа
Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретический аспект развития памяти у детей дошкольного возраста ……….……………………………..
6
1.1 Память: виды, процессы, индивидуальные особенности ..… 6
1.2 Развитие памяти в раннем детстве и дошкольном возрасте..………………………………………………………
14
1.3 Развития образной памяти дошкольников…………………. 22
Глава 2. Исследование развития образной памяти у детей дошкольного возраста ..………………………………….…
28
2.1 Организация и методы исследования развития образной памяти дошкольников .…………………………………….…
28
2.2 Результаты исследования развития образной памяти дошкольников……………………………………………..….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………..................
ПРИЛОЖЕНИЕ ....……………………………………………………..…
В
дошкольном возрасте главным видом
памяти является образная. Ее развитие
и перестройка связаны с
Образная память — это память на представления. Представления — это образ предмета или явления, не воздействующий в данный момент на органы чувств.
Образная память сохраняет пережитый опыт в форме образов. В форме образов в памяти хранятся не только доступные сознанию впечатления, полученные с помощью органов чувств, но и неосознаваемые образы, такие как эталоны или паттерны, которые принимают участие в процессах восприятия, например при распознавании образов. В процессе хранения в памяти запечатлённые образы претерпевают изменения, которые придают представлениям специфические свойства или характеристики. Имеются индивидуальные различия в способности произвольно вызывать в сознании образы памяти. Эти различия касаются как преимущественной модальности, в которой человек переживает наиболее яркие образы, гак и самой живости и яркости представлений. В памяти могут храниться не только предметные образы восприятия, но и беспредметные образы, связанные с пережитыми ощущениями. Человек может, например, представить себе просто синий цвет, или звук определенного топа, или ощущение зубной боли, или кислый вкус.
Уровень развития образной памяти может быть неодинаковым для различных модальностей. Поэтому в образной памяти выделяют зрительную, слуховую, двигательную, обонятельную и вкусовую память.
Зрительная память включается в себя процессы сохранения и воспроизведения информации в виде зрительных образов. Поскольку орган зрения является для человека ведущим органом чувств, большую часть информации в своей жизни он воспринимает и запоминает именно через зрение. Это происходит и в том случае, когда зрительно воспринятая информация переводится в слуховую, двигательную или иной вид памяти.
Слуховой называют память, связанную с запоминанием и точным воспроизведением разнообразных звуков, например, музыкальных или речевых. Данный вид памяти отличается тем, что человек, обладающий им, быстро и точно может запомнить смысл чего-либо и затем передать его подходящими словами.
Двигательная память представляет собой запоминание и воспроизведение с достаточной степенью точности разнообразных движений. Этот вид памяти участвует в формировании двигательных, в том числе трудовых, спортивных и иных умений и навыков.
Осязательная память — это память на ощущения, получаемые с поверхности кожи. К разновидностям осязательной памяти относится и память на образы, получаемые в результате ощупывания предметов. Этот вид памяти, работая вместе со зрительной памятью, позволяет формироваться правильному восприятию пространства у детей и у взрослых людей. Для тех людей, которые лишены зрения, осязательная память в какой-то степени заменяет им работу зрительного анализатора.
Обонятельной называют память на запахи. В своей элементарной форме эта разновидность памяти имеется у человека с рождения. Однако, когда человек в своей жизни сталкивается с новыми, не знакомыми для него запахами, обонятельная память начинает работать активно и развивается дальше.
Вкусовую память можно определить как память на вкусовые ощущения. Так же, как обонятельная память, она в своей основе является врожденной (имеется в виду память на простейшие вкусы типа сладкого, горького, кислого или соленого).
Выделяют и эмоциональную память, которую рассматривают как способность сохранения и воспроизведения впечатлений о разнообразных приятных и неприятных эмоциональных (чувственных) переживаниях. На эмоциональной памяти, например, основана прочность запоминания любого материала: то, что у ребёнка вызывает эмоциональную реакцию, запоминается им лучше, чем то, что такой реакции не вызывает.
Преобладание у ребёнка одного из названных видов образной памяти легко прослеживается в обучении. Если ребёнок лучше запоминает, читая про себя, значит, у него лучше развита зрительная память. Она может быть настолько сильно развита, что, припоминая, ребёнок «видит» страницу, на которой написан нужный ему материал. Если же ребёнок лучше запоминает, когда прослушает новый материал, у него слуховой тип памяти. Зрительно-двигательная память хорошо развита у детей, которые грамотно пишут, но не знают грамматических правил. В профессиональной деятельности зрительная память развита у художников, слуховая — у музыкантов, двигательная — у спортсменов.
На первом году жизни малыша непроизвольное запоминание протекает в совместной со взрослыми деятельности через манипулирование с предметами. Младенец запоминает предмет, когда взрослый у него на глазах действует с игрушкой. Причем необходимо, чтобы взрослый при этом выражал заинтересованность в совместной деятельности; радовался успехам ребенка и общению с ним, тем самым создавая эмоционально действенное подкрепление тому материалу, который должен запомнить малыш. Важно обеспечить многократное повторение действия в целях его запоминания. Целесообразно обозначить словами предметы, ситуации, признаки, движения и действия, чтобы фиксировать их в памяти младенца, обеспечив связь образа предмета со словом.
Богатые возможности для развития образной памяти младенца создают игры с пальчиками, при проведении которых выступают в единстве несколько компонентов: успешность непроизвольного запоминания, эмоционально-действенный контакт со взрослым, повторяемость ситуации и ее словесное обозначение.
Включение литературных произведений во все ситуации общения с малышом способствует развитию не только словесной, но и образной, двигательной и эмоциональной памяти. Художественное слово не только обозначает признак, объект или ситуацию, но и создает положительную эмоциональную обстановку, основываясь на чувствительности ребенка к мелодике и ритму.
Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных произведений расширяют опыт ребенка. Особенно важно, чтобы их содержание было понятно малышу. В раннем детстве понимание литературного текста достигается в том случае, если он соответствует деятельности, которую ребенок выполняет в данный момент. Например, игру с машиной сопровождает чтение стихотворения А. Барто «Грузовик», или, наоборот, чтение стихотворения сопровождается разыгрыванием соответствующей сценки. В среднем и старшем дошкольном возрасте запоминанию литературных произведений помогает опора на представление-картинку, отражающую основное содержание текста. Таким образом, словесная память развивается в единстве с образной и двигательной.
В раннем и дошкольном детстве особую роль в развитии образной памяти играют наблюдения. Направляя внимание малыша на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.
Эту особенность очень точно сформулировал К. Д. Ушинский: «Если... хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом освоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картину, но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины. Призовите к участию осязание, обоняние и вкус... При таком дружном содействии всех органов в акте усвоения... вы победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая — третью и т.д.».
Таким
образом, память зависит не столько от
признаков как таковых, сколько от полноты
восприятия. Следует помнить, что для образования
представлений недостаточно только пассивного
созерцания объекта. Нужен его активный
анализ, установление соотношений между
выделенными частями, компонентами ситуации,
т.е. аналитико-синтетическая деятельность,
называние объектов и их свойств в слове.
ГЛАВА 2
ИССЛЕДОВАНИЕ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Целью исследования было выявление особенностей проявления образной памяти в дошкольном возрасте.
Базой для проведения исследования выступило УО «Детский сад-ясли № 12 г.» Ивацевичи. Выборку исследования составили 30 старших дошкольников в возрасте 6 лет (воспитанники двух групп «Фантазеры»).
В процессе исследования осуществлялась проверка следующей гипотезы: образная память у дошкольников является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала и сформированности у ребенка приемов запоминания.
В процессе нами были решены следующие задачи:
1.
определен уровень развития
2.
изучена зависимость объема
3.
раскрыты индивидуальные
Для решения поставленных нами задач мы применили такую методику, как тестирование.
Тесты – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ [ там же, с. 423].
К тестированию предъявлены следующие требования:
1.
инструкции следует сообщать
испытуемым одинаковым образом,
2. ни одному испытуемому не следует давать преимуществ перед другим;
3.
в процессе эксперимента не
следует давать отдельным
4.
эксперимент с разными
5. временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.
Психометрическими характеристиками теста выступают: надёжность; валидность; объективность; стандартизация.
С целью проверки первой части гипотезы о том, что образная память является преобладающим видом памяти у дошкольников, нами было проведено три исследования, направленные на выявление уровня развития двигательной, образной и словесно-логической памяти. При проведении исследований мы опирались на методики, описанные такими авторами, как З.И. Истомина [Истомина, З.М. Развитие памяти / З.М. Истомина. – М: Просвещение, 1978. – 120с.] и Р.С.Немов [Немов, Р.С. Психология: В 3 книгах. Книга 3 / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. – 640с.].
Первый эксперимент был направлен на выявление уровня развития двигательной памяти. С этой целью нами было предложено детям двух старших групп повторить движения танца (количество последовательных движений – 6). При оценке результатов исследования мы применяли следующую шкалу:
повтор 5-6 движений – высокий уровень развития двигательной памяти;
повтор 3-4 движений – средний уровень развития;
1-2 движения – низкий уровень развития.
В следующем эксперименте нами исследовался уровень развития образной памяти. Для этой цели мы использовали методику «Назови, что запомнил», представленную в приложении (Приложение А).
Оценка результатов проводилась так:
10-8
названных предметов – высокий
уровень развития образной
5-7 названных предметов – средний уровень;
1-4 названных предмета – низкий уровень.
Следующая часть нашего эксперимента заключалась в исследовании особенностей развития словесно-логической памяти. Для этого была использована методика, представленная в приложении (Приложение Б).
Информация о работе Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста