Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:11, дипломная работа
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по теме «Развитие образной памяти в учебной деятельности у младших школьников».
Выявить психологические особенности развития образной памяти у младших школьников.
Определить методы для развития образной памяти в учебной деятельности у младших школьников.
Разработать и реализовать комплекс упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.
Дать оценку эффективности предложенного комплекса упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.
Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106
Как видим из таблицы №4, у обследуемых младших школьников преобладает средний уровень развития образной памяти, всего у двоих младших школьников (13,3%) отметился высокий уровень образной памяти, у пятерых (33,3%) – низкий, а у остальных восьмерых (53,3%) - средний уровень развития образной памяти.
Представим полученные данные в диаграмме №4 (Приложение №4).
По результатам проведенных трех методик, самые высокие показатели у двоих младших школьников – Татьяны и Константина. Эти ученики успевают по всем предметам, учатся на отлично. Родители постоянно дополнительно с ними занимаются, уделяют много внимания на их общее психическое развитие. Костя и Таня по двум методикам И.Матюгина и Р.С.Немова набрали высокий уровень развития зрительной образной и кратковременной слуховой памяти. Средний показатель получился во второй методике на процесс зрительного воспроизведения.
У учащихся Катя, Анны, Максима, Елены, Ромы и Димы по результатам двух методик И.Матюгина И Р.С.Немова получился средний уровень развития зрительной образной и кратковременной памяти, другая методика при выполнении вызвала затруднения, поэтому получился низкий показатель развития процесса зрительного воспроизведения. Поэтому общий уровень развития образной памяти у них находится на среднем уровне.
По результатам двух
методик И.Матюгина и на процесс
зрительного воспроизведения
У Ульяны и Наташи объем кратковременной слуховой памяти находятся на среднем уровне развития, а процесс зрительного воспроизведения и зрительная образная память недостаточно развиты. Результаты двух методик показывают низкий уровень. На это необходимо обратить внимание. Это будет одной из задач формирующего эксперимента.
Вова лишь по первой методике И.Матюгина получил средний уровень развития зрительной образной памяти, остальные две – на процесс зрительного воспроизведения, и методика Р.С.Немова находятся на низком уровне.
Самые низкие показатели после проведения трех методик это у: Маши и Ольги. Зрительная память, процесс зрительного воспроизведения и слуховая память находятся на самом низком уровне. Этим учащимся необходима помощь. При выполнении методик были не внимательны, постоянно отвлекались. В учебе не успевают по многим предметам, учатся на 3 и 2. Маша оставалась на второй год. Воспитываются одним родителем, или из многодетной семьи. Мало уделяется внимания на их общее психическое развитие.
Таким образом, по полученным данным трех методик можно выделить три уровня развития образной памяти по качественному критерию:
Исследование с каждым ребенком проводилось индивидуально. Между экспериментами делались небольшие (5-6 минут) перерывы.
После проведения экспериментов сопоставлялись средние показатели по результатам, полученным в каждом эксперименте. Устанавливались соотношения показателей, полученных у одних и тех же детей при разных видах запоминания. Далее по результатам диагностики, из 15 человек, принимавших участие в исследовании, было выявлено 5 детей с недостаточно развитой образной памятью.
Вывод: Для установления уровня развития образной памяти у детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент с учащимися третьего класса в количестве 15 человек в Соболевской средней школе г. Юрьевца.
По полученным данным трех методик можно выделить три уровня развития образной памяти по качественному критерию:
Исследование с каждым
После проведения
ПЛОХО, ЧТО ДИАГРАММЫ В ПРИЛОЖЕНИИ. М.Б. СДЕЛАТЬ БОЛЕЕ ОБОБЩЕННУЮ ТАБЛИЦУ? ПО УРОВНЯМ.
Анализ констатирующего эксперимента позволил наметить следующую цель формирующего этапа исследования: с помощью упражнений, включенных в уроки по русскому (ИЛИ ПО ЛИТ-РЕ ?? В ТЕОР.ЧАСТИ) языку, повысить уровень развития образной памяти в учебной деятельности как средство естественного и гармоничного запоминания информации.
Задачи:
1. Развитие основных процессов образной памяти: запоминания и воспроизведения. Непосредственное совершенствование и развитие образной памяти младших школьников.
2. Развитие основных видов образной памяти: зрительной и слуховой.
3. Развитие других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, логического мышления, а также процессов классификации и группировки.
4. Учет индивидуальных особенностей образной памяти каждого ребенка.
5. Создание положительного эмоционального фона.
Формирующий эксперимент был проведен в течение 6 недель (с 31 января по 13 марта) на уроках русского языка в 3 классе (испытуемых - 15 человек).
Упражнения программы составлены на основе упражнений, разработанных в центре «Эйдос» [40, с.72], а так же частично взята основа упражнений из учебника Р.С. Немова [27, с.316]. Упражнения подбирались согласно условиям проведения формирующего эксперимента.
На уроках русского языка сочетаются и чередуются разные виды деятельности, развивающие память младших школьников. Показателем образной памяти служат приемы запоминания. Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и другое.
Одну и ту же информацию можно запоминать по-разному. Выделим три способа запоминания: рациональный (логический, смысловой) мнемотехнический и механический.
Рациональный способ основан на установлении логических, смысловых связей внутри запоминаемого материала, а также между ним и уже накопленными знаниями.
Мнемотехнический способ запоминания - самый интересный и наиболее тренируемый. Это способ опосредованного запоминания в основном несмысловой информации. С его помощью можно заметно усилить рациональный способ запоминания смысловой информации и неизмеримо повысить эффективность механического запоминания несмыслового материала.
Механический способ — тот, который мы называем «зубрежкой». Самый неэффективный и наименее тренируемый.
Мы разработали конспекты
При разработке конспектов мы использовали учебник 3 класса Т.Г.Рамзаева «Русский язык» (часть 2), также использовали игры и упражнения для развития образной памяти у младших школьников.
№1. Конспект урока по русскому языку на тему: Род имен существительных в единственном и во множественном числе
Цель: познакомить учащихся с определением рода имен существительных в единственном и во множественном числе.
Задачи:
Оборудование: учебник Т.Г.Рамзаева «Русский язык» (часть 2) 3 класс, 2 карточки с буквами для минутки чистописания, ребус, карточки со словарными словами и соответствующие им карточки для запоминания, рисунок ракеты.
Ход урока.
Ι. Организационный момент:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Откройте тетради, запишите дату.
ΙΙ. Минутка чистописания.
- Начнем с минутки чистописания. Определите букву, которую будем писать. Она «лишняя» в этом ряду: Б Т В Р К С Ф ( Лишняя буква «Р», так как этой буквой обозначаются непарные согласные звуки [р], [рˊ], а остальными - парные.)
Учитель закрывает на доске запись с буквами.
- Прочитайте по памяти правильную последовательность написанных на доске букв.
- А вам сейчас буду
показывать карточки с
- Молодцы! Определите порядок написания букв и напишите строчку до конца.
ΙΙΙ. Сообщение цели.
- Какой грамматический признак имени существительного начинается с этой буквы? (Род.)
- Сегодня на уроке
продолжим работу над
ΙV. Словарная работа.
- Сначала повторим словарные слова. (Отгадывают коллективно, записывают самостоятельно.)
1. В дом чужой не пущу,
Без хозяина грущу. (Собака)
2. Запишите одним словом:
Дорожка в парке, по обеим сторонам обсаженная деревьями. (Аллея)
3. название этой ягоды
связано с понятием «земля».
У поляков она именуется
4. Отгадайте ребус
(месяц)
5. Вставьте в предложение подходящее по смыслу слово из словаря.
В воскресенье к дяде Косте на __________ поедем в гости. (Метро)
6. Какое еще словарное
слово встретилось в этом
7. Отгадайте загадку:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы-
Уши больше головы. (Заяц)
8. С каким словом могут сочетаться данные имена прилагательные: свежие, ранние, сырые, вареные, мороженые, дорогие… (овощи)
- Проверьте. (Учитель вывешивает таблицу со словами; рядом карточки, облегчающие запоминание).
собака
аллея
земляника
месяц
метро
воскресенье
заяц
овощи
- Определите род словарных слов. (Слово «овощи» затрудняются)
Учитель закрывает слова, написанные на доске.
- Ребята, вспомните все слова, которые сейчас были написаны на доске, и правильно запишите их.
V. Изучение нового материала.
- Как определить род
имен существительных во
- Прочитайте правило (с.21)
Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственное число: имена – имя (ср.р.), фамилии – фамилия (ж.р.).
- А сейчас потренируемся
определять род имен
- Определите род имен существительных. Напишите их в единственном числе в три столбика по родам (по 1 слову «по цепочке» на доске, 4 слова самостоятельно, проверяем)
Письма, орехи, огурцы, осины, крылья, помидоры, комнаты, ракеты, болота, перья, минуты, овощи, обезьяны, мячи, голуби, ручьи, гнезда, деревья.
ОБРАЗЕЦ:
М.р.
(он, мой)
Информация о работе Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников