Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:11, дипломная работа

Описание

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по теме «Развитие образной памяти в учебной деятельности у младших школьников».
Выявить психологические особенности развития образной памяти у младших школьников.
Определить методы для развития образной памяти в учебной деятельности у младших школьников.
Разработать и реализовать комплекс упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.
Дать оценку эффективности предложенного комплекса упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 686.50 Кб (Скачать документ)

Оценки результатов  заносятся в таблицу:

Имя, возраст

Баллы

1

2

3

4

всего

уровень

               
               

Интерпретация результатов:

8-10 баллов – высокий  уровень зрительной памяти 

5-7 баллов – средний уровень зрительной памяти

4 и менее баллов  – низкий уровень зрительной  памяти

2. Изучение процесса зрительной образной памяти (воспроизведение)[26, с.41]. Цель: изучение индивидуальных особенностей зрительной образной памяти.

Материал: карточка с четырьмя простыми геометрическими рисунками; секундомер.

Описание методики: Испытуемому  предлагается за 10 секунд запомнить  четыре простых геометрических фигуры как можно точнее, затем зарисовать их. Инструкция: «Сейчас я покажу Вам рисунок, на котором изображены четыре простые геометрические фигуры, на очень короткое время. Вы должны внимательно рассмотреть все фигуры и постараться их запомнить. Затем Вы должны будете нарисовать их как можно точнее. Если не сможете вспомнить всю фигуру, нарисуйте хотя бы ее часть или общие контуры».

Обработка результатов: За правильность изображения каждой фигуры присваивается определенное количество баллов.

Фигура №1:

- пересекающиеся линии  с флажками на концах - 1 балл;

- правильно расположенные  относительно осей флажки (под углом 90) - по 0,25 балла за каждый флажок: если все флажки правильно расположены - 1 балл;

- правильно расположенные  относительно друг друга флажки (верхние - внутри фигуры, нижние - снаружи) - по 0,25 балла за каждый  правильный флажок: за все флажки - 1 балл;

- оси равновеликие  и расположены под углом 90 - 1 балл (при несоблюдении одного  из условий оценка снижается  на 0,5 балла).

Максимальная оценка за фигуру №2 - 4 балла.

Фигура №2:

- квадрат, разделенный  по вертикали и горизонтали  на четыре маленьких квадрата - 1 балл (если нарисован прямоугольник или трапеция, либо квадрат разделен диагоналями, либо деление вообще отсутствует - 0,5 балла);

- четыре маленьких  квадрата нарисованы раздельно  - 1 балл (если они нарисованы слитно - 0,5 балла);

- каждый маленький  квадратик, в свою очередь,  разделен по вертикали и горизонтали  - 1 балл (если деление по диагонали  - 0,5 балла);

- в маленьких квадратиках  16 точек - 1 балл (если точек больше  или меньше - 0,5 балла).

Максимальная оценка за фигуру №2 - 4 балла.

Фигура №3:

- два прямоугольника  расположены один в другом - 1 балл (если нарисована трапеция - 0,5 балла);

- все вершины внутреннего  и наружного прямоугольника соединены  прямыми - 1 балл;

- внутренний прямоугольник  сдвинут влево - 1 балл (если сдвинут вправо - 0,5 балла).

Максимальная оценка за фигуру №3 - 3 балла.

Фигура №4:

- правильно нарисовано  основание - 1 балл (если основание  есть, но нарисовано неверно - 0,5 балла);

- наличие двух флажков  - 1 балл (если нарисованы не флажки, а спирали, круги и т.п. - 0,5 балла);

- флажки расположены  на ножках - 1 балл;

- флажки внутри фигуры - 1 балл (если флажки снаружи - 0,5 балла);

- наличие черточек  у флажков - 1 балл.

Максимальная оценка за фигуру №4 - 5 баллов.

Подсчитывается сумма  баллов, полученная испытуемым за все четыре рисунка, затем эта сумма баллов сравнивается с оценочной шкалой.

Оценка результатов:

Шкала оценок результативности процесса воспроизведения зрительной памяти:

Оценка

Очень низкий уровень

Низкий уровень

воспроизведения

Средний уровень

Высокий уровень

Сумма баллов за воспроизведение 4 фигуры

10 - 13,25

13,5-14,75

15-15,75  

16




                                                             

3. Методика  «Запомни цифры» (Р.С.Немов) [27, с.239]. Цель: определить объем кратковременной слуховой памяти ребенка.

В задании к ней  ребенок получает  инструкцию следующего содержания:  «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово, повтори».

Далее экспериментатор  последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рисунке 1, с интервалом в 1 секунду между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до  тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

1.                                                                 2.

9

       

А

       

3

       

Б

   

4

4

               

7

9

           

3

8

6

             

1

5

4

         

1

5

8

5

           

6

8

5

2

       

4

6

2

3

9

         

3

5

9

6

1

     

4

8

9

1

7

3

       

7

9

6

4

8

3

   

5

1

7

4

2

8

8

     

9

8

5

2

1

6

3

 

1

4

2

5

9

7

6

3

   

4

2

7

0

1

8

9

5


Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка  его произвести. Если ребенок дважды ошибся в воспроизведении ряда цифр одной длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходит к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающем.

4

9

1

6

3

2

5

8

   

4

5

7

1

9

2

8

3

8

5

9

2

3

4

6

     

1

7

9

5

8

4

6

 

1

6

5

2

9

8

       

3

1

7

6

9

2

   

4

1

3

7

2

         

2

8

5

9

1

     

9

2

6

5

           

4

9

3

7

       

4

1

7

             

1

5

2

         

2

5

     

А

       

8

3

     

Б

   

3

                 

6

             

В заключение определяется объем кратковременной слуховой информации памяти ребенка, который  численно равен полусумме максимального  количества цифр в ряду, правильно  воспроизведенных ребенком в первой и второй попытках.

Оценка результатов.

10 баллов – ребенок  правильно воспроизвел в среднем  9 цифр.

8-9 баллов – ребенок  точно воспроизвел 7-8 цифр.

6-7 баллов – ребенок  безошибочно  смог воспроизвести  5-6 цифр.

4-5 баллов – ребенок  в среднем воспроизвел 4 цифры.

2-3 балла – ребенок воспроизвел 3 цифры.

0-1 балл – ребенок воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень  высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень  низкий.

Вывод: Цель опытно – экспериментальной работы: выявить особенности проявления образной памяти у детей младшего школьного возраста  и ее развития в учебной деятельности.

В соответствии с поставленной целью проводились три следующие методики исследования:

1. Методика «Определение уровня зрительной памяти» (И. Матюгин).

2. Изучение процесса зрительной образной памяти (воспроизведение).

3. Методика  «Запомни цифры» (Р.С.Немов).

        Отобрали методы и методики, с целью определения уровня развития образной памяти у 15 детей младшего школьного возраста в 3 классе в Соболевской средней школе г. Юрьевца.

 

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента

Наша исследовательская работа непосредственно связана с образной памятью. Для установления уровня развития этого вида памяти у детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент с учащимися третьего класса в количестве 15 человек в Соболевской средней школе г. Юрьевца.

Констатирующий эксперимент включал в себя 3 методики. Исследование проводилось индивидуально,  результаты исследования таковы:

1. Оценка уровня зрительной образной памяти.

На первом этапе констатирующего исследования использовалась методика И.Матюгина, направленная на определения уровня развития зрительной образной памяти. Младшим школьникам предлагалось 4 задания, в которых даны картинки. Так, например, в первом задании предлагалось найти различия по памяти и записать их на листке, во втором задании надо рассмотреть картинки в течение определенного времени, затем обсудить то, что он понял, потом предлагалось младшим школьникам нарисовать кто, что запомнил. Третье и четвертое задание «Запомни и нарисуй» и «Сосчитай палочки» - последних два задания на наш взгляд были самые сложные.

Результаты оценки уровня зрительной памяти младших школьников

Таблица 1.

Имя, возраст

Баллы

Цель: определить уровень развития зрительной образной памяти.

 

Всего баллов

средний балл

Уровень развития зрительной памяти

задание

1

2

3

4

1.

Алексей, 9

6

4

6

7

23

5,8

средний

2.

Анна, 9,2

6

4

6

6

22

5,5

средний

3.

Вова, 9,6

6

2

4

6

18

4,5

средний

4.

Дима, 9,5

4

6

4

8

22

5,5

средний

5.

Женя, 9,5

8

8

6

10

32

8,0

высокий

6.

Катя, 10,2

8

6

2

7

23

5,8

средний

7.

Елена, 9,9

4

3

6

5

18

4,5

средний

8.

Костя, 9,3

8

6

8

8

30

7,5

высокий

9.

Максим, 9

4

2

6

6

18

4,5

средний

10.

Маша, 10,1

2

2

2

5

11

2,8

низкий

11.

Наташа, 10

2

2

4

5

13

3,3

низкий

12.

Ольга, 9,5

2

4

2

7

15

3,8

низкий

13.

Роман, 9,1

4

6

2

6

18

4,5

средний

14.

Таня, 9,7

8

6

8

10

32

8,0

высокий

15.

Ульяна, 9,4

2

2

4

7

15

3,8

низкий

Информация о работе Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников