Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:11, дипломная работа

Описание

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по теме «Развитие образной памяти в учебной деятельности у младших школьников».
Выявить психологические особенности развития образной памяти у младших школьников.
Определить методы для развития образной памяти в учебной деятельности у младших школьников.
Разработать и реализовать комплекс упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.
Дать оценку эффективности предложенного комплекса упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 686.50 Кб (Скачать документ)

(Игра продолжается 3 минуты. Предметы: ручка, классный  журнал, мел, указка, карандаш, пенал,  часы, магнитики).

IV. Закрепление изученного. Работа по карточкам.

- Прочитай текст.

Ёж.

Осенью Ёж готовит  себе тёплое зимовье. Он таскает в  нору сухую траву и мох.

Заберётся ёж в своё жилище и заснёт. Придёт зима. Накроет нору глубокий сугроб. Спит ёж до весны, как  медведь в берлоге.

Спиши текст, определи род  имён существительных.

Открывается 3 часть картинки.

Рассказ о ежах подготовленным учеником.

Оказывается ежи удивительные животные. Их можно встретить в  лесу, парке, в саду, в степи, и  даже в горах.

У ежей слабое зрение, но зато слух более чуткий, чем у кошек и собак. А обоняние - необыкновенное. Они чувствуют запах жука на глубине нескольких метров.

Ежи очень доверчивые животные. Они не боятся человека, машин  и потому часто гибнут на дорогах. А ещё некоторые люди приносят ежей домой, что ни в коем случае делать нельзя.

- Почему?

Ответы детей, дополнение учителя.

V. Работа над развитием речи детей.

Сочинение-миниатюра  на тему “Птичья столовая”. 4-5 предложений, используя опорные слова: Суровая  зима, трудно найти корм, сделали  кормушку, семена, первые гости.

- Ребята запомните  опорные слова и напишите по  ним 4-5 предложений на тему  «Птичья столовая».

- Посмотрите внимательно  на мои картинки и ответьте, какая соответствует вашим сочинениям-миниатюрам.

- Назовите все опорные  слова, которые вы использовали.

Ученики зачитывают свои работы. (2-3 учащихся)

Открывается 4 часть картинки.

VI. Итог урока.

- Чему учились на  уроке?

- Что понравилось?

- Что интересного узнали?

На этапе  – словарная рабата, работа над новой темой, над развитием речи мы включили упражнения на развитие слуховой памяти «Разрезные предложения», на развитие зрительной  памяти «Запомни, где я нахожусь», а также игру на развитие слуховой памяти, внимания «Буквы заблудились».

Анализ выполненных упражнений: на этапе словарная работа задание вспомнить все имена существительные в предложение не составила труда. Тема эта учащимися давно усвоена, и предложение было не слишком сложным. Мария, Вова, Ольга, Ульяна, Наташа справились с этим заданием без ошибок.

На этапе работа над новым материалом  использовалось упражнение «Разрезанные предложения». Учащиеся внимательно слушали учителя, и старались запомнить предложения, проговаривая про себя. После того, как учащимся были зачитаны все предложения, их задача состояла в том, чтобы, когда учитель назовет часть предложения, им необходимо ее дополнить. Ульяна смогла дополнить 8 предложений, Ольга – 7, и Вова – 8 предложений. Для Марии и Наталье это упражнение было сложным. Правильно дополнили 1 или 2 предложения, оставшиеся назвали совершенно другими словами. Татьяна, Костя, Максим, Екатерина и многие другие дополнили все предложения верно.

  В игре «Запомни, где я нахожусь» предметы изначально лежат в такой последовательности: мел, карандаш, пенал, ручка, магнитики, указка, классный журнал, часы. Детям дается 30 секунд на то, чтобы они запомнили местоположение каждого предмета. Затем дети закрывают глаза, и учитель меняет предметы местами: мел, карандаш, ручка, пенал, магнитики, классный журнал, указка, часы. Ульяна, Ольга, Максим и Елена заметили перемены и правильно исправили одно изменение (пенал-ручка). Роман дополнил их ответ, и правильно назвал второе изменение (указка, классный журнал). В процессе игры в классе было очень шумно, учащиеся спорили в выборе правильного местоположения предметов.

Ошибки в стихотворении «Буквы заблудились» вызвали у учащихся множество положительных эмоций. С первого раза учащиеся не смогли назвать все ошибки, допущенные в стихотворении. После того, как учитель прочитал стихотворение второй раз, учащимися были найдены и исправлены оставшиеся ошибки. Победитель считался тот, кто всех больше найдет и исправит ошибок.  При опросе Вова смог назвать и исправить 6 ошибок из стихотворения, Ольга – 8, Наталья – 5, Мария – 6. Всех больше ошибок в стихотворении обнаружила Ульяна.

Вывод: Анализ констатирующего эксперимента позволил наметить следующую цель формирующего этапа исследования: с помощью упражнений, включенных в уроки по русскому языку, повысить уровень развития образной памяти в учебной деятельности как средство естественного и гармоничного запоминания информации.

 Формирующий эксперимент был проведен в течение 6 недель (с 31 января по 13 марта) на уроках русского языка в 3 классе (испытуемых - 15 человек).

Упражнения программы  составлены на основе упражнений, разработанных в центре «Эйдос», а так же частично взята основа упражнений из учебника Немова. Упражнения подбирались согласно условиям проведения формирующего эксперимента.

Мы разработали конспекты уроков по русскому языку, на которых развивается образная память.

При разработке конспектов мы использовали учебник 3 класса Т.Г.Рамзаева «Русский язык» (часть 2), также использовали игры и упражнения для развития образной памяти у младших школьников.

 

 

2.4. Контрольный эксперимент

          Цель контрольного эксперимента: дать оценку эффективности предложенного комплекса упражнений по развитию образной памяти у младших школьников средствами предмета русского языка.

Для диагностики развития образной памяти у младших школьников на контрольном эксперименте использовали те же методики, что и в констатирующем.

Контрольный эксперимент включал в себя 3 методики:

1. Методика «Определение уровня зрительной памяти» (И. Матюгин).

Цель: определить уровень  развития зрительной памяти.

Результаты оценки уровня зрительной памяти младших школьников на контрольном этапе. ДАВАТЬ СРАЗУ В СРАВНЕНИИ!!!!! У ОЛИ СПРОСИТЕ, КАК СДЕЛАТЬ ТАБЛ.

Таблица №5.

Имя, возраст

Баллы

Цель: определить уровень развития зрительной памяти.

Всего баллов

средний балл

Уровень развития зрительной памяти

задание

1

2

3

4

1.

Алексей, 9

8

8

6

10

32

8,0

высокий

2.

Анна, 9,2

8

6

2

7

23

5,8

средний

3.

Вова, 9,6

4

6

4

8

22

5,5

средний

4.

Дима, 9,5

6

4

4

9

23

5,8

средний

5.

Женя, 9,5

10

10

10

10

40

10,0

высокий

6.

Катя, 10,2

8

6

8

10

32

8,0

высокий

7.

Елена, 9,9

4

6

6

6

22

5,5

средний

8.

Костя, 9,3

10

10

10

10

40

10,0

высокий

9.

Максим, 9

6

4

6

6

55

5,5

средний

10.

Маша, 10,1

2

2

4

5

13

3,3

низкий

11.

Наташа, 10

2

4

2

7

15

3,8

низкий

12.

Ольга, 9,5

4

4

6

8

18

4,5

средний

13.

Роман, 9,1

4

6

4

9

23

5,8

средний

14.

Таня, 9,7

10

10

10

10

40

10,0

высокий

15.

Ульяна, 9,4

4

4

2

8

18

4,5

средний


 

Как видим из таблицы  №5, у обследуемых младших школьников преобладает средний уровень зрительной памяти, всего у пятерых младших школьников (26,6%) отметился высокий уровень зрительной памяти, у двоих (13,3%) – низкий, а у остальных (53,3%) - средний уровень зрительной памяти.

После повторного проведения методики И.Матюгина, у каждого младшего школьника увеличился показатель уровня развития зрительной образной памяти.

Высокий уровень развития зрительной образной памяти получили пять детей. Татьяна, Костя и Евгений  по всем заданиям методики И.Матюгина набрали наивысший средний балл – 10,0. Свои показатели повысили Алексей  и Екатерина. В констатирующем эксперименте по этой методике они набрали средний уровень развития зрительной образной памяти. Средний балл их составлял 5,8. После пройденного комплекса упражнений на уроках русского языка и при повторном проведении методики И.Матюгина их показатели увеличились. Средний балл их стал 8,0.Это высокий уровень развития зрительной образной памяти.

Средний уровень развития зрительной образной памяти получили восемь учащихся. Свои показатели увеличили: Анна и Дмитрий с 5,5 на 5,8 средний балл; Вова, Елена, Максим и Роман с 4,5 на 5,5 средний балл развития зрительной образной памяти. По результатам констатирующего эксперимента Ульяна и Ольга набрали низкие показатели по методике И.Матюгина. После повторного проведения на контрольном эксперименте их средний балл увеличился с 3,8 на 4,5.

Низкие показатели по этой методике набрали два учащегося. Несмотря на то, что Мария и Наталья  остались в этой группе, все же после  пройденного комплекса упражнений на уроках русского языка, их показатели развития зрительной образной памяти увеличились. Поэтому, необходимо продолжать на уроках русского языка давать этим учащимся упражнения на развитие зрительной образной памяти.

Представим полученные данные в диаграмме №5 (Приложение №5).

На констатирующем этапе  исследования высокие показатели по методике И.Матюгина составляли 20% учащихся, после проведения комплекса упражнений на уроках русского языка по развитию образной памяти и повторного проведения этой методики высокий уровень развития зрительной памяти увеличился на 7%, и стал составлять 27%. По результатам констатирующего и контрольного этапах исследования средние показатели остались на прежнем уровне, и из 15 учащихся 8 (53,3%) набрали средний уровень развития зрительной памяти. На констатирующем этапе исследования низкий уровень по методике И.Матюгина получили 4 младших школьника (26,6%), после повторного проведения на контрольном этапе исследования показатели уменьшились на половину и стали составлять 13,3%. Следовательно, по результатам проведенной повторно методики И.Матюгина предложенный комплекс упражнений на развитие образной памяти на уроках русского языка дал положительные результаты.

2. Изучение процесса зрительной образной памяти (воспроизведение).

Цель: изучение индивидуальных особенностей зрительной образной памяти.

Результаты оценки уровня процесса зрительного воспроизведения на контрольном этапе. ТОЖЕ САМОЕ

Таблица №6.

Имя, возраст

Баллы

Цель: изучение индивидуальных особенностей зрительной образной памяти.

баллы

Уровни зрительного  воспроизведения

Фигура №1

Фигура №2

Фигура №3

Фигура №4

1.

Алексей,9

3,75

4

3

5

15,75

средний

2.

Анна, 9,2

3,5

4

3

5

15,5

средний

3.

Вова, 9,6

3,75

3,5

2,5

5

14,75

низкий

4.

Дима, 9,5

3,75

3,5

3

5

15,25

средний

5.

Женя, 9,5

4

4

3

5

16

высокий

6.

Катя, 10,2

3,75

4

3

5

15,75

средний

7.

Елена, 9,9

4

3,5

3

5

15,5

средний

8.

Костя, 9,3

4

4

3

5

16

высокий

9.

Максим, 9

4

3,5

2,5

5

15,0

средний

10.

Маша, 10

3,75

3,5

1,5

5

13,75

низкий

11.

Наташа,10

3,5

3

2,5

4,5

13,5

низкий

12.

Ольга, 9,5

3,75

3

2,5

5

14,25

низкий

13.

Роман, 9,1

3,5

4

3

5

15,5

средний

14.

Таня, 9,7

4

4

3

5

16

высокий

15.

Ульяна,9

3,75

3,5

3

5

15,25

средний


 

Информация о работе Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников