Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:11, дипломная работа

Описание

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по теме «Развитие образной памяти в учебной деятельности у младших школьников».
Выявить психологические особенности развития образной памяти у младших школьников.
Определить методы для развития образной памяти в учебной деятельности у младших школьников.
Разработать и реализовать комплекс упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.
Дать оценку эффективности предложенного комплекса упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 686.50 Кб (Скачать документ)

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И  ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

 

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Работу выполнила

Жихарева Марина Николаевна

студентка 5 курса 1 группы

очной формы обучения

факультета педагогики и психологии.

Специальность 050708.65 Педагогика и           

методика начального образования

с дополнительной специальностью

050703.65Дошкольная педагогика и 

психология.

Научный руководитель:  канд.психол.   наук, доцент Плисенко Н. В.

                                                            

 

Работа защищена

с отметкой

«___________________»

Председатель  комиссии

 

_________________/                         /                     

«____» _______________2011г.

«Допустить к защите» 

Заведующий кафедрой

 

______________/В.И.Мишанина /

«____» _______________2011г.


 

 

 

 

 

Шуя  2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3-5

Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38

1.1. Сущность, структура и содержание  образной памяти в психолого-педагогической  литературе………………………………………………….7-20

1.2. Развитие учебной  деятельности младших школьников……………...20-31

1.3. Учебная деятельность  как условие развития образной  памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38

Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93

2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47

2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59

2.3. Программа развития образной памяти  в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75

2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90

Заключение…………………………………………………………….........91-93

Библиография………………………………………………………….........94-97

Приложение…………………………………………………………………98-106

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изменение образа жизни людей нашего общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В настоящее время важным недостатком работы учебных заведений является отсутствие умения использовать учениками собственные возможности для получения и расширения знаний.

В основе обучаемости  лежит уровень развития познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи.

Память является важнейшей, познавательной функцией, лежащей в  основе развития и обучения. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. На память часто жалуются, реже восхищаются. Она иногда может подводить, но способна и выручить. Память нужна практически постоянно. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящие и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, так как, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.

Из всех видов памяти – моторной, эмоциональной, образной и словесно-логической, особое внимание в этой работе уделяется образной памяти. Обусловлено значением образной памяти в умственном развитии детей младшего школьного возраста. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Основу памяти составляет генетически обусловленная природная память. Однако возможности природной памяти ограничены и к концу младшего школьного возраста она уже не может обеспечить потребности развивающейся познавательной сферы ребенка. Здесь особенно важно развитие так называемой образной памяти — запоминание с применением особых, специальных средств и методов организации информации, мнемотехники [8, с. 159].

Миллионы лет человек  жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности и опасной ситуации организовало по-своему мышление, реакцию, внимание; память - кладовая опыта, перенятого человеком. Ненужное   забылось быстро и без следа. Самая лучшая форма запоминания воспроизведения информации вырабатывалась просто, привычно, экономно: памятью на звуки, запахи, цвета. Вырабатывалась память яркая, четкая не словами, а образами.

Мозг человека от природы  привык запоминать все таким, как  есть – в многообразии цветов, звуков, знаков и т.д. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ-модель, в левом – соответствующее ему слово. Таким образом, воспринятое не стирается без желания человека. Такая организация памяти естественна и гармонична [18, с.83].

Из-за маленького опыта  ребенку трудно представить, связать  между собой процессы и явления мира. В большинстве случаев ребенок механически запоминает информацию: выучивает правила, тексты, решает по шаблону задачи и примеры, пересказывает без тени мысли прочитанные сказки и рассказы. А ведь произвольность психических процессов тем выше, чем больше нашей жизнью способны руководить словесные инструкции и мысли, рисующие конкретные образы желанных результатов, и именно эти образы, способные вызвать у ребенка реальные ощущения, включают непроизвольные механизмы его психических процессов [29, с.18].

В детском возрасте способность  подчинять свою психическую жизнь  ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что слово у ребенка очень  близко к конкретному образу, во-вторых, основной тип регуляции психики у детей непроизвольный. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы психического процесса памяти.

С возрастом эти способности  утрачиваются. Можно полагать, что  тренировка механизмов словесно-образного регулирования психики с детства может воспрепятствовать утрате уникальных способностей детской психики [29, с.18].

С применением специальных игр и упражнений на уроках русского языка дополняют усеченную информацию до полного образа. В человеке эволюционно заложена способность к мгновенному запоминанию. Включение всех каналов восприятия отменяет принцип «повторение – мать учения». А это – отсутствие стрессов, уверенность в себе, умственная работа становится творческой, а от здоровой психики зависит и физическое здоровье. Обучение теперь сводится к пониманию, понял – представил. Представил – уже знаешь.

Методы развития образной памяти предусматривают и координацию  работ полушарий мозга, т.к. правое полушарие является эмоционально-образным, синтезирующим, а левое – контрастным, логическим. «Задача педагога – научить работать оба полушария одновременно и научить детей воспринимать мир всеми органами чувств» [29, с.20].

Цель исследования: выявить эффективность пути развития и совершенствования образной памяти в учебной деятельности, как средства гармоничного и естественного запоминания информации.

Объект исследования: образная память в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: процесс развития образной памяти  младших школьников  в учебной деятельности.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по  теме «Развитие образной памяти в учебной деятельности у младших школьников».
  2. Выявить психологические особенности развития образной памяти у  младших школьников.
  3. Определить методы для развития образной памяти в учебной деятельности у младших школьников.
  4. Разработать и реализовать комплекс упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.
  5. Дать оценку эффективности предложенного комплекса упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.

Методы психолого-педагогического исследования: анализ исследований по проблеме, эксперимент, тесты, наблюдение.

База исследования: 15 детей - 3 класс МОУ Соболевская СОШ г. Юрьевец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА Ι. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1. Сущность, структура  и содержание образной памяти 

в психолого-педагогической литературе

Проблема памяти –  ровесница психологии как науки. С тех пор как у человека, уже прошедшего огромный путь становления, сформировались высшие формы отражения  действительности – сознание и самосознание, способность памяти стала для него одной из самых интересных и любимых загадок.

Уже из сказаний древнегреческой мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Башня памяти Мнемозина была матерью муз, ей приписывалось изобретение речи и света.

По мнению ряда исследователей, мнемонический элемент возникает  лишь по достижению некоторых определенных ступеней культуры. «С более высокой  культурой, по-видимому, усиливается  склонность сохранять воспоминания» [3, с.34].

Существо проблемы и  ее историческое развитие определили ее место внутри идеалистической философии. Августин сформулировал это с наибольшей силой и лаконичностью, заявив: «душа все равно это память», а через 1.5 тыс. лет А. Бергсон писал о том, что  именно в проблеме памяти он «надеется настигнуть дух в его более ощутимой форме [3, с.65].

Тесная связь идеалистической  философии и первых концепций  памяти отчетливо прослеживается у  Платона, в его учении о воспоминании. Для Платона гарантией истинности познания является то, что и есть воспоминание. Благодаря воспоминаниям наша бессмертная душа не порывает своих связей с миром идеальным, с богом; последний обладает абсолютным познанием и, следовательно, не нуждается ни в каком воспоминании. По учению Платона, в душе у каждого имеются покрытые воском дощечки, у одного побольше, у другого - поменьше. «Я знаю тебя и Федора и ношу в себе на той восковой дощечке как бы отпечаток от вас обоих» [4, с.234].

Другая важнейшая концепция  памяти в философии древности  развивалась Аристотелем. Она изложена в специальном сочинении «О памяти и воспоминании». Поиск доказательной аргументации в области индивидуальных различий людей, т.е. значительно более выраженных психологический подход, резко отличает взгляды Аристотеля на эту проблему от взглядов Платона.

Аристотель считал, что  память есть обладание образом, как  подобием того чего он образ. Это определение  тесно сближает память с воображением. По Аристотелю и думать невозможно без образа. Внешние тела, действуя на органы чувств, вызывают психологические изменения, которые могут не исчезнуть. Остается как бы отпечаток, картинка. Память он относит к бывшему, помнить – значит обладать образом и сознавать, что этот образ – копия аффицированного ранее предмета.

Аристотель утверждал, что память присуща многим животным, но воспоминание присуще только человеку: вспоминать – значит, как бы умозаключать. Аристотель наделял памятью человека и животного, но отказывал в ней бесплотным, «бессмертным».

«Аристотель обособляет  воспоминание от памяти. Считал, что  это два разных процесса. Воспоминание, считал он, есть рассуждение о том, как мы что-то ощущали, воспринимали или знали, это есть определенный поиск и, следовательно, обусловленный волей акт мышления, силлогизм» [38, с.225].

Третья важная концепция  памяти заключена в учении Плотина. Как известно Плотин – один из известнейших неоплатоников, и его взгляды на природу памяти, есть в основном, продолжение учения Платона. Но в отличие от Платона Плотин приводит ряд чисто психологических доводов: необходимость усилия для запоминаний, роль при этом повторения, ослабление памяти у стариков, т.е. память для Плотина – «психическая сила, проявляющаяся в тот момент, когда душа «вспоминая» переходит из пассивного состояния в активное» [38, с.230].

У Платона и неоплатоников  проблема памяти и воспоминания не только психологическая, но и в первую очередь философская проблема, так как она теснейшим образом связана с общей проблемой знания и истины: истинное знание есть воспоминание об идеальном мире. Древнейший мир отдавал должное внимание проблеме памяти, однако же, идеалистические теории отрывали память от материи. Искусство памяти в Греции соотносили с богом и душой.   «Августин отыскивает Бога в памяти как христианин и как христианин – платоник убежден, что памяти присуще знание божественного» [18, с.46].

В Древнем мире, незнакомым с книгопечатанием, не имеющим бумаги для записи и тиражирования лекций, развитая память имела жизненно важное значение. «Существует два вида памяти, говорили еще в древности, естественная и искусная [18, с.18]. Искусная память – это память развитая и укрепленная упражнениями, хорошая естественная память может быть улучшена благодаря тренировке.

Информация о работе Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников