Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:11, дипломная работа

Описание

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по теме «Развитие образной памяти в учебной деятельности у младших школьников».
Выявить психологические особенности развития образной памяти у младших школьников.
Определить методы для развития образной памяти в учебной деятельности у младших школьников.
Разработать и реализовать комплекс упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.
Дать оценку эффективности предложенного комплекса упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 686.50 Кб (Скачать документ)

Карандаш                                  осина                                         звено

- Как определили род  имен существительных? Напишите  еще по одному слову в каждый  столбик.

- В этом упражнении  встретились новые словарные  слова. С одним из них познакомимся и запомним его.

- Что это за слово?

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица  хвост

И поднимется до звезд. (Ракета)

 (Вывешивается рисунок.)

- Определите «опасное»  место.

Произнесем это слово  по слогам. (Учитель вывешивает карточку ракета. Для запоминания предлагаю рисунок)

- Напишите слово «ракета»  на новой строчке, выделите  орфограмму; допишите до конца  строки. Составьте с этим словом предложение. (Лучшее записываем с комментированием.) найдите главные члены. Определите, какой частью речи они выражены. Напишите.

- Хорошо, ребята, а теперь внимательно послушайте мое следующее задание. Я вам буду называть имена существительные во множественном числе, а вы должны мне сказать эти же имена существительные, только в единственном числе. Определите род имен существительных.

(окна, деревья, кровати, кошки, стулья, круги, руки, головы, цветы, лужи).

- А теперь, вспомните слова во множественном числе, которые я вам называла.

- Молодцы!

- Я вам буду называть слова в единственном числе, а вы с помощью пиктограмм их зарисуете. После этого по своим рисункам вы должны назвать все мои продиктованные слова во множественном числе.

(стол, сумка, круг, сапог,  носок, книга, ручка, кружка, вилка,  велосипед).

- Молодцы!

- А теперь, давайте  немного поиграем.

(Учащиеся выходят  к доске, становятся полукругом  или кругом).

- Ваша задача состоит  в том, чтобы постараться запомнить  как можно больше слов, которые  вам передал сосед и добавить  свое слово. Я еще усложню  задачу тем, что можно называть только существительные во множественном числе. Тот ученик, который не смог воспроизвести все ему переданные слова, выбывает из игры.

VΙ. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем

(дети встают)

И немножко отдохнем.

(потягиваются)

Вправо, влево повернитесь,

(повороты)

Наклонитесь, поклонитесь!

(наклоны)

Руки вверх и руки вбок,

(движения руками)

И на месте прыг да скок!

(прыжки на месте)

А теперь бегом вприпрыжку.

(бег на месте)

Молодцы вы, ребятишки!

VΙΙ. Изучение нового материала (продолжение)

- А сейчас посмотрите  на ряды слов. Вставьте пропущенные  буквы. Найдите «лишнее» слово  в каждом столбике. Определите  у него род.

д…брота декабрь ножницы  смелый март вере…ка вежливый январь бумага красивый февраль клей

- У слова «ножницы»  род определить не можем, так как это слово не употребляется в единственном числе. Приведите примеры таких слов (очки, брюки).

- А теперь вспомните  все слова имени существительного.

- Теперь прочитайте  слова. Красит, а человека-, солнце, труд, Землю. Составьте из них предложение.

- Что получилось? (Пословица)

- Как вы ее понимаете?  Найдите имена существительные.  Определите их род.

- Игра на внимание: я назову слово, если оно  женского рода – садятся за  парты девочки, если мужского  – мальчики, если среднего –  все.

Стена, пенал, шкафы, солнце, тетради, линейка, цветы, книги, платье.

- Составьте из данных  букв слово ЛБЕОЖЕАК (лежебока)

- Определите род этого  слова (одни ученики говорят  мужского, другие – женского).

- Кто прав?

- В русском языке  есть слова, которые бывают и мужского, и женского рода. Говорят, что у них общий род. Приведите примеры слов с общего рода.

VΙΙΙ. Закрепление.

Упражнение 411. (Т.Г.Рамзаева «Русский язык» (часть 2))

-Замените каждое предложение,  одним словом. Напишите. (Отгадывают  коллективно, записывают с комментированием.)

1.Работник почты, который  доставляет письма, газеты, журналы.

2. Приспособление, с помощью  которого проводят прямые линии  или измеряют чего-либо.

3. Белое сладкое вещество, которое приготавливается в нашей  стране из свеклы.

4. Сосуд, в котором кипятят воду для чая или заваривают чай.

- Определите род имен  существительных. (Самостоятельно, затем  проводится взаимопроверка)

ΙX. Итог

- Чему учились сегодня  на уроке?

- Как определить род  имен существительных во множественном  числе?

- Что повторяли?

X. Домашнее задание

Упражнение 412. (Т.Г.Рамзаева «Русский язык» (часть 2))

На странице 254 напечатаны слова, которые нужно уметь правильно произносить. Выпишите 10 имен существительных. Поставьте над словами знак ударения, обозначьте род. Запомните, как  произносятся эти слова. Подчеркните безударные гласные в корне.

На каждом этапе урока мы включили упражнения на развитие слуховой и зрительной  памяти «О единственном и множественном числе», а также для развития слуховой памяти использовали игру «Кто больше запомнит».

Анализ выполненных  упражнений: на этапе минутке чистописания было дано упражнение на развитие слуховой памяти. Учащиеся без ошибок вспомнили последовательность букв на доске. В первую очередь спрашивались ученики, у которых по результатам констатирующего эксперимента низкие показатели развития слуховой памяти. Мария вспомнила последовательность букв не правильно, и некоторые буквы были названы совершенно другие. Вместо буквы ф назвала букву в. Ульяна, Вова без труда вспомнили все букв.

Учащимся очень понравилось  задание на определение заглавной  буквы на карточках, которые разбирались  раннее. Наташа в своих ответах сомневалась, не сразу же отвечала, в основном ориентировалась на ответы своих одноклассников. Владимир, после того как верно вспомнил последовательность букв, с уверенностью отвечал, не сделав не одной ошибки. На этапе словарной работы учащиеся, ориентируясь на картинки на доске, вспоминали словарные слова и их правильное написание. Ольга, хоть и верно назвала все слова, но ошибки в основном были орфографические в написании слов. Ульяна отличалась своей внимательностью, она не только правильно вспомнила все слова, но и верно их записала на доске.

На этапе изучения нового материала использовалось упражнение «О единственном и множественном числе». При его выполнении учащиеся работали активно, быстро, с увлечением. Все слова преобразовали правильно, никаких затруднений при этом не было. Весь класс отвечал дружно, но ученики Мария, Наталья, Ольга, Ульяна и Владимир повторно повторяли ответы своих одноклассников для того, чтобы проконтролировать их понимание данного упражнения, и запоминания слов. При выполнении задания назвать все имена существительные во множественном числе Мария смогла вспомнить – 5 слов, Ольга – 7 слов, Наталья – 5 слов, Ульяна – 9 слов и Вова вспомнил все 10 слов. Мария отвечала самая первая, поэтому ей было всех труднее вспомнить слова. Остальные лишь повторяли и добавляли по одному имени существительном.

Задание с пиктограммами  всем учащимся очень понравилось. Со старанием каждый вырисовывал свой рисунок. Вначале отвечали те учащиеся, у которых по результатам констатирующего этапа исследования низкие показатели развития образной памяти. Мария смогла правильно назвать лишь только 5 слов (сумка, круг, сапог, кружка, вилка). Оставшиеся не смогла назвать, потому что не понимала свои рисунки. Ольга назвала 8 слов, Наталья – 6 слов, Ульяна – 10 слов, Вова – 10 слов. В процессе выполнения задания спрашивались и сильные учащиеся, они дополняли ответы других.

Для игры «Кто больше запомнит» к доске были вызваны следующие учащиеся: Татьяна, Алексей, Екатерина, Елена, Максим, Мария, Ульяна, Ольга, Наталья, Вова. Учащиеся встали в круг. Первый участник, который назвал существительное во множественном числе, была Мария. Она назвала слово «карандаши». Следом за ней стояла Ульяна, потом Екатерина, Ольга, Алексей, Наталья, Елена, Вова, Максим, Татьяна. Первым из игры выбыла Наталья, она воспроизвела всего лишь 3 слова, не вспомнив два. Следом за ней выбыла Ольга, не назвав три имени существительных. Затем из игры вышла Мария, правильно воспроизвела пять слов, лишь одно не вспомнила самое первое названное Алексеем. Оставшиеся семь учащихся считаются победителями – Ульяна, Екатерина, Алексей, Елена, Вова, максим, Татьяна. Игра учащимся очень понравилась. На каждом уроке русского языка стали в нее играть, лишь изменив задания.

 

№2. Конспект урока по русскому языку на тему:

"Определение рода  имён существительных в косвенных  падежах"

Цель: познакомить с приёмом определения рода имён существительных в косвенных падежах.

Задачи:

Образовательные: закрепить умение определять род имён существительных в начальной форме; формировать умение определять род имён существительных в косвенных падежах;

Развивающие: развитие основных процессов образной памяти: запоминания и воспроизведения. Непосредственное совершенствование и развитие образной памяти младших школьников, развитие  других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, логического мышления, а также процессов классификации и группировки;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к играм – упражнениям на развитии образной памяти.

Оборудование:

- карточка со словом СЕВЕР

- карточки со словами для повторения пройденного материала;

- сигнальная таблица для учителя(3 цвета);

- сигнальные тетради (по количеству учеников);

- раздаточные карточки с текстом;

- картинка с изображением ежа.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы, целей урока.

-Дети, обратите внимание  на доску: здесь закрытая картинка, которую мы с вами откроем  по частям, выполнив все задания.

II. Словарная работа.

-Назовите антоним  к слову ЮГ. (СЕВЕР)

Записать слово СЕВЕР  в словарики, подобрать однокоренные слова (северный, северянин, северяне).

Записать предложение:

вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл – и вот сама идёт волшебница зима.

- Кто автор этих  строк? ( А.С. Пушкин)

Найти в предложении  имена существительные, определить род.

- Как определить род  имён существительных?

- Вспомните все имена  существительные в предложении.

После выполнения задания  открывается 1 часть картинки.

III. Работа над новым материалом.

Ознакомление с алгоритмом распознавания рода имён существительных  в косвенных падежах: существительное надо поставить в начальную форму.

Выполнение упражнения 413. (Т.Г.Рамзаева «Русский язык» (часть 2))

Вывод: - Как определяли род имён существительных?

- Ребята, произошла беда, какой-то ленивый ученик, чтобы   не писать длинные предложения,  разрезал их пополам. И теперь слова из предложений грустят, ведь они не могут быть дополнены по смыслу друг другом. Итак, ребята, сейчас я вам прочитаю целые предложения, а вы постарайтесь их запомнить.

(Барабан висел на стене. Пчела  села на цветок. Грязь - причина болезней. Трусость - низкий поступок. На фабрике произошел пожар. В комнате очень жарко. Лучший отдых - сон. Москва - древний город. Железо и золото - металлы. Мальчик принес книгу. Девочка любит делать уроки.)

- А сейчас я прочитаю  часть этих предложений, а вы мне скажите вторую часть. Если вы сможете вспомнить правильно вторую часть предложения, то слова перестанут грустить.

(Барабан…, села на цветок…, грязь…, трусость…, произошел пожар…, сон…, Москва…, металлы…, принес книгу…, девочка любит…).

- Молодцы, ребята, теперь слова не будут грустить!

- Сейчас я прочитаю стихотворение,  в котором заблудились буквы.  Вы должны исправить ошибку  и назвать правильное слово.  Какая же буква заблудилась?

 

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Мы собрали васильки,

На головах у нас - щенки.

Старый дедушка Пахом 

На  козе скакал  верхом.

Жучка будку не доела:

Неохота.  Надоело.

На пожелтевшую траву 

Роняет  лев  свою  листву.

Мама с бочками пошла 

По дороге  вдоль  села.

Миша дров  не  напилил,

Печку  кепками топил.

Синеет  море перед  нами,

Летают  майки над  волнами.

- Вспомните, в каких словах  были ошибки. Назовите правильные  слова.

- А теперь, ребята  немного отдохнем. Я предлагаю  вам такую игру: сейчас я положу  перед вами предметы в определенном  порядке, вы должны будете запомнить в каком порядке они лежат. Затем я поменяю их местами, а вы мне скажете какой предмет на каком месте лежал.

Информация о работе Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников