Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:11, дипломная работа
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по теме «Развитие образной памяти в учебной деятельности у младших школьников».
Выявить психологические особенности развития образной памяти у младших школьников.
Определить методы для развития образной памяти в учебной деятельности у младших школьников.
Разработать и реализовать комплекс упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.
Дать оценку эффективности предложенного комплекса упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.
Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106
Оценки результатов заносятся в таблицу:
№ |
Имя, возраст |
Баллы | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
всего |
уровень | ||
Интерпретация результатов:
8-10 баллов – высокий уровень зрительной памяти
5-7 баллов – средний уровень зрительной памяти
4 и менее баллов – низкий уровень зрительной памяти
2. Изучение процесса зрительной образной памяти (воспроизведение)[26, с.41]. Цель: изучение индивидуальных особенностей зрительной образной памяти.
Материал: карточка с четырьмя простыми геометрическими рисунками; секундомер.
Описание методики: Испытуемому предлагается за 10 секунд запомнить четыре простых геометрических фигуры как можно точнее, затем зарисовать их. Инструкция: «Сейчас я покажу Вам рисунок, на котором изображены четыре простые геометрические фигуры, на очень короткое время. Вы должны внимательно рассмотреть все фигуры и постараться их запомнить. Затем Вы должны будете нарисовать их как можно точнее. Если не сможете вспомнить всю фигуру, нарисуйте хотя бы ее часть или общие контуры».
Обработка результатов: За правильность изображения каждой фигуры присваивается определенное количество баллов.
Фигура №1:
- пересекающиеся линии с флажками на концах - 1 балл;
- правильно расположенные относительно осей флажки (под углом 90) - по 0,25 балла за каждый флажок: если все флажки правильно расположены - 1 балл;
- правильно расположенные относительно друг друга флажки (верхние - внутри фигуры, нижние - снаружи) - по 0,25 балла за каждый правильный флажок: за все флажки - 1 балл;
- оси равновеликие и расположены под углом 90 - 1 балл (при несоблюдении одного из условий оценка снижается на 0,5 балла).
Максимальная оценка за фигуру №2 - 4 балла.
Фигура №2:
- квадрат, разделенный по вертикали и горизонтали на четыре маленьких квадрата - 1 балл (если нарисован прямоугольник или трапеция, либо квадрат разделен диагоналями, либо деление вообще отсутствует - 0,5 балла);
- четыре маленьких квадрата нарисованы раздельно - 1 балл (если они нарисованы слитно - 0,5 балла);
- каждый маленький
квадратик, в свою очередь,
разделен по вертикали и
- в маленьких квадратиках 16 точек - 1 балл (если точек больше или меньше - 0,5 балла).
Максимальная оценка за фигуру №2 - 4 балла.
Фигура №3:
- два прямоугольника расположены один в другом - 1 балл (если нарисована трапеция - 0,5 балла);
- все вершины внутреннего
и наружного прямоугольника
- внутренний прямоугольник сдвинут влево - 1 балл (если сдвинут вправо - 0,5 балла).
Максимальная оценка за фигуру №3 - 3 балла.
Фигура №4:
- правильно нарисовано основание - 1 балл (если основание есть, но нарисовано неверно - 0,5 балла);
- наличие двух флажков - 1 балл (если нарисованы не флажки, а спирали, круги и т.п. - 0,5 балла);
- флажки расположены на ножках - 1 балл;
- флажки внутри фигуры - 1 балл (если флажки снаружи - 0,5 балла);
- наличие черточек у флажков - 1 балл.
Максимальная оценка за фигуру №4 - 5 баллов.
Подсчитывается сумма баллов, полученная испытуемым за все четыре рисунка, затем эта сумма баллов сравнивается с оценочной шкалой.
Оценка результатов:
Шкала оценок результативности процесса воспроизведения зрительной памяти:
Оценка |
Очень низкий уровень |
Низкий уровень воспроизведения |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Сумма баллов за воспроизведение 4 фигуры |
10 - 13,25 |
13,5-14,75 |
15-15,75 |
16 |
3. Методика «Запомни цифры» (Р.С.Немов) [27, с.239]. Цель: определить объем кратковременной слуховой памяти ребенка.
В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово, повтори».
Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рисунке 1, с интервалом в 1 секунду между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.
1.
9 |
А |
3 |
Б |
||||||||||||||
4 |
4 |
7 |
9 |
||||||||||||||
3 |
8 |
6 |
1 |
5 |
4 |
||||||||||||
1 |
5 |
8 |
5 |
6 |
8 |
5 |
2 |
||||||||||
4 |
6 |
2 |
3 |
9 |
3 |
5 |
9 |
6 |
1 |
||||||||
4 |
8 |
9 |
1 |
7 |
3 |
7 |
9 |
6 |
4 |
8 |
3 |
||||||
5 |
1 |
7 |
4 |
2 |
8 |
8 |
9 |
8 |
5 |
2 |
1 |
6 |
3 |
||||
1 |
4 |
2 |
5 |
9 |
7 |
6 |
3 |
4 |
2 |
7 |
0 |
1 |
8 |
9 |
5 |
Если ошибка допущена,
то экспериментатор повторяет
4 |
9 |
1 |
6 |
3 |
2 |
5 |
8 |
4 |
5 |
7 |
1 |
9 |
2 |
8 |
3 | ||
8 |
5 |
9 |
2 |
3 |
4 |
6 |
1 |
7 |
9 |
5 |
8 |
4 |
6 |
||||
1 |
6 |
5 |
2 |
9 |
8 |
3 |
1 |
7 |
6 |
9 |
2 |
||||||
4 |
1 |
3 |
7 |
2 |
2 |
8 |
5 |
9 |
1 |
||||||||
9 |
2 |
6 |
5 |
4 |
9 |
3 |
7 |
||||||||||
4 |
1 |
7 |
1 |
5 |
2 |
||||||||||||
2 |
5 |
А |
8 |
3 |
Б |
||||||||||||
3 |
6 |
В заключение определяется объем кратковременной слуховой информации памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и второй попытках.
Оценка результатов.
10 баллов – ребенок
правильно воспроизвел в
8-9 баллов – ребенок точно воспроизвел 7-8 цифр.
6-7 баллов – ребенок
безошибочно смог
4-5 баллов – ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.
2-3 балла – ребенок воспроизвел 3 цифры.
0-1 балл – ребенок воспроизвел от 0 до 2 цифр.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Вывод: Цель опытно – экспериментальной работы: выявить особенности проявления образной памяти у детей младшего школьного возраста и ее развития в учебной деятельности.
В соответствии с поставленной целью проводились три следующие методики исследования:
1. Методика «Определение уровня зрительной памяти» (И. Матюгин).
2. Изучение процесса зрительной образной памяти (воспроизведение).
3. Методика «Запомни цифры» (Р.С.Немов).
Отобрали методы и методики, с целью определения уровня развития образной памяти у 15 детей младшего школьного возраста в 3 классе в Соболевской средней школе г. Юрьевца.
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Наша исследовательская работа непосредственно связана с образной памятью. Для установления уровня развития этого вида памяти у детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент с учащимися третьего класса в количестве 15 человек в Соболевской средней школе г. Юрьевца.
Констатирующий эксперимент включал в себя 3 методики. Исследование проводилось индивидуально, результаты исследования таковы:
На первом этапе констатирующего исследов
Результаты оценки уровня зрительной памяти младших школьников
Таблица 1.
№ |
Имя, возраст |
Баллы | ||||||
Цель: определить уровень развития зрительной образной памяти.
|
Всего баллов |
средний балл |
Уровень развития зрительной памяти | |||||
задание | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 | |||||
1. |
Алексей, 9 |
6 |
4 |
6 |
7 |
23 |
5,8 |
средний |
2. |
Анна, 9,2 |
6 |
4 |
6 |
6 |
22 |
5,5 |
средний |
3. |
Вова, 9,6 |
6 |
2 |
4 |
6 |
18 |
4,5 |
средний |
4. |
Дима, 9,5 |
4 |
6 |
4 |
8 |
22 |
5,5 |
средний |
5. |
Женя, 9,5 |
8 |
8 |
6 |
10 |
32 |
8,0 |
высокий |
6. |
Катя, 10,2 |
8 |
6 |
2 |
7 |
23 |
5,8 |
средний |
7. |
Елена, 9,9 |
4 |
3 |
6 |
5 |
18 |
4,5 |
средний |
8. |
Костя, 9,3 |
8 |
6 |
8 |
8 |
30 |
7,5 |
высокий |
9. |
Максим, 9 |
4 |
2 |
6 |
6 |
18 |
4,5 |
средний |
10. |
Маша, 10,1 |
2 |
2 |
2 |
5 |
11 |
2,8 |
низкий |
11. |
Наташа, 10 |
2 |
2 |
4 |
5 |
13 |
3,3 |
низкий |
12. |
Ольга, 9,5 |
2 |
4 |
2 |
7 |
15 |
3,8 |
низкий |
13. |
Роман, 9,1 |
4 |
6 |
2 |
6 |
18 |
4,5 |
средний |
14. |
Таня, 9,7 |
8 |
6 |
8 |
10 |
32 |
8,0 |
высокий |
15. |
Ульяна, 9,4 |
2 |
2 |
4 |
7 |
15 |
3,8 |
низкий |
Информация о работе Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников