Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:11, дипломная работа

Описание

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по теме «Развитие образной памяти в учебной деятельности у младших школьников».
Выявить психологические особенности развития образной памяти у младших школьников.
Определить методы для развития образной памяти в учебной деятельности у младших школьников.
Разработать и реализовать комплекс упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.
Дать оценку эффективности предложенного комплекса упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 686.50 Кб (Скачать документ)
  1. Тексты должны иметь  совершенно ясную и  простую структуру.
  2. Изложение событий в тексте должно иметь чёткую логичную последовательность, так как  детям трудно составить план по многим лирическим стихотворениям, к рассказу или статье, где дается недостаточно четкое описание, где изложение событий идет не в простой последовательности. Отобрав подходящий текст, мы можем перейти к обучению ребенка правильно составлять план.

По мнению данных методистов, следует замотивировать учащихся на выполнение упражнений по составлению плана не только на уроке, но и дома, при приготовлении домашнего задания, сконцентрировав внимание учащихся на том, что правильно составленный план поможет им быстрее, легче и эффективнее запоминать и понимать необходимую информацию. Они считают, что учащимся полезно предложить ряд следующих упражнений:

1. Придумывание заголовков  к каждой части и картине  текста (выполняя это упражнение, ребенок создает зрительный образ данной части текста, находит основную мысль и на данной основе озаглавливает отрывок текста).

2. Нахождение в тексте  частей по данным заголовкам (ребенок  запоминает заголовки и находит  в тексте предложения, соответствующие теме заголовка, выстраивая содержимое данной части текста в логическую цепочку, что облегчает запоминание).

3. Устное рисование  картинок к частям рассказа (это  упражнение позволяет создать  зрительный образ и рассказать  о том, что было представлено, способствует развитию образной памяти и воображения).

4. Расположение картинок  к тексту в правильном порядке,  в соответствии с последовательностью  изложения (учащийся поступает  по принципу киноленты – кадр  за кадром). Можно разделить детей  на группы и предложить каждой группе нарисовать на память к определенной части текста с соответствующей последовательностью.

По мнению Адамович Е.А. и Яковлевой В.И., очень важно  учить детей выделить существенную информацию и отбрасывать ненужную. В частности, при работе с картинками к тексту (устно) необходимо подвести детей к определенному количеству картинок, отражающих существенные детали текста, к правильному их отнесению к тому или иному отрывку, а работу над умением правильно составлять план и выделять существенную информацию следует начинать с первого класса, когда дети переходят от букваря к книге для чтения и начинают читать простые связные тексты.

 Методисты считают,  что необходимо как можно раньше  дать понять детям, что в  любом рассказе есть своя последовательность, которая должна сохраниться при запоминании. Нельзя пересказывать текст с конца, получится бессмыслица, и не следует пропускать существенное. Для этого предлагается использовать такой прием: пересказать какой-либо рассказ с конца или пропустить главное. На первом этапе обучения составлению плана предлагается давать карточки с деформированным текстом (можно написать такой текст на доске),  попросить учеников разделить текст по картинкам, озаглавить картинки (или группы картинок), подобрать части текста к данным заголовкам. Адамович Е.А. и Яковлева В.И. предлагают перед самостоятельной работой детей над текстом провести с ними такую работу самостоятельно два-три раза с целью выявления и предотвращения ошибок. Прекрасным средством для закрепления у детей понятия о существенных частях текста и умения выделять части прочитанного является картинный план, при составлении которого,  намечая картинку, ученик ясно представляет её содержание; для этого учитель требует подробного ее описания. Нередко случается, что ученик, рассказывая содержание воображение картинки, “рисуют” в ней сразу несколько сюжетов, поэтому методисты советуют сказать детям, что картинки, в отличие от кино, могут изображать только один момент развития событий. Составление картинного плана к стихотворению очень эффективно при работе по развитию образной памяти, так как художественное восприятие становится намного ярче. Представляя себе картину, ребенок облекает в живые образы и содержание, и формальную сторону художественной речи.

II. Способ запоминания с использованием образов - пересказ своими словами. Очень важно научить детей пересказу своими словами и особенно творческому пересказу. Пересказывая своими словами, ребенок учится не только правильно говорить, но и тренирует свою образную память. Лучше всего начинать обучение пересказу своими словами с первого класса. Эффективным видом работы является пересказ от первого или третьего лица (творческий пересказ). Он является более  сложным, но и более интересным, развивает образную память, воображение и является средством передачи описанных в рассказе событий от имени одного из действующих лиц [1, с.93-126].

Говоря о развитии образной памяти, не следует забывать и о самом первом, букварном, периоде  обучения на уроках чтения. Практика показала, что часто трудности чтения и письма у детей связана с плохим запоминанием букв.

Методист Левин А.В. предлагает специальные задания, способствующие запоминанию букв, которые можно  использовать на уроках чтения:

1. Задания на восстановление  буквы или букв по данным элементам. Можно использовать полубуквы, или отдельные элементы букв. Так, по овалу – О – дети могут сначала составить буквы а, о, позже к ним добавятся в, б, д, ю, наконец ф. Задания могут быть усложнены за счет введения дополнительных условий. Например, назвать буквы, обозначающие гласные или согласные (звонкие, глухие) звуки, в которые входит элемент (...). В этом случае ученики, перебирая в голове буквы алфавита, которые они изучили, осуществляют их синтез по данному элементу и одновременно анализируют в соответствии с дополнительным условием. В качестве помощи при составлении букв, сделанных из картона.

2. Задания на вычленение  букв из других букв или  рисунков. Например, какие буквы  спрятались в буквах Б и  Ж, какие буквы спрятались в  рисунке.

3. Выкладывание букв пластилином на бумажной основе; конструирование букв из картонных элементов, из проволоки.

4. Укладывание букв  на ощупь (например, букв из  магнитной азбуки).

5. Работа с алфавитом.  Алфавит напечатан или выписан  в виде табличек с различным количеством строк и букв в строке:

а б в г д е  ё ж

з и й к л м  н о

п р с т у ф  х ц

ч ш щ ъ ы ь  э ю я 

 

 

а б в г д е  ё

ж з и й к л  м

н о п р с т  у

ф х ц ч ш щ  ъ

ы ь э ю я 

а б в г д

е ё ж з и

й к л м н

о п р с т

у ф х ц ч

ш щ ъ ы ь

э ю я 


 

Замеряется скорость называния учеником букв выборочно по строчкам; затем и по столбцам.

6. Привлечение для  работы с изучаемым звуком  близкого детям словаря: слышится  ли этот звук в их именах, фамилиях, в названиях улиц, где  они живут, в номере их дома, этажа, квартиры.

7. Использование игр  “Умный телефон”, “Азбука” и  другие.

8. Диктанты букв или  слогов.

Таким образом, по мнению Левина А.В., организуя деятельность учащихся на уроке чтения, учитель  получает возможность не только сделать  урок интересным, оказать существенную помощь в учебе, но и развить у ребенка память [22, с.23, 27-38].

  Вывод: 

На уроках литературного чтения в начальных классах, в основном, отрабатывают технику чтения и главная задача учебной деятельности на уроках чтения научиться быстро и выразительно читать. Для этого ученики сначала знакомятся с буквами алфавита (букварный период), запоминают их, и, затем, непосредственно переходят к чтению. На уроках чтения учебными действиями являются чтение, пересказ, рассказ, заучивание стихов наизусть и так далее, из которых, собственно, и складывается учебная деятельность.

В ходе учебной деятельности на уроках чтения дети осмысливают  материал, анализируют его, синтезируют, сопоставляют, сравнивают с ранее  прочитанным, пройденным материалом, и, тем самым, тренируют свою образную память и логическое мышление, что очень важно для их умственного развития.

Вывод по первой главе

  Таким образом, из анализа литературы по исследуемой теме было выявлено, что психическими свойствами памяти исследователи и мыслители интересовались еще с античных времен. Первым, кто раскрыл принцип работы образной памяти, был Аристотель, древнегреческий философ.

Было выяснено, что  в формировании высших форм памяти человека большое значение имеют  социокультурные факторы, и что  образная память, наряду с логической, лежит в сфере сознания.

        Так как память в филогенезе имеет развитие: моторная → аффективная → образная → логическая, то на младший школьный возраст падает развитие образной памяти.  Логическая память еще не развита, а образная память хорошо развита уже у дошкольников.  В силу социокультурных причин младший школьник  попадает в промежуток: развитие образной памяти приостанавливается, логическая память еще не развита. Поэтому младший школьник в большинстве случаев заучивает школьный материал механически.

В ходе учебной деятельности на уроках чтения дети осмысливают материал, анализируют его, синтезируют, сопоставляют, сравнивают с ранее прочитанным, пройденным материалом, и, тем самым, тренируют свою образную память и  логическое мышление, что очень важно для их умственного развития.

 

 

 

НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ  ТАК МАЛО НА ЛИСТЕ! УМЕНЬШИТЕ ТЕКСТ  ТЕОР.ЧАСТИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава ΙΙ. РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ

В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Методики исследования

         Цель: выявить особенности проявления образной памяти у детей младшего школьного возраста и ее развития в учебной деятельности.

       Задачи:

  1. Отобрать методы и методики, с целью определения уровня развития образной памяти у 15 детей младшего школьного возраста.
  2. Раскрыть индивидуальные особенности образной памяти у обследованных детей.
  3. Развить образную память в учебной деятельности младших школьников.
  4. Разработать и реализовать комплекс занятий по развитию образной памяти у младших школьников средствами предмета русского языка.
  5. Дать оценку эффективности предложенного комплекса занятий по развитию образной памяти у младших школьников средствами предмета русского языка.

Опытно-экспериментальная  работа состоит из трех последующих  этапов:

  1. констатирующий этап, включающий первый или входной срез диагностических методик;
  2. формирующий этап, предполагающий разработку и реализацию программы по развитию образной памяти у младших школьников в учебной деятельности;
  3. контрольный этап - определяется эффективность предлагаемого комплекса занятий по развитию образной памяти у младших школьников средствами предмета русского языка.

      База исследования: МОУ Соболевская СОШ г. Юрьевца. В исследовании принимали участие младшие школьники, ученики 3-го класса, 15 человек.

Характеристика группы испытуемых: В 3 классе МОУ «Соболевская  СОШ» 15 учащихся. Из них 7 мальчиков и 8 девочек. Физическое состояние  учащихся соответствует возрастным  требованиям. По состоянию здоровья дети распределены на подготовительную и основную группы. Большинство учащихся из полных семей. У  учащихся  на   достаточном  уровне  сформирована  познавательная   и учебная   мотивация. К  урокам  и  учебным  занятиям  они   относятся с ответственностью,  занимаются  с интересом, на  уроках  активны, показывают высокую работоспособность, хорошо  справляются с  индивидуальными заданиями повышенной  трудности.  Читают   много  дополнительной литературы. Очень любят уроки математики, физкультуры, труда и рисования. Большинство учащихся успевают по всем предметам - четверо из них учатся на 4 и 5, шестеро – в основном на 4, четверо учатся на 4 и 3. Из всего класса лишь одна ученица учится на 3 и 2, пришла из другой школы, в которой оставалась по неуспеваемости  за прошлый учебный год.

В соответствии с поставленными задачами проводились три следующие методики исследования:

1. Методика «Определение уровня зрительной памяти» (И. Матюгин).

2. Изучение процесса зрительной образной памяти (воспроизведение).

3. Методика  «Запомни цифры» (Р.С.Немов).

        1. Методика «Определение уровня зрительной памяти» (И. Матюгин) [25, с.37].    Цель: определить уровень развития зрительной памяти.

Задание 1. «Найди 5 отличий»: Потребуется два одинаковых рисунка с некоторыми отличиями. Вначале показываем первый рисунок (30-50 сек.), затем второй; после чего предлагаем найти различия по памяти и записать их на листке. На рисунках 5 отличий, за каждый правильный ответ начисляется 2 балла.

 

 

Задание 2. «Что делает человечек». Посмотри на эти рисунки и постарайся запомнить все об этих человечках. Младший школьник рассматривает картинки в течение 1 минуты, затем их надо закрыть и обсудить то, что он понял, и что он запомнил.

Вопросы для обсуждения:

— Что нарисовано на этой картинке?

— Сколько человечков?

— С помощью, каких геометрических фигур нарисованы человечки?

— Какие части тела нарисовал  художник?

— Сколько частей тела нарисовал  художник в каждом рисунке?

 Можно ли одним словом  обозначить то, что делает каждый  человечек:

  1. схватился за голову;
  2. наклонился;
  3. идет или стоит;
  4. радуется;
  5. просит о чем-то;
  6. радуется

Затем надо нарисовать кто, что запомнил и сравнить с образцом. За каждое соответствие начисляется 2 балла.

Задание 3. «Запомни и  нарисуй»: Посмотри на эти сложные рисунки и постарайся запомнить. Все рисунки рассматриваются, не более 10 сек. После десяти секунд экспозиции картинка убирается или закрывается, а младший школьник рисует по памяти. Затем сравниваем с образцом. За каждое соответствие начисляется 2 балла.

 

 

Задание 4. «Сосчитай палочки»: Для этой игры понадобятся палочки (не более 10 штук, детям не говорится количество палочек).

Я брошу палочки на стол сосчитать, Вы их не успеете, поэтому постарайтесь их как бы «сфотографировать». Бросьте палочки на стол и через 1-2 секунды накрыть их листом. Скажите сколько палочек на столе. Сколько палочек скажет ребенок, столько баллов и получает.

Информация о работе Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников